Сегодня в составе ВМФ России имеется на службе корабль, которому исполнилось более 100 лет. Корабль, заложенный и спущенный в XIX веке и вступил в строй в начале XX века. Этот корабль был назван крейсером 1-ого ранга «Аврора», в честь греческой богини утренней зари, приносящей дневной свет людям. Он прошел почти столетний боевой путь, участвовал в пяти войнах и на сегодняшний день находится еще в строю ВМФ, хотя как музей, но команда на крейсере есть и служба исполняется. Свое имя он сохранил до сегодняшнего дня и вошел в историю нашей страны, ка символ революции.
На верфях было заложено и построено три крейсера-сестры одного проекта — «Аврора», «Диана и «Паллада».
На флоте потом их называли ласковыми женскими именами Агаша, Даша и Палаша. Свои имена они получили от парусных фрегатов, участвовавших в изучении и обороне Дальнего Востока.
Фрегат «Аврора» прославился при обороне Петропавловска Камчатского во время Крымской войны. Именно присутствие в порту фрегата «Авроры» не позволило захватить объединенному англо-французскому флоту Петропавловск.
Проектировались крейсера, как «истребители торговли», чтобы превосходить в скорости так называемые «эльсвикские» крейсера, входившие в то время в состав многих флотов мира, будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии «Рюрик». Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты артиллерии, недостаточная скорость хода из-за неоптимальных обводов корпуса, и долгая постройка сделали эти корабли устаревшими еще до ввода в строй. Подводная часть обшита деревом и медью для длительных действий в океане. Ненадежные котлы (к 1903 г. скорость была всего 20 узлов, дальность 3.682(10) или 4.287(9) миль), полное отсутствие защиты артиллерии и расположение всех орудий вдоль бортов ограничивали его использование в составе эскадры.
23 мая 1897 года в торжественной обстановке на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» состоялась закладка крейсера «Аврора». В закладной доске — своеобразном паспорте будущего корабля, заделанном в киль, значилось: «Строитель Корабельный Инженер Старший Помощник Судостроителя Токаревский».
Чуть менее трех лет понадобилось для того, чтобы построить корабль. 11 мая 1900 г. со стапелей Новой Адмиралтейской верфи крейсер «Аврора» под торжественный гимн военного оркестра был спущен в Невские воды.
Началась достройка. Корабль был вооружен восемью 152-мм орудиями системы КАНЭ, двадцатью четырьмя 75-мм орудиями, восемью 37-мм орудиями, двумя торпедными аппаратами (в 1906 г. за счет сокращения числа 75-мм орудий были установлены два 152-мм орудия, а в 1915 году установлены еще четыре). На корабле были установлены три паровые вертикальные поршневые машины тройного расширения, изготовленные на Франко-Русском судостроительном заводе (ныне Ленинградское Адмиралтейское объединение) мощностью 11 610 лошадиных сил, что позволяло крейсеру развивать скорость до 19,2 узлов. Сталь для корпуса и брони была выплавлена на Ижорском заводе, артиллерию изготовлена на Обуховском заводе, а все машины на Франко-Русском заводе. Постройка корабля стоила казне 6400 тысяч рублей.
«Аврора» подняла боевой военно-морской флаг 16 июля 1903 года.
Вступившие почти на год раньше «Авроры», «Паллада» и «Диана» встретили русско-японскую войну в составе Порт-Артурской эскадры и прошли все ужасы осады и сражений за Порт-Артур.
«Паллада» была торпедирована в ночь 27.01.1904 г., но повреждения небольшие (38 человек команды ранено, из них 3 умерли). Ремонт до 3 апреля 1904 года. Участвовала в бою в Желтом море 28 июля 1904 года (4 человека команды убито, 10 ранено). Потоплена 25 октября 1904 года в гавани Порт-Артура 280-мм снарядами. Поднята японцами, отремонтирована в Сасебо (новые котлы, скорость 22,75 узлов и в мае 1910 года вошла и состав японского флота под названием «Цугару». С 1920 года переоборудована в минный заградитель. Исключена из списков японского флота в 1922 года. Потоплена как мишень авиабомбами 27 мая 1924 года.
«Диана» после боя в Желтом море 28 июля 1904 года (10 человек команды убито, 17 раненых) была интернирована в Сайгоне. После войны служила на Балтике. В 1912-13 гг. прошла капитальный ремонт (установлены 10 152 — мм и 20 75-мм орудий), а в 1915-16гг. перевооружение (установлены 10 130-мм орудий). Участвовала в первой мировой войне, революции, Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. С мая 1918 г. находилась на хранении в Кронштадтском порту, а в 1922 г. разобрана на металл.
«Аврора» прибыла на войну с японцами в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. В Цусимском сражении получила около 10 попаданий снарядами 75-203мм (15 человек команды убито, 45 ранено). Среди погибших командир крейсера капитан 1 ранга Егорьев Евгений Романович, и священник корабля отец Анастасий (Рукин).
В Цусимском морском сражении 14—15 мая 1905 г. личный состав «Авроры» продемонстрировал высокие боевые качества, храбро сражаясь с превосходящими силами противника. Во время боя «Аврора» вместе с крейсером «Олег» прикрывала транспортные корабли. В 14 ч 30 мин отряд японских кораблей в составе крейсеров «Касаги», «Читозе», «Отава», «Нийтака», «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цусима» напал на транспорты. Корабли охранения, в состав которых входила и «Аврора», вступили в бой. Двадцать минут длился поединок. Многие транспорты получили серьезные повреждения. Но и враг не остался безнаказанным. Несколько русских снарядов разорвались внутри японского крейсера «Такачихо», причинив ему значительные повреждения.
В ночном бою 14 мая, отражая атаки 42 миноносцев, напавших на эскадру, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» отделилась от основных сил. Крейсер был сильно поврежден. Командир отряда крейсеров контр-адмирал О. А. Энквист, командовавший отрядом крейсеров, перенес свой флаг с «Олега» на «Аврору». Несмотря на настойчивые доводы офицеров во что бы то ни стало пробиваться во Владивосток согласно боевому приказу, он отдал распоряжение следовать к Филиппинам, в Манилу, где корабли отряда и были интернированы.
На глазах экипажа крейсера «Аврора» погиб, потопленный немецкой подводной лодкой, новый крейсер «Паллада» со всем экипажем.
До конца войны «Аврора» простояла на рейде этого города. Здесь до моряков дошли слухи о первой русской революции.
После подписания мирного договора «Аврора» вернулась в Либаву. Царские власти сочли команду крейсера неблагонадежной. Часть моряков демобилизовали, остальных списали на другие корабли, несколько человек за революционную агитацию отправили на каторгу. Весь 1906 год корабль находился в ремонте, а затем вошел в состав отряда учебных судов.
С началом первой мировой войны в 1914 году корабль был включен в состав 2-й бригады крейсеров принимал участие в боевых действиях на Балтике. Неоднократно крейсер «Аврора» участвовал в постановке минных заграждений у берегов Германии и обеспечивала минные заградители огневом прикрытии этих постановок. Однако изношенность машин и относительно небольшой ход не позволяли в полной мере использовать «Аврору» с наибольшей эффективностью.
В конце 1916 г. «Аврора» вернулась в Петроград. Кораблю требовался капитальный ремонт. Крейсер подошел к причалу Франко-Русского завода. Здесь моряки «Авроры» впервые получили возможность тесно общаться с рабочими. К 1917 года экипаж «Авроры» оказался наиболее разложенным из всех экипажей кораблей Балтийского флота. По распоряжению Центробалта крейсер был переведен из завода и поставлен у Николаевского моста. Постоянное посещение корабля рабочими и агитаторами не могло не волновать командование корабля. Стремясь ограничить общение с ними 27 февраля 1917 года, с началом Февральской революции, командир «Авроры» капитан 1 ранга Никольский распорядился усилить вооружённый караул на крейсере. Вместо вахтенных матросов были выставлены кондукторы, а офицеры.
Вскоре на «Авроре» в кубриках команды были захвачены несколько агитаторов, переодетых матросами, которые предлагали матросам не выполнять приказания офицеров и командования флота, агитировали за немедленное окончание войны с Германией.
Наиболее революционно настроенные матросы стали распространять в команде слухи, что корабль собираются использовать, как плавучую тюрьму. Никольский, узнав об этом и опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера.
Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте негативно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Некоторые начали выкрикивать оскорбления в сторону командира и офицеров, а некоторые попытались с ними расправиться. Выведенные на шкафут агитаторы стали призывать матросов к восстанию.
И когда возникла угроза расправы над офицерами командир крейсера Никольский и старший офицер крейсера П. П. Огранович открыли по беснующийся толпе матросов и агитаторов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела.
Выстрелами были ранены трое матросов: двое легко и один смертельно — Прокофий Яковлевич Осипенко (был впоследствии похоронен на Марсовом поле).
Никольский немедленно доложил в Адмиралтейство о произошедшем. Из Адмиралтейства последовало предложение прислать сотню казаков для усмирения бунта на корабле. Михаил Ильич категорически отказался от этой меры, рассчитывая на благоразумие команды.
Для объяснения ситуации командир приказал построить команду на верхней палубе и пытался объяснить каждой роте моряков ситуацию на крейсере и в городе, объясняя происходящие в Петербурге беспорядки изменой и провокацией, организованной немцами, и называл агитаторов немецкими шпионами.
Однако, в адрес командира и офицеров из строя слышались открытые угрозы. Агитаторы находились все еще на корабле.
Убедить команду в необходимости военной службы не удалось.
Ночью Никольский вызвал к себе в каюту старшего механика и передал ему своё обручальное кольцо и нательный крест для передачи жене в случае, если с ним что-то случится.
На мостике «Авроры» по приказанию командира были установлены пулемёты, чтобы избежать нападения с берега и бунта команды.
Утром был созван офицерский совет, на котором большинство офицеров настаивали не открывать больше огонь, даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером.
14 офицеров, 3 гардемарина и 11 кондукторов не могли рассчитывать на поддержку большей части команды, следовательно, кровопролитие было бы бесцельным. По мнению офицеров.
После побудки 28 февраля команда крейсера приступила к приборке помещений. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооружённые люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти вместе с ними в город.
По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов Михаил Ильич ушёл к себе в каюту.
Толпа рабочих и агитаторов заполнила корабль. Наиболее революционными матросами был захвачен арсенал крейсера и пулеметы. Всё оружие, было роздано на руки матросам и рабочим. На юте начался митинг. Некоторые матросы требовали немедленной расправы над командирами, стрелявшими в матросов. Было принято решение арестовать командира и старшего офицера. По настоянию некоторых матросов командира и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, ставший штабом революции.
Командира и старшего офицера несколько вооруженных матросов выволокли на палубу крейсера. С них сорвали награды и погоны.
А когда их начали сводить на берег, рабочие предложили, чтобы Огранович и Никольский шли впереди и несли красный флаг. Оба категорически отказались. Никольский бросил красный флаг на землю.
Машинист Николай Брагин выстрелил ему в голову из револьвера и убил, а машинист Сергей Бабин ударил штыком старшего офицера Ограновича в горло и тот упал обливаясь кровью.
Бросив трупы убитых офицеров, матросы с рабочими дружно отправились к Таврическому дворцу. Остальные офицеры, после ухода команды и расправы над командирами просто ушли с корабля.
Павел Павлович Огранович чудом остался жив. Вылечился и перебрался на юг, где вступил в белую армию и сражался с красными. Был убит 31 июля 1920 года.
Потом Брагин оправдывался, что убил командиров за то, что убили братишку Осипенко.
Никольский Михаил Ильич — молодой успешный командир, имеющий пять боевых наград участник Русско-японской войны и минной войны на Балтике Михаил Никольский пришел на «Аврору» зимой 1916 года. Главной его задачей была подготовка крейсера к капитальному ремонту. В сентябре 1916 года «Аврора» выгрузила артиллерийский боезапас в Кронштадте и встала в ремонт. Но уже в начале февраля 1917 года стало понятно, что Франко-русский завод (ныне Адмиралтейские верфи. – Прим. ред.) не укладывается к назначенному на 15 апреля сроку. Причина – нехватка рабочих рук, рабочие Петрограда начинают бастовать. Михаил Никольский после совещания с руководством завода принимает решение заменить бастующих рабочих матросами «Авроры» и продолжить ремонт крейсера. Однако матросы в цехах завода сразу же попадают под агитацию социалистов-революционеров, составлявших большинство среди политически активных рабочих.
Фактически, после убийства офицеров и бегства оставшихся власть на корабле взяли в свои руки матросы. На корабле, первом из кораблей Балтийского флота, был сорван Андреевский флаг и поднят красный флаг. Крейсер «Аврора» первым из кораблей Балтийского флота отказался подчиняться командованию флота и выполнять приказания. Образованная, на корабле при содействии рабочих, большевистская организация «Авроры», являвшейся самой многочисленной среди воинских частей Петроградского гарнизона.
Матросы «Авроры» принимали участие во всех событиях, связанных с борьбой за установление революционной власти. Они участвовали в демонстрациях, вели пропагандистскую работу на других кораблях, призывали матросов с других кораблей не подчиняться распоряжениям Временного правительства и приказаниям своих офицеров.
Июльские события, расстрел рабочей демонстрации резко изменили обстановку в стране. Партия большевиков взяла курс на вооруженное восстания.
На общем собрании команды корабля был избран представитель «Авроры» в Центробалт. Им стал большевик матрос А.В.Белышев. В сентябре он же стал и председателем судового комитета.
Судовой комитет «Авроры» под руководством ячейки РСДРП(б), подчиняясь Центробалту, в начале октября отказался выполнять приказы Керенского и Временного правительства. Моряки не выполнили приказ командующего Балтийским флотом и не вывели корабль из Петрограда, а наведя разведенный Николаевский мост, помогли красногвардейским отрядам Васильевского острова пройти к центру города.
В Центральном военно-морском музее хранится немало документов, рассказывающих об участии моряков-авроровцев в Октябрьской революции. Зная о близком вооруженном выступлении народа, матросы стремились ускорить ремонтные работы и привести крейсер в состояние боевой готовности. В восстании крейсеру отводилась особая роль. На нем планировалось создать запасной командный пункт, один из филиалов штаба во главе с В.А.Антоновым-Овсеенко.
24 октября 1917 г. представители крейсера были вызваны в Смольный. По поручению команды в штаб революции направились председатель судового комитета А.В.Белышев и член комитета Н.И.Лукичев. От имени Военно-революционного комитета Я. М. Свердлов назначил Белышева комиссаром «Авроры».
Скоро голос «Авроры» услышал весь мир. Корабельная радиостанция передавала воззвание «К гражданам России», написанное В. И. Лениным: «Временное правительство низложено, государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
7 октября 1917 года комиссар «Авроры» Белышев вместе с комендором Е.П.Огневым в 21 ч 40 минут увидев на мачте Петропавловской крепости световой сигнал, произвели холостой выстрел бакового орудия крейсера. Этот выстрел стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Услышав выстрел с «Авроры» на Дворцовой площади отряды рабочих, солдат и матросов бросились на штурм Зимнего дворца. Среди них был и отряд моряков-авроровцев. Власть в стране была взята большевиками.
Началась гражданская война. Большинство моряков крейсера «Аврора» ушли с корабля и воевали на многих фронтах, ездили с продотрядами по деревням, охраняли учреждения новой Советской власти.
После революции крейсер «Аврора» был переведен в Кронштадт и поставлен на длительную консервацию с минимальным количеством команды.
После окончания гражданской войны было принято решение о восстановлении кораблей и создании советского флота.
Некоторые авроровцы вернулись на родной корабль с фронтов гражданской войны и вместе с призванными по ленинскому призыву комсомольцами отремонтировали крейсер.
23 февраля 1923 г. на «Авроре» вновь был поднят военно-морской флаг. Крейсер включили в состав отряда учебных кораблей Балтийского флота и на долгое время стал кузницей подготовки командных кадров. Школу морской выучки на крейсере проходили многие курсанты и слушатели высших военно-морских учебных заведений.
Героизм, высокий моральный дух проявили курсанты морского училища, проходившие практику на «Авроре», в ночь на 20 июля 1923 г. В ту ночь «Аврора» стояла на Большом Кронштадтском рейде невдалеке от форта Павел. Сигнальщики крейсера заметили поднимавшийся на форту дым. В форту хранились мины, и в любой миг они могли взорваться. Трудно было представить последствия такого взрыва. Ведь рядом стояли боевые корабли. Легко сдетонировал бы весь боезапас. Не теряя ни минуты, курсанты во главе с начальником учебного отдела училища военмором В. Гедле сели в шлюпку и направились к форту. Они увидели, что на берегу горит мина. Потушить ее не удалось. Тогда будущие офицеры решили сбросить ее в воду. Но когда до береговой черты оставалось всего несколько метров, последовал взрыв. Курсанты Г. Альтман, К. Казаков, М. Ущерович погибли. Смертельно раненный В.Гедле скончался в госпитале. Ценой собственной жизни курсанты спасли форт и стоящие на рейде боевые корабли. Советское правительство высоко оценило героизм курсантов. Все они были награждены орденами Красного Знамени.
19 июля 1924 года оставшимся в живых курсантам Ф.Седельникову, В.Полещуку, Н.Моралеву, К.Сокольскому и А.Евсееву в торжественной обстановке были вручены ордена.
В июле 1924 г. крейсер «Аврора» совместно с учебным кораблем «Комсомолец» с курсантами на борту совершил первое после Великого Октября заграничное плавание. Корабли, успешно преодолев около шести тысяч миль вокруг Скандинавии, благополучно дошли до Архангельска и вернулись обратно, посетив норвежские порты Берген и Тронхейм.
В порту Берген и корабли посетила советский полпред в Норвегии А. М. Коллонтай.
В дальнейшем «Аврора» совершила много дальних заграничных походов и везде авроровцы с честью несли военно-морской флаг своей страны.
В годы Великой Отечественной войны «Аврора» стояла в Ораниенбауме (Ломоносове). Пушки крейсера были сняты и установлены на Вороньей горе под Дудергофом, а одна — на бронепоезде «Балтиец». Пушки крейсера громили врага, пытавшегося захватить родной город.
30 сентября 1941 года от прямого попадания авиабомбы крейсер лег на дно Ораниенбаумской бухты. Оставшиеся авроровцы сошли с затонувшего корабля и сражались в частях морской пехоты под Ленинградом, высаживались в десантах, воевали на других кораблях Балтийского флота. Многие из них погибли при высадке Петергофского десанта.
После прорыва блокады Ленинграда 20 июля 1944 года крейсер был поднят и в 1945 году, отбуксирован в Балтийский завод для ремонта. Начался его ремонт. Длительное нахождение в воде дали знать себя. Ремонт продлился долгие четыре года.
Но крейсер являлся символом революции, давшим победный залп. Деньги на его восстановление выделились незамедлительно. Были возращены и установлены на свое место орудия крейсера. И 17 ноября 1948 года крейсер был поставлен на вечную стоянку у Нахимовского училища. Официально «Аврора» была передана Нахимовскому училищу и стала учебной базой юных моряков.
В 1950 году на корабле официально открыт филиал центрального военно-морского музея.
Однако помимо музея крейсер «Аврора» продолжал числиться в составе Балтийского флота. Ежедневно под мелодичный звон склянок и звуки оркестра, на «Авроре» поднимался Военно-морской флаг СССР. На бело-голубом полотнище были изображены два ордена, которыми награжден корабль – орден «Красного Знамени» и орден «Октябрьской Революции».
А с 1991 года стал подниматься, как и на всех кораблях России сине-голубой Андреевский флаг, как и было при введении крейсера в строй боевых кораблей.
Крейсер «Аврора» был символом революции, но был интересен экскурсантам как корабль еще аж конца 19-ого века. Он был весьма интересен своей оснасткой, боевыми постави, устройством и бытом матросов. Каждый день на крейсер выстраиваются многочисленные экскурсии с петербуржцами и гостями города.
На корабле, поднимается военно-морской флаг, строиться команда, бьют склянки, сменяются вахты. Гордо несут вахту у трапа «Авроры» матросы с ленточками с гордой надписью «Аврора». Более, чем столетняя флотская служба «Авроры» продолжается, а корабль и сегодня находится в строю боевых кораблей Балтийского флота.
Начало лихих девяностых годов ознаменовались большим скандалом, связанным с вечеринкой на «Авроре», где упившиеся руководители Санкт-Петербурга и одуревшие от спиртного артисты и артисточки, выделывали на борту корабля всякие непотребности, и даже в раздетом виде прыгали с борта крейсера в воду.
Уже в двухтысячных годах «Аврору» внезапно было принято решение вывести из строя боевых кораблей и закрыть на ней филиал военно-морского музея, а сам крейсер порезать. У страны и Министерства обороны не оказалось денег для содержания корабля «символа Военно-морского флота России». Ветераны флота, чтобы спасти уникальный корабль для потомков, предлагали выкупить его. Кто-то даже начинал сбор денег, однако они не понадобилось.
Сменились времена и власти, сменились эпоха и «Аврору» поставили в очередной ремонт на судостроительный завод.
Ремонт был произведен качественно, и «Аврора» заняла свое место на штатном месте. И снова, как и прежде на «Аврору» выстраиваются толпы экскурсантов, чтобы ознакомиться с легендарным кораблем, участвовавшем в четырех войнах, и даже в знаменитом Цусимском сражении.
Сегодня крейсер «Аврора» является не только символом революции, а прежде всего экспонатом флота той эпохи, в корой он служил нашей стране.
Фотографии взяты из базы данных Яндекс
Довелось быть на нём в командировке, о чём обязательно напишу.
Алексей напишите будет весьма интересно. В 1979 году весной в наш класс во ВВМУРЭ имени Попова пришел высокий черноволосый парень с ленточкой АВРОРА. Это был Коля Романов по-моему. Его отчислили от ВВМУРЭ год назад по успеваемости с курса, который старше нас на год. В течении месяца он был в нашем классе и должен был сдать экзамены по предметам, из-за которых его отчислили от училища год назад. Он не смог сдать по каким-то причинам и его отправили дослуживать назад на «Аврору». Жалко, хороший был парень и хотел стать офицером. Много рассказывал о службе на «Авроре». Так сказать мы узнавали «Аврору» немного изнутри. Как-то в увольнении мы с ним вместе ходили на «Аврору» и он показал мне много такого, что туристам не показывают.
Да, скоро будет про первую командировку на этом крейсере. И туристам действительно многого не показывают.
Благодарю за рассказ! В первом заграничном походе «Авроры» при Советской власти вокруг Скандинавии в 1924 году в группе курсантов Военно-морского училища (с 1925 — Училище им. Фрунзе) был и мой дедушка — Аугьяров Э.Г.
В 1974 году на крейсере «Аврора», через 50 лет после того похода, всем оставшимся в живых бывшим курсантам был вручён знак «За Дальний поход». В том числе — и моему дедушке.
Очень интересно. Если есть воспоминания — напишите. Опубликуем. Надо оставить память для потомков
Прочитал с интересом.Мой дедушка строил «Аврору». Храню оригинал его Аттестата который выдавался в то время вместо трудовой книжки.Копию передал на «Аврору»