Подводная лодка Щ-138
Подводная лодка тип «Щ» Х-бис серии заложена 28 октября 1938 года на заводе №-194 в Ленинграде. В 1939 году секциями по железной дороге подводная лодка перевезена на Дальний Восток, где на заводе №-202 (Дальзавод) во Владивостоке, производилась её сборка. 22 июля 1940 года спущена на воду, 8 января 1942 года вошла в состав Тихоокеанского флота.
В 7 часов утра 18 июля 1942 года на стоянке у мола в Николаевске-на-Амуре на подводной лодке произошел взрыв четырех запасных торпед во втором отсеке (сила взрыва равносильна 1200 кг тротила). В результате носовая часть подводной лодки по 34 шпангоут была полностью уничтожена, часть механизмов из I, II, III и IV отсеков разлетелась на 500 – 1000 метров вокруг. Щ-138 затонула на ровном киле, на поверхности воды осталась только часть ограждения рубки.
Во флотских кругах циркулировала версия о диверсии, целью которой служил достраивающийся крейсер «Калинин». Подозрения в ее организации пали на помощника командира Щ-138 лейтенанта П.С.Егорова, который, по непроверенным данным, застрелился у себя на квартире при попытке его ареста вечером в день катастрофы. Комиссия, расследовавшая причину взрыва, пришла к выводу, что его причиной послужил специальный заряд весом не менее 600 граммов, приложенный вплотную к торпеде, или вложенный в оболочку ее запального заряда стакана.
8 августа продуванием трех оставшихся неповрежденными отсеков подводной лодки, Щ-138 с помощью понтонов и плавкрана подняли и приготовили к букировке в Советскую Гавань. 18 августа аварийная подводная лодка вновь затонула в Амурском лимане, из-за начавшегося шторма, когда лопнули стропы поддерживающие подводную лодку на плаву понтонов. При этом трое моряков из перегонной команды не сумели сразу покинуть тонущую подводную лодку. Им удалось подняться на поверхность с глубины девять метров, не используя приборы ИСА-М, так как они были выгружены в ходе подготовки подводной лодки к буксировке.
Итоговые спасательные работы на подводной лодке Щ-138 начались только через год. 28 июня 1943 года специалисты 73-го Аварийно-Спасательного Отряда на спасательном буксире «Тельман» продули понтоны, закрепленные за гребные валы подводной лодки. Корма подводной лодки всплыла. Начавшийся шторм прервал работы, которые удалось завершить только 11 июля.
Повреждения Щ-138 оказались настолько обширными, что решением специальной комиссии восстановление подводной лодки было признано нецелесообразным, и вскоре подводная лодка была сдана на лом. Тридцать пять моряков-подводников Щ-138, погибшие при взрыве подводной лодки, похоронены на городском кладбище Николаевска-на Амуре.
В 2005 году по инициативе городского Совета ветеранов Владивостока, при финансовой поддержке различных организаций района и населения в городском сквере Николаевска-на-Амуре установлен памятный знак в честь команд двух подводных лодок М-49 и М-63, погибших в Николаевске-на-Амуре в 1942 году.
Подводная лодка Щ-118 («Кефаль»)
Подводная лодка V-бис серии заложена 10 октября 1932 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде.
Секциями по железной дороге перевезена на Дальний Восток, где на заводе №-202 во Владивостоке производилась её сборка. В начале 1934 года Щ-118 была спущена на воду, 4 марта 1935 года вошла в состав Тихоокеанского флота.
Утром 18 июля 1942 года на стоянке у мола в Николаевске-на-Амуре в результате взрыва торпед на подводной лодке Щ-138 и полученных из-за этого повреждений подводная лодка затонула кормой до ограждения рубки. Из-за открытых переборок между отсеками, вода мгновенно затопила пять отсеков. Через пять часов после аварии корму подняли плавкраном, но при взрыве на подводной лодке погибло шесть человек.
Щ-118 была поставлена в ремонт на заводе №-199. Ремонт подводной лодки совместили с ее с модернизацией: на Щ-118 устанавливались новые перископы, переделывались кормовые горизонтальные рули, монтировалась новая система экономического хода, монтировалась система безпузырной торпедной стрельбы.
После восстановительного ремонта 31 декабря 1942 года Щ-118 вновь вступила в строй. 9 августа 1945 года подводная лодка находилась в составе 8-го дивизиона 3-й Бригады подводных лодок Тихоокеанского флота в Советской Гавани. Днем 16 августа Щ-118 вышла к берегам южного Сахалина с задачей высадки разведывательной группы в районе между пунктами Мотомари и Хироти, что южнее Маока (ныне Холмск). На исходе 17 августа подводная лодка благополучно высадила разведгруппу из двух человек (по неизвестным причинам высадка еще трех не состоялась). 18 августа подводная лодка вернулась в базу. За действия по высадке разведгруппы командир Щ-118 был награжден орденом Красной Звезды.
10 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «С-118». 17 февраля 1956 года «С-118» разоружена и исключена из состава Военно-морского флота в связи со в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. В дальнейшем прочный корпус подводной лодки был закопан на берегу бухты Золотой Рог и использовался как мазутохранилище завода. В 2015 году ходе реконструкции территории ОАО «ЦС «Дальзавод» на берегу бухты Золотой Рог из земли было выкопано списанное мазутохранилище, которое на самом деле оказалось прочным корпусом подводной лодки С-118. Мазутохранилище пролежало в земле многие годы, но несмотря на это, сохранились фрагменты прочного корпуса. Коллектив военно-патриотического клуба «Техника XX века в Приморском крае» договорился с представителями «Дальзавода» о возможности вывоза прочного корпуса в музей на Садгороде для организации новой экспозиции и смог это осуществить. Планируется, что специалисты восстановят центральный отсек и кают-компанию подводной лодки.
18 июля 1942 г. – Великая Отечественная война. Тихоокеанскийй флот. Гибель средней подводной лодки «Щ-138» ТОФ в Николаевске. Взрыв стеллажных торпед во втором отсеке. Данные с сайта http://www.deepstorm.ru «Штурм глубины» Автор капитан 3 ранга запаса Николаев Андрей Станиславович и с сайта «ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html специализированной организации — корпорации «ЭЛАР».
- капитан-лейтенант Гидульянов Владимир Иванович – командир ПЛ
- лейтенант Егоров Иван Семенович – помощник командир ПЛ покончил собой 18.07.1942
- лейтенант Будин Алексей Дмитриевич – командир БЧ-1
- лейтенант Вязьмин Василий Степанович – командир БЧ-3
- военфельдшер Бойков Иван Протасович – начальник санитарной службы
- краснофлотец Баранос Александр Борисович – ученик электрик
- краснофлотец Божанов Борис Николаевич — трюмный
- старшина 2 статьи Бондаренко Павел Тимофеевич – командир отделения электриков
- краснофлотец Бородин Владимир Лаврентьевич — торпедист
- краснофлотец Бушков Василий Степанович – моторист
- краснофлотец Воробьев Николай Григорьевич — моторист
- старшина 2 статьи Дмитриев Матвей Степанович – командир отделения торпедистов
- краснофлотец Долгих Александр Иванович — трюмный
- краснофлотец Долинный Михаил Михайлович – рулевой
- краснофлотец Доронченко Сергей Иванович – ученик штурманский электрик
- краснофлотец Евсеев Павел Иванович – старший электрик
- старшина 2 статьи Ильин Александр Иванович – командир отделения рулевых
- старшина 2 статьи Лежнин Иван Кузьмич – командир отделения СКС
- старший краснофлотец Мазуренко Петр Васильевич – старший рулевой
- краснофлотец Маньков Александр Георгиевич – ученик рулевой
- краснофлотец Морозов Ефим Семенович — торпедист
- краснофлотец Панферов Иван Петрович – комендор
- краснофлотец Першин Григорий Степанович – старший моторист
- старшина 2 статьи Петрявин Борис Михайлович – командир отделения гидроакустиков
- старшина 2 статьи Подорлов Борис Федорович – командир отделения мотористов
- краснофлотец Сазыкин Григорий Степанович – ученик торпедист
- старшина 2 статьи Семенов Павел Семенович – командир отделения трюмных
- краснофлотец Слюнин Василий Петрович – старший моторист
- краснофлотец Соколов Александр Павлович – ученик трюмный
- краснофлотец Соколов Михаил Михайлович – радист
- краснофлотец Соломко Иван Ефимович — строевой
- краснофлотец Тюрнеев Анатолий Андреевич — электрик
- краснофлотец Хамкин Григорий Александрович – ученик комендор
- краснофлотец Харин Спиридон Иванович – ученик гидроакустик
- краснофлотец Черников Василий Владимирович – ученик моторист
- краснофлотец Чесноков Андрей Родионович — электрик
18 июля 1942 г. – Великая Отечественная война. Тихоокеанский флот. При взрыве средней подводной лодки «Щ-118» погибли на соседней лодке средней подводной лодке «Щ-138» в Николаевске.Данные с сайта http://www.deepstorm.ru «Штурм глубины» Автор капитан 3 ранга запаса Николаев Андрей Станиславович и с сайта «ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/index.html специализированной организации — корпорации «ЭЛАР».
- капитан-лейтенант Малин Павел Петрович – флагманский штурман 3-ий БрПЛ ТОФ
- капитан-лейтенант Шатов Андрей Павлович – командир 8 ДиПл 3 БрПл ТОФ
- политрук Данилов Вениамин Кузьмич – военком ПЛ
- лейтенант Фатеев Николай Николаевич командир БЧ-1
- лейтенант Кандриков Максим Павлович – командир БЧ-3
- старшина 2 статьи Краснов Сергей Михайлович – командир отделения электриков
- старшина 2 статьи Сероштан Николай Васильевич – командир отделения трюмных
- старшина 2 статьи Сорокин Михаил Дмитриевич – командир отделения рулевых
http://fotokto.ru/photo/view/6226823.html