Памятник десантникам — героям Куршской косы
28 января 1969 года близ поселка Алкснине в Литовской ССР в память подвига воинов-десантников, погибших 29 января 1945 года в боях на Куршской косе, был установлен мемориал.
Задача десантников была исключительно тяжелой.
С 20 октября дивизия в составе 19 ск 43А находилась в позиционной обороне, выполняя задачу по блокированию мемельской группировки противника, продолжавшегося до 27 января 1945 года. Вела бои южнее и юго-восточнее Мемеля (5-7км) на участке фронта от побережья Балтийского моря на западе до района населённого пункта Матцвеллен на востоке.
Утром 27 января 1945 года 32 сд начала наступление на Мемель с южного, юго-восточного направлений. С ходу ворваться в город не удалось, войска встретили сильное сопротивление противника. После перегруппировки сил, подвоза боеприпасов, ранним утром 28 января 1945 года наступление продолжилось и к 8 часам утра силы дивизии вошли в город.
Боевые действия 113 стрелкового полка проводились на левом фланге боевого порядка дивизии на юге, юго-востоке полукольца обороны Мемеля (9-10 км от города) в районе населённых пунктов Гиббишен Мартин, Шомпетерн, Лабатаг-Микел Пурвин, Каирин (на северо-западе от них в 2-3 километрах). Из района расположения вблизи Каирин полк совместно с 17сп и начал наступление с 27 января 1945 года по направлению на Мемель с юга, закончившееся на следующий день взятием города. Интенсивность фронтового использования 32 стрелковой дивизии среди дивизий 19 ск 4 УА была наиболее высокой, безвозвратные потери дивизии убитыми и умершими составили с 20 января 1945 года 160 человек (для сравнения 70 сд – 129 человек, 344сд – 96 человек).
К 27 января над советскими войсками севернее Кенигсберга нависла страшная угроза. Из Мемеля по Куршской косе подошел XXVIII корпус и занял крепость Кранц у основания косы. Если бы он нанес удар в направлении на Кенигсберг, войска 39 армии были бы отрезаны. По Куршской косе могли подойти и другие немецкие части прорвавшись из Мемеля, что еще больше бы усугубило обстановку у Кенигсберга. Поэтому требовалось незамедлительно перерезать шоссе по Куршской косе. Но это было не просто.
Понимая исключительную важность и значение побережья для обороны Кёнигсберга и всей Восточной Пруссии, немецкое командование в течение длительного времени укрепляло берега Куршской косы, создав систему траншей и ходов сообщений, в которых расположились долговременные огневые точки.
Пробиться к косе сразу не удалось.
Тогда майор Иванов И.И. и принял решение — для захвата первой оборонительной линии противника использовать только добровольцев. Именно в этих целях был создан сводный десантный батальон из 4-х рот под командованием капитана И.В.Полозкова. В день наступления, корпусные химики под командованием лично начальника химической службы 19-го стрелкового корпуса подполковника Николая Королева поставили дымовую завесу.
В ночь на 29 января 1945 года рота капитана Полозкова под огнём противника первой форсировала Куршский залив и перерезала Куршскую косу чуть севернее села Кайряй, у хутора Эрленхорст (ныне хутор Алекснине Литовской Республики). Разведка установила, что в этом месте удобнее искать щель в немецких позициях.
Бойцы, оставшиеся в живых, вспоминали: «Вдруг предутреннюю мглу прорезали лучи прожекторов. В небе вспыхнули десятки осветительных ракет. Открыли огонь несколько крупнокалиберных пулемётов. Рота мгновенно залегла.
Лежать на льду под ураганным огнём означало погубить роту и сорвать поставленную задачу. Поэтому И.В.Полозков приказом поднял людей в атаку. За полозковцами рванули вперед рота младшего лейтенанта Иосифа Лапушкина, пулеметная капитана Василия Фомина и рота Михаила Ларина. Осталось триста метров. Двести метров.
С севера быстро движутся клубы дыма, гонимые ветром. Если стрелки успеют нырнуть в них раньше, чем откроет кинжальный огонь враг, можно сказать, что Куршский залив форсирован. Так и случилось. На вражеский берег первой ступила рота Полозкова и атаковала первую траншею.Действуя огнём и штыком. Сопротивление в первых линиях траншей было сломлено на фронте всего формирующегося плацдарма».
Вскоре Иван Полозков был у комдива Вербова Я.Я., который поставил задачу — необходимо занять круговую оборону и продержаться до вечерних сумерек. То есть – весь световой день. До подхода основных сил.
Роты десантного батальона, заняв круговую оборону, закреплялись. С рассветом на десант обрушился мощный артиллерийский и минометный огонь. Через 20-25 минут батальон вражеских автоматчиков двумя цепями пошел в атаку.
За день немцы предприняли с десяток атак. Шквал огня накатывался на десантников каждый новый час. Каждая рота неоднократно подвергалась опасности окружения. Когда кончились патроны и гранаты и в рукопашных были переломаны все штыки и ножи,а приклады разлетелись в щепки, вход пошли саперные лопатки и кулаки. Такого остервенелового боя противник еще никогда не видел.
Младший лейтенант Иосиф Лапушкин погиб, после многочисленных рукопашных, отражая атаку немцев, поддержанную «Фердинандом».
Лейтенант Михаил Ларин и капитан Василий Фомин, погибли, не отступив ни на шаг с занимаемых позиций. Отбивая шестую контратаку, дважды раненный, в рукопашном бою Ларин уничтожил 15 вражеских солдат.
Сотни вражеских трупов лежали перед позициями их пулеметчиков. Раненный в рукопашном бою И.В.Полозков продолжал управлять боем. Погиб в рукопашной, уничтожив 10 фашистов.
Младший сержант Андрей Портянко, заняв позицию с фланга, разил вражескую цепь до тех пор, пока не кончилась лента. Подпустив врагов, Андрей Портянко забросал их гранатами. Он защищался до последнего вздоха. Когда нашим бойцам удалось пробиться к его позиции, они увидели горы трупов. Около сотни немецких солдат и офицеров остались лежать перед его окопом.
В рукопашном бою погиб парторг лейтенант Александр Кулик…но бойцы продолжали сражаться.
В последних схватках, когда командиры рот и взводов вышли из строя, тогда комсорг десанта младший лейтенант Василий Владысев поднял всех оставшихся бойцов в рукопашную схватку с врагом. Тяжело раненный в бою Владысев не ушел с поля боя, продолжал драться.
Враг вновь отступил. Оставшиеся в живых, около 10 бойцов, в т.ч. 4 из роты И.В.Полозкова, 5 из роты В.М.Фомина и др. продолжали удерживать позиции.
Утром 30 января под прикрытием дымовой завесы залив форсировал 113-й стрелковый полк и стал расширять плацдарм. Одновременно в районе Смяльте залив форсировал 156-й стрелковый полк 16-й Литовской дивизии. 30 января 32-я дивизия в полном составе сосредоточилась на косе.
Ночью оставшиеся в живых десантники вернулись через залив в Кайряй, неся на плечах тяжелораненого офицера. Через два дня от большой потери крови комсорг десантной группы младший лейтенант Василий Владысев умер. Похоронен на воинском кладбище в Гаргждай…
Сводный батальон 113-го полка, заняв, небольшой плацдарм на косе у Алкснине и продержал его до утра 30 января. При этом мужество и самоотверженность проявил весь личный состав десанта.
Семерым русским «спартанцам» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героев Советского Союза посмертно:
— капитану Полозкову Ивану Васильевичу
— младшему лейтенанту Владысеву Василию Георгиевичу
— капитану Фомину Василию Матвеевичу
— лейтенанту Ларину Михаилу Фёдоровичу
— младшему лейтенанту Лапушкину Иосифу Александровичу
— младшему сержанту Портянко Андрею Антоновичу
— лейтенанту Кулику Александру Павловичу
Основу памятника представляет стена, в которую вмонтированы семь гранитных плит с именами Героев Советского Союза, павших в этом бою и (посмертно) удостоенных высокого звания. Перед стеной – стилизованная голова десантника. На камне весом в 30 тонн, поднятом со дна залива, высечено суровое лицо воина.
Авторы памятника – скульптор Ю. Вертулис, архитектор П. Шадаускас.