Северная граница Российской Федерации на сегодняшний день составляет 19 тысяч 724,1 километра. Вдумайтесь в эту цифру! Граница проходит от Норвегии на западе и до Берингова пролива на востоке и идёт вдоль побережья Северного Ледовитого океана вдоль берегов входящих в его состав морей — Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского – до мыса Дежнёва на Чукотке. Мыс Дежнёва, помимо того, что он является самой восточной точкой материковой России, к тому ещё «работает» самой восточной точкой всего Евразийского материка.
От этого знаменитого и красивого мыса рукой подать до Америки, точнее – до Северной Америки, а ещё точнее – до когда-то нашей Аляски, бездумно проданной в прошлом, не без помощи англичан, не за понюх табака Северо-Американским Соединённым Штатам. Живых денег Российская империя, кстати, так и не увидела. Ну, да ладно, речь сейчас не об этом! Ширина пролива всего 86 километров и в хорошую погоду с сопок нашей Чукотки можно вполне себе увидеть берега Аляски. Практически посередине пролива находятся острова Диомида – остров Ратманова (западный), где находится самая восточная погранзастава России, и в четырёх километрах на восток расположен остров Крузенштерна, который согласно дурацкого Договора от 1867 года о продаже Аляски и Алеутских островов, теперь принадлежит США. Посередине четырёхкилометрового пролива и проходит граница между Россией и США. Она же «служит» ещё и международной линией перемены дат, а также границей часового пояса. Вот такая у нас многофункциональная восточная граница.
А ещё эта же граница «работает» достаточно абсурдной линией соприкосновения России и Организации Северо-Атлантического договора, которую в просторечии мы называем просто НАТО. Абсурдно? Конечно! Сверху (если смотреть на карту), на севере Северный Ледовитый океан, внизу, то есть южнее, Тихий океан! Причём здесь Северная Атлантика? А вот причём – США являются теми самыми главнюками и организаторами, простите за тавтологию, которые и организовали эту пакостную Организацию!
Запомним хорошенько – с каким военным блоком граничит Россия на востоке!
Берингов пролив является судоходным и позволяет проходить через него судам всех классов и любого водоизмещения. Его минимальная глубина на рекомендованном фарватере составляет 36 метров. Пролив служит началом Северного морского пути при движении с востока на запад. Севморпуть является самым коротким путём для доставки товаров из стран Юго-восточной Азии, Китая и Японии в Европу.
Говоря о глубинах в проливе, мы должны держать в голове и то, что этим проливом могут проходить и военные корабли, чем мы неоднократно пользовались перед и во время Великой Отечественной войны, перебрасывая с вроде бы мирного (хотя какой там мирный — Япония могла напасть на нас в любой момент!) тихоокеанского театра корабли и подводные лодки ТОФ на так нуждавшийся в то время в дополнительных силах Северный флот. Поставим себе заметку на память – если по Севморпути могут проходить наши корабли и лодки, то у нашего вероятного противника (а честнее будет сказать без всяких там эвфемизмов – врага!) тоже возникает желание использовать в своих целях указанный маршрут. В этом уж будьте уверены!
Давайте отправимся в путешествие на запад – по Севморпути и не только!
Если мы пойдём от мыса Дежнёва на северо-запад и далее вдоль северного побережья России, то мы увидим порт Певек – один из главных пунктов снабжения нашей Чукотки. С недавних пор у берега Певека пришвартована российская плавучая атомная теплоэлектростанция проекта 20870 (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». И не просто пришвартована – здесь сооружён целый комплекс, который состоит из плавучего энергетического блока, береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории.
Порт Певек является исключительно важным объектом. Во время северного завоза в порт доставляется громадное количество грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование многочисленных важных стратегических предприятий, находящихся на Чукотке, и снабжение которых в силу географических и климатических условий возможно только благодаря порту, который открыт для навигации с начала июля по конец октября. В это время возможен заход в порт без сопровождения ледоколов. Население самого северного в России города Певек (видите, как часто приходится употреблять слово «самый» в рассказе о российском Севере!) – всего около пяти тысяч человек. Зачем же было так необходимо проектировать, строить и доставлять в Певек такое чудо инженерной мысли, как первая в мире ПАТЭС? Всё дело в том, что на Чукотке на только на эксплуатируемых месторождениях Майское и Кекура добывается более 10% всего золота России! Там же находятся месторождения Баимской рудной зоны — прежде всего, это медные месторождения, но там есть и другие металлы. Чукотка становится промышленным полиметаллическим регионом с очень весомым стратегическим значением! ПАТЭС «Академик Ломоносов» — это одиннадцатая в России и самая (опять САМАЯ!) северная атомная электростанция в мире. Это энергетический объект электрической мощностью 70 МВт и тепловой — 50 Гкал/ч, он может обеспечить до 100 тыс. человек электроэнергией и теплом. Поэтому 95% его потенциала будет работать на развитие промышленности региона – на смену завозимому с Большой земли мазуту и дизельному топливу пришла экологически чистая атомная энергия, что позволит переориентировать высвободившиеся транспортные объёмы на перевозку других грузов, так необходимых Чукотке.
Пошли дальше на запад, читатель? Пошли!
Мы оставили за кормой Чукотское море, прошли по мелководному Восточно-Сибирскому морю (далеко в океан выступает шельфовая плита, тоже сделаем себе зарубку на память!) и вошли в море Лаптевых, где в устье чудовищно мощной реки Лены расположился очередной порт Севморпути – Тикси. Порт Тикси – это крайний север Якутии, можно сказать, её морские ворота. Через порт осуществляется завоз в Якутию продовольственных, строительных товаров, нефтепродуктов, которые потом по главной водной артерии реке Лене доставляются во все уголки края. Обратным рейсом суда вывозят лесоматериалы, которыми так богат этот громадный край. Порт модернизируется, чтобы стать одним из важных объектов Севморпути.
Ещё пара дней пути (при хорошей погоде) и мы, оставив по левому борту порт Хатанга, а затем по правому борту архипелаг Северная Земля, и попадаем в Карское море, к устью могучего Енисея, а там уже и порт Диксон – важнейший порт Севморпути (помните, как во время Великой Отечественной войны Кригсмарине проводил операцию «Вундерланд», послав на маршрут Севморпути тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который попытался атаковать и высадить в порту Диксона десант, но был отогнан огнём наших вооружённых судов и батареей береговых орудий?). Здесь проходящие суда могут бункероваться, выгружаться и принимать генеральные грузы.
Если спуститься на юг, вверх по течению невероятно мощного Енисея, то мы попадём в самый (!) северный международный порт страны – Дудинка, круглогодично связанный с Мурманском и Архангельском. Порт является структурным подразделением «Норильского никеля» и ключевым объектом транспортной инфраструктуры Норильского промышленного района. Я думаю, что нет необходимости объяснять Вам, читатель, значимость никеля для современной промышленности и металлургии, в частности? Порт, переваливающий технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда. Одним словом – незаменимый порт! Это основной региональный транспортный узел, обеспечивающий жизнедеятельность всего Таймырского Долгано-Ненецкого и Норильского промышленного районов.
Поднявшись ещё выше по течению Енисея, мы попадём в Игарку – это самый южный порт Енисея, куда могут заходить морские и океанские суда. Он находится аж в 675 километрах от океана, от устья Енисея. Основное предназначение порта раньше заключалось в вывозе лесоматериалов и пиломатериалов из бескрайних лесов Красноярского края, однако в последнее время порт решает и новую, очень важную задачу – обеспечение поставок технологического и промышленного оборудования для освоения и развития Ванкорского нефтегазового месторождения.
Ну а мы с Вами, читатель, развернёмся на обратный курс и спустимся вниз по течению сурового, но волшебно красивого Енисея, несущего свои воды в Карское море. Мы поворачиваем с Вами на курс 270 градусов и берём курс на Сабетту – самый новый и самый перспективный порт Севморпути, построенный совсем недавно. Закладка порта состоялась 20 июля 2012 года, а уже в 2013 году порт принял первые суда. Строительство объекта, расположенного на западном берегу огромной Обской губы, шло невероятно высокими темпами. Даже тяжелейшие климатические условия полуострова Ямал не смогли помешать возведению новейшего и высокотехнологичного порта. Порт был крайне необходим для освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Строительство и развитие Сабетты (порт назван по имени посёлка, расположенного в пяти километрах) осуществляется в соответствии с распоряжением правительства России от 13.07.2012 № 1259-р. Всего лишь через семь лет после начала строительства порта, грузооборот в 2019 году вырос до 27,67 млн тонн, что на 59% больше, чем в 2018 году (17,44 млн тонн). В том числе было перегружено СПГ – 18,2 млн тонн, СГК – 1,23 млн тонн, сырой нефти – 7,76 млн тонн, генеральных грузов – 328 тыс. тонн.! На одном из участков порта производится так же круглогодичная отгрузка нефти из Новопортовского нефтяного месторождения. Но на этом развитие Сабетты не останавливается – в России планируется реализовать ещё один гигантский транспортный проект, который окажет огромное влияние на весь Севморпуть, как национальную транспортную коммуникацию, а именно железнодорожный проект Северного широтного хода, магистрали Обская – Коротчаево. Магистраль соединит Свердловскую и Северную железные дороги. Это откроет для России совершенно невероятные ранее возможности – при завершении строительства железнодорожного пути до порта Сабетта мы откроем кратчайший выход на СМП для более чем 50 млн тонн потенциальных грузов из Поволжья, Урала, Сибири и всей России. В перспективе Сабетта может изменить мировые транспортные потоки.
Ну, а мы с Вами, читатель, покинем Сабетту и направимся опять на запад к проливу Карские ворота между островами Вайгач и Новая Земля. Это – конец Северного морского пути, но не конец нашего путешествия. Итак, Северный морской путь – это действующая и перспективная транспортная артерия, позволяющая сократить расстояние от Азии до Европы более, чем в 2 раза. Для примера, возьмём два крупнейших из портов планеты – Йокогама (Япония) и Роттердам (Нидерланды). Традиционный южный маршрут через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантику имеет протяжённость 22540 километров, если же использовать Севморпуть — всего 9230 километров. Как говорится – почувствуйте разницу! Это и сокращение сроков поставки, и сокращение расходов на топливо, что значительно удешевляет перевозку товаров и благоприятно влияет на экологию за счёт уменьшения выбросов парниковых газов при сгорании судовых топлив.
Пройдя через Карские вороты, мы оказываемся в Баренцевом море, откуда уже рукой подать и до главного порта Белого моря – Архангельска.
Этот порт имеет важнейшее значение, как связующее звено каботажных линий при плавании по Баренцеву, Белому, Карскому морям и по всему Северному морскому пути. Оставим себе ещё одну зарубку на память — в Архангельске и Северодвинске находятся важнейшие предприятия кораблестроения и судоремонта — АО «Производственное объединение «Севмаш» и АО «Центр судоремонта «Звёздочка». Это стратегические и особо важные для России в целом предприятия – именно на них выпускаются и проходят ремонты и модернизации атомные подводные лодки и корабли всех классов и проектов. «Севмаш» — это колыбель атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей», современнейших многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень». Чудо инженерного гения и надёжный щит нашей страны!
В этом году должен отойти от достроечной стенки «Севмаша» тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов», который станет самым мощным и вооружённым кораблём в истории человечества!
А мы с Вами, читатель, оставив за кормой Архангельск и Северодвинск, из гирла Белого моря держим курс на Кольский залив и в Мурманск – один из крупнейших портов России и единственный незамерзающий на нашем Севере. Грузооборот порта в 2021 году составил 54.5 миллиона тонн! Впечатляющая цифра! При этом на берегах Кольского залива постоянно строятся новые и новые предприятия, причалы, доки, заводы, расширяются мощности железнодорожного узла Мурманска. Помимо всего прочего, город и порт являются основной базой нашего Росатомфлота, в который входят на март 2022 года шесть действующих атомных ледоколов («Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика», «Сибирь» и ожидаем в этом же году седьмой – «Урал»!) и единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Россия вообще является единственной страной, эксплуатирующей гражданские суда с ядерными энергетическим установками. Ледокольный флот постоянно обновляется и пополняется новыми судами, в том числе и такими ледоколами, которые могут работать в двухосадочном режиме – на мелководье и на сибирских реках они работают при малой осадке, а в море, за счёт приёма балласта в специальные цистерны – при нормальной осадке. Развитие нашего ледокольного флота, вместе с потеплением климата и сокращением ледового покрова Арктики в последнее время, позволит перейти к круглогодичной эксплуатации Севморпути коммерческим транспортом не ледового класса.
На восточном берегу Кольского залива, на полпути от Мурманска до выхода в Баренцево море, находится город Североморск – военно-морская столица вновь образованного межвидового территориального стратегического объединения – Северного военного округа. Основой СВО является Северный флот и соединения, и объединения других видов Вооружённых сил, дислоцированные на Северном театре. Я уже писал о Северном военном округе, если кто-нибудь заинтересуется – то вот ссылка, по которой Вы, читатель, сможете найти информацию по этому вопросу https://goarctic.ru/politics/severnyy-flot-novyy-voennyy-okrug/.
Итак, читатель, мы с Вами выходим из единственного в нашей стране фьорда – Кольского залива. По разным губам и бухтам залива разбросаны пункты базирования, части, соединения и объединения Северного военного округа и Северного флота. Округ и флот стоят на страже интересов нашего государства, причём не только на Северном театре, но и в разных удалённых районах мирового океана. Корабли и лодки флота постоянно несут боевую службу в Атлантическом океане, Средиземном море, Индийском океане.
Берём курс на северо-запад, оставляем по левому борту полуостров Рыбачий и вот мы уже видим высокие берега нашего северного соседа – Норвегии! Между прочим, Норвегия является активным членом той самой пакостной организации – НАТО! Итак, от берегов НАТО на севере Дальнего Востока, у Чукотки, мы дошли до наших западных рубежей и наткнулись – правильно, на страну НАТО! Я думаю, читатель, не мне Вам рассказывать о «миролюбии» данного блока самых «демократичных» стран Запада, из года в года развязывающих кровавые конфликты во всех уголках Земли, не имеющих никакого отношения к Северной Атлантике, к Европе и Северной Америке.
Всё побережье Норвегии полностью отдано в использование силами НАТО, вся деятельность Вооружённых сил Королевства Норвегии контролируется Пентагоном через Объединенное командование НАТО в Европе. Разведывательные центры, широкая аэродромная сеть для базирования истребительной, противолодочной, разведывательной и ударной авиации, центры радио- и радиотехнической разведки, исключительно удобные для базирования кораблей и подводных лодок фьорды делают Норвегию особенно важным звеном в противостоянии НАТО и России. В последние годы усиленно проталкивается вопрос о возможном базировании в подземной военно-морской базе ВМС Норвегии Олавсверн, неподалёку от города и базы Тромсё, американских атомных подводных лодок типа «Seawolf», способных нести стратегические крылатые ракеты «Томагавк». Да и сами армия и флот Норвегии представляют собой достаточно подготовленную и прекрасно вооруженную новейшими образцами вооружения и техники внушительную силу. Норвегия, наряду с другими государствами НАТО, является постоянным участником целой серии проводимых с заданной периодичностью учений (смотрите мою публикацию https://goarctic.ru/society/severnaya-svadba/.
Ну, как мы с Вами, читатель, установили – у нас на Севере слева НАТО, и справа НАТО!
А теперь давайте посмотрим – какой правовой режим у наших Северных владений?
Скажем прямо – устоявшихся и всеми признанных соглашений на данный момент просто нет!
Усиленное освоение Арктики пришлось на 19 век и скажем прямо – тогда же началось и военное противостояние различных государств в Арктике. Уж казалось бы – где Великобритания и где Арктика, но хамовитые бритты в 1854 – 1855 годах вместе со своими французскими прихвостнями нагло лезли в Арктику и старались пресечь российское судоходство, уничтожить береговые укрепления, блокировать порт Архангельск. Но получили знатно по сусалам от соловецких монахов и ушли восвояси, не солоно хлебавши.
В регионе активно добывались рыба, морской и пушной звери. И каждая страна считала возможным издавать законы, ограничивающие деятельность своих соседей, в том числе и на территориях, которые им по факту не принадлежали. Норвежцы нагло вели промысел в Белом, Карском морях, у Новой Земли, островов Колгуев и Вайгач. Пытались организовать колонизацию Новой Земли, пока в 1910 году Российская империя не выкинула их из своих северных владений.
В конечном итоге, наиболее справедливым способом делёжки посчитали секторальный подход, по которому Арктика была поделена между сопредельными циркумполярными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств. Государств таких, как Вы, читатель, понимаете, всего пять!
Согласно Постановлению Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года вся территория от Северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами 32°4’35″ восточной долготы и 168°49’30″ западной долготы, объявлялась территорией СССР.
С начала все заинтересованные стороны были, в общем-то, довольны, — это очень далеко, там очень холодно и делать там, кроме как рыбу ловить, нечего! Да и, уж Вы извините меня за моветон, вякнуть против великого и могучего СССР было себе дороже.
Однако по мере промышленного освоения Арктики, обнаружения на островах и архипелагах залежей полезных ископаемых, получения технологических возможностей работы на шельфе, активной геологоразведки шельфовых сокровищ, повсеместного сокращения и исчерпания разведанных месторождений в традиционных районах добычи, возросшей конкуренции добычи биоресурсов мирового океана стало выводить северные широты Земли во всем очевидный приоритет.
В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву. Писали её юристы, в основном, из США, и, естественно, так, чтобы как можно больше ущемить права СССР на арктические владения. Советский Союз, как Вы понимаете, сию конвенцию не одобрил, так как, согласно её положениям, территориальная юрисдикция государства распространялась только на шельф (помните, мы делали зарубку на память?), а вся вне шельфовая зона объявлялась международной. Территориальным морем же считались прибрежные воды на расстояние 12 миль от базовых линий, исключительной экономической зоной – 200 миль от базовых линий, ну, и ещё плюс 150 миль для континентального шельфа, если государство сможет доказать тем самым ООНовским американским юристам (!!!), что этот шельф является продолжением берега государства. Здорово? Вот Советский Союз и послал их, вместе со всеми их конвенциями…
Но годы шли и СССР канул в лету, в стране-правопреемнице России к власти пришёл деградировавший алкоголик со свитой казнокрадов и предателей, что привело, в том числе, и к присоединению России к данной Конвенции. Результатом ратификации этого документа стала утрата суверенитета страны над 1,7 миллиона квадратных километров акватории Северного Ледовитого океана. Хорош подарочек?
На этом наши «друзья» не остановились.
Сейчас идут попытки оспорить принадлежность России хребта Ломоносова, являющегося продолжением Евразийского континента. На лакомый кусочек претендуют Канада и Дания. Хребет был открыт в 1948 году советскими учёными и в настоящее время его принадлежность к Евразии доказана российскими учёными, которые подали в 2002 году доказательную научную базу в ООН, чиновники которой отложили вопрос принадлежности в долгий ящик. Назло врагам, научная экспедиция Арктика-2007 под руководством А.Чилингарова с использованием глубоководного обитаемого подводного исследовательского аппарата установила на хребте Ломоносова в точке Северного полюса вымпел с изображением российского флага.
Ущемление права России на арктические владения продолжается. В 1996 году по инициативе Канады был учреждён Арктический совет, в состав которого помимо вышеперечисленной Арктической пятёрки, вошли ещё три страны, непонятным образом объявившие себя Арктическими – Исландия, Швеция и Финляндия. После этого надо ожидать появления в арктическом совете ещё и Камеруна, Египта, Сомали или Турции! Ну и, конечно, теперь в состав Комитета Арктического совета влез без мыла Европейский парламент. Как же без него?
В 2010 году, во время президентской каденции Дмитрия Медведева, от владений России непонятным образом был безвозмездно отрезан кусок Баренцева моря в пользу Королевства Норвегии. Ещё один подарочек в стиле ельцинской камарильи!
Правда в последнее время создались предпосылки для роспуска Арктического совета. С мая 2021 года по май 2023 года Россия председательствует в данной организации. После начала Специальной военной операции на территории Украины семь стан-участниц решили приостановить свою деятельность в Совете из-за «вопиющего нарушения суверенитета Украины Россией» и не будут принимать участие в запланированных на май 2022 года переговорах в Архангельске. Хотя казалось бы – при чём здесь Украина? Поэтому я выражу, читатель, своё личное мнение – нам надо воспользоваться ситуацией и прекратить деятельность Арктического совета в целом. Ну какой там Арктический совет без главной арктической страны – России?
Арктика – это кладовая полезных ископаемых. Наш бывший сектор арктических владений – это продолжение наших сибирских сокровищниц. Наш шельф – это наше нынешнее и будущее богатство. Чего стоит только одно из крупнейших в мире Штокмановское газоконденсатное месторождение с его разведанными запасами в 4 триллиона кубических метров природного газа и около 60 миллионов тонн газового конденсата? Как бы не выпрыгивала из себя Грета наша, понимаете ли, Тунберг, как бы не билась она в зелёной эпилепсии, человечество никогда не преодолеет необходимость добычи и использования полезных ископаемых и углеводородов, в частности! Если даже в недалёком будущем станет возможной энергетика, основанная на синтезе изотопов водорода (термоядерные реакторы), то это даст человечеству энергию, но не материалы! Всегда будет необходимо добывать руду, нефть, газ и другие ископаемые для производства материальных благ. И это – неоспоримо, по крайней мере, даже в обозримом далёком будущем.
Итак, читатель, у России на Севере есть развитая и развивающаяся инфраструктура, пожалуй, самая развитая среди всех арктических стран. Помните – у академика Ломоносова: «Россия будет прирастать севером и северным океаном!»?
В Арктике работают важнейшие стратегические предприятия по добыче полезных ископаемых и предприятия военно-промышленного комплекса.
У России самый короткий морской путь из Азии в Европу.
У России самый могучий атомный ледокольный флот. И неатомный – тоже! Такого количества ледоколов нет ни в одной стране мира.
Северные территории нашей страны ещё практически не освоены (это не противоречит моему высказыванию о самой развитой инфраструктуре Севера в нашей стране среди других государств!). Огромность нашей территории, завоёванной нашими предками, тому причина. На нашем Севере есть места, до которых ещё не добрались геологи и другие учёные. Мы можем только предполагать о том немыслимом богатстве, которое пока скрыто от нас в земле сибирской и на северных землях. Но мы всё равно освоим их, всему свой черёд!
Мысли об этих богатствах не дают покоя нашим недоброжелателям. Всё, что я перечислил выше о международно-правовом статусе Арктики – яркое тому подтверждение. А там, где полезные ископаемые, нефть, газ и биоресурсы – там американцы с их прихвостнями всегда найдут тысячу причин для вооружённого вмешательства! Скажут, к примеру, что птичьи базары на архипелаге Новая Земля не отвечают требованиям демократии, а белые медведи установили автократию и ущемляют права моржей и тюленей… Повод всегда найдётся! И несть числа примеров этому.
Не надо быть дельфийским оракулом, чтобы предсказать, что по мере развития судоходства по Северному морскому пути, на нём обязательно появятся американские корабли для демонстративного проведения операций FONOP (Freedom Of Navigation Operation). Так наш враги называют своё «право» якобы мирного прохода по якобы спорным морским коммуникациям. Мы видели такое у берегов Крыма (последний раз американцы как-то трусанули и направили вместо себя английский эсминец «Дефендер»), в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке, портят нервы китайцам в Южно-Китайском море. Вот увидите, будут такие провокации и на Севморпути!
Акватория Северного Ледовитого океана давно стала театром противостояния наших и американских атомных подводных лодок.
Самое минимальное подлётное время для ракетного оружия по России обеспечивается при ударе через Северный полюс.
Именно поэтому Россия в последнее время, когда мы поняли все аспекты «дружелюбия» США и их вассалов, восстанавливает утраченные военные позиции в Арктике. Сейчас в некоторых направлениях мы даже превзошли советские возможности. Строятся новые базы, восстанавливаются и модернизируются полярные аэродромы, вновь заработала непрерывная зона радиолокационного освещения. Вводятся в строй радиолокационные станции высокой заводской готовности системы предупреждения о ракетном нападении. Наши военные корабли Северного флота регулярно проводят походы по маршруту Севморпути. Делается много, уж поверьте, читатель!
Но и наши враги (пусть Вам не режет ухо такое определение, поскольку это – правда!) делают всё возможное для усиления своего военного присутствия и потенциала в Арктике. Систематически проводятся учения сил и средств НАТО. США поставили задачу создать, укомплектовать и подготовить Арктическую дивизию, которую можно было бы использовать в любом регионе Арктики. Постоянно развиваются силы и базы Объединённого командования США на Аляске (ALCOM), в которую входят сухопутные войска, ВВС и береговая оборона. Штаб расположен на базе «Эльмендорф-Ричардсон». ВВС, кстати, представлены целой 11-ой воздушной армией, основу которой составляют современные истребители пятого поколения F-22 и F-35A Lightning 2. Сильное такое объединение!
Поэтому неизбежно в Арктике продолжится военное противостояние, более того, оно даже усилится, учитывая разгоняемую по всем направлениям антироссийскую истерию.
С моей точки зрения, обязательным решением должно стать образование нового флота в составе ВМФ России – Арктического флота, в дополнение к имеемым четырём флотам. Нас заставит это сделать объективная необходимость защиты Севморпути и нашего суверенитета в Арктических владениях России!
Да, и ещё – из Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года – выйти! Вернутся к секторальному делению Арктики. Сейчас самое время для этого, читатель!
Март 2022 года.
Статья, конечно, интересная, но есть вопрос: а будет или нет продолжение «Северной свадьбы»? А-то как-то незакончено там всё. Непонятно!
Продолжение будет обязательно