У нас в сегодняшней России очень много различных праздников. Празднуют и дни по профессиям и церковные праздники православные и мусульманские, по видам вооружённых сил, создана система воинских праздников – дней наших побед. День скорби в нашем календаре обозначен один – день начала Великой Отечественной войны, есть день гибели наших подводников на АПЛ «Курск».
Но у нас были и другие дни скорби – весьма значимые для нашей страны и народа, которые знают только люди, близко соприкасающиеся с историей. Я постараюсь коротко остановится лишь на значимых днях для Балтийского флота. Все охватить невозможно, но помнить нужно, хотя бы для самих себя, своих детей и внуков. Это и называется патриотизмом. Любовью к Роди не и своим корням. Что это за дни? Это дни весьма значимых сражений, повлиявших на ход войны, на ведение боевых действий с большим количеством погибших кораблей и моряков. Для чего вспоминать поражения? Во-первых, чтобы они никогда более не повторились, а во-вторых это дань памяти тем людям, которые погибли в сражении за свою Родину.
Для нашего Балтийского флота наверно такими днями скорби должны стать:
День Второго Роченсалмского сражения 9-10 июля (28-29 июня) 1790 года между шведским и русским гребными флотами, в ходе русско-шведской войны 1788-1790 года. В сражении участвовали более 500 кораблей. Русская сторона сражение проиграла из-за ошибки командующего. Шведами было сожжено, потоплено или взято на абордаж 64 русских военных корабля, 22 корабля, включая флагманский корабль командующего российским флотом принца Нассау-Зигена «Катарина», были захвачены шведами. 7400 моряков русского флота погибли или были пленены из 18500 человек, участвовавших в сражении, захвачено шведами 1412 корабельных орудий. Шведские потери 300 человек и 6 кораблей. Оставшиеся русские корабли были повреждены и вынуждены отступить. Разгром русского гребного флота дал лишние козыри шведским дипломатам при ведении переговоров по прекращению войны.
Дни Таллинского прорыва кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28-30 августа 1941 года. Из окружённого немцами Таллина вышли 225 кораблей судов, маломоторных средств и яхт. Погибло 62 корабля и судна. Погибло более 15 тысяч человек (в Цусиме погибли 5600 человек и более 5000 попали в плен, во 2-ом Роченсалме погибли и попали в плен 7400 человек).
Сегодня скорбый юбилей начала Таллинского прорыва. 28 августа 2021 года исполняется 80 лет начала прорыва кораблей Балтийского флота из окружённой Главной базы Балтийского флота города Таллина на улицы, которого уже ворвались немцы и их соратники.
Где вспоминают об этом скорбном юбилее? Как ни странно, но только в Таллине, Палдисики, а не в Калининграде или Кронштадте, где сегодня базируется Балтийский флот.
Силами и за личные средства контр-адмирала Меркулова И.И. на мысе Юминданина был создан символ памяти нашим погибшим морякам ВМФ СССР. На высоком постаменте установлен большой красный валун, напоминающий сердце человека, вокруг валуна установлены на цепях морские мины. Вдоль дорожки, ведущей к памятнику, установлены таблички с названиями кораблей, погибших в этом прорыве кораблей. На день памяти собираются дипломаты и правительственные чиновники из стран Балтии – Эстонии, Литвы, Латвии, Германии, Финляндии и России. Приезжают к памятнику неравнодушные люди разных национальностей. Приходят по форме офицеры, мичмана, старшины и матросы бывшего флота СССР, проживающие в Эстонии или других странах Балтии. Возлагают цветы, вспоминают погибших моряков, военных и гражданских людей. Выделенный специально для этого мероприятия правительственный оркестр Эстонской республики исполняет траурные мелодии.
Мне пришлось несколько раз быть на этом траурном мероприятии, возлагать цветы и думать насколько все же чёрствы и бездушны многие наши чиновники и флотоводцы, которые поспешили забыть (ещё в советское время) эту скорбную, именно для нас россиян) дату и не помнить её сегодня. Правда не помнят у нас и штатные, закреплённые Указом Президента дни воинских дат России. Ни одно средство массовой информации не вспоминает дни Полтавского или Гангутского сражений и многие другие значимые для России даты. Возможно, что только если последует пинок из Администрации Президента, то вспомнят. Но без пинков оттуда у нас ничего не делается. А большинство наших граждан даже и не знают, что это такое — дни воинской славы России. Что такое таллинский прорыв. Мы даже не помним названия этих кораблей и судов (погибших и прорвавшихся), командиров и флагманов ими командовавших.
Наиболее полное исследование этих событий отражено книге-исследовании контр-адмирала Зубкова Р.А. – бывшего главного штурмана Военно-морского флота СССР «Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота (август-сентябрь 1941 г.) События, оценки, уроки. Книга издана в 1912 году в Москве издательством Кучково поле, опять же свой счёт. К огромному сожалению контр-адмирал Зубков Радий Анатольевич уже ушёл. Огромное ему спасибо за его подвижнеческий труд во имя России. Пусть земля будет пухом патриоту России.
В книге показано, что из 62 погибших кораблей — погибли 20 боевых кораблей — 5 эсминцев («Скорый», «Артём», «Володарский», «Калинин», «Яков Свердлов»), 1 штабной корабль «Вирония», 2 подводные лодки («С-5», «Щ-301»), 3 сторожевых корабля («Снег», «Топаз», «Циклон»), 2 тральщика (№ 56 «Барометр», № 71 «Краб»), 1 канонерская лодка (И-8), 2 сторожевых катера («№ 197 зав., ПК-233), 1 торпедный катер (ТК № 103), 2 пограничных катера (К-290, К-297), 1 судно-ловушка (Хийусаар).
Потери транспортов и вспомогательных судов составили 42 единицы из которых 18 транспортов («Эверита», «Луга», «Иван Папанин», «Ярвемаа», «Алев», «Калпакс», «Атис Кронвальдис», «Балхаш», «Найсаар», «Эргонаутис», «Тобол», Аусма», «Скрунда», «Вторая Пятилетка», «Элла», «Шауляй», «Лейк Люцерне», «Вормси»), 24 вспомогательных судна 1 ледокол «(Кришьянис Вальдемарс»), 1 танкер (№12), 7 буксиров (ОЛС-7 «Колма», ЛП-5 он же С-101, «Вильми», КП-18, «Вента», И-18, «Палдиски») 2 спасательных судна («Сатурн», «Колывань»), 1 плавмастерская («Серп и Молот»), 1 гидрографическое судно («Восток»), 1 посыльное судно («Юпитер»), 1 самоходная баржа (ТТ-1), 2 катера (ВР-6, НБ-21), 1 шаланда («Петергоф»), 2 баржи (ТТ-1, НБ-21), 1 парусно-моторная шхуна («Атта»), 3 мотобота («№56 Механизатор», «№61 Капитан», № 62 «Вейно»).
На минах погибли 31 корабль и судно (16 боевых кораблей и 15 транспортов и вспомогательных судов), авиация врага потопила 19 транспортов и вспомогательных судов, береговая артиллерия – 1 судно, торпедный катер противника – 1 судно, авария (при уклонении от мин) – 5 (1 боевой корабль, 4 судна). Причина гибели неизвестна – 3 (2 боевых корабля и 1 судно). Пришли в Кронштадт сильно повреждённые в результате подрыва на минах – 3 боевых корабля (лидер эсминцев «Минск», эсминцы «Славный» и «Гордый»)
Согласно исследованиям Радия Анатольевича Зубкова из Таллина на кораблях и судах вышли:
3172 человека экипажей (2298 – военных, 701 гражданский и 178 вольнонаёмных моряков), входивших в экипажи и комендантские команды погибших боевых кораблей и катеров, транспортов и вспомогательных судов. Погибли 1591 человек (1269 военных, 228 гражданских и 84 вольнонаёмных). Спасены 1591 человек (1029 военных, 473 гражданских и 89 вольнонаёмных). 11055 человек, спасённых с погибших и повреждённых кораблей и судов и высаженных острова Гогланд, Вайндло, Лавенсаари и доставленных в Кронштадт. 9646 человек, принятых на корабли в Таллине и Палдиски, прорвавшиеся в Кронштадт. 6180 человек команд прорвавшихся кораблей. Итого добрались до Кронштадта 26881 человек.
По предварительным и довольно нечётким докладам принято на борт с экипажами прорывающихся кораблей 41992 человека. Если вычесть число добравшихся, то получается в эти скорбные дни 15111 человек погибли в водах Финского залива.
Наибольше количество людей погибло на транспорте «Балхаш» — 3815 человек, штабном корабле «Вирония» 2259 человек, транспортах «Алев», «Атис Кронвальдис», «Колпакс», «Ярвемаа» — на всех четырёх 2528 человек, транспортах «Эверита» — 1550 человек, «Найссаар» — 1500 человек, повреждённом транспорте «Казахстан» — более 600 человек, транспорте «Элла» — 602 человека. Наибольшее число кораблей и судов погибли на траверсе мыса Юминданина, которые и по сей день лежат там и не являются братскими могилами погибших на них людей и забытых своей Родиной Россией.
Некоторые корабли и суда уходили с Южного фарватера на центральный, чтобы обойти минные поля. И транспорту «Сауле», которым командовала женщина-капитан Анна Щетинина удалось обойти минные поля и привести судно и эвакуируемых в Кронштадт. Так же центральным фарватером прошёл в Кронштадт учебный корабль которым командовал старший лейтенант Амелько Н.Н. с сопровождающими катерами типа «Ярославец». Однако попытка 4-ого конвоя пройти центральным фарватером закончилась печально, после гибели канонерской лодки И-8. Четвёртый конвой практически, не имея уже охранения напоролся, на финские торпедные катера. Катера сразу торпедировали парусно-моторную шхуну «Атта» на которой вывозилось большое количество боеприпасов и захватили в плен буксир «Палдиски» и судно-ловушку «Хийусаар» (пропавшие корабли – по данным Игоря Бунича).
Из донесения немецкого разведывательного самолёта ZX-40. Переданного по радио 30 августа 1941 года в 07:10 «Вся поверхность Финского залива до острова Гогланд представляет из себя сплошное пятно мазута, в котором плавают обломки и трупы».
Потери немцев по нашим данным составили 10 самолётов – 7 Ju-88, по одному Ar-95, Ar-196, Bv-138. Часть сбиты зенитным огнём кораблей, 1 сбит прикрывающими переход ВВС, 1 разбился сам при посадке из-за полученных повреждений (по немецким данным потери составили 3 самолёта).
В Санкт-Петербурге создана Региональная Общественная Организация «Память Таллинского прорыва», которая занимается сбором информации о прорыве кораблей и транспортов Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Организация ведёт постоянный поиск участников перехода и их потомков, сохраняя воспоминания, фотографии и любые сведения о событий.
В храме преподобного Сергия Радонежского в Палдиски освящена мемориальная доска в память о погибших в трагическом переходе.
В Таллинне занимается изучением особенностей прорыва и гибели судов Морское собрание города Таллина, и контр-адмирал Меркулов И.И. Погружался ко всем затонувшим кораблям работник Таллинского морского музея Велло Мяяс и он единственный имеет точные координаты всех погибших кораблей. Но даже это оказалось России не нужным.
При содействии контр-адмирала Меркулова И.И. снят документальный фильм силами Морского собрания и энтузиастов, названный «Прорыв».
В 2004 году вышла трилогия Игоря Бунича «Балтийская трагедия» — «Талинский переход», «Агония», «Катастрофа». В книге на базе имеемых документов в красках показана наглядно в лицах (в художественном варианте) вся трагедия этого «Прорыва».
Удивляет, что устранилось от участия в мероприятиях, финансировании проводимых по поиску работ командование Балфлота. Также устранилось Управление памяти погибших военнослужащих при МО РФ, возглавляемое генерал-майором Поповым, которому это оказалось неинтересным.
А мы – ветераны и энтузиасты помним этот скорбный день и знаем, что 28 августа к 10 утра на мысе Юминданина, у установленного контр-адмиралом Меркуловым И.И. каменного сердца, соберутся те, кто не безразлично относится к истории своей страны, дипломаты стран Балтии и прежде всего бывшие офицеры Балтфлота, проживающие в Эстонии, и возложат к памятнику цветы, помянут погибших. У памятника будут подняты флаги всех стран, к которым относились моряки, военные и гражданские, погибшие в этом страшном прорыве.
Адмирал Макаров сказал замечательные слова — «Помни войну!». А, чтобы помнить надо изучать, анализировать (не защищая честь мундира), а ради истины, ради своих потомков, чтобы подобное больше никогда не повторилось! Мы помним, а помнят ли те, кому надо помнить и делать выводы? Похоже, что нет!
Приложение
Боевой приказ №… Штаб КБФ г. Таллин Карта…
27.08.41 г.
1. Во исполнение приказа Главного командования Северо-Западного фронта, Краснознаменному Балтийскому флоту перейти из Таллина в Кронштадт.
2. Переход совершить в составе:
Главные силы:
КР «Киров» (флаг Командующего КБФ), ЛД «Ленинград», ЭМ «Гордый», «Сметливый», «Яков Свердлов».
ПЛ С-4, С-5, «Калев», «Лембит».
БТЩ 217, 207, 204, 206, 205. [651]
ТКА № 74, 84, 103, 73, 113.
СКА МО № 133, 142, 112, 202, 208 и 131.
ПС «Пиккер» и ледокол «Сууртыль».
Отряд прикрытия (флаг НШ КБФ):
ЛД «Минск», ЭМ «Скорый», «Славный».
ПЛ Щ-322, М-98, М-95, М-102.
БТЩ-203, 210, 211, 215, 218.
ТКА № 91, 53, 101, 33.
СКА МО № 510, 207, 212, 213 и СС «Нептун».
Арьергард:
ЭМ «Калинин» (Флаг К-ра Минной Обороны), «Суровый», «Артем», «Володарский»; СКР «Снег», «Буря», «Циклон», «Аметист», ТКА № 51, 61, МО № 5, 195, 205, 210.
3. Артиллерийским огнем по наземным и воздушным целям прикрыть отход, посадку и уход из Таллина наших сухопутных сил и тыла флота.
Главным силам — прикрыть на переходе от м. Юминда до о. Гогланд первый и второй караваны транспортов.
Отряду прикрытия — прикрыть на переходе от о. Кери до о. Вайндло второй и третий караваны транспортов.
Арьергарду — прикрывать третий караван транспортов с тыла.
Командующему ВВС задача указана в специальном приказе.
4. Переход будет происходить в условиях сильного воздействия авиации, мин, подлодок противника. Командирам отрядов обратить особое внимание на ПВО, ПМО и ПЛО и организацию живучести на кораблях.
5. ФКП крейсер «Киров».
Второй заместитель — Командир Минной Обороны — ЭМ «Калинин».
ПРИЛОЖЕНИЕ: Плановая таблица, на 6-ти листах.
Подписи командующего флотом Трибуца,
члена Военного Совета Смирнова,
начальника штаба флота Пантелеева [652]
Плановая таблица перехода из г. Таллин в Кронштадт
Отряд Главных Сил
Корабли:
МО № 133, 142, 112, 202, 208, 131; БТЩ-217, 207, 204, 205 и 206; «Суур-Тыль»; ЭМ «Яков Свердлов», «Гордый», «Сметливый»; ПЛ С-4, С-5, «Калев», «Лембит»; ЛД «Ленинград»; ПС «Пиккер».
Огневая поддержка и выход кораблей за боны:
05:00 до 06:30 28.08 КР «Киров» и ЭМ ведут артиллерийский огонь по наступающим частям противника.
Выход за боны по сигналу Командира ОЛС.
Порядок выхода: СКА МО, ТЩ «Суур-Тыль», ЭМ «Яков Свердлов», «Гордый, «Сметливый», ТКА, КР «Киров», ПЛ, ЛД «Ленинград», ПС «Пиккер».
СКА МО, ТЩ создают кольцевое охранение КР «Киров» и периодически сбрасывают глубинное бомбы.
Построение походного порядка и прикрытие эшелонов:
06:30 до 08:00 28.08 КР «Киров» и ЭМ прикрывают артиллерийским огнем отход последующих отрядов по сигналу Командира ОЛС, занимают места в строю согласно походного ордера № 29.
Переход из Таллина в Кронштадт:
с 08:00 следуют фарватерами, повороты на новый курс по УКВ.
Скорость 13 узлов с параванами.
«МО» и ТКА сбрасывают глубинные бомбы по сигналу с «Кирова».
Подход к Кронштадту:
порядок подхода по сигналу с КР «Киров».
Отряд прикрытия
Корабли:
БТЩ 203, 210, 211, 215, 218; МО 510, 207, 213, 212; ТКА 91, 101, 33, 53; ЛД «Минск»; ЭМ «Скорый», «Славный»; СС «Нептун». [653]
Огневая поддержка и выход кораблей за боны:
06:30 до 08:00 23.08.41 г.
ЛД «Минск», ЭМ «Скорый» и «Славный» ведут артиллерийский огонь по наступающим частям противника в городе.
Порядок выхода:
ТЩ, СКА МО, ТКА, ЛД «Минск», ЭМ «Скорый», ПЛ, ЭМ «Славный» и СС «Нептун».
ТЩ, СКА и МО периодически сбрасывают глубинные бомбы.
Построение походного порядка и прикрытие эшелонов: 08:00 до 10:00 ЛД «Минск», ЭМ «Скорый» и «Славный» прикрывают артиллерийским огнем отход последнего отряда. По сигналу с ЛД «Минск» занимают место в строю согласно походного порядка № 29.
Переход из Таллина в Кронштадт: 10:00.
Следуют фарватерами, повороты на новый курс по УКВ. Скорость 13 узлов с параванами. МО и ТКА сбрасывают глубинные бомбы по сигналу с ЛД «Минск».
Подход к Кронштадту:
То же по сигналу с ЛД «Минск».
Арьергард
Корабли:
СКР «Снег», «Буря», «Циклон», «Аметист»; ЭМ «Калинин», «Суровый», «Артем», «Володарский»; МО № 5, 195, 205, 210; ТКА № 51 и 61; СС Колывань.
Огневая поддержка и выход кораблей за боны:
07:00 до 08:00 28.08 ЭМ ведут артиллерийский огонь по наступающим частям противника в городе.
Выход за боны по сигналу с ЭМ «Калинин».
Порядок выхода: СКР, МО, ЭМ, ТКА.
МО и ТКА периодически сбрасывают глубинные бомбы.
На переходе СКР идут с параван-тралами. [654]
Построение походного порядка и прикрытие эшелонов:
08:30 до 10:30 28:08 ЭМ — артиллерийский огонь по наступающим частям противника в город.
По сигналу с ЭМ «Калинин» в строю согласно походного порядка, № 29.
Переход из Таллина в Кронштадт: 10:30
Подход к Кронштадту:
Примечание: Все корабли несут ПМО, ПЛО, ПВО, ПТО.
Подписи начальника и комиссара штаба флота Пантелеева и Серебренникова
Утверждаю:
Трибуц , Смирнов , Вербицкий
Плановая таблица перехода конвоев Таллин — Кронштадт 27.08–28.08.1941 г.
Конвой № 1
Начало движения с рейда: 22:00.
Конвоируемые суда:
«Атис Кронвальдис», «Вальдемарс», «Вирония», «Ярва-Маа», «Серп и Молот», «Колпакс», «Алев», «Элла», «Ленинградсовет», ПЛ Щ-307, Щ-308, М-79».
Обеспечение и командир конвоя:
ТЩ «Дзержинский», «Буек», «Барометр», Т-298{75}; пять КАТЩ «Рыб»; 12-й ДКАТЩ в составе КАТЩ № 1201, 1206, 1203, 1204, 1205; буксир ОЛС-7; ЭМ «Свирепый», ТЩ «Баян» (без трала), два СКА МО № 507, 204; СКР «Аметист», «Касатка».
Командир конвоя капитан 2 ранга Богданов. [655]
Место сбора кораблей на рейде:
К весту от створа в районе между линиями сетевого заграждений и бонами.
Место сбора командиров и комендантов на инструктаж: 13:00 27.08 в Штабе ОВР.
Конвой № 2
Начало движения с рейда: 04:00–05:00.
Конвоируемые суда:
«Папанин», «Наисаар», «Казахстан», «Эргонаутис», «Эверита» (с о. Нарген),»Шауляй» (с о.Вульф), КА «Москва», СЗ «Онега», «Вятка», «Азимут», парусно-моторная шхуна «Ата».
К-р группы кораблей у п-ова Нимси капитан 3 ранга Дубровицкий.
Обеспечение и командир конвоя:
КЛ «Москва»; ТЩ ОВР ГБ № 42, 43, 44, 47; КАТЩ ОВР ГБ № 1509, 1510, 1511, 1512, 1514; КАТЩ 12-й ДКАТЩ № 1209, 1211, 1208, 1210; СКР «Чапаев».
Командир конвоя капитан 2 ранга Антонов.
Место сбора кораблей на рейде:
К норду от п-ва Пальясаар. Группа СЗ и шхун у п-ова Вимси собирается к весту от о Аэгна, затем присоединяется к конвою после подхода.
Место сбора командиров и комендантов на инструктаж: 14:00 в штабе ОВР.
Конвой № 3
Начало движения с рейда: 04:00–05:00.
Конвоируемые суда:
«Луга», «Тобол», «2-ая Пятилетка», «Лейк Люцерн», «Танкер № 12», «Коливань» (присоединяется последним), «Балхаш», [656] «Аусма», «Кумари» (приходят из Палдиски на рейд Таллин), «Вахур» (резерв).
Обеспечение и командир конвоя:
ТЩ «Осетр», «Олонка», «Шуя», № 83; КАТЩ 11-й ДКАТЩ № 1101, 1104, 1106, 1109; СКР «Уран»; КЛ «Амгунь»,СКА МО №501, 502.
Командир конвоя капитан 2 ранга Янсон.
Место сбора кораблей на рейде:
К весту от створа, в районе между бонами и сетями.
Место сбора командиров и комендантов на инструктаж:
В помещении Военно-транспортной службы КБФ (здание быв. таможни в Купеческой гавани) в 13:00.
Конвой № 4
Начало движения с рейда: 23:00.
Конвоируемые суда:
Караван тыла: моторная баржа ТГ-1, моторно-парусные шхуны «Остерлейд», «Дельфин», «Урме»; мотоботы «Капитан Вейно», «Механизатор»; ТЩ «Пикша», «Ястреб».
Обеспечение и командир конвоя:
КАТЩ 12-й ДКАТЩ № 1206, 1208, 1209, 1210, 1211; КАТЩ ОВР ГБ № 1503, 1504, 1505; КЛ «И-8»; СКР «Разведчик».
Командир конвоя Глуховцев.
Место сбора кораблей на рейде:
К весту от створа в районе мористее сетевого заграждения.
Место сбора командиров и комендантов на инструктаж:
В помещении столовой управления Начальника Тыла в 13:00.
Примечание: Командиры конвоя проверяют обеспеченность кораблей кальками перехода, проводят инструктаж и составляют походные ордера и наставление на переход. [657]
Начало движения по сигналу Командира конвоя; номера катеров МО и ТКА будут сообщены Штабом дополнительно.
Для оповещения командиров кораблей и катеров командиры конвоев имеют право использовать приданные в их распоряжение катера.
Подписи начальника и комиссара штаба флота Пантелеева
и Серебренникова
* * *
«СЕКРЕТНО» (гриф секретности снят)
УТВЕРЖДАЮ:
командир конвоя № 1
Капитан 2 ранга Богданов
27 августа 1941 г.
НАСТАВЛЕНИЕ
на переход конвоя № 1 27–28.08.1941 г. Таллин — Кронштадт
1. Выход конвоя № 1 за ворота бона 22:00 27.08.41 г.
2. Походный ордер и состав согласно прилагаемой кальки. При изменении курса не выкатываться из протраленной полосы.
3. Скорость на переходе 5–5,5 узлов. Кораблям иметь запас скорости в 2 узла.
4. С наступлением темноты иметь включенными затемненные кильватерные огни.
5. Расстрел обнаруженных мин производят СКА МО № 507 и 208.
6. Кораблям охранения — КТЩ т. «Р» и СКА МО иметь наготове МДК для постановки ДЗ от стрельбы береговой артиллерии.
7. Наблюдение за водой и горизонтом круговое.
8. Всем кораблям быть полностью затемненными.
9. В случае тумана корабли уменьшают дистанцию до предела видимости и включают прожектора (люстры) точно по направлению на свою корму.
10. Оказание помощи пострадавшим кораблям занимаются корабли охраны.
Начальник штаба конвоя капитан 3 ранга Макеев
Приложение. Плановая и фактическая загрузка судов и кораблей, чел.
Приложение. Плановая и фактическая загрузка судов и кораблей, чел.
Наименование кораблей и судов | Вместимость | Планируемая загрузка | Фактическая загруженность |
ВТ-518 «Луга» | До 700 | 700 раненых, л/с корпусного госпиталя, зен. АУ — 8 | 1500 |
ВТ-563 «Атис Кронвальдис» | До 1000 | Городские учреждения, зен. АУ — 4 | 1000 |
Ледокол «Кришьянис Вальдемарс» | До 300 | СНиС ГБ и ансамбль БФ | 87 |
ВТ-512 «Тобол» | До 2000 | Управление 22 мсд; 5, 83, 156 и 62сп; 8 пого; подразделения 1 обрмп; другие мелкие подразделения восточного боевого участка; всего 2000 чел., зен. АУ — 4 | 18 |
ВТ-543 «Вторая Пятилетка» | До 2000 | Части ПВО ГБ; части комендантского управления; всего 500 чел., зен. АУ — 12, прожекторов — 10 | 250 |
Канонерская лодка «Амгунь» (канонерская лодка) | До 150 | Управление и дивизионные части 16 сд; прокуратура, трибунал, разведотдел, взвод особого отдела 10 ск | 140 [659] |
ВТ-581 «Лейк Люцерне» | До 1500 | 98 сп; дивизионные части 10 сд; всего 1500 чел. | 1500 |
ВТ-547 «Ярвамаа» | До 500 | Городские учреждения, зен. пулемета М-4–4 | 800 |
Штабное судно «Вирония» | До 700 | Управление 10 ск (150 чел.); штаб флота (150 чел.}, особый отдел (200 чел.); городские учреждения (200 чел.) | 700 |
Танкер №12 | До 300 | Корпусные части 1 0 ск (200 чел.); инженерный отдел (100 чел.) | 300 |
Плавмастерская «Серп и Молот» | До 700 | Тыл флота, береговая база 1 бртка | 550 |
Спасательное судно «Колывань» | До 200 | Рота курсантов ВВМУ 200 чел. | 220 |
Канонерская лодка «Москва» | До 150 | Управление и дивизионные части 10 сд 150 чел | 146 |
ВТ-584 «Найссаар» | До 1500 | 140 гап и дивизионные части 10 сд (1000 чел.); части ПВО ГБ (500 чел.), зен. АУ — 4 | 2500 [660] |
ВТ-505 «Иван Папанин» | До 1400 | Подразделения 1 обрмп (500 чел.); ВВС КБФ (700 чел.); ПВО ГБ (200 чел.), зен. АУ — 8 | 3000 |
ВТ-523 «Казахстан» | До 2000 | Латышский и Эстонский сп, 30 ап, дивизионные части 10 сд (1000 чел.); части ПВО ГБ (400 чел.); все части Западного боевого участка (1000 чел.); зен. АУ — 8 | 3500 |
ВТ-537 «Эргонаутис» | До 300 | Саперы 10 ск и 10 сд (300 чел.) | 300 |
ВТ-511 «Алев» | 500 | Раненые | 670 |
ВТ-524 «Калпакс» | 700 | Раненые | 950 |
ВТ-530 «Элла» | 400 | Раненые | 905 |
Ледокол «Суур-Тылл» | До 700 | Городские учреждения | 650 |
Сетевой заградитель «Азимут» | 50 | Личный состав частей с полуострова Виимси | 132 |
Сетевой заградитель «Вятка» | 100 | 250 [661] | |
Сетевой заградитель «Онега» | 100 | Личный состав частей с полуострова Виимси | 250 |
Шхуна «Атга» | 100 | 100 | |
ВТ-550 «Шауляй» | До 1200 | Личный состав с острова Аэгна: части БО и ПВО ГБ, зен. АУ — 12 и 100-мм АУ БО — 4 | 1000 |
ВТ-545 «Эверита» | До 2000 | Личный состав с острова Нарген: части БО (1000 чел.) и ПВО (500 чел.) ГБ, зен. АУ — 4 и 100-мм АУ БО — 4 | 1500 |
ВТ-501 «Балхаш» | До 2000 | Личный состав частей гарнизона города Палдиски | 2500 |
ВТ-546 «Аусма» | До 1200 | 0 | |
ВТ-579 «Кумари» | До 700 | 305 | |
ВТ-510 «Вахур» | х | Резерв | 1100 |
ВТ-529 «Скрундпа» | х | Непредвиденный резерв, судно в Таллине оказалось случайно | 0 |
Итого плановых | 25300 | 22 900 военных и 2400 гражданских | 26803 [662] |
Крейсер «Киров» | — | Не предусматривалась | 63 |
Лидер «Ленинград» | — | Не предусматривалась | 35 |
Лидер «Минск» | — | Не предусматривалась | 91 |
Эсминец «Артем» | — | Не предусматривалась | 235 |
Эсминец «Володарский» | — | Не предусматривалась | 232 |
Эсминец «Калинин» | — | Не предусматривалась | 273 |
Эсминец «Яков Свердлов» | — | Не предусматривалась | 60 |
Эсминец «Славный» | — | Не предусматривалась | 29 |
Сторожевой корабль «Касатка» | — | Не предусматривалась | 22 |
Сторожевой корабль «Щорс» | — | Не предусматривалась | 31 |
Гидрографическое судно «Лоод» | — | Не предусматривалась | 70 |
Гидрографическое судно «Восток» | — | Не предусматривалась | 40 [663] |
Спасательное судно «Метеор» | — | Не предусматривалась | 200 |
Спасательное судно «Нептун» | — | Не предусматривалась | 250 |
Спасательное судно «Сатурн» | — | Не предусматривалась | 250 |
Посыльное судно «Пиккер» | — | Не предусматривалась | 150 |
Буксир «Тасуя» | — | Не предусматривалась | 70 |
Всего внеплановых | — | Не предусматривалась | 2101 |
Итого | 25300 | 28904 |