18 июня 1904 г. второй день рождения субмарины «Дельфин»
Проектирование и постройка первой боевой подводной лодки в России явилось началом развития отечественного подводного кораблестроения. За 119 лет в этом достигнуты немалые результаты.
В декабре 1900 г. для разработки проекта была назначена комиссия во главе с корабельным инженером И.Г. Бубновым. К весне 1901 г. проект был разработан, а пятого июля 1901 г. последовало распоряжение Балтийскому заводу о постройке лодки. Конструкторское бюро завода сразу приступило к составлению рабочих чертежей, а главным строителем «Миноносца №113» был назначен И.Г. Бубнов. Далее проект был переименован в «Миноносец №150», а 31 мая 1904 года лодка получила название «Дельфин», под этим названием она и вошла в историю.
Удачные испытания «Дельфина» доказали возможность самостоятельной постройки подводных лодок на отечественных заводах. В связи с этим Морское министерство дало указание начать разработку проекта подводной лодки большего водоизмещения, каким явилась подлодка «Касатка».
С особой остротой стояла проблема подготовки кодров для строящихся подводных лодок. В те годы в России не было никакой организации для подготовки специалистов-подводников. Единственным авторитетом в этом вопросе считался М.Н. Беклемишев, сподвижник Бубнова, на которого и было возложено дело подготовки кадров для строившихся подводных лодок.
У Беклемишева был единственный путь – готовить команды из матросов и офицеров, снятых с надводных кораблей, практическим путём, в процессе постройки и испытаний лодок. Для учебных целей было решено использовать подводную лодку «Дельфин», оставленную у стенки Балтийского завода. Если ботик Петра 1 считают «дедушкой Российского флота», то подводную лодку «Дельфин» не грех считать «Бабушкой подводного флота России», которую, к сожалению, мы не сохранили, остались только многочисленные фотографии.
Чрезмерная спешка в обучении команд на «Дельфине» привела к чрезвычайному происшествию 16 июня 1904 года, когда из 36 обучающихся матросов и офицеров погибло 24 человека. Это было 18-е погружение и все до этого проходили благополучно. Но это погружение проводил не Беклемишев, а его помощник лейтенант Черкасов, который не справился с закрытием рубочного люка, и хлынувшая вода внутрь корпуса привела к панике, затоплению лодки и гибели личного состава.
Лодка затонула на глубине 30 метров. 18 июня 1904 г., 115 лет назад, была поднята. Это было второе её рождение. «Дельфина» восстановили и осенью 1904 г. отправили во Владивосток.
«Дельфин» первая боевая подводная лодка русского флота, послужившая прототипом для последующего развития отечественных подлодок вплоть до 1917 года. В проекте первой подводной лодки русского флота были заложены основные принципы русского типа субмарин. В своём проекте Бубнов и Беклемишев отошли от типов заграничных подводных лодок и применили много новых конструктивных решений.
История первой подводной лодки «Дельфин» как интересна, так и трагична. На Дальнем Востоке «Дельфин» участвовал в русско-японской войне. В одном из боевых выходов на позиции пятого мая 1905 г. на лодке произошёл взрыв бензинового мотора, были жертвы. Лодку отремонтировали.
В период первой мировой войны «Дельфин» был перевезён на Север, для усиления флотилии Северного Ледовитого океана. Лодка использовалась в качестве учебного судна. В 1917 года лодка была разоружена и передана в порт Александровск (ныне Полярный) в разделку на металл. В порту на осушке лодка пролежала несколько лет и была утилизирована в 1920 году. К сожалению, это печальный путь многих наших исторических кораблей, в том числе и подводных лодок!
Фотографии взяты из базы данных Яндекс
Приложение:
Иван Григорьевич Бубнов — выдающийся русский инженер-кораблестроитель.
Бубнов, Иван Григорьевич
Иван Григорьевич Бубнов — выдающийся русский инженер-кораблестроитель.
Иван Григорьевич Бубнов (1872 — 1919) — выдающийся русский инженер-кораблестроитель, механик, математик, один из авторов проекта первой русской подводной лодки. Автор серии трудов математически объясняющих вопросы местной и общей прочности судов.
В 1887 году окончил Нижегородское Владимирское реальное училище. Выпускник Морского инженерного училища (Кронштадт, 1891) и кораблестроительного отдела Николаевской морской академии (Петербург, 1896). Имя занесено на мраморную доску Морской академии.
В 1891—1893 служил младшим судостроителем на Новом Адмиралтействе, участвовал в постройке эскадренного броненосца «Полтава».
Во время обучения в Морской академии разработал проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный первой премии. Разработал первый в России прибор для измерения деформаций.
В 1900 г. назначен старшим помощником зав. Опытовым бассейном. Возглавил при нём комиссию по разработке проекта первой российской ПЛ с двигателями внутреннего сгорания — «Дельфин» (состав комиссии — И. С. Горюнов, М. И. Беклемишев). В 1901 году назначен её строителем, руководил испытаниями и сдачей. С 1903 года по 1908 год начальник кораблестроительной чертёжной (КБ) МТК (Морской технический комитет), где разработал проекты ПЛ «Касатка», «Минога», «Акула», типов «Барс», «Морж» («Нерпа»). По его проектам было построено 32 субмарины.
С 1904 г. — преподаватель в Петербургском политехническом институте. В 1907 г. зачислен в списки офицеров подводного плавания. В 1908—1914 гг. руководил Опытовым бассейном. И. Г. Бубнов осуществил в 1913 г. полную модернизацию оборудования бассейна. С этого года начала функционировать вторая — динамометрическая тележка с электродвижением, спроектированная им. К 1917 г. И. Г. Бубнов закончил проект нового института, который должен был размещаться на территории Марсового поля. С 1909 г. — профессор. С 1910 г. — преподаватель в Морской академии (одновременно преподавая в Морском корпусе и Санкт-Петербургском политехническом университете).
С 1912 года — генерал-майор корпуса корабельных инженеров.
В 1910—1912 гг. и 1914—1916 гг. — консультант Балтийского завода с перерывами и с 1912—1917 гг. судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле. Был членом центрального совета экспертов, возглавлявшегося К. П. Боклевским, руководил на Балтийском заводе переделкой лёгких крейсеров в нефтеналивные суда (видимо имеется ввиду недостроенных эсминцев типа «Новик»), разрабатывал программу для речного флота.
Являлся главным конструктором нескольких типов подводных лодок: «Дельфин», «Касатка», «Акула», «Минога», «Морж» («Нерпа»), «Барс», «Ёрш», Б-1.
Впервые создал методы расчёта пластин, работающих в составе корпуса судна («Напряжения в обшивке судов от давления воды», 1902). Математически объяснил вопросы местной и общей прочности судов в последующих работах.
Его теоретические работы использовались при проектировании линейных кораблей и подводных лодок в 1908—1910 годах, частично используются и поныне.
В 1914 году под руководством Бубнова в ГУК (Главном Управлении Кораблестроения) был разработан проект дредноута. Скончался в 1919 году от тифа. С. А. Базилевский отмечал, что «После смерти И. Г. Бубнова не осталось ни его учеников, в этой специфической области, ни теоретических работ, методик, расчётов или объяснительных записок. Только готовые корабли и их чертежи…». Похоронен И. Г. Бубнов на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.