Фильм снятый при участии Союза ветеранов флота города Таллина и контр-адмирала Меркулова И.И. о гибели броненосной лодки «Русалка»
фильм
Премьера фильма «Броненосец «Русалка» собрала полный зал зрителей
Картина освещает не только саму трагедию, но и историю возникновения памятника «Русалка»
Премьера вызвала необычайный интерес: полностью заполненный зал с волнением следил за происходящим на экране, а после финальных титров многие не могли сдержать эмоций — по лицам зрителей было видно, что история корабля и трагически погибшего вместе с ним экипажа глубоко проникла в сердце каждого.
Картина освещает не только саму трагедию, но и историю возникновения памятника «Русалка», который на сегодняшний момент являетcя одним из самых узнаваемых символов столицы Эстонии. Чрезвычайно сложно создать в короткие сроки фильм на столь серьезную тему, особенно если работа касается событий, тесно переплетённых как с историей города, так и с историей всей Российской империи.
Неоценимую поддержку съемочной группе оказал Иван Иванович Меркулов, контр-адмирал в отставке, идейный вдохновитель всего проекта.
Идея получила своё воплощение в жизнь во многом благодаря тому эмоциональному заряду, который Иван Иванович смог передать авторам фильма, и многим другим, кто так или иначе принимал участие в проекте. Единомышленники не жалели сил и времени, поскольку одной из главных поставленных задач было успеть завершить работу ко дню памяти погибших и в то же время не потерять суть истории и суметь донести ее значимость и трагичность. Важнейшую роль на современном этапе исследований истории броненосца «Русалка» сыграл опытный подводный археолог Велло Мясс, который привнёс в фильм чёткое ощущение достоверности, правдивости, автор тем самым добился всей полноты передачи истории легендарного броненосца в кинолетописи.
Беспокойная душа моряка Велло Мясса не могла позволить не найти «Русалку», на протяжение многих лет эта идея оставалась его заветной мечтой.
Используя свои знания, в особенности беспроигрышное сочетание моряка, штурмана и учёного, именно ему десять лет назад удалось точно восстановить и рассчитать курс «Русалки» и место крушения корабля. Таким образом, место упокоения моряков российского императорского флота было наконец обнаружено. Но, к великому сожалению, гражданский подвиг подводного археолога и исследователя остался незамеченным в современной России, за этим не последовало ни единого знака внимания со стороны российского государства. Поэтому одной из основных задач фильма было должным образом осветить заслуги Велло Мясса. Мы можем только надеяться, что теперь работа этого выдающегося морского исследователя, обнаружившего помимо легендарной «Русалки» еще десятки других погибших кораблей советского и российского флота, будет оценена по достоинству.
Отдельно стоит сказать об авторе фильма Олеге Беседине. С новым фильмом вырос профессионализм Беседина как режиссёра, это отметили многие зрители, в том числе самые строгие, прекрасно разбирающиеся в данной тематике, критики из военно-морского сообщества.
Огромный плюс фильмов Беседина, и фильма «Броненосецъ Русалка» в частности, в том, что он сохраняет память о прошлом, не даёт зрителям забыть страницы недавней истории.
Главная задача, которую ставит после просмотра фильм перед нами, зрителями, диктует неумолимое время — это сохранение любимого всеми горожанами старинного памятника, которому уже минуло 111 лет.
Памятник «Русалка» остро нуждается в реставрации, велика опасность обрушения памятника и его основания. Как справедливо отметил контр-адмирал Меркулов «искусство вечно, но в этой вечности искусство сохраняют люди».
Контр-адмирал Меркулов Иван Иванович:
«Когда закончился премьерный показ фильма, у меня было только одно желание: подойти обнять Олега в знак уважения , в знак благодарности за великолепно воплощённую идею фильма.
Фильм получился превосходным, главным образом в силу того, что он выдержан в одной тональности, с подробным перечислением исторических фактов, без всякой торопливости, без перепадов на второстепенные детали. Подробно, тщательнейшим образом фильм освещает всю историю, которая была связана с броненосцем «Русалка» и одноимённым памятником.
Скажу, безусловно Олег Беседин после фильма «Прорыв» поднял свой авторитет среди зрителей. Люди пошли на его имя, на его фильм и кстати кажется никто не ушёл разочарованным.
Я очень доволен тем, что Велло Мясс, человек нашедший броненосную лодку «Русалка», спустя десять лет, прошедших с его подвига, был наконец оценен и признан Русской общиной Эстонии. Зал его принял исключительно тепло, наградив достойными аплодисментами. Это скромнейший человек, невероятный труженик и искатель.
Все вместе мы взялись за это дело, чтобы достойно встретить 120-годовщину гибели «Русалки» и надо сказать, у нас всё получилось.
Я думаю, что только сообща, вместе с эстонцами, я здесь не говорю сейчас о правительстве, я говорю об эстонском народе, вместе с простыми людьми мы сможем достойно этот памятник сохранить и содержать в порядке.
Хочу сказать, что я очень благодарен вице-мэру Таллина Михаилу Кылварту, исключительно порядочному, умному и толковому молодому политику. Именно от Михаила Кылварта последовал совершенно искренний отклик на предстоявшее ещё тогда 120-летие гибели «Русалки». Я думаю у этого молодого политика впереди большое будущее.
Юрий Тимофеевич Поляков несомненно сыграл большую роль в проведении памятных мероприятий, посвящённых 120-летию гибели «Русалки» и 111-годовщине открытия памятника. Он стал своеобразным координатором в этом благородном деле. И само мероприятие у памятника, и показ фильма в Центре русской культуры.Это его трудами Центр русской культуры стал таков
Александр Юрьевич Караулов, капитан второго ранга в отставке, член правления Клуба Ветеранов Флота (Таллин):
«Во-первых я был поражён тем, что на премьере «Броненосецъ Русалка» был полный зал. На фильмы давно не собиралось такое большое количество народу. Этот факт напрямую говорит о безусловном зрительском интересе. Я думаю многие со мной согласятся, фильм достоин более широкого проката, чем одиночный показ в Центре Русской Культуры. Мне кажется документальный фильм «Броненосецъ Русалка» достоин того, чтобы его показывать на российских тематических каналах: «Звезда», «История» «365» и других.
Моё личное восприятие фильма таково, считаю глубока раскрыта тема как истории самого броненосца, так и создание памятника. Никаких недостатков в том, как донесена тема до зрителя, я честно говоря с точки зрения товарищеской критики не могу найти.
Именно историческое восприятие, подача материала о «Русалке» дело очень благородное, с которым авторы фильма, я считаю справились достойно.»
Юрий Павлович Мальцев, историк, профессор:
«Фильм «Броненосецъ Русалка», на мой взгляд, относится к новому жанру, жанру художественно-документальных фильмов. Документальный фильм с вкраплениями из других кинолент тех лет. Такие фильмы выполняют свою задачу, ибо далеко не все будут смотреть, читать документальные повествования или искать исторические материалы, в то время как фильм наглядно показывает, как всё происходило: трагедия броненосной лодки, процесс строительства памятника и его открытие.
Задача решена доступными средствами, весьма удачно. Этот фильм куда более ровный, чем тот же самый «Прорыв» например, менее экспрессивный, воспринимается как более документальный. Картина смотрится ровной, более профессиональной, конечно с каждым новым фильмом к автору приходит больше опыта.»
Григорий Николаевич Табачник, руководитель исторической секции Клуба Ветеранов Флота:
«Фильм мне понравился, мнение о фильме в целом хорошее. Я, честно говоря ожидал худшего. И был приятно разочарован. Фильм выполняет свою цель донести историю броненосца и памятника зрителям. Он как хорошая книга может стоять на полке, и к нему всегда можно возвращаться, пересматривать. Мне кажется фильм стоит показывать молодому поколению.
Я накануне премьеры «Броненосецъ Русалка» посмотрел фильм Олега Серебрякова «Броненосец Русалка: курс на вечность», сделанный в прошлом году, с хронометражем в 21 минуту. Фильм информационно слабее намного, чем бесединский. Причём более трети фильма посвящено визиту императора Николая II.
«Броненосецъ Русалка» в этом плане, конечно, намного сильнее, информативнее по содержанию. По-моему мнению, слишком затянута по времени информация по самому памятнику. По событию, по итогам очень удачно идут вкрапления в фильм отрывков из художественных фильмов, они органично легли в основу фильма.
Я например, когда смотрел фильм, я себе каждое слово представлял, потому что я очень много читал по этой теме, я знаю достаточно много о самом броненосце, когда начинают говорить, я воочию представляю себе как офицер военно-морского флота. А гражданским людям людям, быть может будет не так легко воспринимать материал.
Во всяком случае, общее впечатление-фильм получился хороший.»
Творческая группа документального фильма «Броненосецъ Русалка»: идея И.И. Меркулов; режиссёр, оператор Олег Беседин; сценарий Николай Печатнов; главный консультант Велло Мясс; консультант Роман Маткевич; закадровый голос Эдуард Томан.
Написала Юлия Калинина.
Фото и коллаж автора.
Список штаб и обер-офицеров и нижних чинов команды броненосца береговой обороны «Русалка», находившихся на корабле 7.09.1893 года
Офицеры
- капитан 2 ранга Иениш 2-ой Виктор – командир корабля, женат имеет 4 детей (16 экипаж)
- капитан 2 ранга Протопопов Николай – старший офицер, холост (16 экипаж)
- лейтенант Стравинский Валериан — женат, 1 ребенок (16 экипаж)
- лейтенант Ершов 2-ой Порфирий – женат (16 экипаж)
- лейтенант Бурхановский Григорий – холост (2 экипаж)
- мичман Майер Гергард – холост (1 экипаж)
- мичман Долгов Владимир – холост (29 экипаж)
- штабс-капитан КМА Алькимович Владислав – старший артиллерист, женат, 2 ребенка (16 экипаж)
- поручик КМА Буров Михаил – женат, младший артиллерист, 1 дочь (18 экипаж)
- штабс-капитан КФШ Кириллов Петр – старший штурман, женат (16 экипаж)
- инженер-механик ККМ Ян Лев – младший механик холост (16 экипаж)
- надворный советник Сверчков Виктор – судовой врач, женат (16 экипаж)
Команда
- машинист 1 статьи Агапичев Григорий Данилович – призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Алексеев Алексей – призыва 1889 года
- матрос марсовый Алибаш Афонасий – призыва 1889 года
- машинист 2 статьи Афонасьев Афонасий – призыва 1892 года
- кочегарный квартирмейстер Безпалов Иван – призыва 1888 года
- матрос 1 статьи Болдырев Фрол – призыва 1891 года
- машинный квартирмейстер 2 статьи Борисов Арсений – призыва 1887 года
- матрос 1 статьи Васильев Василий – призыва 1892 года
- машинист 2 статьи Вирачев Павел – призыва 1890 года
- матрос 1 статьи Вологжанин Иван – призыва 1892 года
- машинист 2 статьи Вольф Эрнст – призыва 1893 года
- старший гальванер Гаранин Иван – призыва 1889 года
- кочегар 2 статьи Гейд Яков – призыва 1891 года
- машинист 1 статьи Глодких Осип – призыва 1887 года
- матрос 1 статьи Гоголев Степан – призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Голиков Андрей – призыва 1892 года
- матрос 1 статьи Горин Николай – призыва 1892 года
- машинист 2 статьи Горюнов Николай – призыва 1893 года
- матрос 2 статьи Граненко Артамон — призыва 1893 года
- матрос 2 статьи Григорьев Иван – призыва 1887 года
- матрос 1 статьи Гудковский Николай – призыва 1891 года
- кочегар 1 статьи Дружинин Макар – призыва 1892 года
- баталер 1 статьи Детлов Александр Александрович – призыва 1889 года
- матрос 2 статьи Жданов Алексей – призыва 1893 года
- кочегар 2 статьи Захаров Андрей – призыва 1892 года
- ложник Земцов Алексей – призыва 1892 года
- матрос 1 статьи Иванов Ефим (Ермил) – призыва 1892 года
- матрос 1 статьи Исаев-Джинбулатов Хази – призыва 1892 года
- кочегар 2 статьи Капранов Федор – призыва 1892 года
- матрос – сигнальщик Кирпалев Иван – призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Кислухин Марк – призыва 1892 года
- матрос 1 статьи Китаев (Катаев) Дмитрий – призыва 1892 года
- кочегар 1 статьи Клотов Василий – призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Колпащиков Филипп – призыва 1892 года
- матрос – горнист Конин Сергей – призыва 1892 года
- матрос 1 статьи Конотопов Василий – призыва 1888 года
- кочегар 2 статьи Коржов Степан – призыва 1893 года
- парусник Косогор Прокофий – призыва 1887 года
- матрос 1 статьи Котельников Николай – призыва 1892 года
- квартирмейстер Кузьменко Фома – призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Куликов Григорий – призыва 1892 года
- матрос – марсовый Куличков Михаил Егорович – призыва 1887 года
- матрос 2 статьи Кучеров Константин – призыва 1893 года
- матрос 1 статьи Лапин Константин – призыва 1889 года
- матрос – марсовый Мартынов Семен – призыва 1889 года
- кок Мальм Юрий – призыва 1891 года
- матрос рулевой Медведев Марк – призыва 1887 года
- артиллерийский содержатель 2 статьи Моргунов Яков – призыва 1891 года
- матрос 1 статьи Мошанский Тит – призыва 1890 года
- боцман Оленин Иван — призыва 1887 года
- машинный содержатель 1 статьи Перминов Михаил Николаевич – призыва1887 года
- боцманмат Петренко Иван Лаврентьевич – призыва 1887 года,
- матрос – барабанщик Петрунов Роман Архипович – призыва 1888 года
- кок Пищугин Иван – призыва 1889 года
- санитар Погорелов Иван – призыва 1889 года
- трюмный квартирмейстер Пономаренко Иван – призыва 1887 года
- квартирмейстер Попов Абрам (Авраам) – призыва 1890 года
- матрос – рулевой Раус Петр – призыва 1887 года
- матрос – водолаз Репин Иван – призыва 1889 года
- кочегар 1 статьи Рихтер Генрих – призыва 1889 года
- матрос 2 статьи Родаев Егор – призыва 1893 года
- матрос — марсовый Рубцов Дмитрий – призыва 1889 года
- машинист 1 статьи Ряузов Никита – призыва 1889 года
- матрос 2 статьи Самодуров Николай – призыва 1893 года
- плотник Солонч Михаил – призыва 1892 года
- кочегар 2 статьи Сысоев Николай – призыва 1892 года
- подшхипер 1 статьи Сычев Семен – призыва 1887 года
- матрос 1 статьи Талдыкин Егор – призыва 1892 года
- матрос 2 статьи Трусов Матвей – призыва 1893 года
- кочегар 2 статьи Усих Лаврентий
- матрос 1 статьи Федотов Николай – призыва 1891 года
- квартирмейстер Фиалковский (Фиелковский) Филипп – призыва 1887 года
- матрос 2 статьи Филатов Николай – призыва 1893 года
- кочегар 2 статьи Фитилев Гавриил – призыва 1892 года
- матрос строевой Харипонов Алексей – стрелок, призыва 1887 года
- машинный квартирмейстер 2 статьи Храмцов Василий – призыва 1888 года
- кочегар 1 статьи Худяков Андрей – призыва 1890 года
- артиллерийский квартирмейстер 1 статьи Чижиков Викентий
- машинист 1 статьи Швецов Михаил – призыва 1892 года
- артиллерийский квартирмейстер 1 статьи Шилин Петр
- матрос 2 статьи Шпаков Степан – призыва 1893 года
- матрос-минер Щекин Семен – минер, призыва 1889 года
- матрос 1 статьи Эндриков Юхан (Юган) – призыва 1891 года
- матрос 1 статьи Юсуф-Али Сафар – призыва 1892 года
Прикомандированные с других экипажей и кораблей на компанию 1893 года:
85. матрос 2 статьи Агафонов Никита – 12 экипаж, обучающийся состав
86. матрос 2 статьи Афонасьев Андрей – комендор,1 экипаж, обучающийся состав
87. матрос 2 статьи Беззубов Василий – комендор, 7 экипаж, обучающийся состав
88. машинист 2 статьи Блохин Прокофий – новобранец из 2 экипажа
89. гвардии матрос 2 статьи Бутенко Степан – гвардейский экипаж, обучающийся состав
90. матрос 2 статьи Васильев Егор – 11 экипаж – Казанская губерния, Мамадышский уезд, Секшинская волость, с. Сокольчие горы, женат
91. матрос 2 статьи Глотов Петр – 12 экипаж, обучающийся состав
92. матрос 2 статьи Голубев Агафон (Иван) – 2 экипаж, обучающийся состав
93. матрос 2 статьи Горожников (Горошенков) Иосиф – 13 экипаж, обучающийся состав
94. матрос 2 статьи Грузин Михаил – 1 экипаж, обучающийся состав
95. подшхипер 2 статьи Дикарев Дмитрий – призыва 1889 года – с лодки «Туча» прикомандирован – Ярославская губерния, Рыбинский уезд, Коприкская волость, д. Лареоново
96. матрос 2 статьи Дмитриченко Антон – Каспийский полуэкипаж, обучающийся состав
97. матрос 2 статьи Дьяков Василий – 18 экипаж, обучающийся состав
98. матрос 2 статьи Егоров Иван – 14 экипаж – Казанская губерния, Мамадышенский уезд, Омарская волость, с. Речитлей, холост
99. машинист 2 статьи Егоров Павел – новобранец из 2 экипажа
100. матрос 2 статьи Ерин Никита – 32 экипаж, обучающийся состав
101. артиллерийский квартирмейстер 1 статьи Зелянин Петр
102. матрос 2 статьи Зыков Иван – 18 экипаж, обучающийся состав
103. матрос 2 статьи Капило Федор – 4 экипаж, обучающийся состав
104. матрос 2 статьи Кичин Василий – 13 экипаж, обучающийся состав
105. матрос 2 статьи Ковец Митрофан – 32 экипаж, обучающийся состав
106. матрос 2 статьи Кодыков Василий – 10 экипаж – «лейтенант Ильин» – Саратовская губерния, Камышинский уезд, Ахматская волость, с. Мордово , холост
107. матрос 2 статьи Конев Пармен – 4 экипаж, обучающийся состав
108. матрос 2 статьи Коноплев Григорий – 12 экипаж – Вологодская губерния, Никольский уезд, Пермасская волость, д. Сторожевая, холост
109. матрос 2 статьи Константинов Григорий — 14 экипаж – Саратовская губерния, г. Царицын, из мещан, холост
110. матрос 2 статьи Копылов Егор – 12 экипаж, обучающийся состав
111. машинист 2 статьи Королев Михаил – новобранец из 2 экипажа
112. машинист 2 статьи Королев Федор – новобранец из 2 экипажа
113. матрос 2 статьи Кочетков Степан – 11 экипаж – Саратовская губерния, Петровский уезд, Лопатинская волость. д. Большие Багровки, женат
114. матрос 2 статьи Кузьминых Андриан – 5 экипаж, обучающийся состав
115. матрос 2 статьи Куринын Максим Петрович – 17 экипаж – Вологодская губерния, Тотемский уезд, Мослевская волость, д. Мелешево, холост
116. матрос 2 статьи Кущ Сидор – 28 экипаж, обучающийся состав
117. матрос 2 статьи Логинов Михаил – 5 экипаж, обучающийся состав
118. матрос 2 статьи Лохов Никита – 5 экипаж, обучающийся состав
119. матрос 2 статьи Лячин Лукьян – 12 экипаж – Саратовская губерния, Царицинский уезд, Липовская волость, с. Ягодное, женат, 1 ребенок
120. матрос 2 статьи Мансуров Яков – 2 экипаж, обучающийся состав
121. матрос 2 статьи Мирошниченко Михаил – 14 экипаж – Область войска Донского, Таганрогский округ, Сармашская волость. п. Носов, женат, 1 ребенок
122. фельдшер 1 статьи Михайлов Яков Абросимович – из 1 экипажа из солдатских детей, г. Кронштадт
123. матрос 2 статьи Моторин Андрей – 5 экипаж, обучающийся состав
124. кочегарный квартирмейстер Назаренко Ефим – из 6 экипажа
125. матрос 2 статьи Никулин Петр Дмитриевич – 17 экипаж – Вологодская губерния, Вельский уезд, Есютинская волость, д. Лодейная, холост
126. матрос 2 статьи Нишен Иван – 4 экипаж, обучающийся состав
127. матрос 2 статьи Ожигин Павел – 14 экипаж – г. Саратов из мещан
128. матрос 2 статьи Пантелев Иван – 15 экипаж, обучающийся состав
129. матрос 2 статьи Пермиловский Алексей – 16 экипаж Архангельская губерния, Холмогорский уезд, Елецкая волость, д. Безсоново, холост
130. матрос 2 статьи Пилаевский Степан Прокопьевич – 17 экипаж, Вологодская губерния, Вельский уезд, Морозовская волость, д. Баташино, холост
131. матрос 1 статьи Плетнев Осип – 15 экипаж – Казанская губерния, Лайшевский уезд, Алексеевская волость, с. Мурзиха, холост
132. матрос 2 статьи Позднеев Прокофий – 6 экипаж, обучающийся состав
133. матрос 2 статьи Пономарев Иван – 13 экипаж, обучающийся состав
134. матрос 2 статьи Пономарев Павел – 10 экипаж – Чародейка – Вятская губерния, Орловский уезд, Шальгавская волость, д. Позжаки, холост
135. матрос 2 статьи Посажеников Федор – 6 экипаж, обучающийся состав
136. матрос 2 статьи Потапин Николай – 1 экипаж, обучающийся состав
137. матрос 2 статьи Прунский Иван – 34 экипаж, обучающийся состав
138. матрос 2 статьи Пушкин Алексей – 5 экипаж, обучающийся состав
139. матрос 2 статьи Пушный Аким – 29 экипаж, обучающийся состав
140. матрос 1 статьи — комендор Распопов Федор – 14 экипаж – Вологодская губерния, Нельский уезд, Никифоровская волость, д. Мактево, холост
141. матрос 2 статьи Ремезов Василий – 3 экипаж, обучающийся состав
142. матрос 2 статьи Рязанов Иван – 9 экипаж, обучающийся состав
143. машинист 2 статьи Осипов Александр – из 8 экипажа ученики школы машинных квартирмейстеров для Ревельского экипажа
144. матрос 2 статьи Сапожников Петр – 13 экипаж, обучающийся состав
145. матрос 2 статьи Сердюков Василий – 7 экипаж, обучающийся состав
146. машинист 2 статьи Симакин Андрей – новобранец из 2 экипажа
147. матрос 2 статьи Солонкин Иван – Каспийский полуэкипаж, обучающийся состав
148. матрос 2 статьи Степанов Василий – 7 экипаж, обучающийся состав
149. машинист 2 статьи Степанов Павел – из 8 экипажа ученики школы машинных квартирмейстеров для 33 экипажа
150. матрос 2 статьи Сычев Егор – 3 экипаж, обучающийся состав
151. матрос 2 статьи Трубчанник Фаддей – 28 экипаж, обучающийся состав
152. матрос 2 статьи Узилов Ион – 10 экипаж – «герцог Эдинбургский» – Симбирская губерния, Сызранский уезд, Костчевская волость, с. Старые Костычи, женат, 1 ребенок
153. машинный квартирмейстер 2 статьи Фигнер (Фишер) Отто – из 5 экипажа
154. матрос 2 статьи Фомин Конон – 18 экипаж, обучающийся состав
155. матрос 2 статьи Фролов Семен – 9 экипаж, обучающийся состав
156. матрос 2 статьи Харченко Павел – 6 экипаж, обучающийся состав
157. машинист 2 статьи Хрыченков Иван – из 8 экипажа ученики школы машинных квартирмейстеров для 33 экипажа
158. матрос 2 статьи Циколенко Иов – 32 экипаж, обучающийся состав
159. матрос 2 статьи Черкасов Никифор – 5 экипаж, обучающийся состав
160. матрос 2 статьи Черновол Павел – 28 экипаж, обучающийся состав
161. матрос 2 статьи Черный Никита – 28 экипаж, обучающийся состав
162. матрос 2 статьи Шипулин Гаврила – 10 экипаж – Казанская губерния Мамадышский уезд, Секиншинская волость, д. Кутум, холост
163. матрос 2 статьи Шуклин Илья – 12 экипаж, обучающийся состав
164. матрос 2 статьи Щербаков Петр – 13 экипаж, обучающийся состав
165. матрос 2 статьи Эпиленко Сергей – 12 экипаж – Екатеринославская губерния, Екатеринославский уезд, Солоненская волость, д. Башмачки, холост
Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: «Мы не проникали внутрь корабля, — подчеркнул он. — Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы. «Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)».
Поиски, начатые осенью 1893 года, завершились только к сентябрю 2003. Ровно 110 лет… На третий день после гибели «Русалки», десятого сентября, об ее исчезновении стало известно высшему морскому начальству России, после чего начались поиски. Время было потеряно. Первые неутешительные вести пришли весьма необычным образом — с суши. Гельсингфорский полицмейстер сообщил в Свеаборгский порт, что на берег выбросило шлюпку с трупом матроса. Позже нашлись и остальные шлюпки с «Русалки», пустые и не использовавшиеся (судя по тому, что уключины не были вставлены), их просто смыло волной во время крушения. Гибель боевого корабля в мирное время повергла Россию в шок, по стране прокатилась волна возмущения. Единственный обнаруженный труп, израненное тело матроса Ивана Прунского — очевидно, вахтенного, находившегося в момент катастрофы наверху — ничем не способствовал выяснению причины аварии.
Фильм не опказанный в Эстонии