В годы моего пионерского детства и комсомольской юности в нашей стране было много знаменитых людей, на которых нас призывали равняться, брать с них пример, как надо строить свою жизнь. Это были, прежде всего, герои Великой Отечественной войны, герои коммунистического труда, покорители Арктики и Антарктики. Иван Дмитриевич Папанин был одним из таких героев.
Еще бы! Выдающийся исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук, контр-адмирал, почетный член Географического общества СССР.
Для современников он стал настоящим символом эпохи!
Детство и юность Папанина прошли рядом с морем. Он родился 26 ноября 1894 года в Севастополе, в многодетной семье матроса Дмитрия Николаевича Папанина. Жили довольно бедно. Иван был старшим ребенком, тяготы быта во многом легли и на его плечи. Поэтому, после окончания 4-х классов земской начальной школы, Ивану пришлось устраиваться на работу, вначале он стал учеником токаря механических мастерских. В 1914 году его призвали на военную службу матросом Черноморского флота. В 1917 году, с началом революционного движения, принял сторону большевиков и перешел на сторону Красной армии.
В 1918 -1920 годах Папанин участвовал в Гражданской войне на Украине и в Крыму. С 1920 года — комиссар оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта. С ноября 1920 года назначен комендантом Крымской Чрезвычайной комиссии (ЧК). На этот период приходится пик расстрелов чекистами пленных белогвардейцев, а также жителей Крыма из числа “бывших”. Как писал сам Папанин в воспоминаниях, “я с удвоенной энергией взялся за работу, но быстро попал в больницу”. Занимающийся историей красного террора в Крыму исследователь Дмитрий Соколов считает, что комендант Крымской ЧК Папанин лично занимался расстрелом арестованных и довел себя до нервного истощения…
Так в 1921 году завершилась служба Папанина в Крымском ЧК. В дальнейшем Папанин работал секретарем Реввоенсовета Черноморского флота. В 1922 году был переведен в Москву на должность комиссара хозяйственного управления Народного комиссариата морских дел, а в 1923 году — в Народный комиссариат почт и телеграфов управляющим делами и начальником Центрального управления военизированной охраны. После окончания Высших курсов связи в 1925 году был направлен в Якутию в качестве заместителя начальника экспедиции по строительству радиостанции в Томмоте, на золотых приисках Алдана. Работая в Якутии, Папанин проявил себя прекрасным организатором, человеком, которому можно доверять решение сложных вопросов! “ За год работы в Якутии я и не заметил, как из жителя юга превратился в убежденного северянина. Север — совершенно особая страна, забирает человека без остатка. Север завораживает”, — писал в своих воспоминаниях Папанин.
Влюбленность в Север осталась с ним до конца жизни. С начала 1930-х Папанин начинает регулярно участвовать в северных экспедициях.
В 1931 году Папанин, в качестве представителя Наркомата связи, получил назначение в экспедицию и на ледоколе “Малыгин” отправился на Землю Франца-Иосифа. Так началась его арктическая эпопея длиной в 15 лет!
Через год Папанин снова окажется на “Малыгине” и снова отправится к Земле Франца-Иосифа, только уже в качестве начальника полярной станции в бухте Тихая. В 1934 году он стал начальником поляной станции на мысе Челюскин на Таймыре.
В то время Арктика была еще очень плохо изученной территорией, и её исследование и освоение имели такой же вес в глазах мирового сообщества, как и исследование космоса в послевоенный период. Освоение Арктики — это развитие и использование авиации и ледокольного флота, утверждал Начальник Главного управления Северного морского пути, академик Отто Юльевич Шмидт. Академик доказывал, что добиться круглогодичной навигации по Северному морскому пути вполне реально. Нужно только больше узнать о Русском Севере, о полярных водах. У Советского Союза уже имелись исследовательские станции на берегу океана. Но требовалась база в неизученных водах Северного Ледовитого океана. Так возникла фантастическая, небывалая идея — открытие дрейфующей научной станции в районе Северного полюса!
В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза. Академик Шмидт мечтал лично возглавить такую экспедицию. Но врачи вынесли вердикт: длительного путешествия в суровых условиях его организм не выдержит. Он попытался поспорить со светилами медицины — но тщетно. Пришлось искать другую кандидатуру на роль начальника экспедиции. Называли многих, но самым подходящим Шмидт счел Ивана Папанина — опытного партийца, бывшего чекиста, участника нескольких северных экспедиций. У Папанина имелся лишь один недостаток — отсутствие образования. Но он оказался талантливым организатором. Это стало ясно, когда Папанин за один год превратил в образцовое хозяйство полярную станцию “Бухта Тихая”. Опыт и энергия — вот, что оценил Шмидт в Папанине.
Постепенно сформировалась команда будущих членов экспедиции. Кроме Папанина, гидробиолог и океанолог Петр Ширшов, опытный радист и полярник Эрнст Кренкель, геофизик и метеоролог Евгений Федоров, самый молодой в этой команде. (С Евгением Константиновичем Федоровым я был лично знаком. В начале 1970-х годов, когда Евгений Константинович был начальником Гидрометеослужбы СССР, меня с ним познакомил Виктор Антонович Бугаев, директор Гидрометцентра СССР).
Перед отлетом на Север члены экспедиции провели эксперимент: жили неделю вчетвером, в отрыве от цивилизации, хотя и неподалеку от столицы -в подмосковном лесу. И — cработались!
Пятым участником дрейфа. стал коренной житель севера — пес Веселый. Его подарили папанинцам зимовщики острова Рудольфа.
Папанин методично готовился к экспедиции. Он придирчиво пересмотрел и перепробовал различные палатки, одежду, постельные принадлежности…
Иван Дмитриевич знал толк в сытном обеде и в экспедицию взял столько продовольствия, что его хватило бы на несколько лет. Это была настоящая выставка достижений советской пищевой промышленности, от какао и шоколада до черной икры 3 сортов и армянского коньяка! Когда оказалось, что Папанин забыл захватить на льдину спирт, а он был необходим для исследовательских работ, находчивый и рукастый начальник экспедиции сконструировал аппарат, который перегонял коньяк в чистый спирт.
Наконец, запаслись всем необходимым. Осталось только прилететь в район Северного полюса, построить лагерь и приступить к исследованиям. Лучшие полярные летчики Михаил Водопьянов, Михаил Бабушкин, Василий Молоков, Илья Мазурук — должны были первыми в мире приледниться на дрейфующую льдину, в этой, как казалось многим, мертвой зоне Арктики. Они долго ждали подходящей погоды. 19 апреля 1937 года на остров Рудольфа приземлилась эскадрилья из пяти самолетов отечественного производства. Оттуда они должны были сделать рывок на льдину. Однако к Северному полюсу полететел только один самолет со всеми членами полярной экспедиции. Честь первого в истории приледнения самолета в районе Северного полюса. принадлежит Герою Советского Союза летчику Михаилу Водопьянову. Это опасное задание, “арктический aс” выполнил безукоризненно! В 11час.35 мин. 21 мая 1937 года лыжи самолета коснулись запорошенной снегом ледяной поверхности. Так стартовал легендарный полярный дрейф Ивана Папанина и его соратников. Теперь эта дата отмечается как День полярника!
До 5 июня остальные самолеты доставили на льдину все необходимое.
6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие первой советской дрейфующей полярной станции “Северный полюс — 1” под руководством И.Д. Папанина. О.Ю. Шмидт произнес пламенную речь и вместе с другими учеными, журналистами, под звуки интернационала улетел на Большую землю, оставив четверку храбрецов и пса Веселого на льдине. Между прочим, документальный фильм, который успел снять на льдине оператор Трояновский, сразу приобрели продюсеры из 12 стран. Доход, который получила Москва от этих контрактов, окупил подготовку экспедиции.
Главный по науке был Ширшов, будущий академик. А Папанин, помимо руководящей работы, успевал повсюду и просто помогал всем. Он взял на себя еще и обязанности повара!
Жили дружно! Случались, конечно, конфликты, но папанинцы навсегда остались друзьями и после окончания экспедиции старались поддерживать друг друга.
За 274 дня опасного дрейфа станция прошла более 2000 км. Такого опыта работы на дрейфующей льдине не имел никто в мире!
Каждый день шли корреспонденции от полярников в Москву, их зачитывали по радио и публиковали в газетах. Почти каждый день проводились измерения глубины океана, брались образцы воды и пробы донного грунта. Все пробы обрабатывались там же, в походной лаборатории. Четыре раза в сутки Е. Федоров отправлял на Большую землю сведения об атмосферном давлении, температуре, относительной влажности воздуха, направлении и скорости ветра. Проводились исследования магнитосферы. Полученные сведения, в частности, использовались для обеспечения перелетов через Северный полюс Чкалова, Громова и Леваневского.
По мнению иностранных ученых, за несколько месяцев папанинцы узнали об Арктике больше, чем прежние исследователи за два века! А в СССР сравнивали дрейф папанинцев с путешествиями Х. Колумба и Ф. Магеллана, называли Папанина и его друзей первооткрывателями Северного полюса. Изначально льдина была размером 2 на 4 км. Но во второй половине 1937 года начал усиливаться дрейф льдины. 12 августа Э. Кренкель в своем дневнике написал: “ За сутки прошли 12 миль. Вот это дрейф! Да, таких колоссальных скоростей никто не ожидал…” Льдину относило все ближе к теплым водам Атлантики. Ситуация стала критической в конце января 1938 года, когда льдина треснула и лагерь пришлось переносить. 1 февраля Папанин продиктовал Кренкелю текст телеграммы в Москву: “В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, а также технический склад. Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться”. Эти спокойные взвешенные слова отражают атмосферу на льдине. Паники папанинцы себе не позволили. Теперь перед ними стоял вопрос выживания. В последующие дни льдина постоянно меняла конфигурацию, сокращалась. А помощи все не было… Причин тому было несколько. В августе 1937 года при перелете через Северный полюс в Америку пропал самолет С, Леваневского. На поиски отправили 26 кораблей, но из-за плохой погоды все они застряли во льдах и там зазимовали. В том числе и почти все советские ледоколы. В этой ситуации самым надежным и быстрым способом снятия папанинцев со льдины в Москве посчитали дирижабль. Задействовать решили самый большой летательный аппарат Советского Союза — В-6 с тремя мощными двигателями и дальностью полета — 4500 километров. Он вылетел из Москвы вечером 5 февраля, а спустя сутки потерпел крушение недалеко от Кандалакши. В условиях плохой видимости, шедший на низкой высоте дирижабль врезался в гору. Спастись удалось лишь шести членам экипажа, прах остальных тринадцати человек был захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Срочно вышедшие в море ледокольные пароходы “Мурман” и “Таймыр”, никак не могли подобраться к папанинцам. Им мешали сильный шторм и ледяные поля. На помощь из Ленинграда шел мощный ледокол “Ермак” с Отто Шмидтом на борту. Но первыми папанинцы все-таки увидели ходовые огни “Таймыра”, а через несколько часов и “Мурмана”. 19 февраля экспедицию и собранные ею материалы погрузили на корабли. Вскоре суда встретились с ледоколом “Ермак” и папанинцы перешли на его борт. Почти месяц длился переход в Ленинград, осложнившийся сильными штормами. Когда 15 марта “Ермак” с полярниками на борту вошел в ленинградский порт, его встречали восторженные группы людей! Весть о благополучном возвращении папанинцев уже облетела по всей стране. Члены экспедиции стали всенародными любимцами, их искренно любили, ценили и уважали! И.Д. Папанин стал кумиром миллионов советских людей! Любимой игрой советских мальчишек стала игра в “папанинцев”, в которой они покоряли Северный полюс!
Не остался без многочисленных поклонников и пес Веселый, о котором вспомнил сам И.В. Сталин, и стал, после этого, пес Веселый жить на даче у Иосифа Виссарионовича!
Научные результаты, которые были получены во время дрейфа, были представлены И.Д. Паниным Общему собранию Академии наук СССР 6 марта 1938 года и получили очень высокую оценку специалистов. Работа дрейфующей станции действительно позволила собрать много важной и новой информации о суровом арктическом крае. За самоотверженный труд в тяжелых условиях Арктики всем членам этой знаменитой экспедиции были присвоены звания Героев Советского Союза, они получили ученую степень доктора географических наук (без защиты диссертации) и были избраны почетными членами Географического общества СССР.
В конце 1939 года — начале 1940-го Папанин организовал работы по спасению из ледового плена, после 812-дневного дрейфа, ледокола “Георгий Седов”. Он лично возглавил спасательные работы. За успешное выполнение работ по спасению ледокола Иван Дмитриевич Папанин был второй раз удостоен звания Герой Советского Союза.
С 1939 по 1946 год Папанин возглавлял Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть). Должность начальника Главсевморпути и уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере Папанин занимал на протяжении всей Второй мировой войны. Его работа на посту начальника Главсевморпути была важна и в предвоенные годы, так как позволяла решить множество проблем с транспортировкой грузов по Севморпути. Находясь на этом высоком посту, он уделял большое внимание постройке в стране мощных ледоколов, развитию арктического мореплавания. В годы войны Папанин успешно организовал прием и переправку на фронт военных грузов, которые приходили в СССР морскими путями из США и Великобритании, за что в 1943 году получил звание контр-адмирал.
В 1946 году контр-адмирал И.Д. Папанин вышел на пенсию по состоянию здоровья. Но и на пенсии Иван Дмитриевич продолжал свою трудовую деятельность. С 1949 по 1951 год он являлся заместителем директора Института океанологии Академии наук СССР. Начиная с 1951 года и до конца своей жизни Иван Дмитриевич Папанин возглавлял отдел морских экспедиционных работ в Президиуме АН СССР. Параллельно с этим, с 1956 года он был директором Института биологии внутренних вод АН СССР, расположенном в поселке Борок Ярославской области. Также являлся председателем Московского филиала Географического общества Советского Союза.
Папанин уважал ученых, высоко ценил их труд. И ученые сохранили о нем добрую память. Папанин многим бескорыстно помогал. Была у Папанина поговорка — “чтобы наука не страдала”! Он находил для талантливых людей, даже находившихся в опале, интересную работу. Активно пользовался своей славой, чтобы помогать настоящим исследователям. “Братки, надо помочь!” — говорил он в кабинетах высокого начальства, и министры, секретари ЦК, академики выделяли деньги на экспедиции, на полярные станции и другие научные исследования.
Иван. Дмитриевич Папанин скончался 30 января 1986 года от хронической сердечной недостаточности в довольно преклонном возрасте — 91 год. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
За свою жизнь Иван Дмитриевич Папанин удостоился многих почетных званий и получил множество наград. Помимо двух медалей “Золотая Звезда”, он был награжден девятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Нахимова первой степени, орденом Отечественной войны первой степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом Красной Звезды, медалью “За боевые заслуги” и другими медалями и иностранными наградами. Успел стать почетным гражданином 4-х городов — Севастополя, Архангельска, Мурманска и Липецка, а также Ярославской области. Его именем был назван мыс, расположенный на Таймыре, горы на Земле Эндерби в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане, а также остров в заливе Сиваш в Азовском море. В честь И.Д. Папанина были названы улицы, установлены памятники, мемориальные доски, открыты музеи в ряде городов Советского Союза.
И.Д. Папанин — автор научно-популярных книг, выдержавших многочисленные издания и переведенных на иностранные языки.
После папанинцев во льдах Северного Ледовитого океана работали еще 39 научно-исследовательских станций. Последняя из них — 40-я покинула дрейфующую льдину в 2013 году. Страна получала важную, с практической и научной точки зрения, климатическую, географическую, биологическую, медицинскую и даже военно-стратегическую информацию. Благодаря этим экспедициям Арктика открыла людям многие свои тайны. Последователи Папанина продолжают работу и в настоящее время. В Арктике уже много лет действуют необитаемые автоматизированные радиометеорологические станции. А в октябре 2022 года начала работу дрейфующая станция “Северный полюс — 41”, созданная специалистами Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).
Экспедиция “Северный полюс-41” базируется на судне, не имеющего аналогов в мире. Это существенно расширило возможности экспедиции и гарантирует ее устойчивость по сравнению с существовавшими ранее экспедициями на дрейфующих льдах. Научно-экспедиционное судно “Северный полюс”, это специально построенное судно — самодвижущаяся ледостойкая платформа, введено в эксплуатацию в августе 2022 года. С уверенностью можно сказать, что экспедиция “Северный полюс — 41” станет достойным продолжением отечественной программы дрейфующих научно-исследовательских станций, начавшейся с экспедиции под руководством И.Д. Папанина в 1937 году.
25 октября 2019 года на судостроительном заводе “Адмиралтейские верфи” в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду головного патрульного корабля “Иван Папанин”, строящегося по новому проекту 23550 “Арктика”. Это один из двух российских патрульных ледоколов, он разработан с учетом особых условий Арктики и будет способен вести боевые действия среди льдов.
В третьем квартале 2023 года планируется проведение заводских ходовых испытаний “Ивана Папанина”.
При длине 114 м. и ширине 20 м. водоизмещение корабля составляет 8500 тонн. Вне корпуса корабля закреплены на шарнирных механизмах две полноприводные винторулевые колонки, поэтому винты могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это обеспечит ледоколу высокую маневренность. “Иван Папанин” сможет развивать скорость до 18 узлов и преодолевать ледяные поля толщиной до 1,7 метра. Автономность корабля — 70 суток, а дальность хода — 10000 морских миль. Из вооружения у корабля есть артиллерийская установка АК-176МА, пусковая установка для крылатых ракет “Калибр” и многоцелевой вертолет.
Корабли проекта 23 550 предназначены для использования, в основном, в арктической зоне, но могут эксплуатироваться в любых зонах мореплавания. Они обладают ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны, имеют возможности ледокола, буксира и корабля сторожевого класса.
Пока в планах Минобороны строительство всего двух патрульных кораблей проекта 23550 — “Иван Папанин” и “Николай Зубов”. “Николая Зубова” планируют спустить на воду в 2024 году, а Иван Папанин, вернее корабль, которому присвоено его имя, уже скоро будет вновь покорять Арктику!
При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные в интернете.