Самшиты — медленнорастущие вечнозелёные кустарники и деревца, вырастающие до высоты 2—12 м (изредка 15 м). Существуют три крупных ареала:
1. африканский — в лесах и лесостепях к югу от Экваториальной Африки и на Мадагаскаре;
2. центрально-американский — в тропиках и субтропиках к югу от северной части Мексики и на Кубе (25 эндемичных видов); американские виды — самые крупнолистные растения рода, часто достигающие размера деревьев средней величины (до 20 м);
3. евро-азиатский — от Британских островов через Южную Европу, Малую и Переднюю Азию, Закавказье, Китай до Японии и Суматры.
В России на Черноморском побережье Кавказа в ущельях и долинах рек во втором ярусе широколиственных лесов растёт один вид — Самшит колхидский (Buxus colchica). Уникальный самшитовый лес расположен в среднем течении реки Цице на территории Цицинского лесничества Курджипского лесхоза в Республике Адыгея, имеет статус участка с заповедным режимом охраны. Площадь его составляет около 200 га. Ареал самшитов постоянно сокращается вследствие рубок. Особенно большие территории самшитовых реликтовых лесов пострадали осенью 2009 года при строительстве олимпийской дороги Адлер — Красная Поляна было выкорчевано и закопано несколько тысяч стволов.
На флоте «Самшитом» называли радиостанцию диапазона УКВ-ДЦВ, впервые установленную в составе автоматизированного комплекса связи в посту связи с авиацией, для обеспечения полетов авиации. Она шла на замену радиостанциям «Графит» УКВ диапазона и «Эвкалипт» ДЦВ диапазона. Радиостанции «Самшит» устанавливались по две в стойку и занимали почти весь пост. Всего было установлено на ТАКР «Киев» 10 радиостанций.
Личному составу группы связи с авиацией нравилась по внешнему виду новая радиостанция, компактно вписавшиеся в интерьер боевого поста связи с авиацией.
Все было хорошо, пока не включили для проверки одну радиостанцию.
И тут началось:
во-первых, дикий высокий визг работающего вентилятора;
во-вторых, отсутствие подавителя шумов, делало работу руководителя полетов на СКП (стартовый командный пункт) и вахтенных матросов в посту практически невозможной.
Командир группы связи с авиацией доложил обстановку командиру боевой части, но тот лишь отмахнулся:
— У нас своих проблем хватает. Потерпите.
Настырный командир группы доложил председателю приемной комиссии по связи, но тот не придал значения. Наверно подумал:
— Подумаешь что-то там шумит. У вас в связи всегда шумит, когда не шумит – это уже совсем плохо.
Но командир группы не успокоился и записал замечание представителям промышлености, а те лишь разводив руки отвечали:
— Где мы вам новую радиостанцию найдем. Мы выполнили все ТЗ (технические задания), выданные нам управлением связи.
Швартовые испытания закончились, и начались государственные испытания. Новый авианосец в мае месяце (по высокой воде в Южном Буге) вышел впервые в море Путь был неблизкий из Николаева в Севастополь.
Уже на переходе начались испытания авиационного комплекса. Все же первый авианосец уже в составе военно-морского флота СССР. Флаг поднят.
Начались первые посадки и взлеты вертолетов КА-25, МИ-8, потом самолетов ЯК-38м. Корабль работал как настоящий аэродром. Взлеты, посадки следовали одна за другой. А в это время, на боевом посту, матросы лезли на переборки от рева всех вентиляторов одновременно включенных радиостанций. Даже на несколько палуб вниз был слышан визг этих радиостанций.
— Что это у вас так орет там? – спрашивали командира группы связи с авиацией офицеры из других боевых частей.
В ответ он безнадежно махал рукой и шел в свой боевой пост. Заткнуть уши берушами вахте было невозможно, так как необходимо было еще и слушать информацию, передававшуюся и принимавшуюся по радиостанциям, чтобы оперативно подсказать руководителю полетов, в случае необходимости оперативно заменить радиостанцию.
Наверху на стартовом командном пункте тоже страдали от шума радиостанций, работающих без подавателей шумов.
Руководитель полетов вызвал командира группы и говорил ему:
— Старлей, я так могу что-нибудь важное пропустить. Заглуши чем-нибудь шумы, а то, не дай Господь, пропущу чего, и с самолетом может что-нибудь случиться. Если с самолетом что-нибудь случиться и не дай Господь с летчиком, я тебя просто застрелю – и показывал командиру группы пистолет, находившийся у него во внутреннем кармане летного голубого комбинезона
Командир группы связи с авиацией виновато разводил руками и оправдывался, что эта станция не имеет таких функций, что виноваты не мы, а промышленность, которая создала такие радиостанции.
Когда ему надоело каждый день выслушивать эти замечания и угрозы он привел к руководителлю полетов фирмы Яковлева на расправу представителя завода изготовителя, которые разработали и поставили эти станции. Представитель уже пожилой мужчина с брюшком и лысиной виновато разводил руками и объяснял, что выполнены все требования ТЗ ВМФ и тоже разводил руками.
— Плохие радиостанции – констатировал руководитель, сморщив вои правильные и мужественные черты лица – надо будет заменить на старые, раз новые такие плохие. С такими шумами работать невозможно. буду докладывать выше. Делайте что хотите, но чтобы шумов не было — и отворачивался, показывая, что разговор закончен.
Но каждый день, почти круглосуточно, работали злополучные радиостанции, а матросы на боевом посту глохли от визжащих вентиляторов. Руководители полетов ругались тоже, но терпели. Другой возможности провести испытания не было.
Видимо, в конце концов руководитель полетов все же доложил Председателю государственной комиссии заслуженному вице-адмиралу Волобуеву Е.И. Благо имел такую возможность пожаловаться лично.
— Мы отменям все полеты, так как гарантировать безопасность летчиков в такой обстановке невозможно. Если вы не сделаете нашу работу нормальной, причём в кратчайшее время, то будем докладывать в Москву! — поставил он ультиматум.
И теперь все начальники, во главе с вице-адмиралом Волобуевым пришли в пост слушать визг радиостанций.
Вице-адмирал выдержал ровно одну минуту и приказал председателю комиссии по связи и командиру корабля немедленно устранить замечания группы руководства полетами, в противном случае будут по их вине сорваны государственные испытания авиационного комплекса корабля
Когда вице-адмирал и сопровождавшие его помощники ушли, то в посту остался председатель комиссии по связи, военный представитель НИИ связи, командир БЧ-4 и командир группы.
Председатель комиссии по связи, нервно курил сигарету за сигаретой и морщился (что делать на боевых постах категорически запрещено — но он же председатель, ему можно). А командир БЧ-4, и командир группы связи с авиацией стояли перед ним и ждали его резолюции.
После третьей сигареты он наконец спросил тихо представителя НИИ связи:
— Что делается для устранения замечаний Председателя государственной комиссии? Что вы можете сделать срочно?
— Я уже сообщил в институт о проблеме – шептал ему на ухо представитель научно-исследовательского института – мы принимаем все возможные меры.
Председатель аккуратно сбросил пепел в свернутую конусом бумажку и поморщился:
— Если в течении недели это не будет устранено я лично вас и вас товарищ командир БЧ-4 посажу в этот пост и заставлю в течении суток слушать эту какафонию. Изобретатели, мать вашу — черт Вас побери. У меня матросы глухими будут уходить с корабля. А не дай господь что с самолетами случиться из-за этого. Ведь вас всех посадят. И мне достанется. Почему раньше не доложили посмотрел он на командира БЧ-4. Командир группы неоднократно это докладывал ещё в Николаеве.
— А я и не знал об этой проблеме. Мнек командир группы не доложил – соврал он – накажу его
— Подожди наказывать. Он даже мне докладывал, а я не придал значения. думал, что туфта, но это оказывается влияет на испытания. Плохо это, что мы своих лейтенантов своевременно не слышим. Видишь какие беды могут быть.
Командир БЧ-4 кивнул головой.
— Может установить две старые радиостанции «Графит», они тихо работают – тихопредложил командир группы связи с авиацией.
— А вы установите сами? – спросил Председатель, поднимая глаза, на встрявшего в вопрос государственной важности старлея, и погасив сигарету, опустил бумажный пакетик в урну.
— Так точно установим – ответил командир боевой части, заглядывая в глаза Председателю – у нас специалисты хорошие, все сделают. Вот командир группы и возглавит – он посмотрел строгим взглядом на командира группы.
Тот под взглядом начальника покраснел и тихо сказал:
— Так точно сделаю.
Председатель поморщился и тихо сказал:
— Хорошо я дам команду и вам срочно привезут две радиостанции Р-619. А вы уж будьте любезны установить и подключить их самостоятельно и подключить их в комплекс связи. Это сложно? — посмотрел на командира группы.
— Сделаем, раз это надо — ответил командир группы с виноватой улыбкой.
На следующий день старлей и старшина команды под грохот и рев «Самшитов» устанавливали «Графиты», доставленных в ящиках в море специальным катером из Севастополя. Доставлял лично заместитель начальника связи Черноморского флота.
— Может вам прислать представителей с завода связи для подключения?
— Это долго? — спросил командир БЧ-4.
— Ну дня два три — все сейчас работают, но мы найдем резервы.
— Нет у нас ни дня даже — ответил председатель комиссии по связи — будем подключать сами. Командир группы — присупайте.
Но две радиостанции, все же не делали погоды. Во время полетов, чтобы обеспечить их, приходилось задействовать и злополучные «Самшиты». Но грохот стал хоть немного, но тише. Но как потом выяснилось. что дальность связи на установленных «Графитах», оказалась меньше, чем на «Самшитах» и начали ругаться летчики, что связь на удалении стала нестабильной. Мощность «Графитов» была меньше мощности «Самшитов» и это серьезно сказывалось на дальности связи.
Скоро в пост связи с авиацией по приказанию Председателя пришли рабочие со специальными приборами замерять уровни шумов при всех работающих радиостанциях и вентиляции. Уровень шумов на местах дежурной службы зашкаливал до 110 децибел.
— Как вы несете здесь вахту? 120 децибел — это болевой порог. Ведь оглохнуть можно – спрашивал командира группы немолодой майор с медицинскими погонами — вам нужны специальные наушники, а то загубите здоровье матросов.
В ответ старлей лишь пожимал плечами. А что он мог сделать? Не нести вахту было нельзя во время полетов. Всех удовлетворяло, что летные испытания все же продолжаются и не остановились.
Так продолжалось, почти все испытания, пока ……..
Как-то ночью, часа в два, командира группы вызвал на боевой пост, командир отделения радистов, несший вахту в ночное время. Дрожащим от волнения голосом он доложил старшему лейтенанту, что его вызывает на пост прибывший Председатель государственной комиссии вице-адмирал.
Вице-адмирал Волобуев – это величина высшей значимости, заместитель командующего Северного флота. По кораблю ходили легенды о его строгости и нетерпимости к недостаткам.
Все знали, что по ночам вице-адмирал проверяет боевые посты и вахты. Каждое утро шли разборы этих проверок. После его посещений постов командиры боевых частей и прочие начальники получали нагоняи.
Рассказывали, что вице-адмирал закончил какое-то береговое артиллерийское училище и был распределен на крейсер «Александр Невский». Корабль настолько ему понравился, что он не задумываясь сказал:
— Буду командовать этим кораблем!
И через десять лет он действительно командовал этим крейсером.
На бегу, надевая китель на тельник и спотыкаясь от волнения на трапах, командир группы, бежал изо всех сил на боевой пост. Пролетая по пустым коридорам второй палубы, он думал, что надо бы вызвать командира дивизиона, командира боевой части и Председателя государственной комиссии по связи. Но времени на это не было, и вызвать было нечем.
— Авось командир отделения догадался вызвать – взлетел он вверх по трапам в сторону СКП.
Запыхавшийся командир группы влетел на боевой пост. За пультом комплекса связи, на крутящимся стуле, крутился вице-адмирал в голубом летном комбинезоне, а командир отделения ему что-то докладывал.
— Товарищ вице-адмирал командир группы связи с авиацией старший лейтенант …
Вице-адмирал рукой остановил доклад и четко выговаривая слова, своим на редкость своеобразным голосом сказал:
— Быстрее надо бегать старлей. Я жду Вас уже целых пять минут.
Командир группы не оправдывался, а молча ждал его дальнейших вопросов, зная, что если начнешь оправдываться, то будешь обязательно еще больше виноват. Так устроены все начальники. А старлей все же не молодой лейтенант и какой никакой опыт службы уже был.
Вице-адмирал внимательно посмотрел на вытянувшегося перед ним старлея чему-то вдруг улыбнулся, хлопнул по сидению кресла, стоявшего рядом с ним, и неожиданно сказал:
— Ладно. Садись старлей! Старшину отпустим, у нас с тобой разговор будет долгий, приницпиальный и скорее всего до утра – посмотрел на часы и добавил, – а всего три часа до подъема осталось. Потерпишь без сна?
— Так точно товарищ вице-адмирал. Разрешите только доложить о вашем прибытии командиру дивизиона и командиру боевой части – спросил командир группы осторожно, не понимая, о чем ему надо разговаривать ночью с вице-адмиралом.
— Отставить, они нам здесь не нужны. Если, что не так, то утром узнают в приказе по Северному флоту – усмехнулся адмирал.
Командир отделения, довольный что его отпускают, дал командиру группы расписаться в журнале приема техники и документации.
Адмирал внимательно смотрел на росписи, чему-то хмыкнул, но промолчал.
— Разрешите идти товарищ вице-адмирал? – спросил командир отделения.
Вице-адмирал, в знак разрешения, лишь махнул рукой, и командир отделения радостно упорхнул за дверь
Вице-адмирал помолчал немного, а потом сказал:
— Старшина твой нормальный, знающий, вдумчивый специалист, такие на вес золота, запомни старлей, такие не подведут. Форма чистая, сам подтянутый, видимо и подчиненные такие же — одобряю. А ты мне доложи-ка – он задумался и потом неожиданно спросил, показывая рукой на пульт – возможности этого пульта и покажи, что он может.
Командир группы включил пульт и начал показывать. Пальцы порхали сами по кнопочкам, загорались лампочки.
Внезапно вице-адмирал остановил и попросил повторить еще раз. Всю ночь продолжался допрос-экзамен. Вице-адмирала интересовало буквально все, данные всей техники связи, установленной на боевом посту, особенности ее использования, дальности связи, антенное хозяйство и особенности его использования, стыковка частот с радиостанций корабля с радистанциями самолетов и вертолетов, обеспечение вентиляцией и холодом.
Командир группы увлекся и все подробно рассказывал ему и показывал. Он видел в нем уже не вице-адмирала, а просто человека, которому интересно заведование. Дошли до «Самшитов». И командир группы рассказал ему еще раз о всех бедах, о жалобах руководителя полетов. Продемонстрировал ему включенные «Самшиты», казалось, что они ревели на весь корабль. Адмирал морщился, а потом спросил командира группы:
— Почему мне так поздно доложили, когда что-то сделать поздно?
Командир группы растерялся и не знал, что ему ответить. Что докладывал, так вроде командование подвести.
— А вашему связному председателю докладывал? – спросил он, увидев некоторую растерянность.
— Так точно. Он принимает меры. Вот поставили две тихих радиостанции, но у них мощность не очень большая.
— Давай вызывай сюда вызывай Председателя и этого хомяка из института. Разберусь я сейчас с ними.
Трясущимися руками набрал командир группы набрал номер телефона каюты Председателя и передал приказание адмирала:
— Вы зачем вызвали адмирала в свой пост? Что вы ему там наболтали? – начал кричать сразу Председатель.
Командир группы начал оправдываться, но услышав это вице-адмирал взял трубку из его рук и приказал:
— Товарищ капитан 1 ранга у вас есть две минуты, чтобы прибыть на боевой пост – и прищелкнул трубку к телефону.
Посидел немного, крутанулся на стуле, потом посмотрел на командира группы и сказал с усмешкой:
— Старлей я тебе приказал только вызвать его, а ничего не объяснять. Если я что приказал, прошу исполнять все дословно, а не болтать.
Командир группы извинился и вызвал представителя института. Тот никаких вопросов не задавал.
— Вот что старлей включай все полную катушку. Будем смотреть, как они будут реагировать.
Командир группы включил все радиостанции. Визжащий шум моментом наполнил боевой пост.
В пост влетел запыхавшийся Председатель:
— Товарищ вице-адмирал капитан 1 ранга по вашему приказанию прибыл.
Адмирал приложил руку к уху и прокричал Председателю:
— Не слышу, что вы сказали?
Председатель доложил снова и снова адмирал сделал вид, что не слышит.
Председатель побагровел и доложил третий раз.
— Старлей выключи все, а то ничего не слышу – приказал адмирал и откинулся на спинку кресла.
По мере выключения радиостанций и угасания шумов в посту становилось тише.
— Что скажешь? – добродушно спросил адмирал.
— А что говорить? И так понятно, пойдет замечанием в Акт государственных испытаний.
— И, что из этого? Они, что так и будут в море выходить, а матросы и старлей глохнуть?
Председатель по связи достал сигарету и спички и не прикуривая спросил адмирала:
— Разрешите закурить!
— Не разрешаю – налился кровью адмирал – не разрешаю и никогда не разрешу курить на боевых постах. Вы что с печки упали товарищ капитан 1 ранга или корабельный устав не знаете? Или корабельную службу забыли? Вы же вроде на крейсере служили?
— Так точно, — капитан 1 ранга смял сигарету и бросил в урну. Сигарета не попала и покатилась по зеленому линолеуму боевого поста.
Командир группы быстро нагнулся и закинул в урну. Поднимаясь, он увидел с какой ненавистью мазанул его по лицу председатель по связи
На пост влетел представитель института и доложил о прибытии.
— Так голубь сизокрылый. Ваше изобретение? – показал вице-адмирал на радиостанцию «Самшит».
— Так точно по нашему заданию изготовлен на радиозаводе «Мельхиор» и разработан там же в конструкторском бюро – улыбнулся чему-то представитель.
— Мое решение такое! – хлопнул адмирал по ручкам кресла, вставая – эта радиостанция ВМФ не принимается и не будет принята никогда. Что, хотите делайте, но флоту такие радиостанции не нужны. В море авианосец должен выйти с нормальной радиостанцией с хорошей дальностью, и чтобы в посту матросам было комфортно вахту нести. И потом мне летчики доложили, что там нет подавителя шумов – он жестко сжал губы — и руководители полетов жалуются. Если вы мне загубите летчиков, то я с вас обоих шкуру спущу. Думайте! И если в ближайшее время не будет решения, я вас обоих здесь запру на все оставшиеся испытания – он направился к выходу и хлопнул за собой дверью.
Все стояли молча. Председатель сел в кресло адмирала и закурил, сворачивая бланк радиограммы под пепельницу:
— Ну что старлей допрыгался? – он посмотрел командиру группы в глаза – сам влетел и своих начальников подвел, нажаловался на нас. Слишком прыткий, но мы прыть тебе укоротим – он выпустил дым старлею в лицо.
Командир группы не знал, что и ответить.
— У нас сейчас разрабатываются новые радиостанции «Пихты» я думаю, что к выходу «Киева» с ревизии мы успеем им поставить – доложил представитель института.
— «Пихты», «Самшиты» — устроили лиственный лес, а они не работают как надо – Председатель крутанулся на кресле – нет уж придумывай, что хочешь, но чтобы, что-то решено было до конца этих испытаний. Их надо продемострировать теперь лично Волобуеву – решительно сказал он и в импровизированной пепельнице загасил сигарету, которую тут же отправил в урну.
Через два дня на корабль прилетел молчаливый представитель промышленности и стал устанавливать какие-то небольшие блоки в «Самшиты».
В ответ на наши расспросы он неторопливо нам объяснял:
— Срочный заказ. Выполнен специально на заводе для вас. Подавители шумов только для этих радиостанций. Принцип работы простой – нет шумов в эфире, нет работы, и радиостанция на прием отключена. Появился шум, включается. Другого, пока не придумали, времени мало – развел он руками – за один день сляпали по вашему заданию. Тумблер включил, и тишина у руководителя полетов, выключил прежние шумы. Как нравиться, но дальность немного уменьшается по приему.
— А вентиляторы? – спросил командир группы с надеждой с надеждой.
— А что вентиляторы? Как визжали, так будут визжать. С этим ничего уже не сделать, но на следующих радиостанциях будут работать и тихо – успокоил он связистов.
На следующих полетах руководителю полетов были поданы на ПРП (пульт руководителя полетов) радиостанции с включенными подавителями помех.
Во время очередных полетов командир группы поднялся на СКП, тишина оглушила сразу при входе. У пульта руководителя полетов сидел Руководитель полетов и недоуменно смотрел на него.
— Ты когда подашь связь. Вертолету-разведчику взлетать, а связи нет – выдал он хмурясь.
— Все радиостанции поданы. Вот лампочки готовности горят – показал командир группы, на зеленые светящиеся лампочки.
— И из того, что горят, связи-то нет. Я эфира слушаю, а здесь его нет.
— Так это нам привезли подавители шумов хорошие, новые. Они, если нет работы, отключают прием радиостанции и у Вас тихо.
Руководитель полетов что-то подумал, потом спросил:
— А как я проверю работает радиостанция или нет?
— Так это просто нажмите тангенту вызова и услышите эфир.
Он нажал тангенту и отпустил, послышался ровный, но довольно сильный шум радиостанции. Руководитель полетов недоверчиво нажимал по очереди все радиостанции, почесал за ухом, а потом выдал.
— А если не включиться на прием, летчик без связи останется?
— Этого не может быть, все продумано. Специально для нас в КБ и НИИ изготовили и самолетом доставили из Ярославля.
Руководитель еще подумал и скомандовал старлею:
— Выключай-ка дружок эти подавители помех. Я лучше эфир с шумом буду слышать, чем эти непонятно как не выключенные радиостанции. Не верю я твоим подавителям, вот так! Нет станции у меня станции, если я ее не слышу!
И еще немного помолчав, добавил:
— Не верю я им. На скорую руку склепали, все может быть, а мне жизнь летчиков слишком дорога, не имею права ими рисковать. да и сам из-за ваших прибамбасов садиться не хочу
Так и проходил авианосец в море с «Самшитами» все лето. Матросы глохли на боевом посту, из соседних боевых постов матросы и офицеры ругались.
В окончательный акт было включено замечание Государственной комиссии о повышенных шумах вентиляторов радиостанций и необходимости установки других радиостанций с подавителями шумов. Председатель комиссии вице-адмирал специально проконтролировал эту запись и потом тихо сказал командиру группы, увидев его в ходовой рубке:
— Мы их добьем старлей, а это дерьмо не примем, ни за что.
К осени авианосец пришел после ходовых испытаний в Николаев на ревизию. Самолеты и вертолеты, улетели с корабля, и на борт поднялась промышленность устранять замечания, выявленные в ходе государственных испытаний.
А зимой привезли новые радиостанции «Пихты», которые не визжали, как «Самшиты» и имели подавители шумов, а по мощности еще и превышали «Самшиты», диапазон частот был более широкий.
Правда матросы, когда увольнялись в запас, часто переспрашивали, когда им что-то говорили. Видимо работа «Самшитов» для их слуха даром не прошла.
Да кто тогда на это обращал внимание. Как они сейчас?
А радиостанции Р-621 «Самшит» флотом так и не были приняты и даже в Интернете не осталось их фотографий. А жаль.
а СИСТЕМНАЯ СТАТЬЯ. вОТ ПОТОМУ-ТО сОЮЗ И РАЗВАЛИЛСЯ! тУТ МНОГО МОЖНО ПИСАТЬ и анализировать! Только начни!
Но Волобуев — молодец! Хорошо, когда начальник и умен и не трус! Побольше бы таких!
Но лично я на 619-й легко устанавливал связь на дистанции более 350км с многоместной авиацией. Без проблем.
Возможно авиационная аппаратура была слабовата и чувствительность плохая? Но то что морскую аппаратуру проектируют далекие от моря люди, то это нормально. Но тогда где все военпреды, где был институт, ведь от ТЗ писал.
Где на предприятии ОТК? Как он эти децибеллы пропустил с болевым порогом? Я же и говорю, что статья (рассказ) имеет системный характер.
Я был на Киеве начальником походного штаба при выходе из Николаева. Вспоминаю , как командир 30 ДиПК не мог связаться с Командующим ЧФ, чтобы доложить о проходе БДЛК и выходе в море.