В середине 30-х годов в СССР все проекты предлагавшихся к постройке судов проходили специальную экспертизу, где определялось их специальное военное предназначение. Исходя из этого выдавалось задание на мобилизационное дооборудование. Оно предусматривало дополнительные водонепроницаемые переборки, усиление палубы в местах предполагаемой установки орудий, дополнительные трубопроводы для будущих систем взрывопожарной безопасности погребов с боеприпасами, дополнительные переговорные трубы для связи с будущими боевыми постами, места для установки дополнительных генераторов и размещения прибывающего по мобилизации личного состава и т. д. Но в строю находилось лчень много судов ещё дореволюцинной постройки, котоые также подлежали мобилизации, а переоборудование из было затруднено из – за разнотипности и неприспособленности к установке вооружения и дополнительного оборудования. Одновременно под планируемые к мобилизации число судов конкретных проектов изготавливались необходимые для их переоборудования дельные вещи, которые вместе с потребным количеством судостроительных материалов, вооружения, приборов и механизмов хранились вблизи пунктов будущего отмобилизования судов.
К сожалению, в реальной жизни многое получилось не так как планировали, что показал ряд предвоенных учений. Однако на Балтике, Черном море и Днепре они прошли довольно успешно: сказались и судостроительный потенциал театров и исторически отлаженная система тылового обеспечения. Ряд недостатков, выявленных при проведении мобилизации судов для Балтийского и Северного флотов накануне советско – финляндской войны, был устранен к началу Великой Отечественной войны.
В период советско – финляндской войны в состав КБФ было отмобилизовано 43 судна, из них под тральщики – 23, под сторожевые корабли – 7, под минные и сетевые заградители -2, под канонерские лодки -11. Полученный опыт был тщательно проанализирован на сборах службы ВОСО ВМФ в марте – апреле 1940 г. и положен в основу разработки целого ряда руководящих документов по мобилизационной подготовке гражданских судов.
Разработка нового мобплана МП – 41 на флотах была закончена 20 июня 1941 г., о чем доложили в Организационно – мобилизационное управление Главного штаба ВМФ. Планы флотов подлежали утверждению Наркомом ВМФ и должны были вступить в силу 1 июля. Аналогичное положение было и в военных округах. Таким образом Вооруженные силы с началом войны проводили мобилизацию и по старому и по новому не введенному в действие мобплану, что ввело определенную неразбериху и путаницу в эту огромную работу.
По МП — 41 на флотах схема отмобилизования предусматривала увеличение корабельного состава за счет призываемых судов. На них было необходимо установить орудия и пулеметы, провести доукомплектование необходимыми специалистами.
22 июня 1941 г. из Наркомата морского флота в западные морские бассейны поступило указание о приведение в действие мобилизационного плана. В непосредственное подчинение Наркомата ВМФ было передано около 100 судов грузопассажирского, сухогрузного, нефтеналивного, ледокольного и буксирного флота, а также причалы, портовые сооружения и судоремонтные предприятия.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета от 14 июля часть судов, кроме мобилизованных, оставаясь на балансе гражданских наркоматов, поступило в подчинение командования флотов. ГКО принял решение о вооружении судов всех бассейнов.
За период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. в состав ВМФ было отмобилизовано 1269 гражданских судов, в том числе в состав КБФ — 359 судов и гражданских плавсредств, из них переоборудованы под боевые корабли 111 ед. и переданы под вспомогательные суда – 207. Часть из них впоследствии было передано в сформированные Ладожскую и Онежскую флотилии. За всю войну в составе ВМФ их количество составило 2379 единиц. Среди них были и носившие название «Москва».
Бывший речной буксирный пароход Северо – Западного речного пароходства «Москва», построенный в 1891 г. и прошедший капитальный ремонт в 1934 г. (водоизмещение 200 (220) т., размерения 31.8 х 6.9 х 2.1 м, мощность двигателя 2х165 л.с. , скорость хода 10/8 узл., дальность плавания при экономичном ходе 8 узл. – 860 миль, экипаж 37 чел.) 18 сентября 1939 г. под видом больших учебных сборов был мобилизован для прохождения тральной подготовки, переоборудован в тральщик (установлены 1 – 75 мм орудие, 2 – 7,62 мм пулемета, морской трал Шульца и морской змейковый трал), включен в состав 1-го отряда кораблей Ладожской военной флотилии КБФ и участвовал в советско – финляндской войне.
Командующий ЛВФ П.А.ТРАЙНИН, оценивавший все это «добро» очень критически, впоследствии как-то заметил, что пользы от кораблей, у которых лишь «одна пушка на носу» очень мала. Да и общее состояние кораблей оказалось неудовлетворительным. Механизмы были сильно изношены, из-за чего в котлах часто происходили аварии.
С 23 сентября 1939 г. тральщик участвовал в переброске 75-й стрелковой дивизии из Шлиссельбурга в Олонку на восточном берегу озера. «Москва» была прислана в распоряжение командующего флотилией для использования в качестве буксира. 29 ноября её включили в 1-й отряд флотилии. Тральщик оказывал огневую поддержку нашим войскам, проводил траление у берегов противника
«Москва» была плоскодонной, поэтому плохо выдерживала качку, особенно боковую. Немало проблем имелось со связью между кораблями. Хотя радиостанции были на каждом корабле, связываться друг с другом они не могли, так как имели разный диапазон волн. К тому же радисты, по большей части, оказались неопытными. Наиболее пригодная радиостанция была только на тральщике «Москва».
8 декабря тральщик находился в еще толком не оборудованной военно-морской базе в гавани Сауналахти, считавшейся недосягаемой для финских орудий. Начавшийся обстрел батареей «Ярисевя», не причинил ни малейшего вреда кораблям, но вызвал панику среди командиров кораблей. Первые снаряды упали к востоку от гавани, а затем и в саму гавань, вблизи кораблей. Командир отряда отдал приказ выйти из гавани… в открытое озеро, где разыгрался 8-балльный шторм. Начав спешно выводить корабли из замкнутой бухты на простор озера, два командира посадили свои тральщики на мель. Один из них, ТЩ «Москва», коснулся камней и повредил правый винт. Требовавший капитального ремонта из-за полученных повреждений, тральщик пришлось отправить на длительный ремонт в Шлиссельбург.
В 6.15 15 марта 1940 г. в штабе ЛВФ был получен приказ о заключении мира и прекращении военных действий с 12.00 следующего дня. 20 марта 1940 г. тральщик был разоружен и возвращен владельцу.
23.06.1941 г. буксир был вновь мобилизован, принят от НКРФ, переоборудован в ТЩ (установлено 1 – 45 мм орудие, 2 – 7,62 мм пулемета и тралы) и 28.06.1941 г. вошел в состав 6-го дивизиона тральщиков КБФ как «ТЩ-102» (с 28.06.1941 г.).
Установленные мобилизационным планом сроки переоборудования и вооружения тральщик в общем выдержал, однако оборудование его отличалось невысоким качеством, не хватало запасных частей к устаревшим механизмам и вооружению. Т.к. тральщик поступил в плохом техническом состоянии его пришлось сразу же поставить в средний ремонт, поэтому он приступил к боевой подготовке только в середине июля.
В связи с проведенной в начале сентября 1941 г. общей реорганизации флота, все тральные силы вошли в ОВР КБФ. Тральщик как «ТЩ – 31» (с 25.07.1941 г.) вошел в 3-й дивизион тральщиков отряда траления. 7.09.1941 г. тральщик переименован в «ТЩ-36», а 5.06.1944 г. – в «Т-36». Неоднократные переименование корабля порой создавали путаницу в штабных документах.
Тральное вооружение тихоходного тральщика позволяло тралить лишь якорные мины. Лишь немногие моряки имели опыт боевого траления, приобретенный во время советско — финляндской войны и после её окончания при тралении финских минных полей. Район плавания составлял до 350 миль. Значительная парусность борта из – за высоких надстроек вызывала дрейф при тралении. Тральщик не имел достаточного запаса котельной воды, поэтому для питания котлов приходилось пользоваться забортной. Это приводило к быстрому износу стальной магистрали питания и арматуры. Из –за применения низкокачественного угля тральщику была свойственна большая дымность. Особенно слабо он был защищен от вражеской авиации. На тральщике отсутствовали средства самозащиты от подрыва на якорных и донных минах, гирокомпас, электрический лаг и эхолот. Из – за малой скорости, идя против свежего ветра и волны, он не мог буксировать трал Шульца со скоростью свыше 3-х – 4-х узлов. Несмотря на свои малые размеры, тральщик являлся сравнительно мореходным и удобно управляемым, но при перекладке руля девиация путевого компаса изменялась на величину до 50.
Тихоходные тральщики Ладожской ВФ
Тральщик участвовал в защите коммуникаций и баз, боевом тралении в финском заливе, огневой поддержке войск при наступлении в районе Тайпале (30.11. – 01.12.1943), в Моонзундской десантной операции (27.09 — 24.11.1944), проводке кораблей и судов за тралами, морских перевозках войск и боевой техники. 29.10.1941 г. при подходе к пирсу на о. Лавенсари сел на камни и полузатонул. Разбит штормом. Поднят в 1941 г. восстановлен и введен в строй. (1)
В 1945 г. возвращен владельцу — Северо-Западное бассейновое управление пути МРФ РСФСР. Регистровый № 008169. Списан в декабре 1963 г. и утилизирован
22 марта 1944 г. дивизион был награжден орденом Красного Знамени.
==========================================================================
В 1940 – 1941 г. на заводе Deutsche Werft GmbH в Гамбурге (Германия) по заказу СССР были построены 11 паровых грунтоотвозных шаланд валовой вместимостью 947 брт, получивших названия рек. На сайте https://fleetphoto.ru/projects/8523/ «Водный транспорт) указано о постройке 16 судов. Недостроенные «Чага» и «Нерча» конфисковали немецкие власти. 22 июня их приемочные экипажи во главе с капитаном Д.А.НЕВСКИМ в Гамбурге арестовало гестапо. «Тунгуска» 22 июня находилась в Либаве у стенки судостроительного завода и была взорвана экипажем по решению командования. «Амгу» война застала на переходе. Она дошла до Виндавы, приняла на борт отходившие части, которые доставила на Эзель. В дальнейшем участвовала в работах по углублению пролива Соала – Вяйн, где 27 июня была уничтожена вражеской авиацией. О судьбе шестнадцатой шаланды «Маия» сведений пока найти не удалось. Вероятно ее недостроили.(2 )
В 1940 г. была построена шаланда «Москва» (строительный номер 318). Построенные суда вошли в состав Военно — морское управления Балттехфлота Спецгидростроя НКВД СССР.
Водоизмещение, т: стандартное — 910; нормальное — 1025; полное — 1140
Главные размерения, м: длина наибольшая — 59,5; ширина наибольшая — 11,9 м,; осадка наибольшая — 3,61
Скорость хода наибольшая, узлы: 9
Дальность плавания скоростью хода 8 узлов, миль: 1632 [574]
Вооружение:
гирокомпасы — ГУ-I
127-мм магнитные компасы — 2
лаги — ГО-III, ЛЗМ
лоты — ЭЛ
Главная энергетическая установка: котломашинная: поршневая паровая машина двойного расширения Христиансен-Мейер мощностью 400 л.с. — 2; главный котел шотландского типа, паропроизводительность — 7 т/час, давление и температура пара р = 15 кг/кв. см, t=380 °C — 2.
Движители: трехлопастной гребной винт диаметром 2,3 м — 2.
Топливо: уголь.
Запас, т: нормальный — 50, полный — 96, наибольший — 100. [575]
Запас воды, т: котельная — 240, мытьевая и питьевая — 40.
Время приготовления машин к походу: нормальное — 45 минут, экстренное — 30 минут.
Источники электроэнергии: поршневой парогенератор мощностью 10 кВт, парогенератор мощностью 3,5 кВт; напряжение 110 В постоянного тока.
Пожарные насосы: паровые производительностью 20 т/час и 70 т/час при напоре р = 8 кг/кв. см.
Водоотливные средства: центробежный насос производительностью 125 т/час — 2; вертикальная помпа Дуплекс производительностью 70 т/час, 30 т/час и 20 т/час; все при напоре р = 8 кг/кв. см.
Плавсредства: шестивесельный спасательный бот грузоподъемностью 32 чел., шестивесельный ял, четырехвесельный ял.
Летом 1941 г. часть шаланд должны были перевести по Северному морскому пути на Дальний Восток, где они должны были работать в Татарском проливе и устье Амура на углубление фарватера. Но война внесла свои коррективы…
«Селемджа», «Москва» и «Амгунь» числятся отмобилизованными 6 июля 1941 г., но по воспоминаниям военного представителя на Адмиралтейском заводе А.М.БРЕЕВА «3 июля 1941 г. у стенки Адмиралтейского завода пришвартовалось несколько самоходных грунтоотвозных шаланд. Появление этих сугубо штатских по своему назначению и внешнему виду судов с вольнонаемной командой на борту вызвало немало толков. — Что за шаланды появились на заводе? Вывозить металлолом или эвакуировать оборудование? — недоумевали одни.
— Нет, это грунтовозы, предполагается, вероятно, углублять акваторию завода у достроечной набережной. Ну, а шаланды будут отвозить грунт, поднятый землечерпалкой, — говорили другие.
Однако об истинном назначении шаланд стало известно утром 4 июля, когда главный инженер завода С. М. Турунов созвал экстренное оперативное совещание.
— Нам поручено,- сказал он,- срочно переоборудовать и вооружить грунтоотвозные шаланды, превратив их в канонерские лодки. Из двенадцати шаланд, построенных по нашему заказу в Германии, нам надлежит переделать семь. Их водоизмещение- тысяча тонн, главный двигатель — паровая машина в пятьсот сил, скорость хода — до десяти узлов. Вчера вечером к нам пришли первые три шаланды — «Селемджа», «Москва» и «Амгунь». Основной объем работ касается корпуса, поэтому главные исполнители-цехи корпусный, достроечный, трубомедницкий и малярный. Военный совет фронта дал нам пятнадцать суток на каждый объект. Да, пятнадцать дней и пятнадцать ночей,- подчеркнул главный инженер, взмахом руки как бы отметая возможные возражения.
— Мы живем по законам военного времени, и заказ будет выполнен в срок!
Большую часть корпуса шаланд занимали, как и полагалось, открытые трюмы для приема жидкого грунта. Когда требовалось выбросить его за борт, открывались шлюзы с механическим приводом. Машинное отделение, ходовая и радиорубка находились в корме, а жилые и служебные помещения располагались по длине судна. Внешний вид грунтоотвозного судна, окрашенного в темно-серый непривлекательный цвет, с приземистым корпусом, двумя мачтами и кормовой надстройкой производил неблагоприятное впечатление, не имел ничего общего со стройными корпусами боевых кораблей, стоявших на ремонте.
— Чтобы выиграть время,- продолжал С. М. Турунов,- надо параллельно с выпуском рабочих чертежей начать изготовление по ним деталей и узлов, собирать конструкции и устанавливать их на судах, монтировать вооружение и другое оборудование. Работа должна быть начата сегодня и вестись на всех трех судах одновременно. Общее техническое руководство вооружением и переоборудованием судов возлагаю на старшего строителя Мадеру. Прошу вас, Авнер Григорьевич, сегодня же составить график работ со сроком окончания на всех судах 20 июля. Учитывая срочность и сложность дела, привлеките наиболее опытных строителей судов. Желательно, чтобы на каждом судне был свой строитель.
— Савва Матвеевич, у меня и так не хватает рабочих. Здесь же предстоит срочная и трудоемкая работав для выполнения которой я не имею ни рабочих, ни чертежей,- взмолился начальник корпусного цеха В. Л. Гуревич.
— Как организовать, вам виднее, Владимир Львович, на то вы и есть начальник цеха, — отпарировал главный инженер. — Вам помогут краснофлотцы. А чертежи начнут разрабатывать сегодня же.
— Конструкторы не имеют общих чертежей,- заметил начальник КБ Павел Михайлович Алексеев.- Кроме того, пока нет технического задания на вооружение и переоборудование судов, мы не знаем, что будет демонтироваться, а что устанавливаться вновь.
— Михаил Николаевич, когда можно рассчитывать на получение чертежей общего расположения судов и технического задания на их вооружение и переоборудование? — обратился Турунов к инженеру Чарнецкому, представителю заказчика.
— Техническое задание завод получит завтра. Оно уже подготовлено, но уточняется состав артиллерийского вооружения. На каждом судне, кроме зенитного вооружения, надо установить крупнокалиберные пушки. Сейчас этот вопрос решается командованием морской обороны Ленинграда. Что касается чертежей общего расположения, то на судах их, к сожалению, не оказалось. Пытаемся их найти.
— Чтобы не терять дорогое время,- подвел итог С. М. Турунов,- я предлагаю сегодня же, не дожидаясь чертежей, приступить к осмотру судов и составлению необходимых эскизов и чертежей по месту. Поэтому, Павел Михайлович, выделяйте своих опытных конструкторов и немедленно приступайте к работе.
Во второй половине дня бригада проектировщиков во главе с ведущим конструк-тором М. А. Ловягиным приступила к работе. Михаил Александрович Ловягин после осмотра судов поделился своими впечатлениями:
— Не знаю, какие из них получатся боевые корабли, но грунтовозы они отличные. Все сделано основательно и добротно. Поэтому подкрепления под артустановки главного калибра потребуются сравнительно небольшие. Основные работы предстоят по погребам боезапаса, которые нужно делать заново, и оборудованию кубриков для размещения команды.
А. Г. Мадера — человек энергичный и уважаемый в заводском коллективе — сразу же горячо взялся за порученное дело. Он привлекал к руководству работами на судах опытных строителей Н. И. Топтыгина, А. И. Самойленко, Т. В. Арефьева и других квалифицированных специалистов. Все службы завода выполняли новые задания в первую очередь. Вскоре в цехи стали поступать наряды, технолого-нормировочные карты и началось срочное изготовление деталей, узлов и конструкций. На шаландах появились первые бригады корпусников, которые по указанию строителей и наскоро составленным рабочим чертежам и эскизам приступили к удалению корпусных конструкций, подлежавших замене. Одновременно намечались места для установки нового оборудования, погребов боезапаса и помещений для команды: шло превращение грунтоотвозных шаланд в боевые корабли.
Но для того чтобы превратить их в боевые корабли, требовалось не только переделать помещения. Надо было еще установить мощное вооружение-на каждом корабле по два артиллерийских орудия калибром 100 или 130 мм, четыре 45-мм полуавтомата и один строенный пулемет. Для них необходимы были прочные фундаменты, способные выдержать не только вес вооружения, но, главным образом, динамические нагрузки при стрельбе. Наконец, нужны были погреба боезапаса с устройствами для подачи его к орудиям, а также различные боевые посты. Увеличение численности экипажа потребовало расширения жилых помещений. Кроме того, было еще много других работ: оборудование ходовой и радиорубок, обшивка их противопульной броней; установка дальномера; монтаж переговорных труб и т. д. Чтобы обезопасить корабль от магнитных мин,- требовалось смонтировать противоминную систему размагничивания.
Экипаж кораблей формировался, в основном, из машинно- трюмных специалистов команды шаланд и военных моряков. Командирам и политработникам кораблей предстояло в короткий срок обучить и сплотить разношерстные по составу коллективы. Из-за нехватки рабочей силы личный состав привлекали для корпусодостроечных работ, которые выполнялись под руководством бригадиров или опытных рабочих.
Метод работы был следующий: газорезкой отделяли заменяемые куски корпуса,- демон- тировали лишнее оборудование, а вместо них устанавливали изготовленные в цехах детали и узлы, которые подгонялись по месту и фиксировались электроприхватками, а затем скреплялись намертво электросваркой. На смену сборщикам и сварщикам приходили другие специалисты, которые устанавливали тепловую изоляцию во вновь оборудованных жилых помещениях и зашивали ее листами дюралюминия, монтировали рундуки, подвесные койки и другое оборудование. Одновременно работали электромонтажники. Трубопроводчики вели работы по монтажу переговорных труб и отопления в жилых помещениях. Механики устанавливали парокомпрессор высокого давления, монтировали воздухопровод и баллоны для хранения сжатого воздуха. Маляры зачищали, шпаклевали и красили стены и подволоки новых помещений, погреба боезапаса, монтажники устанавливали корпусные конструкции. Работа кипела, темп ее стремительно нарастал.
Уже в первые дни переоборудования судов на завод стали поступать вооружение, приборы управления артогнем и другое оборудование. А вскоре появились рабочие-вооружен-цы. Началась установка и наладка артиллерийских систем. К этому времени основные корпусные работы уже были завершены. Тяжелые тумбы орудий монтировались с помощью портального крана. Прибористы на мостике вели монтаж дальномера и приборов управления артиллерийским огнем. Все работы по мере их завершения тут же принимались военными представителями — П. Д. Чередничкой, А. Ф. Ивановым, А. О. Луккеном, М. И. Чертковым, А. М. Бреевым — все они также работали круглосуточно, помогали судостроителям советами, принимали участие в решении технических задач, возникавших поминутно в ходе работ. Попутно личный состав будущих кораблей осваивал технику, вместе с рабочими занимался ее отладкой.
Двенадцати дней хватило на переоборудование шаланд в канонерские лодки. (3)
С палубы демонтировали фок – мачту, поскольку она мешала ведению артиллерийского огня. Под орудиями главного калибра палуба фактически не усиливалась, т.к. под ней проходили балки поперечного набора, которые обеспечивали необходимую жесткость. Установили только крепления под орудия. Для универсальной артиллерии пришлось устанавливать фундаменты и перестраивать отсеки под их погреба, для защиты которых над ними до 24 мм усиливалась палуба. Мостик обшили противопульной броней 10 мм.
На «Москве установили 2 х 100 мм орудия Б-24-БМ, 3 х 45 мм орудия 21-К, 1х 20 мм орудие Эрликон (в 1943 г.), 2 х 12, 7 мм зенитных пулемета ДШК и 1 х7,62 мм пулемет. (4)
Для управления огнем установили ПУС главного калибра: схема ПУС «Гейслера» и открыто расположенный дальномер ДМ-3.
«Москва» принимала участие в спасении раненых с тральщиков и судов, подорвавшихся на минах и потопленных авиацией, и эвакуации 70 раненых с о. Гогланд в Кронштадт. (6) Вместе с буксиром «Тазуя» и тральщиком ТЩ-21 спасало людей с дрейфующего после попадания бомбы транспорта «Шауляй», взяли пароход на буксир и потащили в бухту Сууркюля на острове Гогланд, где началась его разгрузка.
В дальнейшем участвовала в обороне Ленинграда. Имея малую осадку, КЛ могла действовать у самого побережья. Несмотря на сильное противодействие авиации и артиллерии противника КЛ в августе – сентябре 1941 г. ежедневно выходила на огневые позиции в Нарвский залив и своим огнем поддерживала сухопутные войска.
«Москва» участвовала в обеспечении высадки десантов в районе Петергофа и Стрельни 3-8 октября 1941 г., эвакуации войск с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 27 октября – 1 ноября 1941 г. В конце июля 1942 г. «Москва» и четыре истребителя прикрывали отряд кораблей, проводивших на Красногорском рейде испытания шпиронного устройства параван – охранителя на эсминце «Страшный». Атака двух «Ю-88» не смогла помешать работам. В последнем квартале 1942 г. «Москва» вела обстрел оборонительных сооружений противника на острове Сомерс. В составе шхерного отряда 14 февраля 1944 г. на побережье Нарвского залива в районе Мерекюль высаживала десант, который должен был отвлечь часть сил гитлеровцев и облегчить наступление наших войск. Канонерки «Москва», «Амгунь» и «Волга» доставили десантников батальона майора Маслова из Кронштадта на остров Лавенсаари, а затем вошли в состав отряда кораблей артиллерийской поддержки десанта для прорыва мощного оборонительного вала гитлеровцев «Танненберг» на реке Нарове. КЛ обеспечивала контрольное траление для возвращающихся с моря подводных лодок, поддерживала БТЩ, встречающие лодки, неоднократно подвергалась бомбежке вражеской авиации, на нее было сброшено около 650 бомб.(7) 30 июля 1942 г. на рейде острова Лавенсаари авиабомба взорвалась буквально в трех метрах от борта «Москвы». В результате пострадал корпус и механизмы корабля. В январе 1943 г. канонерки участвовали в стрельбе по батареям и узлам сопротивления противника при проведении операции «Искра», за что личный состав дивизиона под командованием капитана 2 ранга М.Л.ПОЛЕГАЕВА получил благодарность Наркома ВМФ Н.Г.КУЗНЕЦОВА. Осенью – зимой 1944 г. «Москва» действовала в финских шхерах, базируясь на Аландские острова и Ханко. На 1 января 1945 г. «Москва» базировалась на Ораниенбаум .
19.10.1945 г. разоружена, исключена из списков судов ВМФ и возвращена Балттехфлоту Спецгидростроя НКВД. В конце 1960-х гг. выведена из эксплуатации и сдана «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
В своем письме морякам Балтийского морского пароходства по случаю вручения им знаков ветеранов дважды Краснознаменного Балтийского флота адмирал В.Ф.ТРИБУЦ писал: « Мужество и отвага моряков гражданского флота справедливо снискали в глазах военных моряков уважение и славу. Вы можете этим гордиться, и пусть ваша слава послужит примером нынешнему и грядущему поколениям моряков торгового флота.» Эти слова можно отнести и к морякам судов, носивших имя «Москва», вставших в строй боевых кораблей в годы войны…
ЛИТЕРАТУРА
(1) В книге «Россия в войнах ХХ века. Потери Вооруженных Сил» под редакцией Г.Ф.КРИВОШЕЕВА, М., «Олма – Пресс», 2001, гл.6, табл.191 «Список кораблей ВМФ, погибших в годы Великой Отечественной войны» значится «29.10.41. «ТЩ-36» «Москва» — у о. Лавенсаари.»
(2) ВОЛКОВ А., СОЛОМОНОВ Б. « Рядовые Великой войны». «Флотомастер» № 3 2000 г. стр. 15 – 20.
(3) «Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926 – 1996»
(4) «Корабли и суда ВМФ СССР1928 – 1945» Справочник. М., ВИ 1988 г стр.389.
(5) Перечень ГШ ВС СССР № 19.
(6) «Суда и корабли как средства эвакуации раненых и больных в годы Великой отечественной войны» ВММ МО СССР, Ленинград¸ 1989 ¸ стр.19
(7) ТРИБУЦ В.Ф. «Балтийцы сражаются» Калининград, 1975, стр.220.