Беглец в Балтийской проливной зоне
Балтийская проливная зона
Однажды наш корабль (СКР пр. 35) послали на боевое дежурство в Северное море. Это был февраль 1967-го года. Фактически мы обретались на выходе из пролива Скагеррак и на входе в Северное море в районе с центром примерно в широте 57 с половиной градусов северной, с долготой 8 градусов восточной.
Это была первая и последняя наша боевая служба в этом районе.
Последней эта боевая служба для нас оказалась потому, что наш корабль в Северном море чуть не погиб. Об этом есть мой отдельный рассказ.
Первая для нас она была потому, что до этого мы несли боевую службу перед Балтийскими проливами – дрейфовали в районе между островами Мён и Борнхольм. Примерно в центре этого района. А в Северное море нас послали впервые. Для изучения района, так сказать. Кроме того, первой она была ещё и потому, что при нашем проходе проливной зоны у нас с корабля сбежал матрос, в районе пролива Большой Бельт. Вот об этом беглеце – сегодняшний мой рассказ …
Этот пролив располагается между островами Фюн и Зеландия. Матрос-беглец явно готовился к побегу. У него в рундуке нашли бутылку с машинным маслом. Предположение ясное, для чего ему нужно было это масло – он им обмазался, перед тем как «сиганул» с борта корабля в море.
Кроме того, при расследовании этого происшествия выяснилось, что он расспрашивал моих рулевых о том, где самое узкое место в проливной зоне, и когда мы будем его проходить.
Мы все думали, что он в проливах сгинул, не доплыл до берега, потому что плыть до берега надо было прилично – несколько километров. Это во-первых. А во-вторых, на улице февраль месяц. Температура воды градусов 10-12. Замёрзнет же, не доплывёт!?
Ан нет, доплыл! Месяца через два или три до нас через Особиста дошли сведения о том, что он выступал по радио в Копенгагене, и, отвечая на вопросы тамошних корреспондентов, подробно рассказывал им то, почему он сбежал, как сбежал, зачем сбежал.
Неприятным было то, что это был толковый матрос, грамотный, причём хороший специалист. Но вот – оказался с гнильцой …
Беглец в Тунис
Место побега Тунисского беглеца
Беглец в так называемые капстраны был у нас не только в Проливной зоне Балтийского моря, но и в Средиземном море. При мне это был второй случай.
Лето 1968-го года. Условия для бегства были совершенно разные. Если в Балтийской проливной зоне беглецу достаточно было проплыть до берега всего каких-нибудь пару километров (это часа 2 плавания), так как Балтийские проливы всё- таки относительно узкие, то в Средиземном море ему нужно было проплыть значительно большее расстояние – километров 5-6 (а это, думается, часов 7-8 плавания).
Мы стояли в точке, которая находилась в пределах 3-х миль от берега (это 1852 х 3 = 5556 м, или 5 с половиной километров). Точка нашей якорной стоянки находилась в районе границы Туниса с Ливией.
С любимым личным составом
Но бежать с корабля в Средиземном море было проще тем, что температура воды здесь совсем не такая, как на Балтике. Если там, на Балтике, температура воды даже летом не поднимается выше +15-16 градусов Цельсия, а тот наш беглец «драпанул» с корабля зимой – в феврале, при температуре воды 10-12 градусов, то здесь было лето и температура воды была просто комфортная – +28-30 градусов Цельсия.
Как водится, побег обнаружили только утром, в утреннюю пересменку вахт. Это 8 часов утра. Дело в том, что на смену одному «маслопупу» (это матрос из БЧ-5) не пришёл другой «маслопуп». Сменяющийся, как водится, подождал некоторое время: мало ли что бывает со сменой, то ли подзадержался он с завтраком, то ли с перекуром, то ли проспал где-нибудь в дальней кандейке. Но когда все возможные сроки задержки прошли, это обычно минут 10-15, то сменяющийся поднял шум: где, мол, моя смена? Почему меня такой-то (ФИО) не меняет? Начались его поиски. А сменщика нигде нет.
8-30. Дело дошло до Командира корабля, до Замполита, до Особиста. Была объявлена проверка всего личного состава на его наличие на борту корабля. Прошла команда: — Командирам БЧ проверить наличие своего л/с и об отсутствующих доложить Старпому. — Проверили наличие всего л/с, доложили Старпому. Да, так и есть. Этого «маслопупа» нигде не нашли. На всякий случай Командир БЧ-5 прошёл по всем ему известным возможным закоулкам, загашникам, кандейкам, схронам, шхерам моряков, где они обычно прячутся от офицеров, чтобы выпить на троих бутылку водки, поиграть в карты, втихаря покурить, а главное – чтобы поспать. Послали старшин посмотреть по известным им местам пряток «маслопупов» – нет ли его там. Нигде его нет!
9 часов утра. Триумвират (Командир корабля, Замполит, Старпом) и примкнувший к ним Особист сели в каюте Командира корабля решать проблему: что делать? Докладывать ли в Штаб 5-ой ОПЭСК немедленно, что пропал матрос такой –то, или ещё раз тщательно прошерстить весь корабль от киля до клотика, и только потом докладывать? Выдёргивали к Командиру корабля в каюту любого, кто мог хоть как то «пролить свет» на это загадочное исчезновение матроса с борта военного корабля.
Вызывали Старшину его команды, расспросили его — что там и как. Всё вроде бы у того «маслопупа» нормально и в семье, и в личной жизни, ни на что никогда он не жаловался. Вызвали командира отделения. Да, видел его после пересменки в 12 часов с копейками ночи. Вместе с другими освободившимися от вахт и дежурств моряками он укладывался в койку.
А кто спит с ним рядом? Сверху тот-то, слева тот – то, а справа тот-то. Вызвали и этих троих. Спрашивали их: что они видели, что они знают? Один вспомнил, что сквозь сон видел, как этот «маслопуп» после того как все, и он в том числе, пришли после ночной 24-х часовой пересменки и питья дежурного чая, завалились спать, он полежал в своей койке, а потом встал — взял с собой что-то из своей одежды и вышел из кубрика. Не удивился даже тому, что он одел не робу, а спортивные брюки. На это особого внимания никогда не обращали, мало кто иногда встаёт посреди ночи то ли покурить, то ли сходить в гальюн – пописать / покакать.
Рядом штурманский электрик Вязьмов. За ним – рулевой Гусаков
А кто нёс вахту в ПЭЖе с нуля часов? Тот-то. А ну-ка, пришлите-ка его сюда, немедленно! Пришёл. Не проходил ли мимо ПЭЖа примерно полпервого ночи тот-то? Да, проходил. Зачем? Как зачем? Да, покурить на юте без помех! Все же знают, что на якоре, ночью из кормового кубрика все выходят покурить на ют. Кеды одевают для того, чтобы пройти тихо, неслышно, чтобы никого не разбудить. Ночью из кормовых кубриков ходят не на бак – туда далеко идти, а на ют – сюда близко. Ночью все спят. Удобно. Втихаря покурил — и в койку. Спрашивают: — А назад он возвращался? — Не видел … — Всё ясно – сбежал парень с корабля! Никуда не денешься – надо докладывать по команде по Особому перечню докладов.
Старпом предлагает: — Может катер за ним пошлём?! До берега больше 5 километров. Может он плывёт ещё? — Командир корабля засомневался: может быть действительно катер вдогонку за беглецом послать? Замполит говорит, что, мол, мы тогда нарушим терводы Туниса. Не поднимется ли, мол, международный шум? – Нет, вряд ли мы его догоним: – говорит Особист. – Пока катер спустим, пока он до берега дойдёт, пока то, да сё, времени пройдёт достаточно. Если он сиганул пол первого ночи, а сейчас около 10 часов утра, то времени прошло больше 9 часов, он наверняка уже на берегу …
Делать нечего. Поздно спохватились. Надо докладывать по команде …
Составили Текст доклада, вызвали шифровальщика: – На, старшина 1-ой статьи, закладывай нас!
Было 10-00 утра. Ответ пришёл не быстро – а только через час, в 11-00. Видимо и в Штабе 5-ой эскадры некоторое время ломали голову: ЧД в этой ситуации? Текст радиограммы гласил: — Послать катер, обследовать берег по километру слева и справа от точки возможного выхода беглеца на берег – то есть от точки кратчайшего расстояния до берега. Вглубь материка не удаляться. Найти беглеца и доставить на борт корабля! Исполнять!
Спустили катер, посадили в него шлюпочную команду, командиром катера назначили старшего лейтенанта из БЧ-2. Заработал мотор, катер отправился на поиски беглеца. Было это примерно в 11-30 часов дня.
Часа через 4 катер возвращается. Без беглеца. И вот что рассказывает Командир катера: — Подошли мы к берегу, вытащили катер на берег, осмотрелись вокруг – следов не видно. Троих моряков отправил в одну сторону, сам с двумя другими пошёл в другую. Одного моряка оставил при катере, для его охраны. Так, на всякий случай. Договорились свистом обозначать себя, если что-то обнаружится. Идти на 1500 шагов от катера. Если никаких следов нет — возвращаться к катеру. Прошли шагов 200, сзади услышали свист. Оборачиваемся. Семафорят нам руками – идите, мол, сюда, нашли следы. Бегом мчимся к ним и видим следы беглеца.
Вот он вышел на берег, отошёл от уреза воды метров на 5 и рухнул на пляж, на песок. Лицом вниз. На живот. Передохнул, поднялся, видно, как он, поднимаясь, опирался руками о песок, и пошёл перпендикулярно берегу. Метров на 80-100 от уреза воды тянется песчаный пляж, а за ним начинается довольно крутой подъём вверх — кряж. Метров на 90-100 над уровнем моря. Следы чётко видны. Полезли на кряж. Вылезли наверх. Холмистая однообразная песчаная пустыня без каких-либо следов растительности. Следы по песку ведут вглубь пустыни. Беглеца уже не видно. По-видимому, он вышел на берег часа 3-4 назад. За это время он мог уйти километров на 10-15. Вернулись назад, погрузились в катер и отправились на корабль.
Скажу ещё, что если первый беглец, который у нас сбежал с корабля в Балтийской проливной зоне, потом как-то обозначался – выступал и по радио и по телевидению, то этот молчал. Нигде никогда никто из нас его не видел и не слышал. Мы все полагали, и не без оснований, что он сгинул в той пустыне. Без еды, без воды, без карты, без компаса, идя наудачу – глупый, как бы, парень – куда он придёт? Только на «тот свет»! Думали, что он принёс только горе родителям, родным и близким.
Работа на радиопеленгаторе АРП-53
Скажу только, что Командир корабля вместе со Старпомом и Механиком получили свою порцию воспитательного воздействия от вышестоящего командования. Беглец с военного корабля – это что-то из ряда вон выходящее! Такое бывает очень и очень редко. Но вот, оказывается, бывает …
Правда, про наказание Особиста мы ничего не слышали. Это довольно-таки «закрытые» на флоте «ребята»!
И вот недавно совершенно случайно я прочёл в Интернете вот что:
«Несколько лет назад по ТВ был репортаж о советском «Троянском коне» – Олеге Туманове, проникшем на радиостанции «Свобода» и «Голос Америки», а затем через много-много лет вернувшемся домой. Оказалось, что один наш корабль имел непосредственное отношение к этому «побегу». Помню переполох, поднявшийся однажды – с миноносца, стоявшего близко к берегу, ночью пропал моряк.
Перетряхивание всех шхер миноносца ничего не дало. Предложение подводников осмотреть дно в аквалангах было отвергнуто, хотя глубина моря была около 30 метров и песчаное дно хорошо просматривалось через маску. Один особист держался стоиком и в бинокль осматривал берег, а все хором осуждали моряка.
«Беглец» позже по телевизору рассказал о своей «Одиссее» корабль – ЦРУ. Он молодец, в полной темноте проплыл несколько километров до берега, в кедах и спортивном костюме прошагал по пустыне Сахара несколько километров, попал к погранцам в Тунис, а оттуда – в лапы ЦРУ. Знай наших» …
https://vk.com/wall-102754897_9603 пятница, 14 января 2022 г.
Вот в чём дело! Вот почему наш Особист противился посылке катера за беглецом. Оказывается, это был, так сказать, плановый побег …
В июне 1967 г. в проливе Китира с крейсера «Слава» сбежал библиотекарь Чалый. и пытался сбежать шифровальщик. Командира и замполита сняли. Старпома назначили командиром, а командира батареи капитан-лейтенанта Кутузова — старпомом. Как позднее рассказывал особист, Чалова сбила насмерть «неиззестная» грузовая мащина в США.
Благодарю за рассказ! Раньше не читал о подобных случаях! Очень интересно. Особенно — о «плановом» побеге.