Подводная лодка АГ-21
Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада).
19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России. Осенью 1917 года в разобранном состоянии доставлена морским путем во Владивосток, затем по железной дороге на завод «Наваль» в Николаев для достройки, где 28 марта 1917 года была перезаложена под наименованием АГ-21.
Незадолго до начала октябрьского переворота в 1917 году подводная лодка была спущена на воду. В феврале 1918 года АГ-21 вступила в строй, перешла под контроль красных. 29-30 апреля 1918 года после ухода основных сил ЧФ в Новороссийск подводная лодка оставлена в Севастополе, на подводной лодке поднят украинский флаг.
1 мая 1918 года подводная лодка перешла под контроль германского командования, поднят флаг германских ВМС. 24 ноября 1918 года подводная лодка захвачена англо-французскими войсками, охранялась силами команды. АГ-21 передана союзниками представителям Белого движения, вошла в состав Морских Сил Юга России Русской Добровольческой армии.
26 апреля 1919 года во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования АГ-21 в числе других тринадцати русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя. Подводную лодку вывели на рейд с помощью буксира «Елизавета», и, затопили, открыв люки и подорвав корпус.
В 1926 году подводная лодка была обнаружена на грунте судоподъемной партией ЭПРОН. АГ-21 лежала на грунте, сильно углубленная в ил, с креном 40° на глубине пятьдесят метров.
21 мая 1928 года подводная лодка была поднята ЭПРОН и 30 декабря 1930 года вошла в состав Морских Сил Черного моря. 3 февраля 1931 года получила наименование «Металлист».
8 июня 1931 года подводная лодка, выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем — целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине двадцать восемь метров у устья реки Бельбек. В результате катастрофы погибло двадцать четыре подводника, девятерым удалось спастись; шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели подводной лодки, троих подводников извлекли спустя сорок два часа из кормового отсека после подъема подводной лодки. Командир подводной лодки и два подводника, пытаясь выйти на поверхность, погибли при всплытии. Через двое суток подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 года вновь введена в строй.
15 сентября 1934 года подводная лодка получила обозначение А-5.
22 июня 1941 года подводная лодка находилась в составе 6-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны потопила одно судно. 6 марта 1945 года А-5 награждена орденом Красного Знамени.
27 августа 1945 года подводная лодка А-5 была выведена из Боевого состава, разоружена.
16 мая 1949 года подводная лодка переформирована в плавучую зарядовую станцию ПЗС-8.
В 1955 году подводная лодка А-5 исключена из списков ВМФ СССР и сдана на слом.
Подводная лодка АГ-23
Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада). 19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России.
Осенью 1917 года в разобранном состоянии доставлена морским путем во Владивосток, оттуда по железной дороге на завод «Наваль» в Николаев для достройки, где была перезаложена 29 марта 1917 года под обозначением АГ-23. Из-за начавшейся Гражданской войны постройку подводной лодки прекратили. Строительство подводной лодки было возобновлено весной 1920 года.
1 июня 1920 года подводная лодка под наименованием «АГ-23 имени тов. Троцкого» была спущена на воду. В сентябре приступила к ходовым испытаниям в Днепро — Бугском лимане, затем перешла в Одессу, где совершила несколько пробных выходов в Одесский залив. 21 октября 1920 года подводная лодка вступила в строй.
АГ-23 стала первой советской подводной лодкой на Черном море. Подводная лодка на заключительном этапе Гражданской войны, совершила пять Боевых походов в район Одессы и Каркинитского залива, к берегам Крыма и Кавказа.
19 февраля 1920 года подводной лодкой безуспешно был атакован французский миноносец. В ноябре 1920 года, когда корабли русского флота покидали Крым, АГ-23 находилась в море. На подводную лодку был отдан приказ: атаковать караван, но он не был выполнен, так как, по воспоминаниям инженера-механика АГ-23, вместо радиста на подводную лодку прислали железнодорожного телеграфиста, который не был знаком с аппаратурой.
В начале ноября 1921 года подводная лодка вместе с подводной лодкой «АГ-23 имени тов.Луначарского» сопровождала советскую делегацию во главе с М.В.Фрунзе в Турцию. 31 декабря 1922 года подводная лодка получила наименование «Незаможный», с 12 июня 1923 года – «Шахтер».
В 1928-1929 году подводная лодка прошла капитальный ремонт, после которого, в начале октября 1930 года нанесла визит в Стамбул. 15 сентября 1934 года подводная лодка получила обозначение «А-1». В 1941 году подводная лодка была поставлена на капитальный ремонт и модернизацию на завод № -201 в Севастополе.
22 июня 1941 года А-1 находилась в составе 6-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота. Вскоре ремонт А-1 прекращен, подводная лодка законсервирована. В ходе боев за Севастополь подводная лодка была неоднократно повреждена в ходе авиационных налетов и артиллерийских обстрелов противника. 26 июня 1942 года А-1 была взорвана личным составом, в виду угрозы захвата неприятелем и невозможности выйти в море.
В апреле 1945 года подводная лодка А-1 поднята и 24 апреля 1945 года ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ВМФ СССР и сдана в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
Подводная лодка АГ-25
Подводная лодка тип «АГ» (Holland-602GF) построена в 1916 году для ВМС Великобритании по проекту фирмы «Elektrik Boat Со» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада).
19 сентября 1916 года приобретена заводом «Ноблесснер» по заказу Морведа России. Осенью 1917 года в разобранном состоянии доставлена морским путем во Владивосток, затем по железной дороге на завод «Наваль» в Николаев для достройки. В августе 1917 года зачислена в списки российского флота как подводная лодка АГ-25.
Подводная лодка была перезаложена 11 июля 1921 года в Николаеве на заводе «Россуд». 5 апреля 1922 года спущена на воду, 26 мая 1922 года вошла в состав Морских Сил Черного моря. 23 марта 1923 года подводная лодка получила наименование «Марксист». В 1925 и 1929 годах «Марксист» совершила визит в Турцию. 15 сентября 1934 года подводная лодка переименована в А-3. В 1934-1935 годах подводная лодка прошла капитальный ремонт и модернизацию.
22 июня 1941 года А-3 находилась в составе 6-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок ЧФ в капитальном ремонте в Севастополе. Подводная лодка погибла на одной из плавающих мин 28 октября – 3 ноября 1943 года (предположительно). Корпус на грунте подводной лодки до сих пор не найден.
За годы Великой Отечественной войны подводная лодка А-3 совершила двадцать Боевых походов, потопила один транспорт.
13 марта 1944 года подводная лодка А-3 исключена из состава ВМФ СССР.
По состоянию на окончание 2019 года считается пропавшей без вести. Точное место, дата и причина гибели достоверно не установлены.