Александр Артамонов, военный обозреватель 03 ноября 2019
В тридцатые годы прошлого столетия группа талантливых изобретателей — А.Требелев, а также А. Баскин и А. Кириллов — решила создать подземную лодку, способную прокладывать нефтяные магистрали прямо в толще земли
Подземная лодка может подарить России залежи Антарктиды и базу на Луне
Предполагалось, что сначала механический крот с экипажем на борту может проложить ход до нефтяного пласта, а после исследовать его, пробивая себе путь через скальные перемычки. Изобретатели считали, что аппарат потянет за собой нефтепровод и когда достигнет действительно богатых залежей, то включит насос, чтобы наполнить пристыкованную сзади гибкую трубу. Проект был настолько интересен с точки зрения народного хозяйства, что его даже удалось довести до стадии опытной реализации.
Россия была, как всегда, впереди
Кстати, тройка смелых учёных была не первой в этой области. До них аналогичными исследованиями занимался инженер Пётр Рассказов, погибший при невыясненных обстоятельствах якобы от шальной пули в 1904 г.
Вместе с ним, похоже, трудился и Евгений Толкалинский, эмигрировавший после революции в Швецию и разработавший собственную модификацию горнопроходческого щита. Такие же эксперименты вёл за океаном, в США, талантливый изобретатель Питер Чалми, сотрудничавший с самим Эдисоном.
Будущее уже стучалось в двери, но силовые установки тех лет не позволяли создать достаточную мощность для работы бура. Сам же принцип движения аппарата через твёрдые пласты был позаимствован инженерами у самой природы.
Для этих целей российские изобретатели изловили живого крота и долго при помощи рентгена изучали, как животное прокладывает туннели в стеклянном лабораторном кубе, заполненном землёй. Механическое изделие, по сути, копировало его технику продвижения: прокапывание производится передними лапами и носом с одновременным проталкиванием тела вперёд, причём силовая опора приходится, как на домкраты, на задние конечности.
Справка
Архивы по подземной лодке были рассекречены относительно недавно — в 1976 г., по решению Антонова, начальника Главного управления по охране государственной тайны в печати при Совете министров СССР. Соответствующее разрешение им было получено от начальника Главного политического управления А.А. Епишева.
Фашисты и подземная лодка
Довоенные опыты в Советском Союзе были прекращены, но эстафету подхватила фашистская Германия. Там коллега русских — Хорнер фон Верн живо воспринял идеи Требелевского (возможно, новая версия имени Требелева в эмиграции) и его детища — «субтеррины» (так русский инженер назвал на латыни свою подземную лодку).
Фон Верну покровительствовал сам Клаус Шенк фон Штауффенберг, входивший в фашистскую элиту, поэтому немецкому изобретателю удалось довести свои идеи до руководства Третьего рейха. Нацисты оценили представленную работу по заслугам и пришли к выводу о возможности его использования в рамках операции «Морской лев», то есть высадки десанта в Великобритании. Германские стратеги предполагали, что «субтеррины» способны подойти незамеченными к берегам Англии и скрытно начать прокладку туннелей под водой, постепенно вгрызаясь в дно, а потом уходя под поверхностью от береговой линии в глубь острова. Однако, несмотря на все многообещающие расчёты инициативной группы, проект был свёрнут, так как Гитлер сделал ставку на авиацию.
СССР решил создать собственную боевую «субтеррину»
Удивительная история освоения недр при помощи обитаемой конструкции была продолжена благодаря министру госбезопасности Советского Союза Виктору Абакумову.
Справка
В 1949 г. Абакумов потребовал от Академии наук создать группу учёных для освоения архива немецкого НИИ, работавшего над «субтерриной» в нацистской Германии. Но начало ядерной эпохи отодвинуло проект в разряд второстепенных.
Любопытно, что вновь досье о лодке легло на стол высокопоставленных чиновников уже в эпоху Н.С. Хрущёва. Тот совершенно серьёзно отнёсся к возможности атаковать капиталистов из-под земли. Распоряжение первого секретаря КПСС было немедленно претворено в жизнь. Так на Украине и появился завод для строительства «боевых кротов», которым отводилась та же самая роль, что и в нацистском государстве. Предполагалось, что аппарат сможет незаметно прорыть ход через шельфовую линию восточного побережья США, дойти до сейсмически нестабильных зон, где будет заложена атомная взрывчатка.
В случае опасности для Советского Союза со стороны Америки ядерные бомбы, покоящиеся глубоко под американской землёй, могли быть приведены в действие. Самое интересное заключалось в том, что официально никто мог и не взять ответственность за катастрофу, так как она была бы воспринята, как естественное проявление сейсмоактивности в районе разлома Сан-Андреас.
Справка
Завод был построен в 1962 г. в местечке Громовка, на западном Крымском побережье, поблизости от города Черноморска.
В 1964 г. первый прототип лодки-бура поступил для испытаний в воинскую часть на Урале. Конструкция нового поколения была оснащена уже атомным реактором и показала великолепную скорость до 7-9 километров в час (в некоторых случаях — до 15 км/ч) при прохождении грунтов различного уровня сложности.
Справка
По свидетельству очевидцев, конструкция представляла собой заострённый с обеих сторон цилиндр, выполненный из титана, длиной 25 м и диаметром — 3. Её экипаж составлял 5 человек, а в десантном отсеке располагалось 15 бойцов и тонна груза.
К сожалению для смелых испытателей, во время ходовых испытаний в районе горы Благодать реактор стал нестабильным. Взрыв произошёл на глубине, лодку завалило, и было принято решение не откапывать её по причине сильного радиоактивного загрязнения.
В дальнейшем, после снятия Хрущёва, проект вновь канул в Лету — во многом из-за позиции курировавшего его маршала Д. Устинова, сделавшего ставку на освоение Луны.
А что сегодня?
В наши дни возрождение проекта стало вновь возможным в том случае, если он будет востребован для освоения ледяного континента — Антарктиды.
В настоящее время Россия и ряд других стран подтвердили свой интерес к геологическим изысканиям на самом далёком и загадочном материке планеты, в недрах которого скрываются баснословные по богатству залежи ископаемого топлива, редкоземельных и драгоценных металлов. Именно на этом континенте находится самый лёгкий в мире уран.
Справка
Таяние льдов идёт достаточно быстрыми темпами, но в среднем слой Антарктического щита по-прежнему достигает по толщине от 2 до почти 5 километров.
Возрождённый из небытия «боевой крот» найдёт себе мирное применение в Антарктиде. Сегодня подобными технологиями прокладки штолен и вертикальных шахт через многокилометровую толщу обладают разве что японцы, уже претендующие на свою долю пирога вблизи от Южного полюса.
Дело в том, что в ближайшем будущем истекает срок действия Договора об Антарктике, подписанного ещё в 1951 г. Согласно документу, геологические разработки шестого континента запрещены, а Антарктида объявлена достоянием человечества. В этом духе выдержан и Мадридский протокол 1991 года. Тем не менее ряд стран уже объявили о своих территориальных претензиях на новые владения. Так, Аргентина уже заявила во всеуслышание свои претензии на западную Антарктику. Она собирается добывать в регионе ископаемое топливо — уголь и нефть. Австралия же желает захватить пролив Брансфилд.
Российский «боевой крот» может послужить весомым аргументом для утверждения прав Российской Федерации и проведения изыскательских работ в экстремальных условиях.
Сама по себе конструкция хорошо зарекомендовала себя, а при современном уровне развития техники возможно применение «субтеррины» и в беспилотном варианте, в качестве геологического робота.
Другая сфера применения «крота» — космос. Как известно, Россия собирается строить базу на Луне, точнее — под поверхностью нашего небесного спутника. И опять-таки наши подземные лодки могут легко «прогрызть» необходимые для размещения российской базы туннели.
Я писал об этом 20 лет назад. Ну и что? У нас на это не обращают внимания. Даже арендованные «Кроты» у ФРГ для работ на Чернобыльском «котелке» не смогли или не захотели скопировать. Мы не китайцы, которые с усмешкой сейчас говорят — «Крым Ваш, а Сибирь наш!». Позор!