Чечельницкий В. (полковник Чечель) Расскажите немного о профессии лётчика

«И, сотрясая землю громом,
        Глуша подспудную печаль,
        Во мне гудят аэродромы,
        Зовут и плачут по ночам…»
                (В.Кузнецов)

       Сегодня, просматривая свою страничку прозы.ру, случайно наткнулся на рецензию на свой опус «Летать, ведь это не ходить. Летать — ведь это трудно. Наверно, также как любить…». При первоначальном прочтении он вызвал целую кучу размышлений и ассоциаций, что я решил продолжить эту тему, и лишь неумение работать с новым планшетом, который мне подарила жена, милая Ирина, перед поездкой на море, помешали это сделать в прошлом году. Но, поскольку ничего случайного не бывает, раз я обнаружил своё  упущение, ещё не поздно — выполняю его сейчас:

                РАССКАЗ ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА

      Василий, тема весьма ёмкая, большинство много полетавших летчиков могут вспомнить «Аналогичный случаи» — из личной практики, наблюдений аэродромной жизни,рассказов друзей-сослуживцев… У тебя всё в единственно правильном стиле изложения — повествовательном, рассказ, про то что видел, слушал, пережил… Я тоже повествую — потому и стало получаться, я вижу; — а до того — не получалось, тягомотина никому не нужна. Лётчик по сути своей носитель информации — другим недоступной, но привлекательной для читателя… Если изложить правильно — доступно, как равному с равным, ненавязчиво раскрывая профессиональные технические подробности, все понимают и могут судить, оценивать, комментировать, т.е. в форме семинара со слушателем.

      Я так всегда старался своих лётчиков полка втянуть в обсужение проблем, темы занятия, будь то зачтение шифровок по лётным происшествиям, разведсводки, изменения в боевом составе вероятного противника… Чтобы не спали и активно соображали… А на меня поэтому все занятия по командирской подготовке и сталкивали, когда непогода загоняла с аэродрома в класс. Даже, припоминаю как-то ст.врач полка свой конспект по авиа.медицине впарил — мол, не могу отлучиться из санчасти, прочти — я его не только прочёл, но устроил семинар по всей форме и теме, и было вроде как интересно, на ура занятия прошли…

       Весной 1969 года штаб 23 ВА прибыл с проверкой БГ за полгода учёбы, апрель, неустойчивая погода, заряды снега шквальные ветра… Полк летал в две смены, с утра и ночью; -вот — и продолжайте — как спланировано, а мы посмотрим. Но посреди первой смены с молодыми лётчиками — тревога, нанести условно удар по полигону, условно аэродром китайский, всеми силами полка, с бомбометанием и стрельбой штатным боекомплектом, т.е. расстрелять побольше снарядов… Я как Нач.ПДС полка был слётанным ведомым командира, всех заместителей командира полка, Нач.разведки, Ст.штурмана — всем бочкам-затычка… И меня заткнули ведомым командира 3-й эскадрильи, м-ра Салиенко, у него ведомый — НШ — уехал в отпуск…

       Чтоб не нарушать стройные рады боевого расчёта… Я спланирован был во вторую смену, по тревоге прибежал к своему самолету минут через 10, связался с РП — получил команду подрулить, если получится запустить двигатель автономно аккумулятором, без АПА… Получилось, подрулил, подвесили пару бомб ОФАБ-100-120НВ, и в паре с ком.АЭ сходу взлетели на доразведку и удар по ПВО аэродрома. Вслед за нашей парой по готовности взлетели  три звена эскадрильи…

       Погоды была сложная, 400-350 метров заряженных облаков, сильный ветер 20-25 м.сек… Мой ведущий сходу сбросил бомбы, я по его команде в сомкнутом б/п тоже сбросил, потом лихо загнул атаку с горки — это после обнаружения цели впереди по курсу или в стороне — резко с перегрузкой горка 30-40гр., крен до 150-180 гр. и, продолжая набор до требуемого угла ввода в пикирование — полупереворотом, т.е. с креном около 180 гр. и перегрузкой — чтобы потеря высоты минимальная, и было время прицелиться по целям… Влетел парой в облака, в перевёрнутом положении подтянул, не видя целей и земли, но я держался. А чего — делать? Только выразить матом  своё отношение к положению, в котором я находился…

       Всё же на вводе уменьшил крен, увеличил дистанцию… Высота вывода при атаках с углом 10гр. — предельно малая, снаряды летят рикошетом — значительно выше тебя — их видно прекрасно, изловить осколки — нет проблем. Прямо после вывода из пикирования аэродром Борзя (Чиндант), 20 км. от его же полигона — Тасырхой… Сели, заправились, подвесили бомбы, и в дежурное звено отдыхать до вечера. В сумерки ночной удар бомбами и снарядами по полигону, посадка на свой аэродром Степь. Перед сумерками прилетел на спарке УТИ ком.полка — Алаев Марат Артемович, с доразведкой погоды — срочно всем взлетать и без полигона — ввиду зарядов снега в районе — на свой аэродром.

       100 км под облаками на малой высоте, парой заходим по ВПП, её не видно, только под собой — через заряд снега… Мой ведущий м-р Салиенко получает команду пройти на север и определить — где заряд заканчивается, а мне заходить на посадку кратчайшим путем, на высоте 200 м. Сопки на 3-м развороте — 300-350 м…

       «Нет, — говорю, я захожу двумя разворотами на 180, видимость не позволяет». От траверза ДПРС на высоте 600 м — время 1,5 мин, с 18 км снижение на ДПРС с вертикальной 5 м/cек, с уменьшением до 2-3, высота 200 м в горизонте до ДПРС, с привода на БПРС до 100-80 м, визуально посадка… Весь заход прошёл в заряде снега, над ближним ярко мигал и засвечивал в сумерках КНС — кодовый неоновый светомаяк… Его я увидел только под собой, довернул на ПК. Снижаясь по инерции, плавно вывел двигатель на взлётный режим, уходя на второй круг…

       И тотчас различил входные чёрно-белые щиты начала полосы, на высоте метров 20 резко убрал обороты на МГ, бросил самлёт вниз под торец полосы, выпустил тормоза… Едва виднелись стыки плит, по ним, сдвинув фонарь, держал направление… Попытки затормозить мгновенно привело к юзу, как показалось с-т скользил по ВПП под углами до 45гр. к оси, практически неуправляемо, только рулём поворота — без тормозов — направлял в пределах ВПП… Тем не менее, переваливаясь из одного юза в противоположный, удалось не выкатиться…

       Срулил, только по фонарям светосистемы держал направление РД. Техники из ТЭЧ в 50 метрах — слышали двигатель, и совсем не различали с-т… Дорулил до стоянки на ЦЗ, выключился заранее, если тормоза не сработают… Готов был убрать шасси, при столкновении… Доложил Командующему 23 ВА — генерал/л-ту Хохлачёву В.И. И — поинтересовался — чего видел и — свой минимум…150х2, так мол, и было — при заходе. При миниуме в строю, неделю как отметился, в дежурном звене через день, как же иначе…

       ОН ответил — не 3,14-ди, я здесь уже второй час под СКП наблюдаю… А вот тебя на заходе в 200-х метрах не обнаружил, только чего-то просвистело… Ты, не ты, помалкивй… Теперь все спросили — как видимость и чего делать? Я ещё после сруливания с ВПП РП доложил — заряд, вернуть на Борзю или Безречную — ПВО, это на 40-50 км ближе… И повторил Командарму — пока ещё есть топливо — вернуть всех. Но Ком.полка на УТИМиГ-15 перебил — сел и не встревай больше, скоро сдует заряд, заходите с противоположным стартом, как откроется край ВПП…

       Три звена вскоре прошли над ВПП вне их вилимости с земли. А про моего комэску Салиенко и не вспомнили, что его послали на доразведку севернее… Только когда мин. через 10-15, парами сели с обратным стартом, при этом лётчик Витя Белов, чтобы не влететь в АТУ, которая в 50 м от торца находилась в постоянно поднятом положении — выкатываться было некуда, в 200 м жильё местных аборигенов… Так рванул на выравнивании ручку, что перепрыгнув АТУ, упал соплом выхлопной трубы об бетон, сопло сплющилось, и с-т потом благополучно списали.

       Села спарка комполка. Тогда вспомнили — а где Салиенко? Запросы — без ответа. Я по своей инициативе предложил Командующему, что время вышло, и надо заняться поиском пропавшего… Командарм замахал руками, отмахиваясь как от нечистой силы… Его нашли только на третий день поисков, всего в 6-8 км от ВПП. Там сразу же севернее аэророма полигон СВ Агинское, большой, все дивизии артиллерией крупных калибров стреляли, ракетными дивизионами с тактическими и оперативными калибрами… А наш полк мастеров боевого применения их всех обеспечивал авиационной поддержкой… До пары учений в неделю…

       Или перебрасывали за 800 км западнее, аэр.Бада, грунт, тоже дивизия — на дивизию, а мы над головами танкистов, выше танков метров на пять-десять… С-т Салиенко при ударе о скальный грунт, — плоскогорье, Маньчжурия — разрушился взрывом на мелкую алюминиевую стружку, крошку… Лонжерон крыла — самая крупная часть его, полметра, а это стальная балка конструкционной стали, держит 12-кратную перегрузку… Пистолет в кармане — завязало узлом, а пластмасса испарилась… Это только одна катастрофа, где я тоже поучаствовал, а всего их — затрудняюсь навскидку — подсчитать…
                С ув. Алексей Палий 2   09.09.2019 02:31   

+ добавить замечания

       Алексей, спасибо за очень умную рецензию… Надо время, чтобы её осмыслить, тем более в Борзе у меня батя танкист, но служил там в системе разведки по Китаю, а я сам не раз прилетал туда в отпуск. Мы через 15 минут на неделю стартуем на море, и по приезду я вернусь к нашему разговору… Удачи !!!

С уважением, жму кисть, ВВЧ. http://www.proza.ru/2014/09/01/2009

                ПРОДОЛЖЕНИЕ

        Алексей Палий-2:   04.09.2019 10:47   
«Я ещё не был прощён за предыдущее ЧП с гибелью на прыжках с парашютом зам.командира АЭ Александра Шангурова, их проводил в соседнем полку Нач.ПДС Коровин, с войны в ВДВ, ветеран с иконостасом на груди орденов. Его уволили, меня как помощнику — служебное несоответствие, и вместо очередного звания, как раз подошло — на второй круг в лейтенантах… И ком.полка долго не мог забыть, как Командарм выговаривал — «Да тебе ведь подсказывали выход из ситуации, Нач.ПДС сел, случайно тоже не свернул шею, сам откровенно признался, и тебе дураку бы послушаться. Твой же ведомый, а ведомый твой щит, сотни полётов на учениях — и не поверить ему, как самому…

       Марат Артёмович был талантливым руководителем, командиром, самым выдающимся из всех, кого знал… В 15-й ВА зам.Командующего П.С.Кутахов, будущий Главком ВВС после Вершинина, любил своего ведомого, в паре много полетали, и курировал его продвижение, Нач.ВОТП полка в Тукумсе, и его же волевым решением — командиром вновь формировавшегося — 58 апиб, был такой 58 гв.ШАП в войну, при Хрущёве расформировали… Без академии — тогда уже никто, наверное, кроме, усыновлённого Кутаховым, протеже, но командиром был бесподобным. Уже на учениях «Днепр»-67 года награждён и отмечен как лучший в авиации, и командир тоже…

       Потом в Заб.ВО укреплять китайскую границу, там было где развернуться, степи и сопки, редкие отары баранов, стреляй куда надо, только не по своим, не в направлении КП полигона, всё остальное можно… Главком в Чите и Степи бывал многократно, и для встречи с папашей приёмного сына его — Алаева — приглашали прибыть… И вот приняв рапорт Командарма, спрашивал: «А где мой Марат Артёмович, что-то не вижу?» — из-за спин больших генералов высовывался наш комполка — » Я здесьЮ, тов.Главнокомандующий»… Долго тискал в объятиях своего любимца, на глазах той ещё публики, зрителей… Отчего те зрители не любили Кутахова — как Зам.министра обороны, особенно…

       А его Гречко и любил посылать — как своего полномочного Зама. — для решения вопросов… Но с такой поддержкой Гл.маршала — наш командир и не оглядывался на вышестоящих, тем более получалось отлично, такого уровня бойцов не могло быть нигде, летали и воевали — как требовалось на войне… И сам Командарм Хохлачёв, ГСС с войны, когда китайцы объявили войну в газете КПК — от нашего Политбюро решение — приять все меры для предотвращения агрессии, внезапных ударов авиацией…

       Василий Иванович и принял меры — раз в месяц пол — Армии имитировали налёт и удар, а все истребители вели боевые действия по отражению, ни одной пропущенной цели, с контрольными кальками, плёнками ФКП — весь штаб в работе… Такие проверки устраивали внезапно, и в воскресные дни — тоже… Чтоб не пили и далеко не удалялись, от самолёта, КП, РЛП…
                С ув. Алексей Палий 2   04.09.2019 14:17   

       ВВЧ: «Дополнение пять баллов. Мы уже на море в частном пансионате в селе Лазурном. Мы — это я с тремя женщинами и гитарой, музицируем и хором поем авиационные и народные песни. Сегодня ещё один бард должен подьехать и красивая девушка из Львова, с которой я провёл у себя дома на ковре всего один урок по обучению катания на горных лыжах, и она у меня сразу поехала вживую в Карпатах.

       Вернёмся через 7-10 дней по деньгам — тогда продолжим общение…
                С ув. ВВЧ

                РЕЗЮМЕ

       В общем, я думаю, что даже из этих двух фрагментов переписки гражданскому читателю, особенно молодёжи, понятно, какой интересной может быть жизнь военого пилота, особенно лётчика-истребителя или штурмовика, по своей насыщенности и эмоциональным переживаниям, которые надолго, или навсегда, остаются в памяти. Но всё это при условии, что вы пришли в Авиацию по призванию, работа вам нравится, и самое главная — она вам по плечу. Т.е. вы не насилуете свою психику мыслями, что не соответствуете этой профессии, а значит — в любой момент при усложнении обстановки — можете разбиться… Выражаясь другими словами, наша работа не всегда ведёт к долголетию, но как же это здорово — летать…

      Сейчас, я когда вспоминаю свои 37 лет, проведенных в авиации, или читаю, как летали другие, просто испытываю кайф от полноценно прожитой жизни. И самое главное, этот кайф, несмотря на положение неходячего инвалида-колясочника, да ещё лишённого голоса — продолжается. Это я говорю вам совершенно искренне, без всякой попытки вас надурить или выдать желаемой за действительное. Тем более, если б ещё лет 15-20 назад и раньше, когда приходилось часто бывать в г. Саки, в том числе, приезжая к Тимуру Апакидзе в гости, в самом городе часто приходилось видеть спинальников на инвалидных колясках, (там санаторий).

        И я всегда их жалел и относился с сочувствием, мол, несчастные люди… А теперь понимаю, даже в таком положении можно жить в кайф — путешествовать, летать… каждый день наслаждаться жизнью — от того, что она удалась, что живёшь с любимой женщиной, что есть ученики и друзья, которые тебя навещают и помнят, что удалось написать и издать уже 17 книг, 18-ая верстается… В общем, никакой covid нас не вышибет из седла, и даже если что-то не удалось, или не удасться выполнить в этой жизни — осуществим в следующей…

               Самая красивая работа (Вадим Захаров — КВС)

Кто позвал тебя за горизонт,
кто тебе сказал, что тебе все это, надо
и какой бесспорный был резон
Рваться в небеса, через все преграды.
Просто, даже в слове высота
Слышится романтика полета
Самая красивая работа
связана с желанием летать

Оглянись назад без суеты
Вряд ли сможешь ты,
Сам себе ответить, строго
кто из вас — дорогу выбрал ты,
или же тебя выбрала дорога?
Вечно, в этом слове высота
Будет недосказанное, что-то
Самая красивая работа
Связана с желанием летать

 Проигрыш

Вечно, в этом слове высота
Будет не разгаданное что-то
Самая красивая работа
Связана с желанием летать

    П.С. Oleg 23:27 Спасибо Алексею Палий . Весь рассказ настолько будничный и настолько яркий , что не сомневаешься ни в одном слове , ни в одной запятой ! Как будто вместе с ним прошёл через всё и . . . . сел в снежном заряде , не видя полосы до самого последнего момента , когда и на второй — то круг надо решиться уйти . . . , но он сел — видимо Ангел — хранитель побеспокоился !!! Всё настолько близко и знакомо . . . В Ваших рассказах , Василич , черпаю ( как говорил Хэмингуэй ) — Праздник , который всегда со мной . . . . . А так порой не хватает нашего ЛЁТНОГО общения . . . !!! И чем дальше , тем больше . . .

   Рецензия на «Расскажите немного о профессии лётчика» (Полковник Чечель)

        Я думаю, в авиацию идут люди по призванию души; должно быть что-то этакое внутри — свобода, некая доля здорового авантюризма, конечно смелость и … Что это — …? Может быть в прежней жизни человек родился птицей, поэтому так тянет туда, в голубую высь? И конечно, если прожита жизнь полноценная, где испытана вся гамма чувств, которая только возможна, какое несчастное увядание может быть??! Нет, абсолютно согласна, человек наполненный, это человек сильный и красивый… Вот кого пожалеть, так это тех, кто не жил СВОЮ жизнь, не исполнял СВОИХ желаний, серенько прозябал в сереньком мире, никуда не совался, никому не делал добра… Те, как правило, физически еще здоровые, и стонут потом, как коротка и несправедлива жизнь. Не знаю…
                Лала Вива   20.04.2021 11:40   

+ добавить замечания
       Сударыня, Вашими устами глаголет истина — снимаю шляпу…
                С теплом, ВВЧ.

© Copyright: Полковник Чечель, 2021
Свидетельство о публикации №221042500026 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *