Чередниченко А. Детские игры …

Самопал

Игры в детстве остаются в памяти на всю жизнь.

Детские игры — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей   ребенка действительности. Игра — это движение, победа, радость, удовольствие.

Вот хочу поделиться, чем мы занимались в нашем селе Кошары Луганской области. Кошары, село как село, чернозем, богатый совхоз по меркам моих родителей.

Мы проживали в доме, выделенным совхозом моим родителям, папа был директором местной школы, вначале 10-летки, потом 8-летки. Дома строили на двух хозяев, под ключ, три комнаты, летняя кухня, подвал, сарай. И участок 20 сотых земли. Жить можно, только не ленись.

Мы переехали в это село в 1953 году, мне как раз исполнилось 4 года. В серьезные детские игры мы начли играть где в третьем классе. Рядом нашим домом располагался гараж на все автомашины совхоза. Многие наши проделки были и связаны с гаражом.

Мы очень серьезно готовились к весеннему сезону. Каждый парень готовил себе лук со стрелами. Шашку с ножнами, пистолет с кобурой. И, конечно автомат, с барабаном для пуль.

Материал для своих поделок мы «доставали» в гараже. Там была свалка рядом, но и хранение запчастей желало быть лучшим, а тут и мы!

Но кроме невинных на первых взгляд деталей, в гараже можно было разжиться и карбидом. Теперь внимание. Нужен был дождь и 200 литровая бочка, понятно, пустая. И вот прошел дождь. Тут же была установлена приличная луча. В лужу клали приличный кусок карбида и закрывали этот карбид бочкой, да побыстрее. Сразу ретировались куда-нибудь на угол или в кусты. Через пару минут, когда в результате активной реакции карбида с водой, в бочке скопилось критическое количество газа, слышался хлопок и бочка взлетала метров на 10-15. Понятно, что нас там уже не было, но эффект был должный!

Карбидная бомба prado-club.su

На свалках собирали пустые банки из-под консервации. Из материала этих банок бы делали наконечники для стрел, получалось не плохо. Но более объемные банки, около одного литра нужны были для следующего садистского развлечения.  Нужны были рукавицы. Ловили кота, если это было днем, то кота где-нибудь запирали, прикормив. И вот наступал поздний вечер. В банку накладывали пару десятков шарикоподшипников, старых гаек, банку закрывали, укупорили. К банке привязывали метровую веревку, второй конец веревки привязывали в хвосту несчастного кота. Привязав, мы его немного пугали и отпускали. Несчастное животное начинало бежать и, испугавшись грохота банки, обезумев, кот издавая громкое визги ужаса, нёсся по деревне. Тут же в ответ на этот переполох начинали лаять сразу десятки собак, некоторые, уже отвязанные на ночь начинают и преследовать обезумевшего кота. Наше село накрывал полный переполох. В это время мы на сельском стадионе прятались в бурьяне за футбольным полем. Там у нас были схроны. На второй день в магазине и не только жители села обсуждали этот переполох.

В каждом селе были очень вредные бабки, их и звали мы скверно. В нашем селе жила бабка, лет за 80, сухонькая невероятно шустрая и вредная. Мы, да и все в селе, звали ее киргизкой.

У нее всегда росли очень красивые цветы и их было много. Во дворе конечно была очень злой пес Мурат. Нарвать цветов у киргизки был верх мужества и героизма в нашем кругу. Но надо еще было и как-то наказать эту ведьму, в нашем понятии. Придумали.  Трое отвлекают собаку, понятно мы стараемся и соблазнить чем-нибудь съестным. Ударная группа начинает работу. Комплектующие заготовлены еще днем. К раме окна, в щель, срочно крепится гвоздик, горизонтально, сразу через гвоздик перекидывается суровая нитка с привязанной к ней гаечкой, длинная, до самых кустов вне усадьбы киргизки. Все готово. Собака успокоилась, бабка ушла в дом. И тут самая изуверская пытка.  Начинаешь дергать за нитку, она раскачивает гаечку, а гаечка начинает стучать в стекло окошка. Дальше все ясно… изуверы. У бабки украли сон.

Вернёмся к весенней экипировке.

Когда к первой весенней травке у нас была изготовлена вся амуниция, мы всей группой шли проверять свой штабной блиндаж.  Он был добросовестно вырыт в рост взрослого человека, покрыт в «три наката» с замаскированной лядой тайного входа.

Внутри был самодельный столик, с ящиком для штабных документов, обязательная печка-буржуйка, уже не помню, где-то раздобыли, пол был настелен досками. И были сколочены стеллажи для нашей амуниции. Был чугунок для приготовления пищи.

При первом посещении в наступившем году, мы там тщательно убирались, протапливали буржуйку и, обязательно, там кушали. С собой брали по пару картофели, сала, хлеб, лук. Все это было очень вкусно.

Затем составляли план наших действий на летний сезон.

Мы подрастали, наши развлечения менялись в опасную сторону. Самопалы. Опасней детской игрушки и не придумаешь. Понятно, они была запрещены в нашем селе. Вот поэтому однажды мы в своем штабе и приступили к изготовлению этих стреляющих «игрушек» — самопалов.

Уже для нескольких поколений мальчишек, это слово ни о чем не говорит. А вот для нас, родившихся в первые послевоенные годы, слова самопал или пугач были очень хорошо знакомы. И не только теоретически, но и практически. Редко какой мальчишка в те годы не делал себе самопал, являющийся, по сути дела, огнестрельным оружием.

Описание устройства и самопала и его действие в примечании.

Повторяюсь, все что нужно было для изготовления самопалов каждый сам добывал, понятно, в гараже, на свалках около гаража.

Самое важное, это было испытание изделия. Собирались коллективом, осматривали самопал, давали замечания, затем владелец готового самопала готовил его к стрельбе.

Ладно, вначале готовили мишени, где-нибудь в балках подальше от села, все как в тире. Статистика в нашем селе, самопалы разрывались, но никого не покалечило!

Но дальше, больше. Наловим больших лягушек, развесим на ветке дерева и упражняемся. Во время купания в пруду наловим лягушек, прости боженька за издевательства, через соломинку надували их, они бедолаги не могли нырнуть.

В районе нашего села шли бои во время войны, поэтому мы тщательно утюжили балки, овраги и приямки в поле (следы от взрывов бомб). И находили и патроны, и пострашнее, мины, снаряды. Несчастных случаев в не было, бог миловал, сразу показывали страшим по возрасту.  Но вот однажды решились. Привязали мину за проволоку длиной метров 20, рядом разожгли костер, спрятались в приямке и потянули за, ведь в селе услышали, ведь прошло менее 20 лет после войны. Понятно тут же прибыли взрослые. Нас как ветром сдуло. Но все равно все тайное становится явным, кто-то проговорился. Ну, конечно. пороли нас дома нещадно. Досталось с общем. 

Минеры в который раз прочесали окрестности нашего села, на этот раз окончательно.

Закончилось детство, а с детством и забавы.

Примечание:

«Простейшее самодельное огнестрельное оружие — дульнозарядный самопал или «поджига» (также поджиг, поджигнойи др.). Он относится к однозарядным пистолетам шомпольного типа. Как правило, примитивная поджига состоит из ствола, изготовленного из металлической трубки, каким-либо образом заглушённой, — заклёпанной, завёрнутой, залитой свинцом, заваренной (при заливке свинцом или заглушке винтом заглушки иногда выстреливают прямо в глаз целившемуся стрелку) с казны, и деревянного (реже пластмассового, текстолитового) ложа. С казённой части такого ствола проделывается затравочное отверстие диаметром 1,5-2 мм для воспламенения метательного заряда. В качестве заряда используется растёртая масса спичечных головок, смеси с перманганатом калия либо чёрный порох. В качестве снаряда используется дробь или отлитые из свинца пули. К рукояти ствол привязывается проволокой или крепится другим доступным способом. Воспламенение метательного вещества осуществляется при помощи спички (иногда нескольких, ради надёжности), прикрепленной к затравочному отверстию. Несмотря на конструктивную простоту и неказистый внешний вид, шомпольные пистолеты обладают достаточной поражающей мощностью для причинения серьёзных телесных повреждений, а в случае попадания снаряда в жизненно важные органы — и смерти.

ursa-tm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *