Китай и США: гонка катамаранов начинается!

https://topwar.ru/173746-novye-patrioty-versija-ministerstva-prosveschenija.html

Стивен Стэшвик, эксперт по морским делам издания «The Diplomat», считает, что новый подход к противолодочной обороне, который сейчас реализуется в США и Китае, это шаг вперед.

В чем смысл? Смысл в подходе к проблеме. Проблема – это российские и китайские подводные лодки (китайские проекта 094, российские в ассортименте), оснащенные как баллистическими, так и крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Ничем другим США сегодня не напугать.

Подводные лодки потенциального противника просто необходимо отслеживать на подступах к зонам, откуда они смогут эффективно нанести удар, не оставляя американцам времени на реагирование.

Соответственно, страна, которая думает о своей безопасности в плане морских рубежей, просто обязана иметь противолодочный флот.

У нас (ради сравнения) для этой цели существовал целый класс кораблей.

Речь идет о БПК, больших противолодочных кораблях. Это были корабли океанской зоны, по вооружению и оснащению на то время абсолютно пригодные для того, чтобы найти подводную лодку и устроить ей головную боль по полной программе.

Почему «были»? Ну да, БПК проекта 1755 и сейчас в строю, но самому молодому 30 лет, а насчет аппаратуры – так и вообще отдельный разговор.

А БПК проекта 1755.1 — так и вообще, что-то такое среднее между эсминцем и крейсером получилось. И крейсеру навалять при стечении обстоятельств мог бы, и лодку погонять. Были и есть у нас корабли, способные осуществлять поиск и разведку, но о них (БЗРК и СЗРК) стоит отдельно поговорить.

Но сегодня у наших соседей в планах нечто совершенно иное. Похожее на наши СЗРК, но узкоспециализированное: на поиск и обнаружение именно подводных лодок. Наши «Меридианы» — корабли с более широкими возможностями, а вот то, что запланировали американцы, можно назвать именно кораблем гидроакустической разведки, поскольку ориентирован он только на работу по подводным лодкам.

Итак, в США приступают к разработке проекта нового поколения кораблей, основной задачей которых будет борьба с подводными лодками противника. И первый из таких кораблей должен будет вступить в строй уже в 2025 году.

Что ж, когда американцам сильно надо, у них в плане сроков все о’кей. Как насчет качества – тут отдельный разговор, но судно гидроакустической разведки – это все-таки не авианосец.

На безопасность США трудится много исследовательских судов, основной задачей которых является буксировка за собой гидроакустической станции, способной очень хорошо отслеживать подводные лодки.

Начиная с 70-х годов прошлого века на вооружении флота США стоят корабли гидроакустической разведки (КГАР) типа T-AGOS. Это суда водоизмещением 3100 тонн и крейсерской скоростью 9,6 узла. Корпус катамаранного типа, что значительно уменьшает шумность этого корабля и остойчивость при волнении. КГАР не имеют собственного вооружения, но могут нести на борту противолодочные вертолёты. Их главное оружие — буксируемая антенна типа «SURTASS» и активный низкочастотный гидролокатор.

Гидролокационная система, служащая для дальнего обнаружения подводных лодок, состоит из двух компонент: активной антенны LFA и пассивной SURTASS. Основной компонент системы — это SURTASS. Во время работы антенна погружается в воду на глубину от 150 до 450 метров и буксируется судном со скоростью 3-4 узла. И при таких условиях аналитический комплекс КГАР начинает слышать подводные лодки в радиусе 350 км.

В 2025 году флотилия КГАР ВМФ США из пяти кораблей выработает свой ресурс и корабли придется менять. Речь идет о серии аналогичных, но более современных судов из шести или даже семи единиц.

Американских военных серьезно беспокоит Китай, который наращивает присутствие своих подводных лодок в западной части Тихого океана. Только в 2020 году были развернуты еще две подводные лодки проекта 094 с баллистическими ракетами на борту. Плюс не добавило оптимизма известие о том, что к 2025 году закончится работа над новой китайской ракетой JL-3, которая может иметь дальность полета до 12 000 километров и предназначается для новых же лодок проекта 096.

Вообще, такая дальность позволяет запросто поражать цели в центре США из акватории Филиппинского моря, например. И это действительно повод для беспокойства.

Потому совершенно логично, что американские флотские кровно заинтересованы в появлении новых кораблей раннего обнаружения и слежения за подводными лодками. Кроме того, небольшие кораблики гонять по всей акватории Тихого океана значительно дешевле (равно как и строить), чем те же фрегаты и эсминцы.

Так что год 2025 вполне может ознаменоваться новым витком противостояния американского и китайского флотов в Тихом океане.

Не стоит, кстати, сбрасывать со счетов Японию. Японский флот сегодня – это один из динамичными темпами развивающихся флотов. А учитывая постоянные трения с китайцами, подводные лодки которых систематически пробуют на зуб японскую противолодочную оборону (и не без успеха, кстати), не удивительно, что в марте этого года Япония ввела в строй свой первый новый корабль наблюдения за океаном.

В настоящее время Япония располагает уже тремя современными кораблями гидроакустической разведки и слежения. Американцы щедро поделились с японцами, так что японские корабли также несут SURTASS. Японский флот – единственный флот мира, кроме, естественно, американского, который имеет на вооружении американский комплекс.

И – тоже катамаран…

Японский КГАР «Хибики»

Однако справедливости ради стоит посмотреть и на берег китайский. А что у китайцев в плане обнаружения?

А у китайцев все в полном порядке. Поняв, что передовые средства обнаружения и слежения дают весьма серьезные преимущества, Китай посадил своих специалистов за разработку собственного флота КГАР. И сегодня у китайского флота имеется три таких корабля. И на верфях строятся еще несколько.

Китайские корабли тоже сделаны по катамаранной технологии. В совокупности с дизель-электрической силовой установкой такие суда представляют собой очень непростую мишень для подводных лодок, поскольку являются крайне тихими в акустическом плане кораблями. А курсовая остойчивость дает ту стабильность, которая так необходима при гидрографической съемке и исследованиях с использованием гидролокатора и другого акустического оборудования. Ну и, естественно, для определения местоположения подводных лодок.

Китайское судно имеет несомненное сходство с разведывательными кораблями ВМФ США, что только подтверждает параллельность разработок китайцев и американцев. На снимках китайских кораблей на палубах не видно каких-либо признаков размещения комплексов наблюдения, но это не значит, что их там нет. Конечно, есть.

Было бы интересно сравнить характеристики кораблей и их оборудования, но увы, данные (особенно китайские) найти пока нереально.

Соединенные Штаты рассматривают свои передовые и малошумные подводные лодки как свое главное преимущество перед потенциальным противником, то есть Китаем. И однозначно привлекают своих японских сателлитов к работе против китайского флота.

Однако становится понятно, что в ближайшее время акватория Тихого океана станет ареной противостояния подводных лодок и судов, охотящихся на них с новой силой. Как во времена «холодной войны», когда американские и советские корабли работали друг против друга. Только теперь будут с одной стороны китайцы, а с другой американцы и японцы.

5 американских кораблей и 3 японских (плюс еще новые американские, о которых шла речь в начале) против 3 китайских (и какое-то количество точно строится) сделают Тихий океан не самым удобным местом для подводных лодок.

По материалам:
https://thediplomat.com/2020/07/us-navy-begins-design-evaluation-for-new-sub-tracking-ships

https://thediplomat.com/2017/06/photos-reveal-possible-new-chinese-sub-tracking-surveillance-ship

Автор:Роман Скоморохов

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Интересно, а ВМФ России имеет подобные корабли? Или некоторые «эффективные менеджеры» будут рекомендовать охотиться на подводные лодки потенциальных партнёров при помощи некой лазерной рогатки?
    Кстати, идею отдаю бесплатно! Пока китайцы не запатентовал!

    1. Я не слышал о таких военных кораблях в составе нашего ВМФ. Хотя катамараны видел в качестве гражданских прогулочных судов Пример «Дагомыс» в Сочи. Ходил на нем в море

Добавить комментарий для Андрей Кузнецов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *