Остров Фидониси расположен примерно в 35 километрах восточнее побережья на широте
дельты Дуная. У острова крестообразная форма, площадь составляет 20,5 гектара, а расстояние
между крайними точками — 615 и 560 метров. Ближайший населённый пункт на побережье —
румынский город Сулина. Ближайший населённый пункт Российской империи — город Вилково,
расположенный тогда в Бессарабской губернии.
Первое упоминание острова в средневековых письменных документах относится к середине
XIII в. В итальянском портолане «Compasso de navigare», составленном в Пизе в 1250—1265 гг. и
частично дополненном в 1296 г., он называется Filoxia «Филоксия» и помещён на расстоянии 30 миль
от Сулинского гирла Дуная. С тех пор остров отмечается практически на всех картах и портоланах
XIII—XVII вв., где он носит название Фидиниси, Фидонис, Фудонис или Фуднис. Древнейшая из них
принадлежит генуэзскому мореплавателю Петре Весконте и датируется 1313 годом, остров нанесён
на карту под названием Фидоникси.
Остров занимает исключительно важное стратегическое расположение в Черном море и
практически контролирует все морские пути в направлении северо-западного побережья и к морскому
порту Одесса.
В русско-турецкую войну 1787-1791 года у острова состоялось сражение между кораблями
турецкого и русского флотов.
3 июля 1788 года авангард турецкого флота под командованием Хасан-паши с шестью
кораблями атаковал авангард русского флота под командой капитана бригадирского ранга Ф.Ф.
Ушакова имевшего только 4 корабля — линейный корабль «Св. Павел» и фрегаты «Берислав»
(капитан 2-го ранга Я.Н. Саблин), «Стрела» (капитан-лейтенант М.Н. Нелединский) и «Кинбурн»
(капитан 2-го ранга Н.П. Кумани).
Турки стремились отрезать наш авангард от основных сил и уничтожить. Ушаков сумел
поставить турок в два огня и сосредоточил огонь всех своих кораблей на флагманском корабле.
Сильно потрепанные турки, потеряв один из кораблей, были вынуждены выйти из сражения и
бежать.
Победа у острова Фидониси была одной из первых побед, одержанных великим русским
флотоводцем Федором Федоровичем Ушаковым, и вошла историю славных побед российского флота
на море. В честь этой морской победы название «Фидониси» получил новейший эскадренный
миноносец Черноморского флота типа «Новик», вступивший в строй 25 мая 1917 года в состав так
называемого «ушаковского дивизиона».
В первую мировую войну на острове был расположен пост наблюдения и связи, с целью
передачи информации в Севастополь о перемещениях турецкого флота в северо-западной части
Черного моря.
10 июня 1917 года германо-турецкое командование затеяло операцию против русского
побережья, основная роль, в которой отводилась недавно закончившему перевооружение
скоростному крейсеру «Бреслау».
Под покровом ночной темноты, крейсер «Бреслау» с 80 минами на борту вышел из Босфора и
незамеченный русскими дозорными кораблями у пролива устремился на север. Подойдя к острову
Фидониси (так именовался в ту пору остров Змеиный) около 22 часов крейсер «при тихой погоде и
плохой видимости» загородил район вокруг острова минными банками, располагавшимися на
вероятных путях русских кораблей в Дунай. Заграждения выставлялись в виде подковы, охватывая
остров с востока, севера и северо-запада. Ввиду ограниченного количества мин, находящихся на
борту крейсера, немцы ставили их минными банками на большом удалении друг от друга, в
результате район от Сулинского гирла до Очаковского рукава, Килийского гирла Дуная был
практически загражден.
Закончив постановку, командир «Бреслау» решил высадить десант на острове Фидониси для
захвата шифров, сигнальных кодов и пленных, от которых можно было узнать секретную
информацию. Ранним утром 11 июня, на катерах, с подошедшего к острову крейсера, на берег
острова был отправлен десантный отряд. Однако, как только катер был спущен, стало светать и тут же «ожила» радиостанция острова, которая стала посылать в эфир сигналы. Радист острова пытался
вызвать русскую подводную лодку «Нерпа», находившуюся в море на путях отхода вражеского
крейсера.
Тогда командиром «Бреслау» был отдан приказа уничтожить маяк и радиостанцию русских. В
течение 10 минут велся артогонь, в результате которого радиостанция замолчала, а личный состав
гарнизона острова вынужден был разбежаться и спрятаться. Вражеский десант без сопротивления
завладел всеми строениями вокруг маяка, захватив в плен одиннадцать человек гарнизона —
остальным же удалось спрятаться в скалах и расщелинах.
Трофеями противника оказались 5 винтовок, один пулемет, пеленгатор и два ящика с
патронами. Попавшие в руки неприятеля две 77-мм полевые пушки (составлявшие 7-ю прибрежную
береговую батарею) были взорваны подрывными патронами.
Закончив набег, командир «Бреслау» капитан 2 ранга Георг фон Хиппель выставил последние
десять мин двумя банками (в 2,5 милях на северо-запад от острова) и срочно начал отход к Босфору.
Из Севастополя на его перехват вышли несколько кораблей во главе с линейным кораблем
«Свободная Россия», но ему удалось ускользнуть от преследования. Находившаяся в районе
Босфора подводная лодка «Нерпа» также не смогла его перехватить.
Понимая, стратегическое положение острова, командование Черноморского флота приняло
решение возобновить пост наблюдения и связи.
17 июня 1917 года (через несколько дней после уничтожения поста), из Одессы был
отправлен отряд кораблей, в который входили несколько тральщиков и эсминец «лейтенант
Зацаренный» (типа «Доброволец») с личным составом нового поста наблюдения и связи и
имуществом, предназначенным для возобновления поста.
Приблизившись к острову, командир эсминца старший лейтенант Штильберг Павел
Густавович, принял решение, прежде чем начать высадку личного состава, обойти вокруг острова и
проверить, не оставлен ли на острове турками гарнизон.
Во время обхода острова эсминец в 25 милях на юго-запад от маяка Фидониси напарывается
на мину, выставленную крейсером «Бреслау» и взрывается. Корабль переломился пополам, причем
носовая часть с ходовым мостиком до носовой кочегарки был отломлен и практически сразу затонул.
Кормовая часть осталась на плаву и была отбуксирована тральщиками к острову Фидониси,
после чего затонула в 2,5 кабельтовых от берега. Почти половина экипажа была спасена
тральщиками.
Погибло 45 человек во главе с командиром корабля старшим лейтенантом Штильбергом,
будущим начальником гарнизона острова Фидониси прапорщиком по адмиралтейству Грабовецким и
несколькими десятками человек экипажа корабля и личного состава поста наблюдения и связи, а
также прикомандированными на выход матросами минного транспорта «Дон».
В 1988 году на острове Змеином (такое название получил о. Фидониси при Советской власти)
была установлена мемориальная доска с упоминанием 44 погибших. Однако по данным архивов
погибших было 45 человек.
Погибли на эсминце «лейтенант Зацаренный» по данным архивов ВМФ:
- старший лейтенант Штильберг Павел Густавович – командир эсминца, 1906 года
выпуска из морского корпуса - лейтенант Бородихин Василий Иванович – старший офицер эсминца, 1912 года
выпуска из морского корпуса - прапорщик по адмиралтейству Грабовецкий Станислав – начальник гарнизона о.
Фидониси
Команда - кочегар 2 статьи Арсентьев Степан Федорович – Воронежская губерния, Бобровский
уезд, Средне-Икорецкая волость, с. Верхняя-Икорица, 1915 года призыва, холост - кочегар 1 статьи Белкин Михаил Семенович — Тамбовская губерния, Кирсановский
уезд, Богословская волость, с. Алексеевка, 1907 года призыва, женат, 3 детей - рулевой Бехтеев Антон Семенович – Таврическая губерния, Мелитопольский уезд,
Днепровская волость, с. Днепровка, 1916 года призыва, холост - баталер 2 статьи Бовкун Иван Григорьевич – Воронежская губерния, Острогожский
уезд, Россошанская волость, х. Висицкий, 1915 года призыва, холост - кочегар 2 статьи Василенко Алексей Федотович – Подольская губерния,
Ольгопольский уезд, Жабокричская волость, м. Жабокрича, призыва 1914 года, холост - матрос 2 статьи Войтенко Андрей Дмитриевич – Черниговская губерния, Глуховский
уезд, Ярославецкая волость. д. Огорян, 1917 года призыва, холост - электрический унтер-офицер 2 статьи Головашич Яков Иванович – Полтавская
губерния, Константиноградский уезд, Михайловская волость, Жирковское общество, 1912 года
призыва, холост - кочегар 2 статьи Дронюк Петр Иванович – Бессарабская губерния, Хотинский уезд,
Грозинская волость, с. Санкоуц,, 1914 года призыва, холост - машинист 1 статьи Зимогляд Логин Демьянович – Харьковская губерния,
Лебединский уезд, Анинская волость, д. Николаевка, 1914 года призыва, женат, 1 ребенок - телеграфный унтер-офицер 1 статьи Зозуля Иван Павлович – Полтавская губерния,
Полтавский уезд, Никольская волость, 1910 года призыва, холост - минно-артиллерийский содержатель 2 статьи Иванов Александр Иванович –
Донская область, Усть-Медведицкий округ, Даниловская волость, Даниловская слобода, 1914 года
призыва, женат - минер Кацап Михаил Кузьмич – Подольская губерния, Балтский уезд, Тридубская
волость, с. Бурилово, 1911 года призыва, холост - маляр Киреев Дмитрий Федорович – Курская губерния, Льговский уезд, Ольшанская
волость, с. Иванчиково, 1912 года призыва, холост - рулевой Киселев Иван Яковлевич – Нижегородская губерния, Горбатовский уезд, Чмутовская волость, 1907 года призыва, женат
- матрос 2 статьи Королюк Петр Михайлович – Подольская губерния, Винницкий уезд,
с. Селище, 1915 года призыва, холост - электрик Купченко Зиновий Лукьянович – Полтавская губерния, Кременчугский уезд,
Кобелячсковская волость, с. Кобелячка, 1914 года призыва, холост - минный машинист 1 статьи Маринченко Тимофей Семенович – Киевская губерния, г.
Канев, 1907 года призыва, холост - кочегар 2 статьи Миллер Йоган-Карл Яковлевич — Самарская губерния,
Новоузенский уезд, Топе-Шуровская волость, с. Липовка, 1914 года призыва, женат - матрос 2 статьи Петров Дмитрий Никитич – 1917 года призыва – переведен из
Сибирского флотского экипажа перед выходом - матрос 2 статьи Оноприенко Федор – 1917 года призыва – переведен из Сибирского
флотского экипажа перед выходом - кочегар 2 статьи Пряхин Иван Егорович – Самарская губерния, Николаевский уезд,
Больше-Глушицкая волость, с. Большие Глушицы, 1915 года призыва, женат - комендор минный судовой Пугач Иван Николаевич – Киевская губерния, Киевский
уезд, Трипольская волость, с. Ханелья, 1913 года призыва, холост - минный машинист 1 статьи Радченко-Гордобаль Гавриил Иванович – Киевская
губерния, Киевский уезд, Макаровская волость, д. Людвиновка, 1910 года призыва, холост - комендор минный судовой Резанов Иван Иванович – Таврическая губерния,
Бердянский уезд, Васильевская волость, с. Новоспасское, 1913 года призыва, холост - кочегарный унтер-офицер 2 статьи Руссу Пантелеймон Афанасьевич —
Бессарабская губерния, Оргиевский уезд, Самашканская волость, с. Мешен, 1911 года призыва,
холост - матрос 1 статьи Свириденко Яков Касьянович – Самарская губерния, Ново-Узенский
уезд, Узморская волость, с. Узморье, 1915 года призыва, холост - матрос 2 статьи Сендецкий Иван Павлович – Екатеринославская губерния,
Новомосковский уезд, Попасновская волость, 1917 года призыва, холост - кочегарный унтер-офицер 2 статьи Стешенко Артем Михайлович – Херсонская
губерния, Александрийский уезд, Аджамская волость, м. Аджамки, 1908 года призыва, женат - матрос 2 статьи Суручан Григорий Иосифович – Херсонская губерния, Одесский
уезд, г. Овидиополь, 1917 года призыва, холост - кочегар 1 статьи Суський Моисей Иванович – Полтавская губерния, Хорольский
уезд, Белоцерковская волость, с. Белоцерковка, 1906 года призыва, женат - сигнальный дальномерщик Терский Федор Павлович – Воронежская губерния,
Бобровский уезд, Козловская волость, с. Озерки, 1914 года призыва, женат - машинист 1 статьи Титоренко Семен Прокофьевич – Полтавская губерния,
Прилукский уезд, Прилукская волость, с. Березовка, 1909 года призыва, холост - кочегар 2 статьи Уваров Петр Леонович – Воронежская губерния, Богучарский уезд,
Богучарская волость, с. Никольское, 1915 года призыва, женат - сигнальный дальномерщик Хоменко Игнатий Потапович – Киевская губерния,
Бердичевский уезд, Синчинецкая волость, 1914 года призыва, холост - минер Яманди Иван Васильевич – Бессарабская губерния, Белецкий уезд, Унгенская
волость, с. Редень, 1914 года призыва, холост
Прикомандированные: - машинный унтер-офицер Андросов Василий Андреевич – Курская губерния,
Обоянский уезд, Ольшанская волость, с. Ярыгино, 1908 года призыва, холост – команда переменного
состава минной бригады, транспорт «Дон» - кочегар 1 статьи Гаврилов–Адаскалиция Владимир Иванович – Бессарабская
губерния, г. Кишинев, 1912 года призыва, холост – команда переменного состава минной бригады,
транспорт «Дон» - кочегарный унтер-офицер Крушельницкий Василий Семенович – Подольская губерния, Ямпольский уезд, Бабчинецкая волость, с. Буши, 1912 года призыва, женат – команда
- переменного состава минной бригады, транспорт «Дон»
- радиотелеграфист Панченко Григорий Владимирович – Харьковская губерния,
Ахтырский уезд, с. Белки, 1916 года призыва, холост – команда службы связи Черного моря,
Западный регион с о. Фидониси - комендор Саварин Мефодий Федосьевич – Подольская губерния, Каменец-
Подольский уезд, с. Браги, 1915 года призыва, холост – команда переменного состава минной
бригады, транспорт «Дон» - радиотелеграфист Сеньков-Сеник Василий Ильич – Киевская губерния, Уманский
уезд, Посуховская волость, с. Колодистое, 1916 года призыва, холост – команда службы связи
Черного моря, Западный регион с о. Фидониси - машинист 1 статьи Шудяк Сергей Александрович – Воронежская губерния,
Валуйский уезд, Никитовская волость, с. Никитовка, 1908 года призыва, женат – команда переменного
состава минной бригады, транспорт «Дон»
Кстати в гибели корабля и людей были обвинены погибшие офицеры корабля. Но тогда было
такое время, что во всех грехах были виноваты офицеры.
В течении нескольких дней на берег острова Фидониси выбрасывало тела погибших моряков
с эсминца. Гарнизон острова соорудил братскую могилу, но доска с упоминанием погибших была
установлена лишь спустя почти сто лет.
В 2007 году аквалангисты из клуба «Посейдон» (И.Любимов, В. Сударев, О. Домаскин)
обнаружили на 36 метровой глубине носовую часть эсминца и обследовали ее. В командирской
каюте аквалангисты обнаружили уникальный рукописный свод приказов 1916—1917 годов по
Черноморскому военно-морскому флоту, который был передан на реставрацию в специальную
лабораторию в город Киев.
Среди находок, поднятых на поверхность — стеклянная аптечная посуда, в некоторых
пузырьках даже остались лекарства и мази. Кроме того, аквалангисты подняли цельный лист брони с
первой частью названия эсминца — «Лейтенантъ». Но самая уникальная находка — 9 книг из командирской каюты. Это судовые документы и дневники старшего лейтенанта Павла Штильберга,
погибшего при взрыве эсминца.
Эсминец «лейтенант Зацаренный» назван в честь лейтенанта Зацаренного Измаила
Максимовича, который прославился во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, как один из
основоположников минной войны на море.
Участвовал в переоборудовании минными катерами, использовавшими шестовые мины
Уайтхеда, катеров и парохода «Великий князь Константин» будучи старшим минным офицером.
Служил на нем, под командованием лейтенанта Макарова С.О. – будущего адмирала.
Командуя минным катером «Чесма» лично участвовал в торпедных атаках турецких кораблей
1 и 5 мая, 15 декабря 1877 года и 14 января 1878 года. За храбрые действия был награжден
орденами «Святого Георгия 4 степени» и «Святого Владимира 4-ой степени» и произведен в капитан-
лейтенанты. В результате этих атак была потоплена турецкая канонерская лодка «Интибах»
водоизмещением 163 тонны 14 января 1878 года.
Из копии рапорта лейтенанта Зацаренного И.М. командиру парохода «Великий князь
Константин» лейтенанту Макарову С.О. от 16 января 1878 года:
В 2 1/2 часа ночи на 14-е января отвалив от борта парохода, катера пошли по указанному
направлению на Батумский рейд, но легкий береговой туман и снег на горах изменяли форму
берегов, — почему пришлось идти медленно и только в 1/2 3 часа мы вошли на рейд с севера. Луна
восходила из-за гор и около 2-х часов ярко осветила неприятельскую эскадру и рейд, на котором
прежде всего увидали стоящее, при выходе с рейда, сторожевое двухмачтовое судно, затем
освещенные луною белые здания города, батарею на маячном мысе и семь судов, стоящих у
берега, как всегда в Батуме, кормами к берегу, между ними особенно отличались беловатые
кожухи одного 2-х мачтового парохода, ближайшего к выходу, затем следовали: два
трехмачтовых судна, пароход с большими кожухами и еще в глубине бухты три судна с
рангоутом, число мачт на которых было весьма трудно определить. Расстояние от нас до
эскадры было около 1 мили, а до сторожевого судна около 1/2 мили. Освещенные луною снежные
горы делали картину еще светлее.
Подойдя к сторожевому судну и определив, что оно военное, приблизительно от 1000—
1500 тонн, двухмачтовое, имеющее фок-мачту с реями, винтовое, под парами, с шестью
поднятыми белыми шлюпками, я дал самый малый ход и с расстояния 40 — 30 саженей выстрелил
миною Уайтхеда, в то же время и лейтенант Шешинский пустил свою мину. Последовавшие два
одновременно взрыва в правый борт, мой по направлению грот-мачты, а Шешинского правее,
подняли высокий и широкий, черный столб воды в пол-мачты, послышался страшный треск и
пароход накренившись на правую сторону через минуту совершенно скрылся под водою, а затем и
мачт не стало видно и только большой круг обломков указывал место его гибели; дружное «ура»,
катеров известили неприятельскую эскадру о потоплении его сторожевого парохода.
Ужасные отчаянные крики утопающих турок огласили тихую бухту. Оба катера
осторожно вошли в массу обломков, желая спасти хотя часть людей, но путаясь все время
винтами в обломках, мы поспешили выйти на чистое место и направились обратно к своему пароходу. В это время в стороне эскадры показался дым, вероятно идущего судна или катера для
спасения людей и открылась с берега орудийная пальба, а затем действительно минут через
10 — 15, на месте катастрофы показались огни фалшвееров. В начале 4 часов катера пристали к
борту парохода «Великий князь Константин».
Во время атаки поведение команд обоих катеров было безукоризненно.
О чем имею честь доложить.
Лейтенант Зацаренный
В мае 1878 года под его руководством выставлялись минные заграждения на реке Дунай,
которые значительно помогли в борьбе с турецкими мониторами.
Атаки минных катеров парохода «Великий князь Константин» нашли отражение в картинах
русских маринистов Айвазовского, Лагорио, Боголюбова, Брикова.
Литература:
- Алексеев И.В. Суховей Л.Н. «Лейтенант Зацаренный» Эсминец и человек, Одесса, 2003 г.
- Алексеев И.В. «Лейтенант Зацаренный» 90 лет на дне морском. Сборник «Черноморские румбы»
Международный морской альманах. Выпуск 7, Одесса «Феникс» 2008 г. - Боевая летопись русского флота, Москва, Воениздат, 1948 г.
- Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Москва, Воениздат. Справочник. 2002 год, стр. 272 – 299
- Граф Г.К. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию, Санкт-Петербург, Издание Гангут,
1997 - Гончаренко О.Г. Последние битвы императорского флота (морская летопись), 2008 г.
- Навойцев Н.П. и авторский коллектив. Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-
1927 гг), Москва, Воениздат, 1981, стр. 32-33 - РГА ВМФ. Фонд 873, опись 24, единица хранения 214. Старший лейтенант Штильберг Павел
Густавович - РГА ВМФ Фонд 417, опись 2, единица хранения 309 (микрофильмы). Список и дубликаты
послужных списков матросов Черноморского флота, погибших 17 июня 1917 года на эскадренном
миноносце «лейтенант Зацаренный» - РГА ВМФ Фонд 609, опись 2, единица хранения 976. О назначении личного состава на суда и
распределении новобранцев по школам учебного отряда, Список матросов погибших на эсминце
«лейтенант Зацаренный» 17.06.1917 года (стр. 104-105).
Великолепная работа! Браво, Виктор! Браво, Ольга! Об острове Фидониси и знаменитом морском бое возле него, разумеется, слышал! Но никак не думал, что это и есть современный остров Змеиный! Вот так вот и пишется современная история! Героическое прошлое срастается с не менее героическим настоящим!!! Ну а за поименный список погибших героев отдельное спасибо! Мо-лод-цы!
Спасибо, дорогой Виктор!