Матвеев А. Корабли победы! Торпедные катера проекта Г-5 Балтийского флота

Почему я решил раскрыть страничку боевых действий торпедных катеров – этих маленьких корабликов? Во-первых, торпедные катера такие же корабли, как и другие корабли ВМФ и каждый из них воевал под своим военно-морским флагом. Один торпедный катер мог потопить целый крейсер. Это были ввесьма грозгные кораблики. Воевали и умирали, но шли к победе и их вклад в победу был немаленьким. А учитывая малую мореходность (до 3-х баллов) можно себе представить, с какими сложностями сталкивались экипажи этих маленьких кораблей, выходя в море. Помимо низкой мореходности у торпедных катеров Г-5 еще было слабое артиллерийское вооружение. И противостоять хорошо вооруженным кораблям им было очень сложно. Даже таким же торпедным катерам немцев и итальянцев. Так на немецких шнельботах устанавливались две шведские пушки «Bofors» 40 мм и скорострельностью 2000 выстрелов в минуту на дальности более 5000 метров с бронебойными снарядами и счетверенный автомат «Фирлинг» 20 мм. В то время как у нас на катерах Г-5 был один пулемет ДШК 12.7 мм. 600 выстрелов в минуту на дальность 3500 метров. Естественно, противостоять было сложно один на один и даже два на один.

Читая книгу немецкого подводника командира флотилии Фридриха Кемнаде «Ассы шнельботов». Я удивился подвигу, описанному немцами, совершенному командой нашего торпедного катера ТКА № 71 Балтийского флота. Это катер сопровождал буксир «Лачплесис» на переходе от Моонзунда в Палдиски. На пути им встретились два шнельбота S-28 и S-29 3 немецкой флотилии. Силы были неравны, но торпедный катер вступил в бой, не давай немецким шнельботам приблизиться к охраняемому буксиру. Поставил дымзавесу, давая буксиру уйти. Бой был неравным и торпедный катер сначала потерял ход, а потом погрузился в море. Он был весь в пробоинах. Оставшиеся в живых катерники, категорических отказались подниматься на немецкие катера и уплыли погибать в море. В наших архивах написано, что катер взорвался и погиб. Подвиг моряков катерников на Родине остался бы неизвестным, если бы не воспоминания немецкий катерников, которые были восхищены смелостью советских моряков. Известно лишь одно, что командиром торпедного катера был лейтенант Скрипов Н.С. К сожалению, фамилии остальных членов команды остались неизвестными. А их было 8 человек.

dzen.ru Торпедные катера Г-5

И таких боев с неравными силами у моряков-катерников было много.

А высадки десантов и разведчиков с катера на котором негде разместиться. Нет туалет, камбуза и кубриков, который захлестывает и заливает волной до самого верха

Во-вторых, мой отец служил на торпедных катерах и мне в детстве доводилось часто бывать на катерах дивизии торпедных катеров, базировавшихся под Ригой. Для меня эти небольшие военные кораблики казались грозными кораблями, не хуже крейсера или эсминца. Я полюбил катера и катерников — смелых людей, готовых выполнить свой долг. Тогда в далекие 50 годы война недавно закончилась и на праздник катерники надевали боевые награды. И это было волнительно, чувствительно. Были герои Советского Союза, кавалеры орденов Ушакова, Нахимова. Это, не считая орденов Ленина, Красного Знамени, Красной звезды, Отечественной войны всех степеней. Мы гордились своими отцами. Особенно на день победы, когда они надевали ордена и вспоминали всех погибших. К сожалению, в наших архивах и открытых справочниках очень мало сведений о торпедных катерах, о тех, кто были командирами, нет фамилий погибших членов экипажей.

Возможно, что что-то мне удаться восстановить. Главное ведь это начать.

А теперь о торпедных катерах Г-5.

В 1923 году группе инженеров во главе с А. Н. Туполевым поручили спроектировать скоростной глиссирующий торпедный катер с корпусом из дюралюминия. Главным показателем была выбрана скорость. К августу 1925 года был разработан проект катера «АНТ-3». По рассказам одного из инженеров-разработчиков, взяли за основу поплавок от гидросамолета и поставили на него авиадвигатели.

Под именем «Первенец» катер был построен и успешно испытан в 1927 году. Вооружен он был одной 450-миллиметровой торпедой, зато два импортных двигателя «Райт-Тайфун» по 625 л. с. разгоняли его до 54 узлов. На фоне этого все остальное казалось неважным. Да и английский катер, затрофеенный на Каспии, на сравнительных испытаниях уступил «Первенцу» не только в скорости, но и в маневренности.

После постройки еще одного экспериментального катера «АНТ-4» коллектив подготовил документацию для серийного производства. Уже первая советская судостроительная программа 1926 года предусматривала строительство 36 торпедных катеров. Головной торпедный катер типа «Ш-4» 21 ноября 1928 года вошел в состав РККФ, а к 1930 году в строю было уже 56 штук. При 10-тонном водоизмещении катера развивали скорость 47 узлов и несли две торпеды 450 мм желобного сбрасывания. Однако 450 мм торпеды были слишком маломощными и давно устаревшими. Сами катера тоже оказались недолговечными, из 59 изготовленных торпедных катеров «Ш-4» на 22 июня 1941 года в строю осталось семь катеров на Балтике и пять катеров на ЧФ.

29 июня 1928 года ЦАГИ, группе инженеров под руководством А. Н. Туполева было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя уже отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами калибра уже 533 мм. 29 июня 1928 года ЦАГИ под руководством известного авиаконструктора А. Н. Туполева было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами калибра 533-мм (вместо 450-мм, из которых могли выпускаться только торпеды устаревших типов). 13 июня 1929 началось строительство опытного образца АНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у предшествующего торпедного катера проекта Ш-4. Однако промышленность не смогла обеспечить проект необходимыми мощными отечественными двигателями, в связи с чем все же пришлось закупать для этого катера двигатели «Изотта-Фраскини» в Италии мощностью 1000 лошадиных сил. В феврале 1933 года опытный катер АНТ-5 отправили в Севастополь на испытания. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке — 58 узлов. На серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2×850 л. с. вместо итальянских 2×1000 л. с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились уже в январе 1934 года. Строительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде. С 1939 года катера строили на заводе №532 в Керчи, с началом войны строительство перевели на завод №639 в Тюмени.  До 1944 года на трёх заводах было построено 333 катера — они стали самыми массовыми представителями своего класса в советском ВМФ. Два авиационных мотора АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели) и моторы получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для малозаметного хода выхлоп мог переключаться на подводный. Катера могли поддерживать максимальную скорость (51 узел) в течение 15 минут, полную (47 узлов) — 1 час, экономичную (36 узлов) — 7 часов. Горючее — бензин Б-74 или смесь из 70% Б-70 и 30% спирта. На разных сериях использовались разные модели ГАМ-34, чаще всего мощностью 850 л. с. Однако на некоторых сериях использовались ГАМ-34Ф мощностью 1000 л. с., что давало возможность увеличить скорость до 55 узлов. Также на некоторых сериях использовались двигатели 1000 л. с. иностранного производства (США, Британия). Электроустановка — две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая. Мореходность катеров была низкой всего до 3 баллов.

Первые два катера типа Г-5 были доставлены из СССР в Картахену испанским транспортом «Cabo Santo Tome» — Y-28 1 мая 1937 г., с ними прибыли 16 моряков (большинство — экипажи и механики торпедных катеров), восемь торпед калибра 533-мм и пять 7,62 мм пулемётов ДА для них. В истории СССР это был первый случай передачи иностранному государству боевых кораблей. 21 июня 1937 г. в Испанию прибыли ещё два советских торпедных катера типа Г-5. Они прибыли в Картахену на борту испанского транспорта «Aldecoa» — Y-34, вместе с восемью 533-мм торпедами, 200 глубинными бомбами М-1 и шестью 7,62 мм пулемётами ДА.  Торпедные катера использовались, как правило, в противолодочном варианте, обеспечивая выходы и возвращение в Картахену боевых кораблей республиканского флота, а также переходы транспортных судов. Однако в условиях моря использование катеров «Г-5», оказалось затруднено, так как ограниченная мореходность и большие расстояния являлись причиной ограниченного использования их. В ноябре 1938 г. правительство Хуана Негрина обратилось к Народному Комиссару обороны СССР К. Е. Ворошилову с просьбой наряду с другим вооружением предоставить: «сторожевых кораблей — 6, малых торпедоносцев — 12, торпед 533-мм — 100 шт». Было подготовлено 15 катеров и 30 торпед, но вследствие наступления националистов в Каталонии отправлены они так и не были. За время боевых действий 2 катера были уничтожены, оставшиеся два после победы франкистов были включены в состав национального испанского флота, получив обозначения LT-15 (бывший № 11) и LT-16 (бывший № 21). Исключены же из списков кораблей СССР эти катера были только 12 марта 1946 г. Самое неприятное, как показали испанские события, что свою основную задачу эти катера выполнить практически не могли. В свое время испанцы столкнулись с этим на «Деструкторе» — излишне большая скорость мешает торпеде найти цель. Здесь же торпеды выпускались с желоба на полном ходу с отворотом, шанс попасть минимальный. К тому же первоначально используемые торпеды были модификации 53-27к, имевшей множество дефектов и высокий процент отказов. Длина торпеды 5,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м (20 кабельтовых), вес боевой части 200 кг (на поздних вариантах- 250 кг). В боевых условиях проявился еще один недостаток — крайне слабое артиллерийско-стрелковое вооружение по сравнению с более крупными германскими «коллегами». Пара пулеметов против нескольких 20-37 мм автоматических пушек. Увы, абсолютизация фактора скорости отразилась на всех других параметрах.

В строю на 22 июня 1941 года было 254 «Г-5». Промышленность до 1944 года выпустила еще несколько десятков катеров (75 штук).

БФ к началу войны имел 46 (по другим данным 60) штук, в 1943-44 году получил от промышленности еще 17 штук и в 1944-12 штук переброшено с ТОФ, а в 1945 -6 с ЧФ.

ЧФ 22 июня 1941 года имел 69 катеров (по другим данным 92), 42 ( в том числе 6 артиллерийских катеров получено за войну от промышленности, 8 переброшено с ТОФ.

8 артиллерийских катеров в 1942 года усилили Волжскую ВФ. 12 июля 1943 года из Рыбинска в Вытегру прибыли 8 ТКА Онежской военной флотилии (ТК-801, ТК-802, ТК-803, ТК-804, ТК-805, ТК-806 и ТК-807, ТК-808). До перевооружения на Балтийском флоте на традиционное вооружение эти ТКА назывались СКА, в некоторых документах минные катера. Эти ТКА (СКА) вошли в состав Онежской ВФ 1 мая 1943 года, а 16 июля 1944 года по железной дороге из Рыбинска отправлены на БФ в Ораниенбаум. 11 августа 1944 года дивизион прибыл в Ораниенбаум и вошел в состав кораблей БФ.

Северный флот располагал к началу войны всего одним торпедным катером и в ходе войны усиливался.

Каспийская флотилия обладала шестью торпедными катерами из них было 2 катера Г-5, переданные в ходе войны на Черноморский флот.

ТОФ к лету 1945 года имел 116 катеров Г-5 (135 на 22 июня 1941).

Самые массовые советские катера активно применялись в боевых действиях и КБФ и ЧФ, но, в основном, не для атак конвоев. В торпедные атаки на вражеские корабли торпедные катера выходили редко. «Г-5» вели разведку, высаживали десанты, разведчиков, перевозили войска и грузы, эвакуировали раненых с передовой, сопровождали транспортные конвои, проводили спасательные и эвакуационные мероприятия, даже патрулировали побережье, отпугивая немецкие подлодки, а благодаря малой осадке и немагнитному корпусу боролись с донными магнитными минами и сами ставили минные заграждения. Собственно торпедных атак было немного, а удачных еще меньше.

Удобно было то, что эти торпедные катера удобно было с помощью железной дороги перебрасывать с флота на флот, там, где они были нужны.

Но служили на торпедных катерах исключительно храбрые люди, так как вся их служба была на грани большого риска. На Балтике ТК-94 удалось потопить финский минный заградитель «Риилахти», и немецкий тральщик M37.

В ночь на 27 апреля 1944 года три «Г-5» атаковали и повредили немецкий охотник за подводными лодками UJ-104 возле Севастополя. UJ-104 был немцами отбуксирован в Севастополь, а затем потоплен советской авиацией. Позже несколько «Г-5» добили уже поврежденный авиацией и заброшенный румынский заградитель «Румыния».

Еще одну победу «Г-5» одержал под чужим флагом. Против СССР Финны осенью 1941 года захватили и использовали два катера типа «Г-5», получивших имена Vinha (“Viima”) и Vihuri (также упоминаются как V-1 и V-2). 18 января 1942 года они, вместе с финским торпедным катером Syöksy, атаковали советские корабли в гавани Лавансаари и потопили советскую канонерскую лодку «Красное знамя» (позже она была поднята и снова принята на вооружение), потопление, правда приписывают Syöksy. Еще один катер был захвачен в 1944 году и переименован в V-3. После выхода финнов из войны все три захваченных катера в 1944 году возвращены советскому флоту.

Потери катеров были очень значительными. 73 катера были потеряны в бою, а 31 был списан по износу и повреждениям. По другим данным 84 погибли — 36 балтийских и 48 черноморских, а 10 списано или переклассифицировано в плавсредства. Но реальные их потери были больше, смотря как считать. А чехарда с их тактическими и бортовыми номерами запутывала не немцев, а нынешних историков и наверно самих катерников.

Пять торпедных катеров проекта Г-5 в период войны попали также и в руки противника — два ТКА (№ 111, № 152) были захвачены немецкими войсками на Чёрном море и три на Балтике (№ 54, № 54, № 141) — захвачены финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 году возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Имея ограниченную мореходность торпедные катера Г-5, заливались водой, которая забрызгивалась в очень низкую, и даже открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед можно было производить только при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности «Ш-4» и «Г-5» лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Многим недостаткам эти катера были обязаны своему «авиационному» происхождению. Конструкторы положили в основу проекта поплавок гидросамолёта. Вместо верхней палубы торпедные катера проекта «Г-5» обладали крутоизогнутая выпуклой поверхностью. Такая конструкция, обеспечивая не плохую прочность, создавала массу неудобств. На ней сложно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шёл полным ходом, сбрасывалось за борт решительно все, что на ней было. Члены экипажа неоднократно в простых условия падали за борт и приходилось возвращаться за ними. Десантников при высадке десанта приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов — размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы торпедные катера проекта «Г-5», несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, не могли перевозить грузы на палубе. По замыслу, катера типа Г-5 должны были совершать стремительные торпедные атаки против неприятельских кораблей, но только прибрежных водах. В соответствии с поставленной задачей важнейшим тактическим элементом ТКА являлась его скорость, ради чего разработчикам пришлось пожертвовать мореходностью, дальностью плавания и вооружением. На практике катера Г-5 использовались для высадки десанта, разведгрупп, эвакуации раненых, сопровождали транспорты, иногда обстрел побережий. Участие в боевых действиях против надводных кораблей противника (даже торпедных катеров) было весьма ограниченным из-за недостаточного артиллерийского вооружения.

Торпедные катера проекта Г-5 вооружались одним пулеметом 7,62 мм Дегтярева. С 1936 года их стали вооружать авиационными пулеметами, снятыми с дальних бомбардировщиков ДА-2, а с 1941 года 12,7 пулеметом ДШК. На некоторых катерах умельцами самостоятельно были установлены спаренные 20 мм. авиационные пушки ШВАК. Минное вооружение составляли 2-53 мм желобоковые торпедные аппараты. Запас торпед 2 торпеды в аппаратах. Вместо торпед торпедные катера могли принять съемные стеллажи для постановки мин. 3 мины М3 или три мины А-1-4 или 4 мины Р-1. Бомбовое вооружение 4 бомбы М-1. За счет каждой торпеды можно было принять 12 бомб.

Постоянная смена, в ходе Великой Отечественной войны, тактических номеров могла запутать не врага, которому все-равно с каким номером торпедный катер воюет, а создавало известные трудности самим себе и последующим исследователям.

warfiles.ru

Всего было построено 7 различных по вооружению серий торпедных катеров проекта Г-5 (VI, VII, VIII, IX, X, XI, XI бис.

Краснознаменный Балтийский флот, Онежская и Ладожская военные флотилии

maina.club

На Балтийском флоте с началом войны было две бригады торпедных катеров. Торпедные катера проекта Г-5 активно применялся для нарушения морских коммуникаций противника — так, только 13 июля, 1 августа и 27 сентября 1941 года отряд 2-го дивизиона торпедных катеров Балтийского флота под командованием старшего лейтенанта Владимира Гуманенко потопил два больших транспорта и два миноносца, повредил два миноносца и баржу с танками. В общей сложности за годы войны этим отрядом Балтийского флота было потоплено 30 вражеских кораблей. Торпедные катера участвовали в высадке десантов, как быстроходные плавсредства. 25 сентября 1941 года соединение Кригсмарине в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и миноносцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве (остров Сааремаа). На перехват им вышли 4 торпедных катера под командованием Владимира Гуманенко. В результате последовавшего боя прямым попаданием снаряда (вероятно, с «Эмдена») был потоплен катер ТКА № 83 (его экипаж был снят другим катером), советские торпедные катера выпустили торпеды, но не достигли попаданий. После завершения боя немецкие корабли продолжили обстрел. Возвращавшиеся в Мынту советские катерники обнаружили и потопили дрейфующий вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»), ранее повреждённый попаданием снаряда с береговой батареи и подорвавшийся на мине, вследствие чего оставленный экипажем. После возвращения экипажи катеров заявили о потоплении двух миноносцев, а также повреждении крейсера и ещё одного миноносца.

На Балтийском флоте участвовали в боевых действиях во время Великой Отечественной войны торпедные катера проекта Г-5. Это был самый многочисленный проект торпедных катеров, участвовавший в боевых действиях.

https://dzen.ru/a/YQXACHWsKwhDtSI5

  1. ТКА № 8 (до 7.9.1941 года ТКА № 84, до 25.5.1940 года ТКА № 81, до 4.4.1939 года ТКА № 141). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море и Ладожском озере. Боевые действия на коммуникациях противника. 13-25.4.1945 года — Земландская наступательная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ.
  2. ТКА № 11 (до 7.9.1941 года ТКА № 14, до 25.5.1940 года ТКА № 11). Заложен в 1933 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 10.10.1942 года при постановке мин столкнулся ТКА № 41, получил пробоину и затонул. Поднят в 1944 году.
  3. ТКА № 13 (до 7.9.1941 года ТКА № 11, до 25.5.1940 года ТКА № 14, до 4.4.1939 года ТКА № 31). Заложен в 1933 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 22.10.1941 затонул в результате аварии.
  4. ТКА № 14 (до 7.9.1941 года ТКА № 73) Заложен в 1938 году, 10.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. Потопил 4 судна и корабля противника
  5. ТКА № 15. Заложен в 1941 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Земландского полуострова. Самостоятельно в с другими ТКА потопил 3 корабля противника.
  6. ТКА № 21 (до 7.9.1941 года ТКА № 24, до 25.5.1940 года ТКА № 21). Заложен в 1933 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 8.10.1941 года потоплен авиацией немцев при стоянке у причала острова Соммерса.
  7. ТКА № 23 (до 7.9.1941 ТКА № 13, до 4.4.1939 ТКА № 83). Заложен в 1933 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Входил в 1-ый гвардейский дивизион ТКА 1 БТК БФ. 3.3.1944 года выведен из боевого состав и переда выставке «Героическая оборона Ленинграда».
  8. ТКА № 24 (до 7.9.1941 года ТКА № 83). Заложен в 1938 году, С 19.1.1939 – 21.2.1939 года числился в составе кораблей СФ, 10.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 27.9.1941 года потоплен при атаке немецких крейсеров «Лейпциг» и «Эмден». в бухте Лыу (остров Эзель – Саремаа). Командир лейтенант М. П. Кременский. Экипаж снят другими катерами.
  9. ТКА № 25. Заложен в 1941 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 20 июня 1944 года в Нарвском заливе при выходе в атаку на корабли противника подорвался на мине и затонул.
  10. ТКА № 25 (с 14.4.1944 года ТК-25). Заложен в 1941 году. 19.10.1942 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского плацдарма.
  11. ТКА № 27 (до 25.5.1940 года ТКА № 143). Заложен в 1938 году, 11.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Командир лейтенант Сафронов. Обеспечивал эвакуацию штаба Лиепайской ВМБ в Виндаву. Потоплен катерами 3 флотилии шнельботов и авиацией немцев.
  12. ТКА № 31 (до 7.9.1941 года ТКА № 34, до 25.5.1940 года ТКА № 31, до 4.4.1939 года ТКА № 41). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 8.7.1942 года при высадке десанта на остров Соммерса взорвался от прямого попадания артснаряда. потоплен артиллерийским огням финской канонерской лодки «Uusimaa». Экипаж и десант погибли.
  13. ТКА № 33 (до 7.9.1941 года ТКА № 21, до 25.5.1940 года ТКА № 24, до 4.4.1939 года ТКА № 151, с 14.4.1944 года ТК-33). Заложен в 1933 году, 5.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 10-20.6.1944 года – Выборгская наступательная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион ТКА БФ. 19.9.1944 года разоружен и переклассифицирован в быстроходное плавсредство.
  14. ТКА № 34 (до 7.9.1941 года ТКА № 93). Заложен в 1938 году, 10.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 7.9.1941 года поврежден при артналете в бухте Кейгусте (остров Эзель – Саарема) 17.9.1941 года затоплен экипажем при подходе немцев. Командир лейтенант В. И. Белугин.
  15. ТКА № 35 «Алтайский комсомолец». Заложен в 1942 году. 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Действия на коммуникация Нарвского и Финского заливов.
  16. ТКА № 41 (до 7.9.1941 года ТКА № 44, до 4.4.1939 года ТКА № 51). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Потопил 2 транспорта и боевой корабль. Входил в 1-й гвардейский дивизион БТК БФ.
  17. ТКА № 43 (до 7.9.1941 года ТКА № 23, до 4.4.1939 года ТКА № 93, с 14.4.1944 года ТК-43) Заложен в 1933 году, 5.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 10-20.6.1944 года – Выборгская наступательная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион ТКА БФ. 1.7.1944 года в районе о. Нерва вышел в торпедную атаку на немецкие эсминцы и был потоплен артогнем. Командир лейтенант Хренов М.Н. Часть команды спаслась.
  18. ТКА № 44 (до 7.9.1941 года ТКА № 111, до 25.5.1940 ТКА № 174) Заложен в 1938 году, 27.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Потопил 1 транспорт и 3 тральщика. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. С 16.9.1945 года использовался как учебный.
  19. ТКА № 45 «Комсомолец Ойротии». Заложен в 1942 году. 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Потопил 2 тральщика противника. Командир лейтенант В. Б. Кривошеин. 20 июня 1944 года в Нарвском заливе при выходе в атаку на корабли противника подорвался на мине и затонул.
  20. ТКА № 47 (до 25.5.1940 года). Заложен в 1938 году, 11.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Обеспечивал эвакуацию командования Лиепайской ВМБ в Виндаву. Отражал атаку шнельботов 3 флотилии немцев. Погиб в бою, прикрывая отход других катеров. командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений, полученных в результате пулемётного обстрела вражеского истребителя, был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам. Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».
  21. ТКА № 51 (до 7.9.1941 года ТКА № 54, до 4.4.1939 года ТКА № 71, с 20.12.1944 года ТК-90). Заложен в 1934 года, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ, 17.6.1944 года в районе Руонти поврежден огнем и затонул, поднят финнами и введен в состав финского флота. 12.7.1944 года возвращен СССР под номером ТК-90. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. Потопил германский тральщик М-37. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ.
  22. ТКА № 53 (до 7.9.1941 года ТКА № 33, до 4.4.1939 года ТКА № 103). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 10-20.6.1944 года – Выборгская наступательная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 19.9.1944 года разоружен и переклассифицирован в быстроходное плавсредство.
  23. ТКА № 54 (до 7.9.1941 года ТКА № 113). Заложен в 1938 году, 21.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. При высадке разведчиков на остров Вигрунда, сел на мель и был взорван экипажем из-за невозможности снять с мели. Захвачен финнами.
  24. ТКА № 55. Заложен в 1941 году. 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.19454 года Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского плацдарма. Потопил 1 корабль противника и повредил 2 корабля проитвника.
  25. ТКА № 61 (до 7.9.1941 года ТКА № 64, до 25.5.1940 года ТКА № 61, до 4.4.1939 года ТКА № 91). Заложен в 1934 года, 15.12.1934 года вошел в состав БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море и Ладожском озере. Боевые действия на коммуникациях противника. 13-25.4.1945 года Земландская наступательная операция. Потопил 2 судна и повредил 2. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ.
  26. ТКА № 63 (до 7.9.1941 года ТКА № 53, до 4.4.1939 года ТКА № 123, до 15.7.1935 года ТКА № 143, до 6.5.1934 года ТКА № 85). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. С 19.1. по 21.2.1939 года числился в составе кораблей СФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. Потопил 1 корабль противника. 1.7.1944 года в районе острова Нерва потоплен артогнем эсминцев.
  27. ТКА № 64 (до 7.9.1941 года ТКА № 131, до 25.5.1940 года ТКА № 164, с 20.12.1944 года ТК-70). Заложен в 1938 году, 9.11.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 16.10.1941 года при переходе мыс Колгания — Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, снесён ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. Вошел в состав финского флоте под № 122. 20.12.1944 года возвращен СССР.
  28. ТКА № 65 «Тюменский рабочий». Заложен в 1941 году. 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года — Земландская наступательная операция. Потопил 2 ТЩ противника.
  29. ТКА № 71 (до 25.5.1940 года ТКА № 123). Заложен в 1938 году, 21.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи, Рижского залива, Моонзундского архипелага. 7.1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» с Эзеля (Саарема) в Палдиски. Подвергся нападению шнельботов немцев S-28 и S-29. Прикрывал буксир. Командир лейтенант Н. С. Скрипов и экипаж погибли, отказавшись сдаваться в плен.
  30. ТКА № 71 (до 7.9.1941 года ТКА № 74, до 25.5.1940 года ТКА № 71, до 4.4.1939 года ТКА № 131). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 8.7.1942 года при высадке десанта на остров Соммерса затонул в результате попадания снаряда. Экипаж спасен ТКА № 152.
  31. ТКА № 73 (до 7.9.1941 года ТКА № 63, до 4.4.1939 ТКА № 153, до 6.5.1936 года ТКА № 95). Заложен в 1934 году, с 30.11.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 8.8.1943 года во время минных постановок в районе банки Неогрунд взорвался на мине. Командир старший лейтенант П. Д. Савинов. Экипаж погиб.
  32. ТКА № 73 «Юный Тамбовец». Заложен в 1943 году. 4.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция.
  33. ТКА № 74 (до 7.9.1941 года ТКА № 17, до 25.5.1940 года ТКА № 133). Заложен 16.10.1938 года. 17.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи, Рижского залива и Моонзундских островов. 7.9.1941 года поврежден при налете авиации противника в бухте Кейгусте (о. Эзель-Сааремаа). 17.9.1941 года затоплен экипажем. Командир катера лейтенант Иванов И.С. Потопил 2 тральщика и вспомогательное судно.
  34. ТКА № 75 «Барнаульский комсомолец». Заложен в 1941 году, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Боевые действия на коммуникациях противника. Командир старший лейтенант Л.И. Волков. 30 октября 1943 года в районе банки Намси в Нарвском заливе при атаке сторожевых кораблей (тральщиков) противника был потоплен их огням.
  35. ТКА № 83 «Тамбовский ремесленник». Заложен в 1943 году. 18.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция.
  36. ТКА № 84 (до 7.9.1941 года ТКА № 37, до 5.5.1940 года ТКА № 153, с 29.4.1944 года ТК-84). Заложен в 1938 году. 11.9.1939 вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи и Моонзундских островов, действия на коммуникациях противника в Рижской и Финском заливах. 27.9.-24.11.1944 года Моонзундская десантная операция. Потопил 6 транспортов и ТЩ RA-53.
  37. ТКА № 85 «Молодой Алтаец». Заложен в 1941 году, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. Повредил 2 ТЩ.
  38. ТКА № 91 (до 7.9.1941 года ТУКА № 94, до 25.5.1940 года ТКА № 91, до 4.4.1939 года ТКА № 101). Заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 20.9.1941 года в районе острова Соммерса атакован немецкой авиацией, получил повреждения и взорвался. командир лейтенант Аристов. Экипаж погиб.
  39. ТКА № 93 (ТКА № 112 до 7.9.1941 года, до 15.12.1934 года ТКА № 81, до 24.6.1941 года ТКА № 75 года) Заложен в 1933 году, 1.8.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Отправлен на СФ. 24.6.1941 года отправлен на ремонт в Ленинград. 24.6.1941 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Потопил 2 корабля. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 19.9.1944 года разоружен и переклассифицирован в плавсредства.
  40. ТКА № 94 (до 7.9.1941 года ТКА № 57, до 25.5.1940 года ТКА № 173). Заложен в 1939 года, 11.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 1941 год – оборона Лиепаи и Моонзундских островов. Потопил 6 кораблей противника. 18.7.1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжён артиллерийским огням немецких тральщиков и затонул.
  41. ТКА № 95 «Герой Советского Союза Федя Фомин». Заложен в 1941 году. 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. Командир старший лейтенант П. П. Михеев. 14 сентября 1943 года в районе острова Большой Тютерс (острова Гогланд) в Финском заливе при попытке атаки сторожевых кораблей (тральщиков) противника был повреждён артиллерийским огням и затонул. 3 члена экипажа попали в плен.
  42. ТКА № 101 (до 7.9.1941 года ТКА № 104, до 25.5.1940 года ТКА № 101, до 4.4.1939 года ТКА № 111) заложен в 1934 года, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Потопил 2 корабля и повредил 1 корабль противника. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 19.9.1944 года переклассифицирован в учебный ТКА.
  43. ТКА № 103. Заложен в 1938 году, 21.6.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. Повредил 1 корабль. 28-29.8.1941 года перебазирование флота из Таллина в Кронштадт. 28.8.1941 года при переходе в Кронштадт в районе острова Прангли по ошибке уничтожен лидером эсминцев «Минск». Экипаж погиб.
  44. ТКА № 103 (до 7.9.1941 года ТКА № 122, до 15.12.1934 года ТКА № 122, до 15.12.1934 года ТКА № 12, с 24.6. 1941 года ТКА № 185). Заложен в 1933 году, 1.8.1934 года вошел в состав кораблей БФ. 21.7.1936 года отправлен в состав СФ в Мурманск. 24.6.1941 года прибыл в ремонт в Ленинград и вошёл в состав БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 19.9.1944 года разоружен и преклассифицирован в скоростное плавсредство.
  45. ТКА № 104 (до 7.9.1941 года ТКА № 67, до 25.5.1940 года ТКА № 183). Заложен в 1938 году, 11.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи, Рижского залива, Моонзундского архипелага. Потопил 6 судов и повредил 2 транспорта. 23.10. 1942 года при возвращении в базу столкнулся с ТКА № 94 и затонул.
  46. ТКА № 105 «Пионер Алтая». Заложен в 1941 году. 30.07.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 14.9.1943 года потопил конвойный корабль «Вест».
  47. ТКА № 111 (до 7.9.1941 года ТКА № 114, до 25.5.1940 года ТКА № 111, до 4.4.1939 года ТКА № 81) заложен в 1934 году, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. Потопил 3 корабля противника. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 19.9.1944 года разоружен и переклассифицирован в скоростное плавсредство.
  48. ТКА № 113 (до 7.9.1941 года ТКА № 161, с 24.6.1941 года ТКА № 95). Заложен в 1934 года, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 2.4.1938 года отправлен из Ленинграда в Мурманск в состав СФ. Март 1940 года возвращен на ремонт в Ленинград. 24.6.1941 года вошел в состав кораблей БФ, Боевые действия на коммуникациях противника. 8.7.1942 года при высадке десанта на остров Соммерса потоплен огнем финских канонерских лодок.
  49. ТКА № 114 (до 7.9.1941 года ТКА № 184). Заложен в 1939 году, 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплён прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.
  50. ТКА № 115 «Алтайский школьник». Заложен в 1941 году. 18.8.1944 года вошел в состав БФ. Участвовал в боевых действиях на БФ. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 1945 года – блокада Курляндского плацдарма.
  51. ТКА № 121 (до 7.9.1941 года ТКА № 124, до 25.5.1940 года ТКА № 121). Заложен в 1934 года, 15.12.1934 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 8.7.1942 года при высадке десанта на остров Соммерса сел на камни и расстрелян противником.
  52. ТКА № 123 (до 7.9.1941 года ТКА № 42, до 4.4.1939 года ТКА № 113, до 6.6.1935 года ТКА № 75, до 4.6.1941 года ТКА № 105). Заложен в 1934 года, 15.12.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 22.5.1942 года затонул от попадания снаряда завода № 194. Поднят в 1942 году, восстановлен и вошел в строй.
  53. ТКА № 123. Заложен в 1938 года. 29.5.1939 года вошел в состав ЧФ. Весной 1940 года отправлен из Севастополя в Ленинград на ремонт. 7.4.1940 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 18.7.1941 года в Ирбенском проливе ТКА потоплен артогнем немецких надводных кораблей.
  54. ТКА № 124 (до 28.9.1941 года ТКА № 91, до 25.5.1940 года ТКА № 154) заложен в 1939 году, 28.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. С 16.9.1945 года использовался в учебных целях.
  55. ТКА № 125 «Алтаец». Заложен в 1941 году. 1.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года — Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского плацдарма.
  56. ТКА № 131 (до 7.9.1941 года ТКА № 134, до 25.5.1940 года ТКА № 131). Заложен в 1938 года, 20.11.1940 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 17.10.1941 года на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулемётным огням двумя финскими самолётами Fokker D-21 из LLv 30.
  57. ТКА № 134 (до 28.9.1941 года ТКА № 101, до 25.4.1940 года ТКА № 164) Заложен в 1934 году, С 19.1. по 21.2.1939 года числился в составе кораблей СФ. 28.9.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника.
  58. ТКА № 135 «Тюменский комсомолец». Заложен в 1943 году. 4.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 13-25.4.1945 года — Земландская наступательная операция. Потопил 1 транспорт.
  59. ТКА № 141 (до 7.9.1941 года № 144, до 25.5.1940 года ТКА № 141, с 20.12.1944 года ТК-80). Заложен в 1938 году, 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. при переходе мыс Колгания — Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесён ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».
  60. ТКА № 145 «Казанский речник». Заложен в 1943 году. 4.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года — Земландская наступательная операция.
  61. ТКА № 151 (до 7.9.1941 года ТКА № 154, до 25.5.1940 года ТКА № 151). Заложен в 1938 года, 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Лиепаи, Рижского залива, Моонзундского архипелага. Потопил 1 плавсредство и повредил 1 корабль. Командир старший лейтенант И. В. Ткаченко. 3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести. По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве.
  62. ТКА № 161 (до 7.9.1941 года ТКА № 164). Заложен в 1938 году. 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Оборона Рижского залива, Моонзундского архипелага. 10-20.6.1944 года Выборгская наступательная операция. Потопил 6 кораблей и транспортов и 1 повредил. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. 30 июля 1944 года в районе острова Нерва (Финский залив) при атаке конвоя был потоплен артиллерийским огням кораблей противника. По другим данным, 8 ноября 1944 года при переходе между гаванями в порту Таллин подорвался на неконтактной мине и затонул.
  63. ТКА № 171 (до 7.9.1941 года ТКА № 174, до 6.11.1940 года ТКА № 184, до 25.5.1940 года ТКА № 181) Заложен в 1938 году. 4.4.1939 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 12 сентября 1943 года при поиске кораблей противника в районе острова Гогланд в Финском заливе в винты катера попал трос мины-ловушки, от близкого взрыва мины катер получил повреждения и затонул.
  64. ТКА № 462 «Тамбовец». Заложен в 1943 году. 12.11.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море.

Торпедные катера Г-5 все серии XI бис Онежской военной флотилии с ракетным вооружением (по новой классификации и вооружению переклассифицированы в сторожевые катера) были доставлены железнодорожным транспортом из Рыбинска в Ораниенбаум и 11.8.1944 года вошли в состав Балтийского флота. Водоизмещение -15 тонн, длина наибольшая 19,07 метра, ширина наибольшая 3,33 метра, осадка максимальная 1,24 метра, два м тора ГАМ-34-БС, Скорость хода максимальная 53 узла, Бензин Б-70 1,6 тонны, экипаж 8 человек. Вооружение 2-12 12,7 мм пулемета ДШК, 1-82 мм. ПУ М-8-М (48 реактивных снарядов), ТА отсутствуют. 19.8.1944 года на Балтийском флоте ракетное вооружение демонтировано и поставлено штатное торпедное оборудование.

  1. ТКА № 320 (до июня 1943 ТКА № 203, с осени 1943 года ТК-81, с 1.5.1944 года СКА-320, с 16.10.1984 года ТК-801). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  2. ТКА № 321 (до июня 1943 ТКА № 222, с осени 1943 года ТК-82, с 1.5.1944 года СКА-321, с 16.10.1984 года ТК-802). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  3. ТКА № 322 (до июня 1943 ТКА № 224, с осени 1943 года ТК-83, с 1.5.1944 года СКА-322, с 16.10.1984 года ТК-803). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  4. ТКА № 323 (до июня 1943 ТКА № 225, с осени 1943 года ТК-84, с 1.5.1944 года СКА-323, с 16.10.1984 года ТК-804). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  5. ТКА № 324 (до июня 1943 ТКА № 217, с осени 1943 года ТК-91, с 1.5.1944 года СКА-324, с 16.10.1984 года ТК-805). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  6. ТКА № 325 (до июня 1943 ТКА № 219, с осени 1943 года ТК-92, с 1.5.1944 года СКА-325, с 16.10.1984 года ТК-806). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  7. ТКА № 326 (до июня 1943 ТКА № 226, с осени 1943 года ТК-93, с 1.5.1944 года СКА-326, с 16.10.1984 года ТК-807). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. 13-25.4.1945 года – Земландская наступательная операция. 1945 года – блокада Курляндского котла. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  8. ТКА № 327 (до июня 1943 ТКА № 228, с осени 1943 года ТК-277, с 1.5.1944 года СКА-327, с 16.10.1984 года ТК-808). Заложен в 1943 году, вошел в состав Онежской флотилии в 1943 году. Участвовал в боевых действах на Онежском озере. 11.8.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.10-24.11.1944 года — Моонзундская десантная операция. Потопил вспомогательное судно. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.

Торпедные катера с Черноморского флота проекта Г-5, переведенные на Балтийский в 1945 году, перевезенные железнодорожным транспортом из Севастополя в Клайпеду.

  1. ТК-316. 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море
  2. ТК-333. 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море
  3. ТК-335. 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море.
  4. ТК-336 «Моршанец». 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море.
  5. ТК-354 «Чкаловский комсомолец». 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море.
  6. ТК-355. 4.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море

Тихоокеанские торпедные катера проекта Г-5, переведенные с Тихоокеанского флота на Балтийский в 1944 году из Владивостока в Ленинград.

  1. ТК-149 (до 1940 года ТКА № 13, до 28.5.1936 года ТКА № 10, до 5.5.1943 года ТКА № 133, до 29.2.1944 года ТКА-136). Серия VII. Заложен в 1934 году. 6.5.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Отправлен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море.
  2. ТК-572 (до 1940 года ТКА № 183, до 1937 года ТКА № 32, до 28.5.1936 года ТКА № 33, до 29.2.1944 года ТКА-23). Серия VII. Заложен в 1934 году. 6.5.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. В августе 1938 года участвовал в боях на озере Хасан. Отправлен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ.
  3. ТК-574 (до 1940 года ТКА № 173, до 1937 года ТКА № 22, до 28.5.1936 года ТКА № 23, до 29.2.1944 года ТКА № 43). Серия VII. 6.45.1936 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен железнодорожным транспортом из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях.С 1.1.1945 года причислен к учебному отряду БФ в Кронштадте.
  4. ТК-575 (до 1940 года ТКА № 92, до 21.12.1939 года ТКА № 12, до 28.6.1936 года ТКА № 13, до 20.2. 1944 года ТКА № 53). Заложен в 1934 году. 6.5.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен железнодорожным транспортом из Владивостока в Ленинград. 19.9.10 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ С 1.1.1945 года причислен к учебному отряду БФ в Кронштадте.
  5. ТК-576 (до 25.5.1936 года ТКА № 60, до 29.2.1944 года ТКА № 63). Серия VII. Заложен в 1934 году. 5.7.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Отправлен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Входил в 1-ый гвардейский дивизион БТК БФ. С 1.1.1945 года причислен к учебному отряду БФ в Кронштадте.
  6. ТК-577 (до 19.6.1944 года У-6, до 28.5.1938 ТКА № 53). Серия VII. Заложен в 1934 году. 5.7.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. В 1941 году разоружен и переклассифицирован в быстроходное плавсредство. 19.6.1944 года снова вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Входил в гвардейский дивизион БТК БФ. С 1.1.1945 года причислен к учебному отряду БФ в Кронштадте.
  7. ТК-583 (до 16.6.1937 года ТКА № 94, до 29.2.1944 года ТКА № 93). Серия VII. Заложен в 1935 году. 11.10.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Отправлен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Боевые действия на коммуникациях противника. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. С 1.1.1945 года причислен к учебному отряду БФ в Кронштадте.
  8. ТК-681 (до 29.2.1944 года ТКА № 133). Серия VII. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. С 1.1.1945 года. В августе 1938 года участвовал в боевых действиях на озере Хасан. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. 23.11.1944 года при буксировке в Моонзунде получил пробоину и затонул.
  9. ТК-682 (до 29.2.1944 года ТКА № 146, до 5.5.1943 года ТКА № 159, до 10.10.1942 года ТКА № 143, до 1940 года ТКА № 23, до 28.5.1936 года ТКА № 20). Серия VIII. Заложен в 1934 году. 5.7.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. С 1.1.1945 года. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция.
  10. ТК-683 (до 29.2.1944 года ТКА № 156, до 5.5.1943 года ТКА № 169, до 10.10.1942 года ТКА № 153, до 1940 года ТКА № 43, до 28.5.1936 года ТКА № 40). Серия VIII. Заложен в 1934 году. 5.7.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. В августе 1938 года участвовал в боевых действиях на озере Хасан. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. С 1.1.1945 года. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море
  11. ТК-684 (до 29.2.1944 года ТКА № 166, до 5.5.1943 года ТКА № 179, до 10.10.1942 года ТКА № 163, до 1940 года ТКА № 143, до 28.5.1936 года ТКА № 60). Серия VIII. Заложен в 1935 году. 11.10.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. С 1.1.1945 года. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море
  12. ТК-685 (до 29.2.1944 года ТКА № 176, до 5.5.1943 года ТКА № 189, до 10.10.1942 года ТКА № 173, до 1940 года ТКА № 153, до 28.5.1936 года ТКА № 80). Серия VIII. Заложен в 1935 году. 11.10.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен по железной дороге из Владивостока в Ленинград 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. C1.1945 года. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция. Входил в 1 гвардейский дивизион ТКА.
  13. ТК-686 (до 29.2.1944 года ТКА № 186, до 5.5.1943 года ТКА № 189, до 10.10.1942 года ТКА № 183, до 1940 года ТКА № 163, до 28.5.1936 года ТКА № 100). Серия VIII. Заложен в 1935 году. 11.10.1935 года вошел в состав кораблей ТОФ. Перевезен по железной дороге из Владивостока в Ленинград. 19.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. С 1.1.1945 года. Участвовал в боевых действиях на Балтийском море. 27.9-24.11.1944 года – Моонзундская десантная операция.

По результатам боевых действий первый дивизион торпедных катеров Балтийского флота 22 февраля 1944 года стал гвардейским.

В ходе боевых действий бригада потопила 93 и повредила 32 различных корабля, транспорта и вспомогательные судна противника.

В этой ожесточенной борьбе 1-ая бригада торпедных катеров КБФ потеряла 367 матросов, старшин и офицеров, 73 торпедных катера.

На Балтийском флоте за героизм, отвагу и мужество, проявленные личным составом бригады торпедных катеров в боях с немецко-фашистскими захватчиками, сотни её воинов награждены орденами и медалями, а 12 из них присвоено звание Героев Советского Союза:

Афанасьев Алексей Иванович – командир торпедного катера

Гуманенко, Владимир Поликарпович – командир отряда торпедных катеров

Жильцов, Василий Маркович – командир гвардейского звена торпедных катеров

Иванов, Иван Сергеевич – командир гвардейского отряда торпедных катеров

Кусков, Виктор Дмитриевич – моторист гвардейского торпедного катера

Матюхин, Григорий Иванович – старшина группы мотористов гвардейского торпедного катера.

Обухов, Александр Афанасьевич – командир звена торпедных катеров

Осипов Сергей Александрович – командир отряда торпедных катеров

Свердлов, Абрам Григорьевич – командир отряда торпедных катеров

Старостин, Василий Михайлович – командир отряда торпедных катеров

Тихонов, Виктор Иванович – командир отряда торпедных катеров

Ущев, Борис Петрович – командир отряда торпедных катеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *