Бойко В.Н. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка К-431

Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 675  построена в 1964-1965 годах в Комсомольске-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. В 1978 году переименована в К-431.

В августе 1985 года, в бухте Чажма на судоремонтном заводе ВМФ СССР №-30 в закрытом населенном пункте Шкотово-22 на борту атомной подводной лодки Тихоокеанского флота произошла ядерная авария, одна из крупнейших в истории советского ВМФ. Уроков из этой трагедии никто не извлек. Гриф строгой секретности на этом ЧП также сыграл свою зловещую роль.

На ракетной атомной подводной лодке К-431 проекта 675, которая на Чажминском СРЗ была оформлена как «заказ №-175», заканчивался процесс перезарядки реакторов (К-431 была оснащена двумя реакторами на тепловых нейтронах типа «ВМ-А» мощностью 72 МВт). Эта операция, на которую обычно отводится сорок пять суток, изрядно затянулась: по плану работы должны были закончиться еще в конце мая, однако из-за различных накладок не управились и к августу. На ответственных лиц, занимающихся перезарядкой, вышестоящим командованием постоянно оказывалось давление на ускорение срока перезарядки.

9 августа, когда уже была установлена на место и уплотнена тяжелая верхняя крышка реактора, обнаружилась ее негерметичность: при гидравлических испытаниях она стала пропускать теплоноситель (причиной течи стал огарок электрода, который был оставлен на комингсе стыковочного узла под прокладкой). Спешка и халатность сварщика и начальника смены перегрузки, который был обязан лично удостовериться в отсутствии посторонних предметов на комингсе, положили начало дальнейшим трагическим событиям.

10 августа с утра в субботу начали переделывать все заново. К полудню крышку реактора полностью освободили от креплений и краном со стоявшей рядом плавмастерской №-133 стали ее поднимать. При этом, продолжая игнорировать правила Ядерной Безопасности, не объявили команду «Атом», которая обязательна при выполнении «Операции №-1». В нарушение технологических требований вместо обязательного жесткого П-образного упора-стойки при подъеме крышки использовали обычные стропы. В какой-то момент крышку перекосило, и она, зацепив компенсирующую решетку реактора, потянула вместе с ней вверх тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) — произошла самопроизвольная цепная ядерная реакция реактора левого борта. Произошел тепловой взрыв, в результате которого была разрушена активная зона реактора.

В результате теплового взрыва и вспыхнувшего на борту К-431 пожара большое количество радиоактивных веществ активностью около 6 млн. кюри было выброшено в атмосферу, рассеялось по акватории бухты, на территории завода и в окрестностях. В воздухе отчетливо чувствовался запах озона. Пятитонную крышку реактора подбросило, после чего она ударилась о борт стоявшей рядом ПМ-133, затем свалилась обратно внутрь своего родного отсека, пробив прочный корпус К-431. Находившиеся в реакторном отсеке восемь офицеров и два матроса погибли мгновенно. Подводная лодка «присела» и, черпанув аварийным 6-м отсеком забортной воды, вернулась почти в исходное положение, в котором находилась до аварии. Однако вскоре из-за образовавшейся от взрыва трещины в прочном корпусе в лодку стала поступать вода,  К-431 начал оседать на корму.

В первые минуты на СРЗ никто не понял, что и где произошло. Поселок, в котором проживало свыше 12 000 человек,  находился за сопкой примерно в двух километрах от места трагедии и взрыва люди не слышали. И только часа через полтора, когда с завода прибыла машина и без каких-либо объяснений стала спешно собирать представителей службы дозиметрического контроля, людей стала охватывать тревога.

К вечеру по Дунаю поползли тревожные слухи о каком-то страшном взрыве на атомоходе. Что делать, жители поселка не знали, а информировать о ЧП их никто не собирался.  Когда на заводе оправились от первого шока, бросились на ликвидацию аварии. На первых порах было много пустой суеты, неразберихи и бестолковщины, так как сказывалось отсутствие опыта в подобного рода делах. К 16 часам удалось потушить пожар на аварийной подводной лодке. К месту ЧП подтягивались силы из числа личного состава кораблей и судов, береговой базы перезарядки, военно-строительных отрядов, 4-й флотилии подводных лодок, из соседних гарнизонов (всего в те дни участвовало в ликвидации последствий аварии в Чажме свыше двух тысяч человек).

Нагрянувшее к вечеру 10 августа на место ЧП высокое флотское начальство, не осознавшее в полной мере случившегося и его последствий, приказало «к понедельнику ликвидировать все последствия аварии», то есть к 12 августа. А все, что с ней связано, тотчас упрятали за гриф секретности, при этом выдвинув легенду: мол, ничего страшного не случилось, просто на подводной лодке «произошел взрыв аккумуляторной батареи». Мало того, всех заставили расписаться в том, что произошел пожар на заводе (!?).

Между тем, уже в первые сутки после аварии в госпитале п.Тихоокеанский и в спецотделении главного госпиталя ТОФ насчитывалось сто четырнадцать человек, получивших высокие дозы радиоактивного облучения. Часть пострадавших была переправлена спецрейсом в военно-лечебные учреждения Ленинграда. Останки десяти погибших, собранные буквально по частям в разных местах бухты, из-за их немыслимой радиоактивности предали огню в печи одного из заводов Большого Камня, затем символический пепел поделили на десять металлических капсул и захоронили на большой глубине в земле под толстым слоем бетона на территории могильника с радиоактивными отходами на мысе Сысоева.

Реакторный отсек аварийной лодки тоже залили бетоном, чтобы ослабить излучение. К-431 поставили на понтоны и 23 августа отбуксировали в бухту Павловского, где поставили в зоне строгого режима рядом с другими аварийными атомоходами. В замурованном бетоном отсеке, как показывают приборы контроля, радиационная обстановка весьма неблагоприятная, излучение, исходящее от реактора, достает до пирса. В последние годы К-431, как и другие стоящие рядом с ней аварийные атомные подводные лодки по причине обветшавшего, прогнившего корпуса неоднократно пыталась затонуть.

В 2009 году разработана проектно-конструкторская документация на утилизацию подводной лодки с формированием трехотсечного блока реакторного отсека без выгрузки ОЯТ из реактора. Исполнителем работ по утилизации АПЛ на основании результатов конкурса, проведенного ГК «Росатом» было  определено ОАО «ДВЗ «Звезда».

28 июля 2010 года морской буксир привел корпус ПЛ на ОАО «ДВЗ «Звезда» в г.Большой Камень для утилизации.

1 октября 2010 года ДВЗ «Звезда» приступил к утилизации АПЛ. Особенностью утилизации является то, что ОЯТ из реактора ПБ не выгружается. Проведена подготовка к долговременному хранению и размещению трехотсечного блока в береговом укрытии выше уровня моря, разработано обоснование ядерной безопасности реакторного отсека при егодолговременном хранении в береговом укрытии;

2 июня 2011 года проведены работы по постановке сформированного 3-х отсечного блока в укрытие №-1 берегового пункта изоляции в бухте Разбойник. Работы выполнялись в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации Госкорпорации «Росатом» по изоляции аварийных атомных подводных лодок в Приморском крае до начала саммита глав государств членов АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Блок сформирован на ОАО «ДВЗ «Звезда» г.Большой Камень.

В ходе выполнения работ выделен фрагмент трехотсечного блока реакторного отсека, выполнена выгрузка оборудования из смежных с реакторным отсеков, завершены работы по герметизации трехотсечного блока, изготовлен док–понтон, выполнена буксировка блока и док-понтона к месту формирования системы «трехотсечный блок реакторного отсека аварийной АПЛ – понтон». Блок установлен и раскреплен на ДОК-понтоне. Система спущена на воду, и переведена по подводному каналу в укрытие №-1 берегового пункта изоляции, выполнена ее посадка на подготовленное стапельное место в укрытии. Создание укрытия выполнило ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» (ЗАО «ТСПК») г.Владивосток. Операция по постановке выполнена силами Дальневосточного центра по обращению с РАО (ДальРАО), ОАО «ДВЗ «Звезда» и ЗАО «ТСПК».

В конце ноября 2013 года трехотсечный блок утилизированной подводной лодки К-431 был поднят на берег для установки на длительное контролируемое хранение в бухте Разбойник.

В течение нескольких месяцев поднятый трехотсечный блок будет  очищаться от ракушек, а в феврале 2014 года начались работы по отсечению двух соседних с реакторным отсеком. При расчетной проектной мощности ПДХРО пять блоков в год, процесс окончательной утилизации ожидающих своей очереди уже пятидесяти двух выведенных из эксплуатации подводных лодок продлится все ближайшее десятилетие. Кроме того, в скором времени в бухту Разбойник доставят еще девятнадцать трехотсечных блоков с Камчатки.

Десять военнослужащих военно-морского флота погибли (8 офицеров и 2 рядовых), вероятно, в результате самого взрыва, а не от радиационных поражений. Лучевые поражения наблюдались у 49 человек, у 10 из которых развилась лучевая болезнь; последнее число включало в основном пожарных, некоторые из которых получили дозы до 220 рад (2,2 Гр) наружно и 400 бэр (4 Зв) в щитовидную железу. Из 2000 человек, участвовавших в операциях по очистке, 290 подверглись воздействию более высоких уровней радиации по сравнению с обычными стандартами. (Википедия)

Погибли:

капитан 2 ранга-инженер Дедушкин Анатолий Николаевич — командир дивизиона живучести, рождения 1953 года, Сумская область, Глуховский район, с. Вольная Слобода

лейтенант-инженер Винник Сергей Григорьевич — инженер лаборатории физических пусков, 1961 года рождения, г. Бийск Алтайского края

капитан 3 ранга-инженер Целуйко Виктор Андреевич — помощник начальника ЭМС 26 дапл ТОФ, 1948 года рождения, Крымская область, п. Багерово

капитан 3 ранга Лазарев Александр Борисович — руководитель физических пусков лаборатории БТБ

капитан 3 ранга Комаров Владимир Анатольевич — офицер БТБ ВРиО командира БТБ

капитан-лейтенант Филиппов Герман Петрович — офицер БТБ — начальник смены

капитан-лейтенант Каргин Валерий Константинович — офицер БТБ

старший лейтенант Ганжа Александр Павлович — офицер БТБ

матрос Прохоров Игорь Анатольевич — специалист БТБ

матрос Хохлюк Николай Владимирович — специалист БТБ

ВЕЧНАЯ СЛАВА МОРЯКАМ-ПОДВОДНИКАМ, погибшим на боевом посту!

К-431 во время «Операции №-1»

К-431 на ДВЗ «Звезда» перед утилизацией

 К-431 на хранении в бухте Павловского. Ноябрь 1996 года

 К-431 на хранении в бухте Павловского. Ноябрь 1996 года

 К-431 на хранении в бухте Павловского. Ноябрь 1996 года

Вырезанный отсек К-431 с двумя смежными на хранении

Вырезанный отсек К-431 с двумя смежными на хранении

Погибшим подводникам К-431. Мыс Майделя, бухта Сысоева. Приморский край

Погибшим подводникам К-431. Мыс Майделя, бухта Сысоева. Приморский край

Погибшим подводникам К-431. Мыс Майделя, бухта Сысоева. Приморский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *