https://topwar.ru/173746-novye-patrioty-versija-ministerstva-prosveschenija.html
Стивен Стэшвик, эксперт по морским делам издания «The Diplomat», считает, что новый подход к противолодочной обороне, который сейчас реализуется в США и Китае, это шаг вперед.
В чем смысл? Смысл в подходе к проблеме. Проблема – это российские и китайские подводные лодки (китайские проекта 094, российские в ассортименте), оснащенные как баллистическими, так и крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Ничем другим США сегодня не напугать.
Подводные лодки потенциального противника просто необходимо отслеживать на подступах к зонам, откуда они смогут эффективно нанести удар, не оставляя американцам времени на реагирование.
Соответственно, страна, которая думает о своей безопасности в плане морских рубежей, просто обязана иметь противолодочный флот.
У нас (ради сравнения) для этой цели существовал целый класс кораблей.
Речь идет о БПК, больших противолодочных кораблях. Это были корабли океанской зоны, по вооружению и оснащению на то время абсолютно пригодные для того, чтобы найти подводную лодку и устроить ей головную боль по полной программе.
Почему «были»? Ну да, БПК проекта 1755 и сейчас в строю, но самому молодому 30 лет, а насчет аппаратуры – так и вообще отдельный разговор.
А БПК проекта 1755.1 — так и вообще, что-то такое среднее между эсминцем и крейсером получилось. И крейсеру навалять при стечении обстоятельств мог бы, и лодку погонять. Были и есть у нас корабли, способные осуществлять поиск и разведку, но о них (БЗРК и СЗРК) стоит отдельно поговорить.
Но сегодня у наших соседей в планах нечто совершенно иное. Похожее на наши СЗРК, но узкоспециализированное: на поиск и обнаружение именно подводных лодок. Наши «Меридианы» — корабли с более широкими возможностями, а вот то, что запланировали американцы, можно назвать именно кораблем гидроакустической разведки, поскольку ориентирован он только на работу по подводным лодкам.
Итак, в США приступают к разработке проекта нового поколения кораблей, основной задачей которых будет борьба с подводными лодками противника. И первый из таких кораблей должен будет вступить в строй уже в 2025 году.
Что ж, когда американцам сильно надо, у них в плане сроков все о’кей. Как насчет качества – тут отдельный разговор, но судно гидроакустической разведки – это все-таки не авианосец.
На безопасность США трудится много исследовательских судов, основной задачей которых является буксировка за собой гидроакустической станции, способной очень хорошо отслеживать подводные лодки.
Начиная с 70-х годов прошлого века на вооружении флота США стоят корабли гидроакустической разведки (КГАР) типа T-AGOS. Это суда водоизмещением 3100 тонн и крейсерской скоростью 9,6 узла. Корпус катамаранного типа, что значительно уменьшает шумность этого корабля и остойчивость при волнении. КГАР не имеют собственного вооружения, но могут нести на борту противолодочные вертолёты. Их главное оружие — буксируемая антенна типа «SURTASS» и активный низкочастотный гидролокатор.
Гидролокационная система, служащая для дальнего обнаружения подводных лодок, состоит из двух компонент: активной антенны LFA и пассивной SURTASS. Основной компонент системы — это SURTASS. Во время работы антенна погружается в воду на глубину от 150 до 450 метров и буксируется судном со скоростью 3-4 узла. И при таких условиях аналитический комплекс КГАР начинает слышать подводные лодки в радиусе 350 км.
В 2025 году флотилия КГАР ВМФ США из пяти кораблей выработает свой ресурс и корабли придется менять. Речь идет о серии аналогичных, но более современных судов из шести или даже семи единиц.
Американских военных серьезно беспокоит Китай, который наращивает присутствие своих подводных лодок в западной части Тихого океана. Только в 2020 году были развернуты еще две подводные лодки проекта 094 с баллистическими ракетами на борту. Плюс не добавило оптимизма известие о том, что к 2025 году закончится работа над новой китайской ракетой JL-3, которая может иметь дальность полета до 12 000 километров и предназначается для новых же лодок проекта 096.
Вообще, такая дальность позволяет запросто поражать цели в центре США из акватории Филиппинского моря, например. И это действительно повод для беспокойства.
Потому совершенно логично, что американские флотские кровно заинтересованы в появлении новых кораблей раннего обнаружения и слежения за подводными лодками. Кроме того, небольшие кораблики гонять по всей акватории Тихого океана значительно дешевле (равно как и строить), чем те же фрегаты и эсминцы.
Так что год 2025 вполне может ознаменоваться новым витком противостояния американского и китайского флотов в Тихом океане.
Не стоит, кстати, сбрасывать со счетов Японию. Японский флот сегодня – это один из динамичными темпами развивающихся флотов. А учитывая постоянные трения с китайцами, подводные лодки которых систематически пробуют на зуб японскую противолодочную оборону (и не без успеха, кстати), не удивительно, что в марте этого года Япония ввела в строй свой первый новый корабль наблюдения за океаном.
В настоящее время Япония располагает уже тремя современными кораблями гидроакустической разведки и слежения. Американцы щедро поделились с японцами, так что японские корабли также несут SURTASS. Японский флот – единственный флот мира, кроме, естественно, американского, который имеет на вооружении американский комплекс.
И – тоже катамаран…
Однако справедливости ради стоит посмотреть и на берег китайский. А что у китайцев в плане обнаружения?
А у китайцев все в полном порядке. Поняв, что передовые средства обнаружения и слежения дают весьма серьезные преимущества, Китай посадил своих специалистов за разработку собственного флота КГАР. И сегодня у китайского флота имеется три таких корабля. И на верфях строятся еще несколько.
Китайские корабли тоже сделаны по катамаранной технологии. В совокупности с дизель-электрической силовой установкой такие суда представляют собой очень непростую мишень для подводных лодок, поскольку являются крайне тихими в акустическом плане кораблями. А курсовая остойчивость дает ту стабильность, которая так необходима при гидрографической съемке и исследованиях с использованием гидролокатора и другого акустического оборудования. Ну и, естественно, для определения местоположения подводных лодок.
Китайское судно имеет несомненное сходство с разведывательными кораблями ВМФ США, что только подтверждает параллельность разработок китайцев и американцев. На снимках китайских кораблей на палубах не видно каких-либо признаков размещения комплексов наблюдения, но это не значит, что их там нет. Конечно, есть.
Было бы интересно сравнить характеристики кораблей и их оборудования, но увы, данные (особенно китайские) найти пока нереально.
Соединенные Штаты рассматривают свои передовые и малошумные подводные лодки как свое главное преимущество перед потенциальным противником, то есть Китаем. И однозначно привлекают своих японских сателлитов к работе против китайского флота.
Однако становится понятно, что в ближайшее время акватория Тихого океана станет ареной противостояния подводных лодок и судов, охотящихся на них с новой силой. Как во времена «холодной войны», когда американские и советские корабли работали друг против друга. Только теперь будут с одной стороны китайцы, а с другой американцы и японцы.
5 американских кораблей и 3 японских (плюс еще новые американские, о которых шла речь в начале) против 3 китайских (и какое-то количество точно строится) сделают Тихий океан не самым удобным местом для подводных лодок.
По материалам:
https://thediplomat.com/2020/07/us-navy-begins-design-evaluation-for-new-sub-tracking-ships
https://thediplomat.com/2017/06/photos-reveal-possible-new-chinese-sub-tracking-surveillance-ship
Автор:Роман Скоморохов
Интересно, а ВМФ России имеет подобные корабли? Или некоторые «эффективные менеджеры» будут рекомендовать охотиться на подводные лодки потенциальных партнёров при помощи некой лазерной рогатки?
Кстати, идею отдаю бесплатно! Пока китайцы не запатентовал!
Я не слышал о таких военных кораблях в составе нашего ВМФ. Хотя катамараны видел в качестве гражданских прогулочных судов Пример «Дагомыс» в Сочи. Ходил на нем в море