Бабич В. Сирийские традиции

Завершу очерки о Сирии рассказом о традициях в этой стране.

Во время пребывания ТАКР «Баку» летом 1988 года с визитом в Сирии – в Латакии и Тартусе, мы узнали некоторые подробности из ее истории и обычаях.

Сирия изначально была христианской страной, входившей в Византийскую империю. Арабские племена, захватившие Сирию в 635 году н.э., смешались с сирийцами-византийцами, перенявшими у завоевателей арабский язык и ислам. Коренное население было арабизировано. Через некоторое время старые предрассудки и суеверия византийских подданных, исповедующих христианство, переплелись с мусульманскими догматами. Подобная смесь и определила характер современного сирийца.

По национальному составу в стране – 90% арабов-сирийцев. На территории Сирии проживают также 450 тыс. курдов, 100 тыс. армян, 20 тыс. туркмен и турков и около 200 тыс. палестинцев, появившихся в Сирии после войны с Израилем 1948-1949 годов. Хотя c тех пор многие из палестинцев родились в Сирии, они формально сохраняют палестинское гражданство и не считаются сирийскими гражданами. Представители меньшинств – армяне, черкесы, курды и другие национальности не подвергаются каким-либо ограничениям или гонениям.

Самая распространенная здесь религия – ислам. Хотя влияние религии на общественно-политическую жизнь страны в современной Сирии несколько ослабло, ислам сохраняет роль доминирующей формы идеологии и подчиняет себе право, мораль, просвещение, искусство и быт.

Закон разрешает сирийским гражданам вступать в брак, независимо от религиозной принадлежности, однако в обществе осуждаются браки между мусульманами и христианами. Если мусульманин и волен жениться на христианке или женщине другой веры, то мусульманка, как правило, может выйти замуж только за мусульманина.

Повсеместно сохраняется обычай выплаты «калыма» за невесту. Это обосновывается необходимостью материального обеспечения женщины в случае развода и считается подтверждением того, что жених способен зарабатывать деньги. Величина калыма разнообразна и зависит от доходов жениха и невесты, их социального положения. Калым состоит из 2-х частей: «мукаддам» – сумма, которую вручает жених и его семья родителям невесты на приобретение имущества для молодых, и «муаххар» – сумма, которая выплачивается жене в случае развода. Размеры обеих сумм фиксируются в специальном письменном договоре, который подписывают семьи жениха и невесты и заверяет судья.

Калым стал серьезной проблемой в Сирии, так как нередко затрудняет, а то и препятствует созданию семьи по любви, приводит к поздним бракам мужчин и большой разнице в возрасте жениха и невесты. Несмотря на заповеди Корана, разрешающего многоженство, нынешняя религия не одобряет полигамии в браке. Сирийские семьи, как правило, многодетные. Нормальной считается семья, имеющая 6-8 детей.

Поддерживается и соблюдается ряд традиций и обычаев, характерных для населения отдельных районов Сирии. Так, у сирийских арабов, проживающих в горной части страны и в районе Латакии, не принято выражать вслух горе при известии о гибели родных и близких в бою с врагами. Напротив, получив такие известия, семья должна продемонстрировать перед соседями свою гордость по поводу того, что член семьи погиб смертью героя на поле брани, став «праведником». Считается, что своей смертью он искупил грехи свои и всей семьи. Отец погибшего принимает поздравления от соседей, а члены семьи устраивают ритуальный танец, сопровождаемый импровизированным песнопением во славу и память погибшего.

Характерной чертой сирийцев является стоическое отношение к смерти близких, знакомых. Определенное влияние на формирование такой черты, видимо, оказало распространение учения о переселении душ. Согласно этому учению, душа умершего тотчас переселяется в тело только что родившегося ребенка и начинает жизнь заново.

Ежегодно в Сирии соблюдается пост рамадан – «месяц рамадан, в который был ниспослан Коран». В этот месяц каждый мусульманин должен не есть, не пить, не курить от восхода и до захода солнца. Исключения из этого правила допускаются лишь для тех, кто в пути, воинов во время войны, детей до 10 лет, кормящих матерей, беременных женщин и больных. Сигналом к окончанию голодовки служит залп (когда темнота сгустится до такой степени, что нельзя будет отличить друг от друга протянутые рядом белую и черную нитки). По данным статистики, месяц рамадан – рекордный по числу тяжелых заболеваний и смертных случаев.

Врачи считают четырехнедельное голодание днем и питание ночью – преступлением против здоровья. После рамадана наступает «ураза-байрам» – праздник разговения.

В пятницу – еженедельный мусульманский праздник. Однажды попав в пятницу в город, мы увидели, что все магазины закрыты. В течение каждого дня мусульманин молится пять раз. К молитве верующих призывают муэдзины через мощные динамики, установленные на минаретах. Как только раздается призыв, мусульманин, где бы он ни находился, опускается на колени, снимает обувь и начинает отбивать поклоны в сторону Мекки.

В Латакии много мечетей, часто встречаются и христианские церкви, все в хорошем состоянии. С наступлением темноты мусульманские заведения подсвечиваются зеленым цветом, а христианские – голубым. Большинство сирийских христиан принадлежат к православной греко-византийской церкви. В 1988 году, когда мы были в этой стране с визитом, в ней была полная гармония, взаимопонимание и мир между различными религиями.

***
Во время нашего визита в Сирию в 1988 году был безусловный авторитет, власть и «культ личности» одного человека – президента Хафеза Асада, правившего страной после военного переворота в ноябре 1970 года. Повсюду были видны его портреты и прижизненные памятники. Портреты наклеены на заборах, домах, нарисованы на стенах, кое-где вделаны мозаикой в стены домов.

Хафез изначально выбрал в преемники своего младшего брата Рифата, однако, во время ухудшения здоровья Хафеза в 1983-1984 годах, Рифат попытался силой взять власть в свои руки, вследствие чего был выслан из страны.

Следующий преемник Хафеза Асада, старший сын Басиль в 1994 году погиб в автокатастрофе за рулем собственного автомобиля. Это была тяжелая утрата для семьи Асадов, так как с юных лет Басиль Асад готовился стать президентом. Он организовал в стране борьбу с коррупцией, появлялся в военной форме на официальных приемах, общался с европейскими и арабскими лидерами того периода.

В 2000 году Хафез Асад скончался от сердечного приступа после 30-летнего правления страной. Его наследником стал младший сын Башар Асад, проходивший в то время ординатуру в офтальмологическом центре в Лондоне.

На долю этого президента и народа Сирии выпали тяжелейшие испытания разрушительной войны, сведшие на нет результаты 50-летнего правления страной семьи Асадов.

На снимках:
— На улицах Латакии. Прошлое и современность.
— В Сирии Везде портреты Хафеза Асада.
— Валерий Бабич с военнослужащим Сирии в порту Латакия. Август 1988 года.

Фотографии сделаны во время визита ТАКР «Баку» в Сирию, 1988 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *