21 декабря 1983 года. В 23.48 20 декабря вошли в территориальные воды Народной Демократической Республики Йемен. ПЛО и надводную обстановку несет бпк «Николаев», ПВО – бдк. У нас в действии НРЛС «Вайгач», МСРП «Кольцо», АГАК «Полином» в режиме ОГС. Войдя на мелководье, включили обмотки размагничивающего устройства.
В 02.22 сыграли «Учебную тревогу», начали приготовление корабля к плаванию в узкости. Подвернули на курс 16°. В 03.06 отдали правый якорь, выключили ходовые, включили якорные огни, перенесли флаг с гафеля на флагшток (на боевой службе флаг не спускается и ночью). Начали выходить на ветер. Якорь забрал. Установили готовность носовому эшелону 30 мин., кормовому — 12 часов. На клюзе правого якоря 200 метров. Глубина места постановка 35 метров. Грунт-песок. Размагничивающее устройство включено. Выставлена вахта ППДО, поставили обе станции МГ-7. Поставили оба забортных трапа, левый выстрел. Все плавсредства на борту. Самолёты и вертолёты опущены в ангар. Остров Сокотра принадлежит НДРЙ — государству на Аравийском полуострове. Находится в Аденском заливе на юго-востоке от порта Аден. Воды вокруг острова давно «облюбовала» 8-я оперативная эскадра ВМФ. Остров довольно большой — 3,5 тыс. кв. км, но малозаселенный. Рельеф гористый, побережье мало изрезанное. Остров протянулся с запада на восток, что играет положительную роль в защите от преобладающих здесь ветров: зимой ветры дуют, в основном, с севера, поэтому наиболее благоприятное место стоянки — под южным, обрывистым берегом. Скалы тянутся от западной оконечности острова до восточной непрерывной чередой, отвесно обрываясь вниз, оставляя лишь узкую полоску песка, поросшего редкой, засохшей травой. Вдали, на востоке, на песчаной полоске берега есть пара рыбацких хижин.
Рыбаки периодически приходят сюда с северного берега острова на лодках. Я нашел только одно более-менее удобное место, где можно с трудом подняться на этот обрыв (а высота его метров сто, не менее). А летом, когда дуют южные ветры, эскадра переходит под северный берег. Он не такой обрывистый, там, на берегу, есть поселки, проходит дорога, ведущая к центру острова. Цвет береговых скал — красно-коричневый. Климат тропический, сухой, за все время стоянки не было ни одного дождя, зато пыли и песка с берега летит столько, что очень быстро корабль стал бледно-желтым, а помощник командира – иссиня-черным из-за ежедневной борьбы с песком на верхней палубе. Температура воздуха днем ниже +20° не опускалась, хорошо хоть ветерочек обдувал, не так жарко было днём.
3десъ, у Сокотры, стоит штабной корабль эскадры, который периодически заменяется новым, приходящим с ЧФ. Сейчас это – корабль управления «Тамань». Состав боевых и вспомогательных кораблей также не постоянен. Часть кораблей находится здесь, часть в Персидском заливе, часть в Эфиопии, на архипелаге Дахлак. Корабли постоянно перемещаются в операционной зоне эскадры. Занимаются ведением разведки, слежением за кораблями противника, конвоированием судов в районе Персидского залива, выполнением специальных задач, боевой подготовкой, совершают визиты в иностранные порты. Одним словом, защищают государственные интересы Советского Союза. Обстановка в Индийском океане напряженная, идут войны в Персидском заливе и Эфиопии, рядом под боком базы США, Франции, Израиля. В Аравийском море патрулируют американские атомные подводные лодки, в Оманском заливе находится авианосная группа ВМС США. В зависимости от обстановки меняется и состав 8-ой ОПЭСК.
Сейчас в нее входят большие противолодочные, сторожевые и десантные корабли, тральщики, плавмастерские, танкеры, рефрижераторы. Разведывательные корабли и подводные лодки в операционной зоне эскадры оперативно ей подчинены. В состав также входят спасательные буксиры и госпитальное судно. В подчинении авиабаза под Аденом и пункт материально-технического обеспечения на острове Нокра, в архипелаге Дахлак в Красном море. «Заведование» большое. И штаб тоже солидный. Но поскольку мы здесь проходом, нас они особо не проверяли. Только пришли, посмотрели, высказали дельные пожелания. В основном проверка была по документам и по готовности к выполнению задач боевой подготовки «в копилку 8-ой опэск».
По сути дела, никакого межпоходового ремонта у нас не было, так как, кроме обеспечения полётов самолётов и вертолётов на стоянке. Корабль три раза выходил в море на полёты, проведение поисковой операции в Аравийском море, сдачу задачи К-2 с проведением зачётных корабельных боевых учений по задачам Ж-2 и ОМП-2. 5 января была проведена мощная поисковая операция по вскрытию подводной обстановки в Аравийском море между Сокотрой и Аравийским полуостровом, в которой приняли участие все противолодочные силы 8-ой ОПЭСК. Были созданы две КПУГ: КПУГ №1, в который входил «Новороссийск», получила район №4, КПУГ №2 – бпк «Таллин», скр «Разящий» – район №2, АПУГ вертолетов район №3, АПУГ самолетов Ил-38 -район №5, район №1 пл- назначен подводной лодке.
Кроме выходов в море проведению МПР мешали корабельные работы. Получено приказание: после окончания МПР идти в индийский порт Мадрас, главную военно-морскую базу восточного района ВМС Индии, для предполагаемого показа самолетов Як-38 и вертолетов Ка-27 с целью вероятных поставок боевой техники на экспорт. Обещают прибытие на борт Министра Обороны СССР маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова. Предупредили, что с ним может быть премьер-министр Индии Индира Ганди. Поэтому на корабле развернулись такие покрасочные работы, что о проведении межпоходового ремонта основная масса экипажа, пожалуй, кроме БЧ-5, забыла довольно скоро! Утром — развод на работы — и до наступления темноты. Ужин совмещали с вечерним чаем, затем кинофильм на полетной палубе, вечерняя поверка и отбой. По скользящему графику свозили по очереди личный состав на берег, чтобы могли хоть немного походить по твёрдой земле, искупаться, отдохнуть.
Сценарий поездок постоянный: полдня купания в море, охота с острогой на лангустов. Однажды, чуть не убил ската, которому посчастливилось сбежать, и сам сбежал от увиденного в расщелине громадного осьминога. Лучше всего отдыхали лётчики штурмового авиаполка и вертолётной эскадрильи: сразу после прибытия на рейд Сокотры их всех отправили на госпитальное судно «Обь» для отдыха, прохождения мед. обследования и, как выразился заместитель командира полка В. Оситнянко «морального разложения в лёгкой степени». Убывали они на «Обь» перед Новым годом.
Отправлялись с площадки правого трапа нагруженные сумками, в которых угадывались определённые ёмкости. Все выглядели очень счастливыми. Вечером командир группы А.Китайкин, ходивший командиром барказа, рассказывал, как менялось выражение их лиц после прибытия на борт госпитального судна. Оказывается, командир «Оби» был бывалым, опытным офицером и выставил на трапе заслон в виде старпома, «перетряхнувшего» вещи авиаторов и изъявшего у них всё лишнее. Пришлось, невзирая на высокие звания, смириться. Естественно, настроение у лётчиков было испорчено, что отрицательно сказалось на результатах медицинских анализов. Но поскольку сама профессия морского лётчика не совместима с унынием и предполагает известную долю находчивости и предприимчивости, очень скоро был налажен надежный канал снабжения пилотов «медикаментами» с «Новороссийска» посредством попутных барказов, а также были, планомерно, соблазнены члены медицинского персонала женского пола этого плавучего госпиталя. И вскоре, по одному, по двое на «Новороссийск» начали возвращаться лица, «выписанные» из госпиталя за нарушение режима, выражавшееся в «распитии «неправильных» напитков в женском обществе и громким распеванием песен после отбоя». Так что, уже к встрече Нового года, компания командиров боевых частей пополнилась яркими, выдающимися личностями из числа, лётчиков-штурмовиков. Новый, 1984-ый год, встречали здесь, на рейде Сокотры. Чем мы все очень гордились: встретить Новый год на боевой службе моряки за честь почитают. Поздравления прислали Министр обороны, Главнокомандующий ВМФ. Письма от родных из Союза доставили через Аден (в Аден самолетом, а до Сокотры — попутной оказией).
Командир эскадры Р.Л. Дымов уделял очень большое внимание сбору даров океана, поэтому, буквально с первого дня пребывания отряда кораблей у Сокотры, была по его приказанию сформирована бригада «ныряльщиков и охотников», которая на одном из катеров с рассветом уходила к западным скалам и там, до захода солнца, вела промысел. Все что добывалось: раковины, кораллы, лангусты и прочая морская живность, доставлялось на корабль и поступало в распоряжение другой бригады умельцев, которые обрабатывали трофеи и делали из них сувениры. Затем, под присмотром личного адмиральского кока-инструктора, пожилого мичмана Моисеича, которого Ростислав Леонидович привез с собой с Дальнего Востока, все добытое «непосильным трудом» упаковывалось в ящики и закрывалось в спецкладовой. Континентальный шельф Йемена уже многие годы служил своеобразным «Клондайком» для начальников всех степеней и рангов. Затем эти сувениры перекочёвывали в кабинеты береговых начальников из штабов различного ранга, поднимая в их глазах служебный рейтинг «дары приносящих».
В это время на боевой службе был СКР «Разящий» а точнее у Сокотры, которым командовал мой друг, ещё с училищной скамьи, Виктор Мартынов. Пригласил его к себе, прошлись накоротке с ним по кораблю, сфотографировались, поговорили. А 13 января у него был день рождения, он пригласил меня и Юрия Ивановича Литвинова к себе.
Времени на отдых и посещение пляжа на о.Сокотра у меня, как у всякого старпома, было немного, но нам с Юрием Ивановичем удалось побывать на Сокотре. Я рассказал ему о том времени, когда был здесь на «Вдохновенном» в 1977 и 1979 годах. Позагорали. Пытались поймать лангустов, не получилось, но надо заметить, отдых и определённая разгрузка состоялись.
Встретился там и с командиром эскадры контр-адмиралом Ф.Н.Громовым, с которым служил на 10-ой ОПЭСК. Он командовал крейсером «Дмитрий Пожарский», а затем крейсером управления «Адмирал Сенявин», а я – эсминцем «Вдохновенный». Он капитан 1-го ранга, а я – «зелёный» капитан-лейтенант. Нас объединяло то, что мы закончили одно родное ТОВВМУ им. С.О.Макарова и в своё время он был старпомом на «Вдохновенном». Было что вспомнить, правда встреча была не долгой. У комэска всегда есть чем заняться.