МАТРОС. В русском флоте это звание появилось в конце ХVII — начале ХVIII веков.
В ХVIII-ХIХ веков в русском флоте также присваивались звания: матроз и добрый матроз (после 5 лет службы). В середине XIX воинское звание добрый матроз вышло из употребления.
Первый рекрутский набор в матрозы был произведен в 1702 году (срок службы сначала пожизненный, с 1793 года — 25-летний, с 1874 года — 7-летний).
До 1718 года на кораблях русского флота некомплект пополнялся матросами иностранцами.
Позднее нижним чинам присваивались звания: молодой матрос (по призыву); матрос 2-й статьи (после первоначального обучения); матрос 1-й статьи (после 8 месяцев службы матросом 2-й статьи или окончания школы специалистов).
КОНДУКТОР (от латинского слова Conduce — ведущий или проводник). Воинское звание в русском ВМФ, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен. В порядке исключения это звание присваивалось нижним чинам, не имеющим унтер-офицерского звания. До середины XIX века звание кондуктора присваивалось только унтер-офицерам корпусов флотских штурманов, корабельных инженеров и инженеров по морской строительной части. Со 2-й половины XIX века звание присваивалось унтер-офицерам корабельной и береговой службы основных флотских специальностей: минерам, машинистам, рулевым, сигнальщикам, дальномерщикам, артиллеристам, трюмным, кочегарам и др. Кондукторы были ближайшими помощниками офицеров, на них возлагались обязанности по обучению нижних чинов.
Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т.д. Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет. После 1917 года это звание было упразднено.
ГАРДЕМАРИН. Звание, введенное на флоте по указу Петра I в 1716 году, присваивалось выпускникам Академии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту. После практических плаваний в звании младшего, а затем старшего гардемарина они производились в офицеры. С 1716 по 1752 и с 1860 по 1882 годы это звание в русском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений. Положение о гардемаринах неоднократно изменялось.
С 1906 года окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельный гардемарин. После 12-месячной практики они сдавали практические экзамены и производились в мичманы (судостроители и механики — в подпоручики). Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина поручика по адмиралтейству или же получали гражданский чин 10-го класса. После Октябрьской революции звание гардемарина было упразднено.
Интересная статья, полезная! Только хотелось немного уточнить: в звании кондуктОр ударение ставились на последнем слоге. В привычном, на слуху, звучании слово «кондуктор» больше ассоциируется с билетером в автобусе или что-то в механике.