Владимирский Лев Анатольевич
Родился в 1903 году в Гурьеве в семье преподавателя Гурьевского уездного двухклассного русско-киргизского училища и акушерки. Отец будущего адмирала, Анатолий Владимирский, прекрасно зная казахский и киргизские языки, преподавал будущим переводчикам, волостным писарям и учителям русского языка.
После разгрома в Каспийской области группировки генерала Толстова, в Гурьеве квартировал эскадрон 25-й чапаевской дивизии под командованием Владимира Бубенца. В составе одного из ЧОНовских отрядов 17-летний Лев Владимирский участвовал в боях с бандами басмачей. В 1921 году, Лев Владимирский, получивший приличное домашнее образование, поступил на военный факультет Ташкентского университета.
В июле 1922 года студент 2-го курса Лев Владимирский по рекомендации ташкентского военкома был направлен для продолжения учебы в Училище командного состава флота в Петрограде. В первом выпуске, состоявшемся в 1925 году, вместе с Владимирским училище закончили Н. Кузнецов, адмирал В. Трибуц, адмирал В. Алафузов, вице-адмирал И. Елисеев и многие другие.
Начав службу на Балтийском флоте, военмор Владимирский с мая 1925 по май 1926 года – штурман эсминцев «Лейтенант Шмидт» и «Петровский». С мая по октябрь 1926 года – вахтенный начальник лёгкого крейсера «Червона Украина». В 1927 году Лев Владимирсий заканчивает специальне курсы командного состава по артиллерийской специальности. С октября 1927 по май 1930 года – артиллерист эсминцев «Шаумян», «Незаможник» и «Петровский». С мая по декабрь 1930 года – флагманский артиллерист дивизии эскадренных миноносцев Черноморского флота. С декабря 1930 по май 1932 года – помощник командира эсминца «Шаумян». С мая 1932 по апрель 1935 года – командир сторожевого корабля «Шквал», с апреля 1935 по октябрь 1936 года – командир эсминца «Петровский».
С октября по декабрь 1936 года – командир лидера «Москва», с декабря 1936 по октябрь 1937 года – командир лидера «Харьков». С октября 1937 по июнь 1938 года – начальник штаба бригады крейсеров Черноморского флота.
В 1938 году капитан 2 ранга Лев Владимирский под псевдонимом «Рассмусен» участвовал в организации доставки оружия для вооружённых формирований Испанской республики на французском пароходе «Бонифацио». С июня 1938 по январь 1939 года – командир отряда гидрографических судов, осуществлявших переход из Ленинграда во Владивосток.
С марта по июнь 1939 года находился в распоряжении Народного комиссариата ВМФ. В сложнейшей международной обстановке во главе группы черноморских моряков был направлен в Италию для принятия лидера эскадренных миноносцев, построенного в Ливорно по заказу для Черноморского флота. Я уверен в том, что название лидеру – «Ташкент» было дано с подачи Льва Владимирского.
По воспоминаниям участников перехода лидера в Одессу, – для безболезненного прохода через Босфор, экипаж «Ташкента» вынужден был замаскировать корабль под пассажирский. Для чего между рубками, был натянут специальный брезент с нарисованными на нем окнами и другими атрибутами пассажирского судна.
В июне 1939 года был назначен на должность командующего эскадрой кораблей Черноморского флота СССР. 4 июня 1940 года присвоено воинское звание «контр-адмирал». В Великую Отечественную войну он вступил в той же должности – командующего Черноморской эскадрой.
Что касается рассмотренной нами набеговой операции ударного отряда из двух лидеров, в обеспечении легкого крейсера и двух миноносцев для нанесения артиллерийского удара по нефтепромыслам в районе Констанцы, то стоит заметить, что при планировании этой операции Лев Владимирский настаивал на том, чтобы основной удар наносили не лидеры, а крейсер «Ворошилов» с его более мощной и дальнобойной артиллерией.
Однако, командующий флотом, не желая рисковать новым крейсером, настоял на формировании ударной группы из лидеров эскадренных миноносцев. Результаты операции нам известны: лидер «Москва» погиб, лидер «Харьков» был поврежден.
В сентябре 1941 года Военный совет Черноморского флота принял решение для поддержки блокированной румынскими и немецкими войсками Одессы с боевых кораблей Черноморского флота (крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым») высадить десант в районе Григорьевки. Общее руководство операцией было возложено на командующего эскадрой контр-адмирала Л.А. Владимирского.
Во второй половине дня 21 сентября корабли с десантом вышли из Севастополя. Однако в районе Тендры пикирующие бомбардировщики противника потопили эскадренный миноносец «Фрунзе», на котором в район высадки следовал Лев Владимирский. Личный состав миноносца был спасен буксиром. Вблизи Тендровской буксир был потоплен вражеской авиацией. Владимирский был подобран из воды экипажем торпедного катера. Прибыв в Одессу уже в ходе высадки десанта, и находясь на мостике крейсера «Красный Кавказ», Владимирский принял командование от командира бригады крейсеров капитана 1 ранга Сергея Горшкова. Десант, высаженный в районе Григорьевки, при поддержке корабельной артиллерии начал стремительное наступление. В результате согласованных совместных действий сухопутных войск, авиации и флота, уже к концу значительно были улучшены позиции войск, оборонявших Одессу с этого направления, а противник потерял около 6 тысяч солдат и офицеров.
Когда ставится под сомнение целесообразность и своевременность этой десантной операции, следует учесть, противник, понесший значительные потери, и введенный в заблуждение активными действиями наших войск, не смог активно противодействовать эвакуации войск Одесского укрепленного района, которая была спланирована на ближайшее время.
В связи с резким осложнением ситуации в районе крымских перешейков, и реальной угрозы прорыва противника в Крым, возникла необходимость срочной эвакуации наших частей, оборонявших Одессу. Начиная с 1 октября по 16 октября 1941 года, из Одессы боевыми судами Черноморского флота и морского пароходства было эвакуировано и спасено более 100 тысяч человек.
Во время проведения Керченско-Феодосийской десантной операции в последних числах декабря 1941 года командующий эскадрой руководил кораблями отряда высадки. 17 июня 1942 года Льву Владимирскому было присвоено звание вице-адмирала.
После 24 апреля 1943 года был назначен на должность командующего Черноморским флотом. В феврале 1943 года командованием флота для поддержки действий Черноморской группы войск была предпринята высадка десанта в районе Южной Озерейки.
В этой операции вице-адмирал Владимирский командовал группой кораблей артиллерийской поддержки десанта. По причине низкой организации руководством операции со стороны штаба и командующего флотом, десантная операция была провалена, большая часть десантников первой волны погибла. По той же причине высадка второй волны десанта не состоялась. Основной виновник провала операции – командующий флотом вице-адмирал Октябрьский был снят с должности и на его место назначен вице-адмирал Владимирский.
Период командования флотом Владиморским совпал с проведением Новороссийско-Таманской наступательной операции в сентябре–октябре 1943 года. В сентябре 1943 года силами войск Северо-Кавказского фронта и Черноморского флота, проводилась Новороссийская операция. В ходе этого совместного комбинированного удара армии и флота командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский возглавил десантную операцию в Новороссийский порт. Непосредственно силами высадки десанта командовал командир Новороссийской базы контр-адмирал Холостяков.
16 сентября город и порт Новороссийск был освобожден. Новороссийская десантная операция вошла в историю как одна из наиболее хорошо спланированных, подготовленных и проведенных совместно наступательных операций армии и флота. Освобождение Новороссийска имело значение на всем южном фланге советско-германского фронта.
В октябре-декабре 1943 года Л.А. Владимирский руководил действиями флота в Керченско-Эльтигенской десантной операции. В результате тяжелых, кровопролитных боев был захвачен Керченский плацдарм, позднее, в апреле 1944 года, использованный в ходе операции по освобождению Крыма.
2 марта 1944 года, за ошибки в планировании и слабом обеспечении набеговой операции кораблей Черноморского флота на побережье Крыма 6 октября 1943 года, постановлением ГКО вице-адмирал Владимирский был отстранён от должности командующего флотом, снижен в воинском звании до контр-адмирала и назначен командующим эскадрой кораблей Краснознамённого Балтийского флота.
Летом 1944 года корабли эскадры оказывали огневую поддержку сухопутным войскам во время проведения Выборгской наступательной операции. За образцовое выполнение задания был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Восстановлен в звании вице-адмирала. Командовал эскадрой до декабря 1946 года.
С марта 1947 по март 1948 года – адмирал-инспектор инспекции флота Главной инспекции Вооружённых сил. С марта по сентябрь 1948 года – начальник Управления военно-морских учебных заведений, одновременно с июня по сентябрь старший морской начальник в Ленинграде. С марта 1951 по март 1955 года – начальник Управления боевой подготовки ВМС. С марта по октябрь 1955 года – заместитель Главнокомандующего ВМС по кораблестроению.
Обратите внимание, на последней должности адмирал Владимирский оставался до катастрофы с линкором «Новороссийск», и оставил эту должность одновременно с Николаем Кузнецовым, снятым с должности Главкома ВМФ!
С февраля 1956 по август 1959 года – председатель Морского научно-технического комитета, с августа1959 по декабрь 1960 года – руководитель научно-исследовательской группы при Главнокомандующем ВМФ.
С 1961 по 1968 год – руководитель и участник нескольких океанографических и гидроакустических научных экспедиций в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
С мая 1970 года в отставке. Скончался 7 сентября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Как и было заявлено, в первую очередь примем к сведению особое мнение Иосифа Абрамовича по своим сослуживцам, и сопоставим эту информацию, с официальной, прошедшей сито пристрастной войсковой цензуры и испытанную временем.