Историю флота надо изучать не только по победам, но и по поражениям, чтобы подобное более никогда не допустить и не повторить. Опыт показывает, что у нас при изучении истории любят больше говорить о победах, начисто забывая о поражениях. И когда поражение повторяется в результате тех же ошибок, то это говорит о том, что история не учит, что историю на учат во всяком случае, так как следует это делать. Российский флот имел два сокрушительных поражения за всю историю. Это 2-ое Роченсалмское сражение и Цусимское сражение. А кто знает об этом. И если о Цусиме многие слышали, то о 2-ом Роченсалмском сражении, знают лишь некоторые специалисты-историки, работающие по этим направлениям.
Так что же случилось в Роченсалме, рядом с финским островом Котка (орел — по фински)?
В 28-29 июня 1790 года русский флот потерпел сокрушительное поражение на Роченсалмском рейде у о. Котка.
Россия в это время вела в Средиземном море войну с Турцией и нападение Швеции — было ударом в спину. Основные сражения происходили на суше. 21 июня 1788 года шведские войска перешли границу с Россией и осадили Нейшлот.
Война между Россией и Швецией была начата Швецией и поддержана против России Великобританией, Голландией и Пруссией с целью возвращения территорией, утраченных в ходе предыдущих войн с Россией. Вопрос Швеции нападения на Россию был согласован даже с турецким султаном. Каждая из сторон — организаторов этой войны планировала из этой войны иметь свои дивиденды.
Вести одновременно две войны было весьма сложно даже для России и на это и был расчет шведского короля и его союзников и подстрекателей. Была надежда, что Россия не выдержит вести одновременно две войны.
Екатерина Вторая вызвала с Черного моря на Балтийское одного из любимых своих адмиралов — принца Шарля-Анри Нассау-Зигена. Он отличился в войне с турками и имел некоторый авторитет. По натуре это был международный авантюрист, нанимавшийся в услужение различным странам. Склонность Нассау-Зигена к авантюрам и привела к разгрому шведами русского гребного флота в сражении при Роченсалме. Это было уже второе сражение.
Перед этим сражением на море уже были Гогландское сражение, Элландский бой, 1-ое Роченсалмское сражение, Ревельское сражение, Красногорское сражение, Выборгское сражение, которые практически были выиграны русскими.
Последние сражение русские проиграли, то есть были разгромлены.
Верельский мирный договор закончил эту войну. Результатом стало сохранение предвоенных границ. Стороны остались при своих интересах. И если бы не было этого поражения, то Финляндия вошла бы в состав России на 15 лет раньше.
Сражение при Роченсалме хорошо описано в записках адмирала Чичагова Павла Васильевича «Заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал»
Второе Роченса́льмское сражение — морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 9—10 июля (20-21 июля) 1790 года на рейде города-крепости Роченсальм (швед. Svensksund, фин. Ruotsinsalmi; с 1878 года — финский город Котка) в проливе между островами Балтийского моря Коткансаари, Муссало и Куутсало. Шведские военно-морские силы нанесли сокрушительное поражение Российскому флоту, что привело к окончанию практически уже выигранной Россией русско-шведской войны на невыгодных для русской стороны условиях.
Попытка штурма Выборга, предпринятая шведами в июне 1790 года, не увенчалась успехом: 4 июля 1790 года шведский флот, блокированный русскими кораблями в Выборгском заливе, с трудом вырвался из окружения ценой значительных потерь. Отведя галерный флот к Роченсальму (основной состав парусных боевых кораблей, уцелевших при прорыве выборгской блокады, ушёл на ремонт в Свеаборг), король Густав III и флаг-капитан подполковник Карл Олаф Кронстед начали подготовку к предполагаемой атаке русских.
6 июля были сделаны окончательные распоряжения об организации обороны.
На рассвете 9 июля 1790 года, в виду приближающихся русских кораблей, был отдан приказ к началу сражения.
В отличие от первого Роченсальмского сражения, русские решили прорываться на шведский рейд с одной стороны Роченсальмского пролива. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген подошёл к Роченсальму в 2 часа ночи и в 9 часов утра, без предварительной разведки, начал бой — вероятно, желая сделать подарок императрице Екатерине II ко дню восшествия на престол.
С самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, закрепившегося на Роченсальмском рейде мощным Г-образным якорным строем — несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии. В первый день сражения русские корабли атаковали южный фланг шведов, но были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, а также стоявшими на якоре шведскими галерами и канонерскими лодками.
Затем шведы, умело маневрируя, переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе панического отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами и затонули или опрокинулись. Несколько русских парусных кораблей, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен, некоторые были сожжены огнем артиллерии.
Утром следующего дня шведы закрепили свою диспозицию новой успешной атакой. Остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма.
Вот как описывает это сражение адмирал Ф.Ф.Веселаго:
Нассау-Зиген после успешного преследования шведских судов, имевших ход лучше наших, сосредоточил свои силы у Фридрихсгама, поблизости которого на большом Роченсалмском рейде находился гребной флот неприятеля.
Шведские суда расположены были в крепкой позиции, южнее большого рейда. Между большими судами стояли галеры и канонерские лодки, на флангах за островами – бомбардирские суда, а на островах построены артиллерийские батареи. По обоим флангам тянулись линии канонерских лодок и иол. Северный проход, так же как и в прошлом году, был завален, и транспорты, охраняемые 20 судами, стояли на малом рейде. Общее число военных неприятельских судов, не считая транспортов, доходило до 300.
Жаждавший победы, отважный и нетерпеливый Нассау-Зиген 28 июня двинулся к неприятелю, несмотря на неблагоприятный для наших судов сильно свежеющий ветер. Сражение началось в десятом часу утра. На нашем левом фланге, или в авангарде, находился Слизов с канонерскими лодками, каиками и батареями, поставленными на шпрингах в близком расстоянии от неприятеля. Галеры и другие гребные суда держались на веслах. Среди разгара боя, когда наши парусные суда начали подходить в первую линию, в интервалы между судами гребного флота, несколько канонерских лодок отряда Слизова, вследствие страшного утомления гребцов, были брошены на линию галер, которые смешались в беспорядке с парусными судами. Шведские канонерские лодки воспользовались этим и, приблизившись к сбившимся в кучу русским судам, открыли по ним сильный огонь, нанесший значительный ущерб и панику.
С восстановлением порядка, при успешном действии плавучих батарей, суда стали занимать свои места, и сражение с новой силой загорелось по всей линии. Но засвежевший ветер и увеличившееся волнение препятствовали правильному движению наших судов, качка мешала верному прицелу орудий, и выбившиеся из сил гребцы падали от изнеможения.
Между тем, шведы из-за островов наносили русским страшные поражения. После пятичасового упорного сражения, когда часть неприятельских гребных судов направилась в обход нашей флотилии, наши канонерские лодки начали поспешно отступать к югу и выходить из-под выстрелов. При продолжающемся сражении некоторые из наших галер, получивших подводные пробоины, стали тонуть, а сильным ветром суда срывало с якорей и разбрасывало по прибрежным камням.
В восьмом часу вечера Нассау-Зиген, прекращая бой, приказал жечь те из парусных судов, которые не было возможности спасти. Потеря наша в этом сражении состояла из 52 судов и более 7 тысяч человек выбывших из строя.
Находившийся при Нассау генерал-майор Турчанинов о деле 28 июня пишет: «Причина поражения – беспредельное рвение принца Нассау найти и разбить неприятеля и опрометчивость его в равном градусе с помянутым рвением; все сие не допустило его сперва исследовать подробно отысканного неприятеля в его силах и положении и потом приуготовить канонерские лодки с такой благонадежностью, чтобы быть уверену в пользе употребления оных».
Потери российской стороны в сражении составили около 7400 (из 18 500) человек убитыми, ранеными или захваченными в плен. Было потоплено, повреждено, сожжено или взято на абордаж 64 русских корабля, захвачена в качестве трофея треть русского флота — 22 боевых корабля, в том числе флагманский почти сгоревший корабль Нассау-Зигена «Катарина». Шведские потери составили 4—6 потопленных кораблей и около 300 человек убитыми и ранеными.
Одним из кораблей, потопленных в ходе сражения, стал русский гребной фрегат «Святой Николай». В 1948 году хорошо сохранившийся корпус фрегата был обнаружен на дне Финского залива на глубине 16 м близ Котки. До настоящего времени финские водолазы, исследовавшие корпус судна, извлекли из него около 2300 исторически ценных предметов. В 1975 году с борта корабля было поднято большое количество оружия, а также останки русских моряков, позднее захороненные на православном кладбище Котки.
Шведы потеряли 6 судов, а русские – 64 (часть русских судов были захвачены или спустили флаги). Русские потеряли в этом сражении 64 судна и более 7 тысяч человек, выбывшими из строя (убитыми, утонувшими, захваченными в плен).
Среди захваченных шведами и потопленных судов были:
— гребной фрегат «Катерина» (сильно поврежден и выброшен на берег и сожжен экипажем (спаслось 84 человека из 250) (командир Е.М.Рябинин)
— гребной фрегат «Константин» (спаслось 4 человека из 250) (командир А.Х.фон Сакен)
— гребной фрегат «Мария» захвачен шведами, но сгорел (спаслось 70 человек из 250) (командир Ф.И.Денинсон — погиб, В.Чичерин – спустил флаг)
— гребной фрегат «Николай» захвачен шведами, но сгорел (спаслось 12 человек из 250) (командир Марчал)
— полупрам «Барс» (26 пушек),
— полупрам «Леопард» (28 пушек),
— полупрам «Верблюд» (10 пушек) (командир А.И.Перхуров)
— полупрам «Лев» (10 пушек) (командир И.М.Епанчин)
— бомбардирский катер № 1 (спаслось 27 человек из 76)
— бомбардирский катер № 2 (спаслось 21 человек из 76) (командир И.Г.Макаров)
— бомбардирский катер № 3 (спаслось 2 человека из 76) (командир П.П.Клавер)
— шебека «Минерва» (командир М.И.Голенищев-Кутузов) (спаслось 21 человек из 230)
— шебека «Беллона» (спаслось 9 человек из 230), (командир Л.И.Кичкалов)
— шебека «Прозерпина» (спаслось 11 человек из 230), (командир С.В.Бакеев)
— шебека «Диана» (спаслось 19 человек из 230), (командир И.А.Карпов);
— полушебека «Лев» (спаслось 38 человек из 120), (командир И.О.Солтанов)
— полушебека «Медведь» (спаслось 2 человека из 120), (командир Н.Г.Дунилов)
— полушебека «Орел» (спаслось 19 человек из 120), (командир М.Г.Коковцев)
— полушебека «Дракон» (командир А.П.Еремеев),,
— полушебека «Кит» (спаслось 2 человека из 120), (командир Ф.К.Митьков)
— полушебека «Олень»,
— полушебека «Тигр» (спаслось 16 человек из 120) (командир И.И.Кушелев),
— полушебека «Барс» (спаслось 2 человека из 120), (командир Г.Я.Мячаков),
— полушебека «Рысь» (командир И.А.Бесстужев)
— полушебека «Волк» (командир Д.Ф.Лупандин)
— плавбатарея № 1 (спаслось 12 человек из 128), (командир Цукато)
— плавбатерея № 2 (спаслось 11 человек из 128), (командир Фурьер)
— галера «Безделка» – захвачена шведами,
— галера «Петербург»,
— галера «Хитрая», (командир Л.И.Момбильи) — захвачена шведами – держал свой флаг командир дивизии авангарда капитан 2 ранга Д.П.Казин
— галера «Сорока», — захвачена шведами
— галера «Ворона» (командир Кривота), — захвачена шведами
— галера «Пустельга», — захвачена шведами
— галера «Стерлядь»,
— галера «Тихвин», (командир П.Н.Курганов) — захвачена шведами
— галера «Тверь» (командир фон Гейзер) — захвачена шведами
— галера «Устюжина», (командир А.А.Жохов) – захвачена шведами
— галера «Орел», (командир Г.Муравьев) – захвачена шведами
— галера «Кулик», — захвачена шведами
— галера «Нарва»,
— галера «Соммерс»
— галера «Тютерс», (командир П.П.Бекман)
— галера «Сескар» – (командир А.Г.Перелешин)
— галера «Пени» — (командир А.М.Пильгард)
— десять каек,
— дубель-шлюпка № 1
— дубель-шлюпка № 2
— дубель-шлюпка № 3
— дубель-шлюпка № 4
— шесть канонерских лодок
— кайка «Перехват»
— кайка «Пригожая» (командир Селиванов)
— кайка «Светлая» (командир Козочкин)
— кайка «Веселая» (командир Матвеев)
— кайка «Ясная»
— кайка «Залет»
— кайка «Пролет» (командир Д.Я.Рудаков)
— кайка «Злобная»
Участвовали в сражении:
— гребной фрегат «Автроил» захваченый у шведов, (командир О.В. фон Эссен) под флагом Т.Г.Козлянинова
— 14 пушечный бомбардирский корабль «Перун» — командир Ф.А.Дебособр, И.М.Филатов
— шебека «Быстрая» (командир Ф.П.Тимирязев)
— плавбатарея № 3 «Непобедимая» (командир К.К. фон Гепард)
— бомбардирский катер № 4 (командир Н.Бардаков)
— галера «Сокол»
— галера «Кагул»
— галера «Килия»
— галера «Галка»
— галера «Могилев»
— галера «Полоцк»
— галера «Орша»
— галера «Фокшаны»
— галера «Снегирь»
— галера «Ауза»
— галера «Буйная»
— галера «Зарез»
— галера «Ларга»
— галера «Лебедь»
— галера «Осетр»
— галера «Финляндия»
— галера «Устрица»
— галера «Исакча»
— галера «Журжа»
— галера «Перепелка»
— галера «Сестербек»
— галера «Лемнос»
— галера «Вильманстранд»
— галера «Москва»
— галера «Пернов»
— галера «Село Сарское»
— галера «Красная горка»
— галера «Петергоф»
— галера «Торсар» (командир П.Г.Яминский)
— галера «Молога»
— галера «Чагодища»
— галера «Шексна» (командир Дмитриев)
— галера «Вульф» (командир Волоцкий)
— галера «Жаворонок» (командир Е.И.Лупандин)
— галера «Журавль» — флаг командира дивизии арьергарда Турневити
— галера «Кронверк» (командир Д.Д.Карута)
— галера «Ласточка»
— галера «Малая Нева»
— галера «Смелая» (командир П.П.Бекман)
— галера «Храбрая» (командир И. Софиано) – держал флаг командир дивизии кордебаталии капитан-лейтенант В.И.Борисов – спасла из воды 236 человек
— галера № 1
— галера № 2
— галера № 3
— галера № 4
— галера № 5
— галера № 6
— галера № 7
— галера «Легкая»
— галера «Славная»
— галера «Спесивая»
— галера «Страшная»
— галера «Счастливая»
— галера «Антипарос»
— галера «Друг»
— галера «Умная»
— галера «Бодрая»
— галера «Быстрая»
— галера «Волга»
— галера «Двина»
— галера «Злая»
— галера «Костыль»
— галера «Дон»
— галера «Нева»
— галера «Свияга»
— галера «Лифляндия»
— галера «Треска»
— галера «Черепаха»
— галера «Выборг»
— галера «Корон»
— галера «Модон»
— галера «Рига»
— галера «Динаминд»
— галера «Фридрихсгам»
— галера «Ижора»
— галера «Биорк»
— галера «Иния»
— галера «Черный Дрозд»
— бригантина № 1
— бригантина № 2 (Славолюбивая)
— бригантина «Вахтмейстер»
— прам «Гремящий» (командир А.В.Певцов)
— полупрам «Верблюд» (командир А.И.Перхуров)
— полупрам «Лев» (командир И.М.Епанчин)
— дубель-шлюпка № 5
— дубель-шлюпка № 6
— дубель-шлюпка № 7
— дубель-шлюпка № 8
— дубель-шлюпка ДШ № 1
— дубель-шлюпка ДШ № 2
— дубель-шлюпка ДШ № 3
— дубель-шлюпка ДШ № 4
— дубель-шлюпка ДШК № 3
— дубель-шлюпка ДШК № 4
— кайка «Дезжая»
— кайка «Осмотрительная»
— кайка «Скорая»
— кайка «Цапкая»
— кайка «Буйная»
— кайка «Нежная»
— кайка «Непокинь»
— кайка «Прилежная» (командир Почтевой)
— 45 канонерских лодок
В битве, ставшей крупнейшим в истории сражением на Балтийском море, с обеих сторон было задействовано до 500 кораблей (включая транспортные суда, а также корабли, не принимавшие прямого участия в сражении), около 30 000 человек и несколько тысяч корабельных орудий. Вторая битва при Роченсальме стоила российской стороне около 40 % Балтийского флота береговой обороны (гребного флота). Сражение считается одной из крупнейших военно-морских операций (в отношении количества задействованных судов) во всей военно-морской истории; большее количество боевых кораблей — если не принимать в расчёт данные античных источников о битвах острове Саламин и мысе Экном — приняло участие только в сражении в заливе Лейте 23—26 октября 1944 года.
Отступивший к Фридрихсгаму наш гребной флот пополнен был построенными в Петербурге канонерскими лодками и судами гребного флота, находившимися в Выборге; отряды же корабельного флота блокировали Свеаборг.
Приготовление к новому нападению на шведов, находившихся на Роченсальмском рейде, остановлено было начавшимися переговорами о мире, который и заключен в Вереле 3 августа 1790 года. Верельским трактатом не увеличились владения России, потому что граница со Швецией осталась та же, какая была до войны, но важной выгодой заключенного мира была возможность сосредоточить наши силы на юге и с успехом окончить тяжелую войну с Турцией. По окончании войны со Швецией Россия приступила к массированной фортификации восточного берега реки Кюмень (Кюмийоки), в 1743—1809 годах служившей естественной границей между Россией и Швецией. Позднее на месте возведённых в этом месте русских оборонительных сооружений — морского форта Слава и наземной крепости Кюминлинна — возник финский портовый город Котка.