«Мне бы родину найти, что б собой не унести…» (Виталий Сундаков)
Виталий Сундаков — один из двух матросов срочной службы в ВМФ СССР, которого адмиралы приглашают на все свои посиделки, и считают за честь, если он туда явится …
Совсем недавно я проснулся с ощущением безмятежного счастья, какое можно испытать только в далёком детстве. В ногах у меня мурлыкал прирученный камышовый кот по кличке Барсик, лицо и подмышки лизала шотландская овчарка Рось, а над головой летала ручная сова Дуся. Наступал рассвет, и уже можно было рассмотреть детали комнаты, где я лежал. А, смотреть было на что. Я находился в гостях у Виталия Сундакова в его имении «Славянский Кремль», где на стенах, полках, полу собраны артефакты всех стран и народов нашей планеты. Это была уже третья моя поездка к нему в этом году. Если учесть, что живу я на Украине, то это не в «соседнюю деревню» съездить. Нужны веские основания, и они есть – это обаяние хозяина дома.
Моему знакомству и последующей дружбе с Путешественником России №1 Виталием Сундаковым предшествовала мистика. (№1 — не потому, что Виталий самый «крутой», а просто до него в мире такой профессии не существовало, именно он ввёл её в кадастр мировых профессий официально). Так вот, насчёт мистики – за полтора года до нашего знакомства мне попалась статья о нём в газете «Бульвар Гордона». Обычно я никогда не вырезаю статей, но эту решил сохранить, просто так… пусть лежит. Но когда посмотрел фильм «Путешествие в мир абсолютной магии», сказал себе: «Этот человек мне интересен – надо познакомиться». Сказано – сделано. Отправил на сайт короткое сообщение: «Виталий, мне близко всё, чем Вы занимаетесь, давайте дружить»?
Две недели – ответа нет. Думаю, наверно обиделся, что я его сразу по имени назвал, да и с предложением насчёт дружбы «погорячился» — они ему наверняка «пачками» приходят каждый день. Отправил второе послание: «Виталий Владимирович, прошу извинения «за детский лепет» о дружбе. Я понимаю, Вы занятый человек, поэтому мне от Вас нужно получить только ответы на некоторые вопросы выживания в дикой природе, т.к. я тоже веду этот предмет.
Ответа опять нет. Я тогда написал что-то ещё более «заковыристое» и чуть ли не обвинил Виталия в «зазнайстве», мол, до простого народа он не нисходит… — вот после этого, ответ, как ни странно, пришёл. Потом было несколько писем «туда-сюда» и дело кончилось тем, что мы разругались «вдрызг» — не сошлись в оценке одного украинского путешественника. Последние мои слова Виталию были: «Прощай мой несостоявшийся друг Виталий. Я в тебе ошибся…»
Но у обоих хватило широты души и такта признать свою ошибку. В итоге мы подружились. Первый раз мы с женой Ириной приехали к нему в гости в сентябре прошлого года. Тогда впервые увидели его имение «Славянский кремль», стоящий в Подмосковье примерно в 20 км за аэропортом Домодедово. Поездили на его лошадях. Я впервые испытал это удовольствие – на коне верхом. Сходили вместе в лес по грибы, погоняли на его квадрацикле, и концу пребывания первого дня у меня было такое чувство, будто мы гостим уже неделю и давно знаем хозяев дома.
Я сразу отдал должное его жене Эле – годами ждать мужа из экспедиций, содержать в порядке дом, вести всё хозяйство и воспитывать детей может только героическая женщина. Мы почти неделю жили у Виталия, стараясь не особо докучать хозяевам. Я ходил по его Славянскому Кремлю просто в восхищении. Виталий осуществил мою мечту – он живёт так, как хотел бы жить я, и как жили наши предки. А первоначально наши предки — славяне никогда долго не жили в избах. Это было временное жилище, пока возводился терем. Причём, они сначала искали место, где бы они хотели умереть, а потом начинали возводить там терем из-за красоты этого места.
Второй, третий и четвёртый разы я тоже ездил к Виталию не один. Хотелось открыть этого удивительного человека своим друзьям. Сначала по весне со мной приехал Чемпион Украины и серебряный призёр России по ножевому бою Олег Соколов. Виталий, когда посмотрел, что Олег может, сразу предложил ему поработать в его Школе Нагов в Камбодже инструктором по ножевому бою. Летом я привёз своего правого лётчика и друга Героя России Юрия Лончакова – командира отряда Российских космонавтов, и уже сейчас осенью взял своего 16 –тилетнего сына.
Что можно сказать о Виталии Сундакове, если коротко. Виталий мечтал о путешествиях с детства. И он стал великим путешественником, не побоюсь этого слова. Виталий организовал и осуществил более 40 научных экспедиций в более чем 30 стран мира. В дебрях Амазонки открыл племя индейцев Яномаме, не соприкасавшихся до него с цивилизацией. Раскрыл природу каннибализма… Можно очень долго перечислять, что он сделал и чего достиг… Кто захочет, может прочитать о нём в Интернете на его сайте syndakov@yandex.ru
Я лучше расскажу пару историй о нём, что Виталий сам поведал за «вечерним чаем», когда рассказывал о своих путешествиях. Был период, когда Виталий был очень беден, но тяга к путешествиям не давала сидеть дома. В итоге он путешествовал по странам Европы не только без денег, но иногда даже без документов. Его даже потом в КГБ вызывали «для обмена опытом» — они агентов специально готовят к переходу границы и то их ловят, а Виталий по Европе ходил как по своему родному городу без всякой подготовки. Вот один из эпизодов:
Как-то в Италии без денег и документов улёгся он в парке на ночёвку под деревом. Проснулся от рёва мотоциклов. Порядка 20 рокеров окружили его кольцом, все светили фарами, а главарь, сидя на своём мотоцикле возле его головы прибавлял и прибавлял газ. Конечно, было страшно. С ним могли сделать, что хотели. Но Виталий сумел взять себя в руки. Их сумки главаря вытащил бутылку баночного пива, вскрыл его и начал спокойно пить. На рокеров это произвело такое впечатление, что они взяли с собой Виталия, кормили и возили по всей Италии, куда он говорил.
Вторая история посложнее. Не помню уже фамилию путешественника, с кем Виталий отправился в дебри Амазонки на поиски неизвестного племени яномаме, кажется, это был поляк. Поскольку разрешения на проведение экспедиции в этот район им не дали, они решили пойти туда сами «инкогнито». Смогли найти двух проводников, т.к. большинство проводников не соглашалось туда идти ни за какие деньги, купили лодку, загрузили продуктами, снаряжением и поплыли. Когда углубились в джунгли достаточно далеко по одному из притоков Амазонки, на ночном привале у костра проводники вдруг подали предостерегающий знак и тут же прыгнули в темноту. Виталий успел прыгнуть за ними, а поляка схватили карабинеры.
Спустя какое-то время он услышал крик поляка: «Виталий, выходи, иначе меня убьют». Виталий понял, друга надо выручать. Но, если бы он хоть как-то намекнул, что там за обстановка. Покричал, например: «Виталий Владимирович, выйди, ты здесь нужен…» В общем, решение надо было принимать на свой страх и риск. Он осторожно подполз на видимость костра и понял, что с этой стороны ему выходить нельзя. С краю стоял карабинер и его винтовка была снята с предохранителя. Т.е. он готов был мгновенно выстрелить, не разбираясь, на любой шорох из джунглей.
Тогда Виталий сделал круг по ночным джунглям и вышел так, чтобы первым к нему стоял офицер, у которого винтовка стояла на предохранителе, а второй, который мог стрелять, стоял сзади него на одной линии и применить оружие сразу не мог из-за риска убить своего же товарища. Чтобы так хладнокровно мыслить и действовать, как сделал Виталий в этой непростой ситуации, надо в совершенстве владеть своими нервами — это я вам, как бывший военный, говорю.
Виталий вышел, его сразу схватили, связали, бросили в лодку, привезли сначала в Венесуэлу в тюрьму, потом выпустили. Поляк поехал к себе домой, а Виталий со второй попытки, один, всё-таки нашёл это племя, которое до него не соприкасалось с цивилизацией.
Что ещё можно сказать о Виталии? Я перечислю лишь некоторые его заслуги и должности:
Президент фонда Русских путешествий и экспедиций.
Основатель первой Советской и Российской Школы Выживания.
Гражданин Мира, которому предлагали сменить гражданство пять стран.
Воин первобытных племён Яномами, Гурани, Асматов, Дани…
Ведущий эксперт по колыбельным цивилизациям и магической культуре планеты….
Один из двух матросов срочной службы Военно-Морского Флота Советского Союза, которого адмиралы флота приглашают на все свои «посиделки» и принимают Виталия, как равного и т.д.
Виталий после срочной службы в армии добровольно написал рапорт и послужил ещё и во флоте, как его дед и отец. Причём умудрился послужить на трёх флотах и пяти кораблях, а увольнялся в запас с Северного флота, будучи инструктором по рукопашному бою. Но мало кто знает, что пацаном он вынужден был драться за деньги. Как он сам говорит, поначалу меня чаще били, но деньги, хотя и меньше, чем победителю, платили всегда. Так он постигал на собственном опыте суровую правду жизни…
Чем лично мне он нравится, хоть он не девушка – смеюсь.
Во-первых, поражает его интеллект. На любой вопрос – исчерпывающие ответы. Причём сам Виталий говорит: «Правильно поставленный вопрос, важнее ответа». Для примера – я спросил Виталия: «Какая, на твой взгляд, самая реальная версия возникновения жизни на земле»? На что Виталий ответил: «Существует три основных версии: Божественная, Внеземная и Эволюционная от обезьяны, и в каждой ещё примерно по 10 подверсий, тебе какую рассказать?»
И тут же, буквально штрихами, набросал основные моменты, как зародилась жизнь на Земле в его понимании. Когда он рассказывал, я буквально физически ощутил, что «купаюсь» в его ауре и получаю колоссальное эстетическое удовольствие от общения с умным человеком. Только не подумайте, что я смотрел «ему в рот» и всё принимал на веру. Сам за 32 года полётов в боевой авиации много чего повидал… В каких-то вопросах я с ним не согласен, но это нам нисколько не мешает в общении и не разрушает дружбу. Как говорят: «Умные не спорят – они обсуждают проблему»…
Во-вторых, я очень благодарен Виталию за то, что он буквально тремя – четырьмя фразами сумел поменять психологию моего сына. Мой Вася в свои 16 лет вживую не прочитал ни одной книги. Всё в компе, вместо книг смотрел фильмы и часами не вылезал с интернета. И как я его не убеждал, что книги надо читать – бесполезно. Виталий сказал примерно так: «Вася, вот ты смотришь фильм, тебе дают готовых героев, сюжет, ты переживаешь за них, но твоё образное мышление не тренируется. Ты всё видишь готовое.
А когда ты читаешь книги, во-первых, проговариваешь про себя все умные слова, которые написаны. А идеально, если ты будешь читать книгу вслух. Тогда твоя речь будет намного богаче и ярче. Ведь когда ты смотришь фильм, ты ж не повторяешь слова героев. А во-вторых, когда тебе описывают персонажи книги и события, с ними происходящие, ты всё это представляешь, т.е. твоё образное мышление тренируется. А это значит, ты сможешь ярче представить свою мечту, и она быстрее осуществиться. Результат – сын, когда ехали обратно в поезде, всю дорогу читал книгу, дома её закончил и принялся за следующую.
Не буду гадать, что даёт наша дружба Виталию. Наверно, что-то даёт, если уже после первой встречи моя фотография оказалась на стенде, где у него собраны друзья, которыми он дорожит. Мы оба много повидали в жизни, Виталий, конечно, больше, но общаясь, чувствуем, как идёт взаимообогащение дружбой.
Что касается меня, можно сказать так — иногда можно общаться с человеком годами, но он так и не станет тебе другом. А иногда достаточно буквально пары фраз, чтобы проникнуться симпатией к человеку,почувствовать с ним родство душ и понять, что ты встретил Друга… Именно так, у меня и произошло с Виталием Сундаковым. Чем я ещё особенно им восхищаюсь — для Виталия нет стран, где бы он хотел побывать и там не побывал; нет людей, с которыми он бы хотел познакомиться и не смог. Общаясь с ним, я поражаюсь грандиозности его планов, для него нет ничего, чего бы он хотел достичь и не достиг. У него я учусь мечтать…
И последнее, чем бы мне хотелось закончить эту историю о своём «дружбане» Виталии, именно так он подписал статью, которую я вырезал за 1,5 года до нашего знакомства. Виталий подарил мне три книги, так одна из них, а именно «Бумажный посох или Инструкция по эксплуатации Судьбы» стала моим талисманом в путешествиях. Она всегда лежит у меня в рюкзаке, и когда появляется время на привалах или в палатке, пережидая дождь, я её беру читаю, перечитываю, каждый раз нахожу для себя что-то новое и поражаюсь глубине философской мысли и причудливости фантазии Виталия.
А ещё я как-то ему обмолвился, что изредка пишу рассказы-воспоминания для себя, иногда, даже стихи. Пишу редко, раз в полгода, т.к. знаю, что у меня никаких денег не хватит на издание книги, да оно мне, типа, и не сильно нужно — так, «блажб» для себя. На что Виталий ответил: «Вася, я тоже, когда писал, не думал об издании, а сейчас у меня напечатано 12 книг и сотни публикаций. Т.е. пиши и пока не думай о вопросах издания, всё придёт в своё время само». После чего Виталий, прочитав несколько моих рассказов, сказал примерно так, как мне написал генерал Виктор Николаевич Сокерин, бывший Комадующий ВВС Балтийского флота: «Василий Васильевич, Вы многое повидали в жизни, общались со многими яркими лётчиками и людьми, это история Морской авиации, и не писать её, Вы просто не имеете права. Тем более у Вас получается».
Итог: если раньше у меня желание появлялось что-то написать раз в полгода, и за десять лет я исписал всего две общих тетради, то сейчас Муза «прилетает» ко мне чуть ли не каждую неделю – смеюсь. Т.е. именно Виталий Сундаков меня окончательно вдохновил на «сочинительство», дал хорошего «пендаля» и теперь я топаю по этой непростой дороге… Ну, а получается у меня или нет, судить Вам, уважаемые читатели. Могу только сказать, что после рассказов об авиации пойдут истории о жизни… И одну из них постараюсь рассказать буквально завтра…
P.S. Недавно вернулся с дня Варенья Виталия. Поскольку эмоции до сих пор переполняют, хотя прошло уже больше двух недель, решил немного продолжить рассказ. Гостей за два дня перебывало более двухсот человек (это по докладу повара)т.к. их никто не считал. Сколько их было потом, я не знаю, т.к. рано утром 8 октября мы с Олегом Соколовым уехали летать. Что поразило — несмотря на обилие народа практически не было никакого «ажиотажа» вокруг именинника, крайне редко звучали тосты в его честь. Но было чёткое ощущение праздника, и даже, я бы сказал, священнодействия, когда люди, общаясь между собой, объединены неприкрытой любовью и уважением к одному человеку. Празднование дня рождения, кстати, началось за день до официальной даты.
Но два вечера нам повезло — общались с Виталием в узком кругу «ограниченных лиц» (8 человек) до трёх, а второй вечер — до четырёх часов утра. Вот одна из историй, которую мы услышали за этими неспешными посиделками за вечерним чаем. Дело было в Мексике. Оказалось — в этой стране, представляясь, дают не только скромную визитку с фамилией и должностью. Там принято перечислять все твои заслуги, звания, деньги (сколько ты «стоишь), а также прилагается список друзей, с кем ты дружишь и их данные, чтобы можно было сразу составить представление о тебе и твоих связях. Короче говоря, чем ты можешь быть полезен для развития чужого бизнеса.
У тех, кто указывал в друзьях Виталия, получалась смешная картина: о нём «резюмэ» отпечатано на двух-трёх листочках, а о Виталии листов 50-100, взависимости от полноты сведений, что удалось о нём собрать хозяину «визитки». В тот раз Виталий только вернулся с Акапулько, ещё не успел привести себя в порядок после экспедиции, как ему передали приглашение срочно явиться на аудиенцию к одному из самых богатых людей Мексики Домингасу, предки которого были правой рукой пирата Кортеса. Виталий ещё колебался, ехать — не ехать, с дороги устал всё-таки, да и помыться бы не мешало,но хозяйка отеля, где Виталий остановился, его убедила, что надо принять приглашение, и вызвалась быть его «таксистом» и переводчиком. И уверяю вас, дело было не в Домингасе и его деньгах. Просто Виталий очень деликатный человек и старается не огорчать других отказом, если это в его силах.
Отель был небогатый, автомобиль обшарпанный, сама хозяйка в молодости была женщиной «лёгкого поведения», чем заработала себе деньги на отель. И внешний вид у неё был соответствующий. Из-за пробок они опоздали на 5 минут. Охрана не открыла им ворота резиденции Домингаса, посчитав за «обыкновенных бомжей». И лишь крепкие «выражения» водителя «такси» на чистом «мексиканском» языке убедили охрану, что гости прибыли по назначению… Виталия с хозяйкой, которую Виталий представил, как свою личную переводчицу, провели в кабинет Домингаса, при этом предупредили — время хозяина стоит баснословно дорого, и не дай им Бог задержаться хоть на минуту лишнюю, потом просто не расплатятся… А всего на аудиенцию было отпущено 15 минут, 14.15 — 14.30, и 5 минут из которых уже прошло, они же опоздали.
Завели в огромную залу, длиной метров 40. Стоит длинный стол с креслом, а самого хозяина нет. А время идёт. Поскольку Виталий очень любознательный человек и никогда время попусту не теряет, стал он рассматривать картины на стенах, а потом и закурил. Тут же набежала охрана: «У нас не курят. Немедленно потушите сигарету». Виталий в ответ с невозмутимым видом: «Я у вас не спрашиваю, курят у вас или не курят. Принесите пепельницу, чтобы я не ронял пепел на ковёр». (Когда Виталий не в экспедиции, он курит много. И кстати, один из подарков, который я ему подарил в этот раз, была раритетная пепельница из кают-компании эскадренного миноносца «Спешный». Но это так, к слову.)
Зашёл Домингас, показал охране, чтобы уходили. А сам молча сел в кресло и стал наблюдать за Виталием. «Ни здрасте, ни как доехали»… Виталий на него посмотрел и тоже, не говоря ни слова, стал смотреть картины дальше. Домингас не выдержал, сказал: «Вон на той картине — это я в молодости». Виталий посмотрел, сказал: «Похож», — рассматривает картины дальше, продолжая курить. Тут уже Домингас не выдержал, покинул свой «трон», подошёл и начал работать в роли «экскурсовода». Потом сам попросил у Виталия сигарету и закурил. Через час в кабинет принесли кофе. Через четыре часа в кабинет доставили ужин. А в 12 ночи они поехали с Домингасом в ночной клуб до утра. Виталий в помятом с дороги белом пиджаке и заплетёнными косичками выглядел рядом с Домингасом очень экзотично. Так закончилась 15 минутная встреча «скромного» Российского путешественника Виталия Сундакова с мексиканским магнатом.
«Резюме — знай наших!!!»
«Приложением к книжке, и к жизни, и к сердцу,
Приоткрвшему книгу как тайную дверцу.
Из тетрадок пиита ушедшего века,
От уже не чужого тебе человека…
Стихи из книги Виталия Сундакова «Эпидемия любви».
Рецензия на «Виталий Сундаков» (Полковник Чечель)
Очень уважаю в людях такое качество — рассказывать с восхищением не о себе,
а о другом человеке. А если этот человек ещё и друг, то тем более. Уважаю
и просто умение знакомиться без расшаркивания, когда человек нравится чем-либо,
мужчина это или женщина.
Вы — открытый человек, Василий Васильич, что очень ценно всегда, а нынче —
тем более:)
С уважением и теплом, Виктор
Степаныч Казахский 16.09.2016
© Copyright: Полковник Чечель, 2011
Свидетельство о публикации №211121301659
Благодарю за интересный, как и все предыдущие, рассказ!
Книгу Виталия Сундукова «Посох…» я приобрёл, но пока ещё, к сожалению, не читал.
Впечатлила история, как он тёмной Амазонской ночью увидел предохранители и их положения на карабинах! Видимо, здорово развито ночное зрение. Даже хочется позавидовать Виталию Сундуков, естественно — белой завистью.
Василий Васильевич! Продолжаю питать надежду дождаться когда-то обещанного рассказа с советами по развитию экстрасенсорных возможностей… СтОит набраться терпения? Или пока — не стОит?