Внешний рейд Севастополя,
Ветром-три продуваемый с Норда.
Волн свирепых накат —
Высотой в человеческий рост.
И барказ на Маргопуло,
Перегруженный, черпая бортом,
На родной “пароход”,
Поразмыслив, радирует “SOS”.
Репетуя ответ,
Нам братишка его семафорит:
“Трап поставлен. К проставке
Малым ходом идти на бакштов”.
Старший — Бабич Валерка,
Молодецки с ненастием споря,
Рявкнул — “Лево руля!
Впереди, разгильдяи,
Нас ждут передышка и кров!”
***
Спасибо, Александр Владимирович, за прекрасную композицию и стихотворение. Понятно, что Валерий Бабич, это не я. «Новороссийск» оставил в моей жизни большой след, я провел на его борту во время испытаний и в гарантийный период два года, было пройдено порядка 30.000 миль, в том числе переход из Севастополя в Североморск.
«Новороссийску» была уготована короткая жизнь, всего 11 лет и, как правильно заметил Виктор Александрович Блытов, фактически 9 лет.
Что произошло с «Новороссийском» после продажи достоверно не известно. Он был отбуксирован на судостроительный завод в южнокорейский порт Пусан и потом исчез из поля зрения. По официальной версии корабль был разрезан. Но удивляет то, что ни одной фотографии порезки не существует. Обычно такого не бывает. Фотографии разделки такого крупного корабля, а это несколько месяцев работы, так или иначе, расходятся по миру. Это вызывает удивление и навевает сомнения в том, что корабль утилизирован.
К этому стоит добавить, что после прихода «Новороссийска» в Пусан, в начале 2000-х годов Южная Корея развернула строительство собственных десантных кораблей-вертолетоносцев типа «Токто» на верфи Hanjin Heavy Industries & Constructions Co. в Пусане. Думаю, что «Новороссийск» послужил хорошим прототипом для южнокорейских конструкторов, никогда ранее не проектировавшим корабли такого класса.
Да, Валерий Васильевич, финальная стадия жизненного пути «Новороссийска» окутана неизвестностью, но Вы, скорее всего, правы в том, что ТАКР послужил своеобразным учебным пособием для южнокорейских судостроителей.
«Новороссийск» и для меня корабль не чужой. Со многими его офицерами меня связывала и еще связывает по жизни совместная служба на «Киеве» и последующая в НИУ ВМФ.
Заметим, что в 2022 году «новороссийцы» отмечают 40-летие поднятия на корабле Военно-морского флага. Пусть это стихотворение будет одним из первых поздравлений продолжающему жить экипажу ТАКР «Новороссийск»!
Да, это хороший повод встретиться летом 2022 года. Флаг подняли 15 августа 1982 года — 40 лет.