Приближается День Великой победы в Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Победу добывали не только на суше, но и море. Значительный потопленный тоннаж вражеских кораблей и судов записан и на счёт подводников. В послевоенный период много писалось о героях – подводниках, потом об этом стали забывать, издавая книги об асах подводниках третьего Рейха, забывая своих. Оправдано ли это? Ведь наши подводники находились в более тяжёлых условиях, чем восхваляемые «рыцари Денница».
Статья опубликована в преддверии дня подводника!
В преддверии даты Великой Победы уместно напомнить, что она ковалась не только на сухопутных фронтах, но и на морях, в частности, под водой. На счету советских подводников немало славных дел, но, к сожалению, не переиздаются интересные книги послевоенной поры наших командиров-подводников. Зато книжные прилавки переполнены литературой разного характера, в которой прославляются боевые достижения фашистских асов-подводников. Их дополняют повествования о деятельности подводников бывших союзников.
У нас же известно имя, пожалуй, только одного подводника времён войны, правда, он этого заслужил, Александра Ивановича Маринеско. Его «атаку века» 20-го знает весь мир (30 января 1945 г.). Но во всех публикациях больший упор делается на скандальную жизнь Маринеско, чем на его боевую деятельность. В тени этой личности остаются другие, не менее, заслуженные подводники. О всех не расскажешь в короткой статье, только упомянуть отдельных. На каждом флоте были свои герои.
Конечно, самая драматическая обстановка для советских подводников во время войны сложилась на Балтике.
Товарищ А.И. Маринеско по Балтике Пётр Денисович Грищенко, с не менее драматичной жизнью, занимающий по потопленному тоннажу 2-е место (по количеству первое, 10 против 4 – В.К.), так и не был удостоен звания Героя, не смотря на все старания общественности всех уровней. За 50 лет его десять раз официально представляли к званию Героя страны, а в ответ молчание…. Доцент. Кандидат военно-морских наук, писатель Пётр Грищенко – один из самых прославленных подводников советского ВМФ. Его книги, написанные лично на фактах своей биографии, выгодно отличаются от многих сухих, записанных рукой лит обработчика, мемуаров. Книги «Мои друзья-подводники» (1966), «Соль службы» (1879), «На минном заградителе «Л-3» (1981) читаются легко и с интересом. Сегодня они библиографическая редкость.
Балтийские подводники внесли значительный вклад в борьбу с фашизмом. Недаром из 25 Героев Советского Союза подводников 11 балтийцев. Подвиг А.И. Маринеско до сих пор не оценён Великобританией, а ведь потопление лайнера «Вильгельм Густлофф», где были подготовленные экипажи для новых «Вальтеровских» подводных лодок (лодки уже были готовы –В.К.), спасло Англию от агонизирующего броска подводных асов Карла Деница.
Высокую оценку деятельности советских подводных лодок можно увидеть в высказываниях зарубежной прессы того времени. Про гитлеровская шведская газета «Дагенс Нюхетер» в номере от 20 октября 1942 г. писала: «Военно-морская база Кронштадт-Ленинград, как бы сильно она ни была блокирована немцами и финнами, всё ещё продолжает оставаться опорным пунктом военно-морских сил Балтики, а советские подводные лодки, управляемые отважными командирами, несомненно, прорываются через узкие, заминированные и чрезвычайно тщательно охраняемые воды Финского залива для того, чтобы срывать мореплавание в Балтийском море….
Операции русских подводных лодок в Балтийском море, несомненно, доставляют немцам большое беспокойство, не дают возможности наладить твёрдые коммуникации. Вынужденная, таким образом, система конвоирования, эскортирования, опасная и требующая больших материальных и людских жертв охота за подводными лодками и ограничение морских коммуникаций, — всё это, несомненно, нарушает разработанный немцами план мореплавания в Балтийском море…».
Эта, более чем правильная, оценка значения подводной угрозы, создаваемая подводными лодками (пл), верна и для других морских театров военных действий. Даже не топя суда противника, подводные лодки уже самим своим присутствием, в том или ином районе, наносят материальный урон врагу. На Чёрном море подводные лодки выполняли ещё одну немаловажную задачу – транспортную. Подводникам приходилось доставлять военные грузы в осаждённый Севастополь и заниматься эвакуацией раненых…. Между тем, они не прекращали и боевых действий. Семь Героев – подводников, причём не только командиров лодок (командир отделения трюмных пл «М-35» А.С. Морухов, и боцман пл «Л-4» И.С. Петров – В.К.), достойная оценка деятельности соединения подводных лодок Черноморского флота под командованием капитана 1 ранга Андрея Васильевича Крестовского. Это имя незаслуженно забыто, а между тем, боевое счастье командиров и возглавляемых ими экипажей подводных лодок во многом явилось следствием заботы об их боевой выучке со стороны командира соединения подводных лодок ЧФ Андрея Крестовского. Будучи опытным подводником и умелым воспитателем, он пользовался большим уважением и авторитетом среди личного состава. Неоднократно А.В. Крестовский ходил в боевые походы и личным примером учил, как надо бить врага. Воспитанные им командиры лодок М.В. Гришилов, А.Н. Касаев, Я.К. Иосселиани и М.И. Хомяков стали Героями Советского Союза. За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны в сентябре 1944 года Севастопольская бригада подводных лодок была награждена орденом Красного Знамени. Командир бригады капитан 1 ранга Крестовский погиб в одном из боевых походов на подводной лодке в 1944 году. Место и тайна гибели подводной лодки неизвестны до сих пор.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот (СФ) являлся самым молодым из всех флотов ВМФ СССР. Вместе с флотом росло и соединение подводных лодок, которым командовали в начале войны Н.И. Виноградов, а начиная с 1943 года – И.А. Колышкин. Уже в 1941 году подводные лодки проявили высокую активность в борьбе на морских путях, настойчиво и дерзко срывая снабжение вражеских войск. Наиболее энергично подводники действовали в районах вражеских портов и гаваней.
К началу 1942 года подводными лодками СФ было потоплено 33 транспорта и 7 боевых кораблей общим водоизмещением 160 000 тонн. В первой половине 1942 года противнику были нанесены новые чувствительные удары.
В передовой статье «Подводный флот – гордость советского народа» газета «Правда» от 10 июля 1942 г. писала: «В горниле Отечественной войны советские подводники закалились, ещё выше подняли своё мастерство, настойчиво, упорно учатся побеждать врага. Подводный флот Советской страны гордится такими командирами, как Герой Советского Союза капитан 2 ранга Колышкин И.А. В боевых походах лодки под его руководством уничтожали по три-четыре вражеских транспорта. Его подразделение подводных лодок уничтожило около тридцати вражеских транспортов. Смелый воин, опытный моряк, высококвалифицированный подводник тов. Колышкин воспитал многочисленную плеяду опытных командиров.
Подводный флот гордится командиром лодки Героем Советского Союза Н.А. Луниным. Это он ринулся в смелую атаку на линейный корабль «Тирпиц», шедший в охранении более десяти вражеских кораблей….
Советский подводник Герой Советского Союза Стариков уничтожил около десяти вражеских транспортов.
«Бить врага в море, бить его в порту!» — вот лозунг моряков. Советские подводники бьют врага не только в море, на переходе. Они наносят ему удары и в его водах, в его базах, у причалов…».
Многие имена командиров подводных лодок СФ стали легендарными. Среди них Ф.А. Видяев («Видяев, навеки оставшийся в море, Бессменную вахту несёт…), Н.А. Лунин, М.И. Гаджиев, И.И. Фисанович – всех и не перечислить в небольшой статье. Много ярких страниц вписано в летопись боевых дел североморцев героическими действиями экипажей подводных лодок, возглавляемых этими командирами.
Семь командиров Героев страны, добротная оценка действий подводников в северных морях, а один из командиров-североморцев М.П. Августинович (пл «К-1») занимает третье место по потопленному вражескому тоннажу (18 463 т.) во время войны.
За годы Великой Отечественной войны советские подводники нанесли огромный урон врагу. Достаточно сказать, что потопление одного транспорта водоизмещением 10000 т. равноценно уничтожению 10 груженных железнодорожных составов. Постройка такого транспорта обходилась не менее 2 – 2,5 млн. рублей в ценах 1940 года. Танкер водоизмещением 10 000 т. может доставить топлива для заправки нескольких тысяч танков и почти тысячи самолётов-бомбардировщиков. Транспорт в 10 000 т. водоизмещения принимает на борт до 200 средних или 80 тяжёлых танков со всем боезапасом, 10 000 солдат или двухмесячный запас продовольствия для 3-4 дивизий. По этим данным можно судить о масштабе потерь, причинённых врагу нашими подводниками, пустившими на дно сотни, груженных транспортов и боевых кораблей врага. Не даром, была установлена норма, за 4-5 потопленных вражеских судов командир представлялся к званию Героя Советского Союза. Но многие так и не получили этого звания в основном по причине чиновного чванства. За кабинетным столом подводная опасность не подстерегает…. Но более всего обидно сегодня за то, что подводный флот России сегодня, ударная часть любого ВМФ, в день его 114-й годовщины (19 марта 2020 года), находится не на должной из-за недальновидной деятельности тех же чиновников.
Опыт 2-й мировой войны показал эффективность действий подводных лодок на морских коммуникациях, а их послевоенное развитие привело к ракетно-ядерной угрозе из глубин океана. Кроме этих задач намечается в ближайшем будущем и строительство подводных транспортов и танкеров, независящих от погодных условий. И везде, для обслуживания подводных кораблей во всех их ипостасях нужны опытные кадры, которых мы уже лишены сегодня из-за чиновного произвола. В стране нет ни одного училища подводного плавания.
Уважаемый Президент России, Правительство, господа депутаты! Приближается 75-я годовщина Победы. Ещё живы некоторые подводники времён Великой Отечественной войны, на опыте которых рос и мужал послевоенный подводный флот России, они и подводники времён «холодной войны» ждут, что Вы, возможно, обратите свой взор на значение подводного флота в геополитическом пространстве России, чтобы подводники не считали себя изгоями в своей стране. А это так, хотя Президент, В.В. Путин назвал их элитой нации.
Я написал схематичную статью, чтобы обозначить вехой путь подводников в Великой Отечественной войне, а если писать конкретно, то о каждом командире подводной лодки времён 2-й мировой войны надо писать не менее повести. Интерес российских людей к подводной теме огромен….
К сожалению, ни президент РФ, ни депутаты всех уровней эту статью не читали. Видимо, перед ними стоят более глобальные задачи, чем обороноспособности нашей Родины! Возможно, я не прав, и перед нашим руководством стоят более важные и насущные задачи вроде сбыта и реализации Северного и др. потоков, и по прорытью русл для новых нефтяных рек.