Эскадренный миноносец проекта 56 (код НАТО — «Kotlin») «Смышленый» (после 29 октября 1958 г.- «Московский комсомолец») 3.10. 1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, 23.02.1954 г. заложен на заводе № 190 им. А.А. Жданова в Ленинграде (заводской № 706), спущен 24.05.1955 г., вступил в строй 28.06.1956 года и 30.08.1956 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Северного флота.
2.10.1956 г. прибыл в Североморск. В марте-апреле следующего года участвовал в учениях и проверке инспекцией Министерства обороны СССР, по результатам которой был объявлен отличным.
Эсминец «Смышленый» 1956 г.
С 12.11.1958 г. по 1.12.1961 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 56-ПЛО, после чего вошёл в состав 170-й брэм. Облегченную мачту заменили на усиленную. Барьер-сетка по бортам от носовой башни более протяжённая, чем у кормовой. На фок-мачте изначально располагалась РЛС «Волна» трапециевидной формы, а затем «Заря» прямоугольной формы. Ходовой мостик выполнен прямым. В ходе этой модернизации на кораблях были сняты второй торпедный аппарат и штатные кормовые бомбомёты БМБ-2. Вместо них были оборудованы дополнительные посты ПЛО, а оставшийся торпедный аппарат был приспособлен для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Минные рельсы на верхней палубе сохранялись. Основу противолодочного вооружения модернизированного эсминца составили две пары реактивных бомбомётных установок РБУ-6000 с механическим заряжанием, предназначавшихся для стрельбы глубинными бомбами.
С 1 по 25.07. и с 30.08. по 28.09.1964 г. «Московский комсомолец» совместно с эсминцем «Находчивым» нёс боевую службу в Норвежском море. С 18.06. по 7.07.1965 г. с «Находчивым» нёс боевую службу в Норвежском море и Се-верной Атлантике в рамках учения «Печора». 21.11.1965 г. корабль был от-правлен на ремонт в Севастополь. 20.03.1966 г. перечислен в состав Черноморского флота, а 21.10.1968 г. возвращен в состав Северного флота.
Эсминец «Московский комсомолец» 1966 г.
В 1968 г. на эсминец установили опытную ПУСБ «Буря», которая на тот момент проходила испытания. На корме корабля находилось характерное буксируемое устройство с лебёдкой. Эсминец принял участие в военно-морских учениях «Север-68». С 25 по 28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявик (Исландия). С 9 по 27.04.1970 г. находился на военно-морских манёврах «Океан-70». С 2.12.1971 г. по 2.06.1972 г. прошел капитальный ремонт. С 9 по 14 августа 1971 года эсминец посетил Алжир, с 31.09.1971 г. по 20.01.1972 г. находился на боевой службе в Атлантике, посетил порт Сьенфуэгос (Куба). С 2.112.1972 г. по 2.06.1975 г. проходил средний ремонт в Кронштадте, в процессе которого зенитное вооружение корабля было усилено 25-мм АУ 2М-3М. В 1975 г. на корабль было установлено устройство (стойки за носовой башней) для траверзного приёма грузов. Часть штатных кают офицерского состава была де-монтирована под аппаратуру. Офицеров (кроме политработников) селили где только можно, в т.ч. в подбашенное отделение (барбет) носовой башни. В некоторых матросских кубриках эсминца стояли огромные кондиционеры мар-ки Hitachi, что для Северного флота казалось не очень актуальным, хотя могло пригодиться при несении боевой службы в жарких широтах. Со 2.02. по 12.07. 1976 г. находился на боевой службе, в условиях сильного шторма отслеживал учения НАТО. В конце 1970-х в СССР начались испытания аппаратуры для обнаружения атомных подводных лодок по радиоактивному следу. Корабль был выделен Академии Наук СССР для проведения комплексных испытаний аппаратуры «Колос», разработанной под руководством академика Александрова. Эсминец поставили в завод СРЗ-35 для проведения работ по установке но-вой аппаратуры. Она была совершенно новым словом среди средств неакустического обнаружения подводных лодок и не имела доселе подобных аналогов. Бортовая ЭВМ аппаратуры по заложенным алгоритмам могла решать задачу как определения достоверности контакта с подводной лодкой, так и тактические задачи по наведению противолодочных сил. Исследования и испытания новой аппаратуры были рассчитаны на три года, но затянулись на пять лет. Ритм испытаний аппаратуры был очень напряженным – два-четыре месяца в море, затем восстановительные работы на заводе СРЗ-35, выполнение задач боевой подготовки, которых никто не снимал, и снова в море. Таким образом, корабль выходил на испытания не менее трех раз в год, и ходовых дней за год набиралось до 300. А командир, прошедший спецкурс работы с аппаратурой в Москве в институте геохимии земли РАН, не мог пойти на повышение, потому что замены ему не было. Основные районы испытаний и работы с аппаратурой были Баренцево и Карское море, до пакового льда в Норвежском и Гренландском морях, районы Северной Атлантики, мыс Нордкап – остров Медвежий, Фареро-Исландский рубеж. Кораблю приходилось спускаться южнее острова Ньюфаундленд до Флориды.
Эсминец «Московский комсомолец» 1978 г.
О судьбе эсминца после 1983 г. существуют две версии: в книге «Атлантическая эскадра. 1968–2005» Белов приводит сведения о тяжелом походе в октябре 1984 г. (2)
В октябре 1984 г. эсминец выполнял задание по программе испытаний в районе Лофотенских островов. За действиями советских моряков наблюдали разведывательные самолеты НАТО. 29 октября произошел «обрыв буксируемой линии». Как было потом установлено, его осуществила натовская подводная лодка. Испытания были прерваны. Но командование приказал эсминцу оставаться в том же районе, ожидая прихода танкера «Генрих Гасанов», который должен был доставить топливо и воду. Несмотря на благоприятные прогнозы метеорологов, начался шторм. Волны достигали высоты 20 метров. Бортовой крен корабля доходил до 58%. Ситуация обос-трялась тем, что в штабе «перепутали», посчитав, что в октябре не 31, а 30 дней. Поэтому танкер должен был подойти на сутки позже. Экономя топливо, эсминец малым ходом старался удерживаться носом к волнам. Топливные цистерны для забалансирования качки и сохранения устойчивости заполнили забортной водой. Мазут поступал в двигатели с перебоями. Штормом смыло катера и спасательные плотики, сорвало леера ограждения, завернуло на над-стройки автоматов автоматные мостики, скрутило минные рельсы…
«Гасанов» пришел, когда у «Московского комсомольца» оставалось топлива на полтора-два часа. Корабли вошли в центр циклона, где волны были более пологими. Сблизилось на расстояние 30 метров. Обледенение не позволяло использовать для передачи шлангов шпили. Это пришлось делать вручную, на обледеневшей палубе, при перепаде высот между палубами 20 метров. Ус-пешной оказалась только седьмая попытка. Продержаться в положении, при котором возможна перекачка топлива, удалось только восемь с половиной минут. Насосы танкера работали на максимальной мощности. «Московский комсомолец» успел принять всего лишь 255 тонн мазута. О пополнении пресной водой не могло быть и речи. Чтобы лечь на курс, ведущий домой, эсминец должен был совершить разворот, что при таком волнении могло привести к опрокидыванию или перелому корпуса. Командир Виктор Романович КАРЦЕВ вместе со штурманом двадцать минут с секундомером замеряли время между гребнями волн, чтобы рассчитать маневр. И он удался. За сто метров до при-чала у эсминца остановились двигатели — кончилось топливо.
По другой версии (1): С декабря 1978 по март 1979 года «Московский комсомолец» совместно с тяжёлым авианесущим крейсером «Киев» находился на боевой службе в Средиземном море. С 5 по 12 апреля 1979 в составе корабельной противолодочной группы (ТАКР «Киев», большие противолодочные корабли «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», «Огневой») находился на учениях «Разбег-79». В 1982 году выходил в море на плановые стрельбы. В 1983 году эсминец встал в завод СРЗ 35 (Мурманск, Роста) на капитальный ремонт, что было примером бесхозяйственности и расточительства потому, что вскоре после освоения крупной суммы средств на ремонт эсминец бросили. Корабль частично затонул у причала СРЗ — 35 и был разграблен. Часть ценных вещей и металлов не была реализована в пользу государства, а досталась тем, кто должен был всё это сберечь.
С 1 октября 1978 в составе 56 бэм 7 опэск. Декабрь 1978 – март 1979 боевая служба в Средиземном море с ТАКР «Киев». 5-12 апреля 1979 учения «Разбег- 79» в составе КПУГ «Киев», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Макаров», «Огневой». В 1982 выход в море с плановыми стрельбами. С 20 апреля 1983 капремонт в Кронштадте, перечислен с 15 августа 1983 в 206 брэм. 22 июля 1986 исключен, 27 февраля 1987 расформирован. Брошен на отмели в акватории CP3-35 (Роста) в полуразобранном виде.
Как проходила служба в 1978 – 1984 г. рассказать могут только секретные документы ЦВМА и служившие в эти годы на корабле.
Эсминец прошел 23 океанских боевых службы, а после постановки в завод СРЗ- 35 (Мурманск, Роста) на капитальный ремонт, в результате бесхозяйственности и расточительства вскоре после освоения крупной суммы средств на ремонт, эсминец бросили. Корабль частично затонул у причала СРЗ — 35 и был разграблен. Часть ценных вещей и металлов не была реализована в пользу государства, а досталась тем, кто должен был всё это сберечь. 22.07.1986 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 27.02.1987 г. расформирован.
Водоизмещение; полное 3230, стандартное 2667 т,, нормальное 2949 т.;
Длина 126,1 м, (по КВЛ 117,9 м.), ширина 12,7 м (по КВЛ 12,41 м.), высота 34,5 м.от основной линии, осадка 4,2 м.;
Мощность ПТУ 2 x 36 000 л.с.;
Скорость хода: максимальная 38,5, экономическая 17,9 уз.;
Дальность плавания экономическим ходом 3860 миль, на 38 узлах – 642 мили.
Вооружение: 2×2 130-мм СМ-2-1, 4х5 45-мм СМ-20 ЗИФ, 2х5 533-мм ТА -53-56,
6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (48 глубинных бомб), ШОК-2.
Принимал на борт 50 мин КБ-3 (или 36 АМД-1000).
Автономность: по провизии – 45 суток, по воде – 10 суток и по топливу – 4 суток.
Запас мазута – 540 т, дизельного топлива – 13,8 т, масла – 28 т, котельной воды – 50 т, питьевой воды – 23 т, мытьевой воды – 25 тонн.
Экипаж 284 человека, в том числе 19 офицеров.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ПАВЛОВ А.С. «Эскадренные миноносцы проекта 56.» Якутск, 1999 г.
2. БЕЛОВ Г.П.«Атлантическая эскадра. 1968–2005» https://military.wikireading.ru/35375
Эскадренный миноносец пр. 956 А (кодовое обозначение НАТО Sovremenny) «Московский комсомолец» (с 15 февраля 1992 года –«Настойчивый» 30 декабря 1987 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 7.04.1988 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде (заводской № 876), спущен на воду 19.01.1991 г., вступил в строй 30 декабря 1992 года и 5 февраля 1993 года включен в состав Балтийского флота. 27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России. 10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом.
С 19 по 26 июня 1993 года нанес визит в Киль и с 28 июня по 2 июля 1993 года — в Вилыемсхафен (ФРГ). С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз Главнокомандующего ВМФ России, в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С 4 по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы». С 30 апреля по 20 июля 1995 года корабль прошёл доковый ремонт, после которого участвовал в параде на Неве. В 1996 г. эсминец участвовал в совместных военно-морских учениях «Балтопс—96» военно-морских сил (ВМС) стран НАТО с нанесением визита в Эккенферд (Германия) в период с 6 по 17 июля. С июля по август «Настойчивый» принял участие в сбор-походе: учениях по прикрытию десанта, впервые в составе корабельной ударной группы (КУГ) отразил у мыса Таран налёт сразу семи ракет-мишеней. В конце сентября вышел в море, с 10 по 13 октября нанёс визит в Шербур (Франция), посвящённый 100-летию визита в город Николая II. По итогам 1996 года эсминцы «Настойчивый» и «Беспокойный» были признаны лучшими на Балтийском флоте России по артподготовке, а «Настойчивый» — лучшим кораблём ВМФ России. В феврале-апреле 1997 г. эсминец участвовал в выставке вооружений «IDEX—1997» в Абу-Даби (ОАЭ). На обратном переходе с дружественным визитом посетил порты Саймонстаун и Кейптаун (ЮАР). По итогам года «Настойчивым» было занято первое место в ВМФ по артиллерийской и зенитной подготовке.
В следующем году корабль участвовал в учениях «Балтопс—98». По итогам 1998 года кораблю был вручён приз Главкома ВМФ по ПВО и артподготовке, эсминец был объявлен лучшим кораблём ВМФ России. В мае 1999 года «Настойчивый» доковался на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. По итогам года в составе КУГ завоевал приз по огневой подготовке. С 21.09 по 18.11.1999 г. на «Настойчивом» проходили подготовку китайские экипажи для однотипных ЭМ. По итогам 2002 года «Настойчивый» был признан лучшим среди надводных кораблей ВМФ по боевой подготовке. В июле 2008 года корабль осуществил поход по Балтийскому морю с заходами в Швецию, Финляндию, Данию, Польшу. Участвовал в противопиратских походах и службах в Красном море и у берегов Сомали. В 2009 году эсминец принимал участие в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009» совместных российско-белорусских оперативно-стратегических военных учениях, проводившихся в Белоруссии.
Является флагманом Балтийского флота ВМФ России. В 2015 году он эпизодически участвовал во флотских мероприятиях: в марте выходил в море в ходе внезапной проверки боеготовности Западного военного округа, в июле — участвовал в параде в честь Дня ВМФ. 20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.
С 2019 года эсминец проходил плановый ремонт, в ходе которого была произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения корабля. Закончил ремонт 27 июня 2022 года и вышел к месту базирования.