О месте падения этого самолета я впервые услышал в позапрошлом году от Александра Мирзонова, альпиниста и поисковика, исходившего практически весь Кавказ. Он занимается историей боев на перевалах главного кавказского хребта, издал книгу «Битва за перевалы. Другой взгляд». В архиве ФРГ им были найдены документы о сбитом в начале сентября 1942 года самолете и плененном советском летчике.
Перевод этого донесения:
В горную дивизию, отдел 1а 10.09.1942
Местный лагерь
Касательно: Сообщение о сбитии советского истребителя типа «Рата»
8.09. 1942 года около 10 часов 5 минут пролетели 2 советских истребителя от направления «Кни» (дословно «колено») через Теберду и через короткое время вернулись обратно в южном направлении. Они пролетели над стройкой группы RAD 370, которая находится в 3,5- 4 км от КНИ и около 10-11 км от Теберды. На стройке работают 4 взвода моего подразделения, в то время как 2 взвода задействованы примерно в 1 км южнее. Самолёты были обстреляны направленным и массированным огнем из MG и винтовок. В то время как летящие от Теберды самолёты были обстреляны, пролетая над стройкой, один из самолётов развернулся и начал атаку ( с бреющего полёта) по стройке. Стало ясно, что самолёт производит много дыма, и было видно, что мотор несколько раз выходил из строя. Этот самолёт снова пытался набрать высоту, что у него не вышло. Поэтому он свернул от направления долины Теберды в восточном направлении и влетел в боковую долину, которая соединяется с долиной Теберды на юго-востоке. Все, кто участвовали в обстреле самолёта и могли наблюдать происшествие вблизи, убеждены, что машина была повреждена и должна была приземлиться.
(Далее перечисляются свидетели)
Так как было очевидно, что самолёт был сбит, были высланы разведчики, которые должны были найти машину. Поиск 08. 09 был безрезультатным. Рано утром 9.09 был выслан снова разведотряд, который состоял из OTF Schödelbauer (SB) подразделения 4. 370 и 2 работников. Schödelbauer вернулся вместе со своими людьми под вечер и сообщил следующее:
Машина была найдена в уже названной соседней по отношению к долине Теберды долине в разбитом состоянии. Пилота, который был ранен, взяли в плен. Оружие и бумаги были у него отобраны. Машина была обследована, сразу выяснилось, что в сохранившейся несущей плоскости самолёта не было обнаружено следов обстрела зенитной установкой, однако легко распознавались сквозные пробоины от винтовок. На носу и моторе из-за сильных повреждений при столкновении со скалами невозможно было установить следы обстрела.
После 30 или 45 минут после того, как SB достиг самолёта, появился лейтенант с несколькими унтер-офицерами и отрядами артиллерийского подразделения, которые должны были бы располагаться в Теберде. Лейтенант заявил, что самолёт был сбит зенитной установкой и потребовали передать им пленного пилота. Пилот был передан лейтенанту зенитного подразделения и, вероятно, был доставлен в полевой лазарет Теберды. Это никак невозможно, чтобы этот самолёт был сбит зенитной установкой в Теберде, потому что без сомнения оба самолёта возвращались неповреждёнными из Теберды вверх по долине Теберды и могли быть повреждены только при атаке с юга на север на стройку. Стройка Имперской трудовой/рабочей службы, которая прорывала и взрывала путь на крутом склоне, была хорошо видна из воздуха, поэтому атака без сомнений была направлена именно на неё. Как приложение передаю вам лист с картой и два удостоверения, которые были отняты у пленного пилота. Остальные бумаги остались при пилоте при передаче лейтенанту зенитного подразделения.
Протокол допроса пленного:
Примерный перевод:
Пленный – летчик со сбитого 08.09. южнее Теберды самолета И-16
Данные – старший сержант Карманов, родился в 1914 в Горьком, профессия токарь
Воинская служба – призван в 1940 году, 7 месяцев обучался в Ульяновской авиашколе. Затем служба в других подразделениях. Подробности не уточняются, пленный знает очень мало. Очень трудно поддается допросу.
Принадлежность – 975 истребительный авиаполк. Базируется на аэродроме Сухуми. В строю больше 9 самолетов, все И-16. На прошлой неделе сбито 7 самолетов.
Задание – разведка позиций немецких войск. Больше задач при вылете не ставилось. Продолжительность полета от Сухуми до цели 35 минут, один вылет.Дополнение — п
ленный предполагает, что после потери авиаполком всех машин в Сухуми передислоцируется новый полк.
Благодаря базе данных «Мемориал» было установлено, что Михаил Филиппович Карманов в 1943 году вернулся из плена в родной полк и погиб уже в октябре 1943 года в воздушном бою над Украиной. Обследовать сам район места падения удалось только в этом году. Он находится в ущелье реки Уллу-Муруджу. К сожалению, из-за довольно оживленного маршрута к Муруджинским озерам, на месте падения осталось немногое (собственно говоря только остатки двигателя и кусок лонжерона крыла).
Номер самолета преподнес первый сюрприз.
На стыковочном узле значилось 152144, такая маркировка была характерна для самолетов УТИ-4 (учебная модификация самолета И-16). Но этому удалось найти объяснение – самолет был переоборудован в боевой на авиазаводе в Баку.
Удалось найти и номер мотора боевой машины: 1621. Он был выбит на остатках коленвала. Интересно, что мотор был собран из американских деталей и имел маркировку М-25А.
Как уже было сказано выше, Михаил Филиппович Карманов прошел плен, в марте 1943 вернулся в родной полк, ставший впоследствии 117-м гвардейским, освоил истребитель Як-1б и погиб в воздушном бою 27 ноября 1943 года, на момент гибели ему было 29 лет. Интересно, что в данных картотеки он числится погибшим в составе другого гвардейского полка: 11-го (типичная ошибка писарей)