- Российский Военно-Морской Флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.
- Это один из трех самых мощных флотов мира (США, Китай, Россия). Но по количественным характеристикам ВМФ РФ уступает ВМС США, хотя по качественным начинает выходить на одно из первых мест.
- Морские стратегические ядерные силы (МСЯС) в составе ядерной «триады» обеспечивают безопасность всей территории государства.
- Российский флот постепенно усиливает свой боевой потенциал. Он активно наращивает свое могущество и все больше превращается во флот мощной океанской державы.
- Программа военного кораблестроения в России находится на этапе своей активной реализации. Продолжается серийное строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-А» и многоцелевых атомных подводных лодок проекта «Ясень-М».
- Строительство надводных кораблей океанской зоны для ВМФ идет тоже планомерно. Флот получает в свой состав фрегаты, корветы, оснащенные самыми современными системами вооружения. Флот возвращается в океан.
- Очень отрадный факт, что в интересах ВМФ России запущено серийное производство отечественных дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для фрегатов серии проекта 22350. Можно констатировать, что кризис с высокооборотными дизелями для малых кораблей и тральщиков тоже понемногу выправляется.
- На сегодня главной задачей нашего ВМФ является защита берегов России и прибрежных к ней акваторий. В океан российский Флот только начинает возвращаться. Но этот процесс затягивается, идет явно медленно, с большими проблемами. В итоге, Россия находится лишь на начальном этапе возрождения могучего океанского флота, соответствующего статусу великой морской державы.
- Россия пресекла попытку США заблокировать ее ВМФ в переделах экономической зоны. Причем применила весьма любопытную тактику противодействия Военно-Морским Силам США. Была сделана ставка на атомный подводный флот, который дает много возможностей, таких как скрытность и возможность использовать межконтинентальные баллистические ракеты. В настоящее время российский флот насчитывает четыре десятка подлодок различных типов, включая атомные субмарины. РФ в последние годы удалось добиться значительного прогресса в строительстве сверхпрочных корпусов для подлодок. Помимо этого, проводятся технические усовершенствования атомных реакторов, используемых на морских боевых единицах. Начали применять новую модульную технологию, которая позволяет сократить время строительства подлодок до 18 месяцев. Таким образом, ВМФ РФ удалось сохранить за собой возможность пользоваться правом свободного судоходства.
Главные проблемы современного ВМФ России
- ВМФ России сегодня несбалансирован в качественном и количественном отношении.
- Сегодняшний Флот России обладает не системой вооружений, а набором элементов вооружений и военной техники, слабо стыкуемых между собой; он не достаточно способен формировать группировки с соотношением сил в нашу пользу для наступательных действий. Он строится и развивается не по принципу, обеспечивающему достижение максимальной выгоды с точки зрения национальных интересов России в Мировом океане и сведение к минимуму ущерба или упущенной выгоды, а по произвольному (волюнтаристскому) уровню финансирования и строительства.
- В России поставлена амбициозная и трудновыполнимая задача: содержания флота атомных ракетоносцев на уровне США при несопоставимо меньшем уровне финансирования. При этом высвечивается фундаментальное обстоятельство: очевидная недостаточность морских сил общего назначения ВМФ России для обеспечения боевой устойчивости (защиты от воздействия сил противника) находящихся в море подводных крейсеров стратегического назначения. Остро стоит вопрос, хватит ли возможностей сил общего назначения ВМФ России для противодействия ограниченным агрессивным акциям, особенно с учётом разобщённости сил ВМФ РФ между театрами.
- Корабельный состав отечественного флота по-прежнему оставляет желать лучшего. Российский флот пока по многим причинам (в первую очередь, финансовым) так и не приступил к строительству кораблей класса эскадренный миноносец и крейсер.
- Остро в ВМФ стоит вопрос с кораблями противоминной обороны. К примеру, в составе Тихоокеанского флота только один тральщик, который может считаться современным. На Северном флоте пока нет ни одного перспективного корабля противоминной обороны.
- Не самым лучшим образом обстоят дела с современными десантными кораблями. В боевом составе флота их откровенно мало, а к строительству некоторых классов (универсальных десантных) только приступили.
- Надо как можно быстрее вывести из состава ВМФ все технически и морально устаревшие корабли, оружие и технику, которые только отвлекают на себя большие бюджетные средства государства и силы Флота.
- В настоящее время пока для ВМФ России очень сложно решается задача борьбы с авианосцами противника, которые представляют значительную угрозу важным объектам государства и Вооруженных сил, расположенным у береговой черты. Однако эта проблема будет во многом решена с принятием на вооружение гиперзвуковых противокорабельных ракет «Циркон» и оснащением ими кораблей и подводных лодок российского Флота.
- В 2020 г. российскими СМИ подверглось жесткой критике состояние подводного флота ВС РФ. Даже заговорили о кризисе атомных подводных сил России. Скорее всего, это не соответствует действительности. Но проблемы здесь есть. Сегодня в составе ВМФ России, согласно официальной статистике, численность субмарин составляет 62 единицы. Из них атомных подлодок, с баллистическими, крылатыми ракетами и общего назначения — 49, из которых в готовности выйти хоть завтра на боевое дежурство лишь 50 процентов. Остальные в ремонте, в процессе модернизации. Но в ближайшие годы Военно-Морской Флот будет усилен 14 атомными подводными лодками. Речь идёт об АПЛ проектов «Борей-А» и «Ясень-М», которые завод «Севмаш» по заказу Минобороны должен передать ВМФ до 2027 года — по две подлодки в год.
- Современное состояние объектов системы управления и связи не отвечает существующим и перспективным требованиям по оперативности, помехозащищенности и надежности приема, обработки и передачи информации и сигналов боевого управления, особенно в условиях боевых действий при огневом и радиоэлектронном противодействии противника.
- Существующая система морской космической разведки и целеуказания характеризуется недостаточным охватом разведываемой акватории, вероятностью обнаружения целей, возможностями их классификации и периодичностью выдачи информации. Современное и перспективное оружие не обеспечивается надежным целеуказанием на полную дальность стрельбы
- Количество размещаемых в ремонт кораблей и судов уменьшается из года в год. При этом продолжительность ремонта возросла, остается сложной возможность ремонтировать крупные корабли типа авианесущих, ракетно-артиллерийских крейсеров и больших десантных кораблей.
- Отстает в развитии техническое обеспечение и обеспечение базирования сил флота. Инженерное оборудование баз не позволяет в полной мере удовлетворять потребности кораблей в электроэнергии, воздухе и воде, что вынуждает нерационально расходовать моторесурс технических средств и приводит к повышенной аварийности и дополнительным затратам на ремонт.
- В целом система средств борьбы на океанах и морях нуждается в обновлении корабельного состава, его вооружения, средств управления и обеспечения
Кто сегодня командует Военно-Морским Флотом России?
После реорганизации с 2012 года сложилась сложная и не эффективная (даже опасная) система управления Военно-Морским Флотом. Региональные флоты подчинены армейским округам. Главнокомандующий ВМФ и его штаб практически отключены от управления основными силами Флота. Главком ВМФ теперь стал выполнять только административные функции: организация боевой подготовки, мероприятия по развитию флота, материальное обеспечение, обучение специалистов, разработка уставных документов
Оперативное же командование Флотом ныне осуществляется военно-морским отделом (управлением) Объединенного стратегического командования (ОСК), подчиняющегося Генштабу и имеющего определенную зону ответственности. В ходе реформы создано четыре ОСК: Западное, в чьем ведении находятся Балтийский флот, Южное, руководящее Черноморским флотом и Каспийской флотилией, Восточное, отвечающее за Тихоокеанский флот. С 2021 года Северный флот получил статус военного округа. Его границы ответственности распространяются далеко за пределы сухопутных территорий и включают в себя острова и моря Северного Ледовитого океана, а также большую часть Атлантики.
В реальной практике нет ясности, кто и как будет управлять силами Флота в боевой обстановке? Главкомат ВМФ ныне потерял все доступные рычаги управления. Функцию эту целиком взяли на себя единые штабы объединенных стратегических командований. Нарушилась годами отточенная система связи и обмена информацией между командованием и отдельными подразделениями, в том числе и со стратегическими подводными ракетоносцами.
Дополнительный элемент сумятицы, весьма немалой, в деятельность флота внесла передислокация Главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. Абсолютно ненужный по стратегическим соображениям, надолго затянувшийся, внесший откровенный хаос в управление флотом, выведший из строя организационную структуру командных пунктов, центров связи, органов управления флотами и невероятно, просто непомерно дорогой по стоимости. По самым скромным оценкам, переезд Главкомата ВМФ обошелся около 50 млрд. рублей. Для сравнения: очень дорогой даже по мировым меркам РПКСН «Юрий Долгорукий» стоил Министерству обороны в два раза дешевле. Необходимость модернизации управления ВМФ назрела давно. Однако это не значит, что надо было «рубить сплеча», как получилось на самом деле. Заметим, что слухи о возвращении в Москву ГШ ВМФ появляются с регулярностью морских волн, накатывающих на берег. Скорее всего, такие мысли существуют реально. Но пока все остается по-прежнему. Не продуманная реорганизация ГШ ВМФ, ликвидация ЦКП ВМФ, лишение Главкомата ВМФ осмысленной роли в боевом управлении – все это привело к тому, что сегодня нет единого командования Флотом, фактически Флот постепенно превращается в «морские части сухопутных войск».
Важнейшей проблемой стало фактическое отделение морских сил ядерного сдерживания (МСЯС) от сил флота, обеспечивающего их действия. Напомним, командование МСЯС является независимым от ОСК. А это означает дополнительные трудности во взаимодействии. Приказы приходится согласовывать последовательно на нескольких уровнях. В случае форс-мажора это отнимет уйму драгоценного времени. В итоге проведенной реорганизации, с точки зрения управления флотами, армейского и сухопутного начальства стало больше, чем флотского. Была даже попытка назначить на должность начальника Главного штаба ВМФ генерал-лейтенанта Олега Макаревича. Но позже все-таки отказались. ВМФ оказался в последние годы под контролем сухопутных генералов, которые не всегда разбираются в морских вопросах. Адмирал В.П. Комоедов (командующий Черноморским флотом в 1998-2002) оценивает это так: «Конечно, полномочия Главнокомандующего сейчас более ограничены. Все командующие флотами подчинены командующим военными округами, а не Главнокомандующему ВМФ. Это, на мой взгляд, снижает общую боеготовность Флота».
Главные флагманы современного ВМФ России
В 2019 году сменилось почти все главное командование: ГК ВМФ, начальник ГШ ВМФ, два заместителя ГК ВМФ.
Главнокомандующий ВМФ РФ, адмирал Евменов Николай Анатольевич (родился 2.04 1962). В 1987 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания и был направлен на Тихоокеанский флот. На атомных подводных лодках прошел путь от командира электронавигационной группы штурманской боевой части до командира корабля. В 1998 году окончил Военно-морскую академию, в 2003 – Военную академию Генерального штаба. Командовал соединениями атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. В декабре 2011 года был назначен на должность командующего подводными силами ТОФ. Был начальником штаба – первым заместителем командующего Северным флотом, командующим Северным флотом (2016-2019). 3 мая 2019 года назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом.
Начальник Главного штаба ВМФ – первый заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ, адмирал Витко Александр Викторович (родился 13.09 1961). Окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова в 1984 году. В 1998 году заочно окончил Военно-морскую академию. В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию по стратегии и тактике современного морского боя. C 1984 года проходил службу на Тихоокеанском флоте от помощника командира и до командира ракетного катера. Командовал двумя бригадами надводных кораблей, был заместителем командующего Приморской флотилии, служил начальником штаба и командующим войсками и силами на Северо-Востоке. 15 апреля 2013 года назначен командующим Черноморским флотом. В ноябре 2018 года назначен заместителем главкома ВМФ. В декабре 2019 года назначен начальником Главного штаба ВМФ России – первым заместителем Главкома ВМФ России.
Заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ, вице-адмирал Касатонов Владимир Львович (родился 17.06 1962). Окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (1977–1979), Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова (1979–1984), Военно-морскую академию (1997–1999), Военную академию Генерального штаба (2006–2008). Службу проходил на Северном флоте: на атомном ракетном крейсере «Киров», гвардейском эскадренном миноносце «Гремящий». Командовал эсминцем «Расторопный» и атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». В сентябре 2012 года назначен начальником штаба – первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом. С октября 2016 по декабрь 2019 года – начальник Военно-морской академии. С декабря 2019 года – заместитель Главнокомандующего ВМФ.
Заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ по вооружению, вице-адмирал Мухаметшин Игорь Тимербулатович (родился 15.08 1963). Окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени Макарова (1986), Военно-морскую академию (2001), Военную академию Генштаба (2006). Служил на Северном флоте на атомных лодках, командиром объединения подводных лодок Тихоокеанского флота. С 2010 года – командующий подводными силами Северного флота. 4 апреля 2012 года назначен заместителем начальника Военного учебно-научного центра ВМФ, год спустя – командующим подводными силами Тихоокеанского флота. С 2016 года – начальник штаба – первый заместитель командующего Балтийским флотом. С 2019 года – заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению.
Командующий Балтийским флотом, адмирал Носатов Александр Михайлович (родился 27.03 1963). В 1985 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова.Офицерскую службу начал на Тихоокеанском флоте: последовательно занимал должности командира зенитно-ракетной батареи, командира зенитного дивизиона эсминца, помощника флагманского специалиста по ракетному оружию 35-й дивизии ракетных кораблей, командира ракетно-артиллерийской боевой части эсминца, флагманского специалиста по ракетному оружию 36-й дивизии ракетных кораблей, старшего помощника командира гвардейского ракетного крейсера «Варяг». В 2000 году окончил Военно-морскую академию и был назначен командиром эсминца «Быстрый», затем служил начальником штаба и командиром 36-й дивизии надводных кораблей Тихоокеанского флота. В 2009 году после окончания Военной академии Генерального штаба назначен командиром Балтийской военно-морской базы. В январе 2012 года стал заместителем командующего Черноморским флотом, а спустя год, назначен начальником штаба – первым заместителем командующего Черноморским флотом. С мая по июнь 2016 года – начальник Военно-морской академии. 17 сентября 2016 года утвержден в должности командующего Балтийским флотом.
Командующий Северным флотом, адмирал (с декабря 2020) Моисеев Александр Алексеевич (родился 16.04 1962). В 1981 году призвался на срочную военную службу. В 1987 году окончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова. С 1987 года служил на подводных лодках Северного флота (от инженера вычислительной группы радиотехнической боевой части до командира атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения). В 2003 году окончил Военно-морскую академию. С 2003 служил начальником штаба, а затем командиром 31-й дивизии подводных лодок СФ. В 2011 году окончил Военную академию Генерального штаба. 14 февраля 2011 года удостоен звания Героя Российской Федерации. С 2011 года — заместитель командующего, а затем командующий подводными силами Северного флота. В апреле 2016 года занял должность начальника штаба СФ. В ноябре 2017 года назначен заместителем начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. С 14 мая 2018 года – исполняющий обязанности, а потом командующий ЧФ. С 3 мая 2019 года – командующим Северным флотом ВМФ России.
Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Авакянц Сергей Иосифович (родился 6.04 1958 года). Окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова (1980), Военно-морскую академию (1998), Военную академию Генерального штаба (2007). Службу проходил на Северном флоте на надводных кораблях. С 1991 по 1996 годы – командир ракетного крейсера «Маршал Устинов». С 2004 по 2007 годы – начальник штаба – первый заместитель командира оперативной эскадры СФ. В июне 2007 года стал начальником штаба – первым заместителем командира Новороссийской военно-морской базы, а в августе того же года переведен на ТОФ на должность командующего Приморской флотилией разнородных сил. В августе 2010 года стал начальником штаба – первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом. В мае 2012 года назначен командующим Тихоокеанским флотом.
Командующий Черноморским флотом, вице-адмирал Осипов Игорь Владимирович (родился 6.03 1973). Окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания. Службу начал на противолодочных кораблях (ТОФ). В 2004 году окончил Военно-морскую академию, продолжил службу в должностях начальника штаба, а затем командира бригады надводных кораблей Приморской флотилии. В 2012 году после окончания Военной академии Генерального штаба — начальник штаба, а затем – командир Балтийской военно-морской базы. С мая 2015 года — командующий Каспийской флотилией. С сентября по август 2018 в должности начальника штаба – первого заместителя командующего Тихоокеанским флотом. С августа 2018 года – заместитель начальника Генштаба Вооружённых Сил РФ. С мая 2019 года командующий Черноморским флотом.
Командующий Каспийской флотилией, контр-адмирал Пинчук Сергей Михайлович (родился 26.07.1971). Офицерскую службу начал на Балтийском флоте. В 2004 году после окончания Военно-морской академии продолжил службу на Балтийском флоте в должностях командира эсминца, командира бригады надводных кораблей и начальника штаба – первого заместителя командира Ленинградской военно-морской базы. В 2011 году назначен на должность командира Новороссийской военно-морской базы. В 2016 году после окончания Военной академии Генерального штаба назначен командующим Каспийской флотилией.
Ничего себе! Значит есть люди, понимающие ситуацию в ВМФ. Кроме того, мировое судостроение технологически давно ушло вперед. Посмотрите на Китай, который строит самый современный флот необычайно быстрыми темпами.
Спасибо за объективный и предметный материал о сегодняшнем состоянии Военно- Морского Флота России, глубокое и всестороннее раскрытие его главных проблем, решения по устранению которых должны быть приняты!