Атомная подводная лодка проекта 627А («Кит»). Заложена 15 августа 1962 года на стапеле цеха №-42 Северного машиностроительного предприятия. 20 августа 1963 года поднят Военно-Морской флаг. С 11 июня по 20 августа 1963 года на подводной лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. 20 августа 1963 года поднят Военно-Морской флаг. С 11 сентября по 9 октября 1963 года проведены ходовые испытания. 4 ноября 1963 года К-159 включена в состав Северного флота, зачислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок СФ с базированием на губу Западная Лица.
В кампанию 1963 — 1966 годов К-159» совершила два автономных похода на Боевую службу общей продолжительностью семьдесят четверо суток. 2 марта 1965 года в море была обнаружена микротечь охлаждающих трубок конденсатора главного турбозубчатого агрегата левого борта, что привело к необходимости возвращения на базу. С 30 декабря 1966 года по 5 ноября 1968 года К-159 проходила текущий ремонт с заменой парогенераторов на судоремонтном заводе «Звёздочка».
В кампанию 1981 — 1984 годов К-159 была в 4 автономных походах на Боевую службу общей продолжительностью сто тридцать восемь суток. В 1985 — 1988 годах подводная лодка отрабатывала задачи Боевой подготовки в море и на базе.
25 октября 1988 года оба ядерных реактора были переведены в ядерно-безопасное состояние. 14 марта 1989 года подводной лодке присвоен тактический номер Б-159. 30 мая 1989 года подводная лодка поставлена на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с не выгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов. 1 декабря 1994 года была переформирована в состав 319-го Дивизиона подводных лодок, выведенных из боевого состава. Хранилась на приколе в губе Гремиха (г.Островной) до 2003 года.
30 августа 2003 года К-159 затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова во время буксировки на утилизацию. В штормовых условиях понтоны, с помощью которых проводилась буксировка, оторвались, и подводная лодка затонула в трех милях северо-западнее острова Кильдин. Hа борту подводной лодки К-159 находились десять членов команды. Спасательной группе удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших моряков — капитана третьего ранга Ю.Жадана и старшины 1-й статьи Е.Смирнова.
Всего на борту атомной подводной лодки К-159 находились: командир подводной лодки капитан 2-го ранга Сергей Лаппа, командир электромеханической боевой части капитан 3-го ранга Михаил Гуров, командир дивизиона движения капитан 3-го ранга Юрий Жадан, командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга Олег Андреев, командир электротехнического дивизиона старший лейтенант Сергей Соколов, старший боцман старший мичман Александр Алешкин, начальник химической службы специалист по корабельной дозиметрии мичман Роман Куринный, командир отделения турбинистов старшина I статьи контрактной службы Евгений Смирнов, машинист группы дистанционного управления главный старшина контрактной службы Андрей Князев и командир группы дистанционного управления старший лейтенант Максим Цибульский — единственный из оставшихся в живых.
В произошедшей катастрофе экологи винят Министерство Обороны, которое пыталось сэкономить, выбрав самый дешевый способ транспортировки и отказавшись от предложения выгрузить отработанное ядерное топливо непосредственно в Гремихе с помощью специально оборудованного судна.
Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки К-159 и девяти членах ее команды велось год и семь месяцев. Под следствием находились несколько флотских офицеров, причастных к организации буксировки подводной лодки. В отношении заместителя командира базирующегося в гарнизоне Островной дивизиона атомных подводных лодок капитан 2-го ранга С.Жемчужнова, который руководил операцией по буксировке атомной подводной лодки К-159, уголовное дело было прекращено в мае 2005 года.
Следствие также выяснило, что еще за час до катастрофы командир К-159 Сергей Лаппа просил вытащить подводную лодку на мель во избежание ее затопления поступавшей в отсеки забортной водой. Однако, подводники получили приказ бороться за живучесть подводной лодки, которая их и утопила…
После аварии руководство страны и ВМФ говорило о необходимости подъёма подводной лодки, но по состоянию на 2019 год подъём не осуществлён. Водоизмещение К-159 в 4.8 раза меньше, чем атомной подводной лодки К-141 («Курск»). В феврале 2004 года при обследовании корпуса подводной лодки затонул телеуправляемый подводный аппарат «Tiger», который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан.
В августе 2011 года Госкорпорация по атомной энергии «Росатом» снова подняла вопрос о возможном подъёме К-159, но окончательное решение о подъёме так и не было принято.
11 октября 2012 года Министерство Обороны сообщило, что подъем и утилизация подводных лодок К-27 и К-159 включены в проект Стратегии развития Арктической зоны РФ. Предусмотрен целый комплекс мероприятий по очистке заполярных морей от загрязнений. Кроме затопленных подводных лодок особое внимание будет уделено ликвидации опасных отходов, оставшихся после выведенных воинских частей на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах и острове Белый.
Подводная лодка К-27 покоится на дне Карского моря с 1980 года, а К-159 затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию. Если первую подводную лодку, лежащую на глубине семьдесят пять метров, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй подводной лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает. Фигурировали цифры и 170 метров, и 250 метров.
Главный штаб Военно-морского флота РФ сообщил, что собственных сил и технических средств на столь масштабные операции нет. Для подъема подводных лодок с таких глубин требуется специальные водолазные суда, буксиры, понтоны, баржи с грузоподъемной системой. Опыт подъема К-141 показал, что самостоятельно обеспечить техническую сторону РФ не способна, и в тот раз основные работы провела голландская фирма «Mammout».
Необходимых судов у нас нет до сих пор. Сразу после К-141 флот закупил в Великобритании пять беспилотных глубоководных аппаратов «Venom», на смену идут три новейших исландских «Gavia». Они могут выполнить какую-то работу своим комплектом гидравлических инструментов. Но этот поисково-спасательный аппарат не для подъема.
Представитель Оборонно Промышленного Комплекса РФ считает, что соответствующим требованиям подъема К-27 и К-159 вполне отвечает и ряд отечественных фирм, а также Объединенная судостроительная корпорация – ОСК: «Однако никто не скажет стоимость и сроки работ, пока нет параметров заказа. Поднимать подводную лодку целиком — это одно, распилить на глубине и поднять по частям — это другое».
В сентябре 2014 года российские и норвежские учёные осмотрели К-159. С помощью телеуправляемого аппарата была сделана подводная видеосъемка, на которой видна подводная лодка на грунте Баренцева моря. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии она может пролежать ещё двадцать лет.
Откуда эти официальные данные по К-159? Лодка с весны 1988 по март 1989 находилась в боевом дежурстве. Всё мероприятия по уходу в ОФИ выполнялись с редактором после 1 мая 1989. Оружие было выгружено полностью мной только 2 мая. Организационно-штатные мероприятия вступмли в силу только с 01 октября 1989 года. Уходя в 1991 году на Классы я не слышал, что на лодках 627 проекта поменялись тактические номера.
Максим, как думаете что с к141 случилось? Раз так близко служили. Я многое изучал, интересна версия людей знающих.
Ко мне обратились двое вдов экипажа, которые были признаны потерпевшими в уголовном деле. Я заключил соглашение на их представительство и вместе с адвокатом Светой Беловым изучил уголовное дело, в котором единственным обвиняемым был командующий Северным флотом адмирал Геннадий Александрович Сучков. После изучения дела, я отказался участвовать в деле на стороне обвинения. т.к. посчитал и сейчас считаю, что его вина не была доказана. АПЛ до сих пор не поднята, причина гибели до сих пор не установлена. Только закончил главу книги «Все пропьем, но флот не опозорим». Там есть подробности этого дела, надуюсь, что книга «Записки адвоката-камикадзе» выйдет в этом году.