- Где и как готовили «толстую» торпеду для «Курска»
Загруженная на «Курск» 3 августа 2000 года практическая торпеда калибра 650 мм (заводской номер 298А 1336А ПВ) относилась к тепловым торпедам, имевшим энергетическую установку, в которой в качестве окислителя использовалась перекись водорода.
Как заявлял неоднократно руководитель правительственной комиссии Илья Клебанов, детально проанализирован «весь жизненный цикл» этой конкретной торпеды. Она изготовлена на АО «Машзавод» (Алма-Ата) и передана Военно-Морскому Флоту в 1990 году. Общий срок службы торпеды — до 20 лет, средний ремонт — через 10 лет. С момента изготовления эта торпеда на подводные лодки не выдавалась и по прямому назначению (для практической стрельбы) не использовалась.
В декабре 1993 — январе 1994 года на заводе «Арсенал» выполнен ее средний ремонт и произведена доработка электрической схемы. Цель доработки — обеспечить «контроль исправности системы контроля окислителя через разъем ввода данных устройства АЭРВД-100«. То есть автоматически, когда за состоянием одной системы должна следить другая система (прибор).
Как любит выражаться академик Спасский, руководитель ЦКБ «Рубин», это «защита от дурака«. Другими словами, от невнимательности, беспечности, неграмотных или несвоевременных действий обслуживающего персонала. Зная это, оператор может отдыхать… Но это только предположения. Вернемся к фактам.
Как явствует из экспертных заключений, срок сохранения работоспособности резинотехнических деталей, контактирующих с перекисью водорода, при хранении тепловых торпед в собранном виде ограничен. При этом сведения об установке таких резиновых деталей должны быть указаны в обязательном приложении к формуляру торпеды. Однако в формуляре этой конкретной торпеды такое приложение отсутствует — якобы в связи с тем, что «было выдано вместе с торпедой на носитель и в последующем уничтожено взрывом 12 августа 2000 года«.
Кроме того, у отдельных комплектующих оборудования данной торпеды были превышены предельно допустимые сроки их службы. По разным оценкам — от года до шести лет.
В 2000-2001 годах при проведении контрольных проверок минно-торпедным управлением Северного флота и авторским надзором установлено, что в процессе приготовления, обслуживания и хранения торпед калибра 650 мм на Северном флоте допускалось повторное использование уплотнительных колец, бывших в употреблении. В период эксплуатации торпед зафиксированы случаи протечек пероксида водорода из резервуара окислителя в местах уплотнения и через предохранительные клапаны по причине установки нештатных прокладок. На наружной поверхности некоторых резервуаров окислителя в местах сварных швов имелись раковины глубиной до 5 мм. На поверхности отдельных торпед наблюдались следы продуктов коррозии. Не выполнялись предусмотренные инструкцией проверки целостности электрической цепи от сигнализатора давления боевых и практических торпед, а также проверка функционирования системы дегазации и срабатывания упомянутого сигнализатора.
Констатировав эти нарушения, следствие делает важную оговорку: «На торпедах, которыми был вооружен «Курск», аналогичные недостатки выявлены не были«.
Запомним эту формулировку. Она своего рода ключ к пониманию итоговых выводов, на которых остановилось прокурорское расследование.
Итак, сделали торпеду в столице Казахстана за год до распада СССР. Три года спустя провели ремонт и частичную модернизацию. До момента погрузки на «Курск» она хранилась в арсенале береговой технической базы Северного флота.
Далее установлено, что в соответствии с приказом командира войсковой части 62752 от 19 июля 2000 года данная торпеда должна была быть приготовлена расчетом N 1 цеха N ЗТ (командир — старший лейтенант Ю.Н.Олифер) в период с 21 по 27 июля 2000 г. Фактически этот расчет подготовку торпеды производил вначале (с 21 по 27 июля) под руководством старшего лейтенанта Ю.Н.Олифера, а с 28 июля по 31 июля — под руководством старшего мичмана Б.А.Козлова, который не был допущен в установленном порядке к несению службы в качестве командира расчета. Более того, в контрольно-приемном листе приготовления данной торпеды ряд подписей в графе «принял» исполнены заместителем начальника цеха капитан-лейтенантом С.В. Шевченко, который никакого отношения к приготовлению торпеды для «Курска» не имел и не был допущен приказами к самостоятельному руководству приготовлением торпед этой модификации.
Перед приемом практической торпеды калибра 650 мм N 1336А ПВ торпедный расчет «Курска» в составе командира БЧ-3 А.А.Иванова-Павлова и старшины команды старшего мичмана A.M.Ильдарова был «опрошен по знанию правил эксплуатации и окончательного приготовления данных изделий«. Опрос производился врио командира расчета старшим мичманом Козловым, который, как указано ранее, не был допущен к руководству расчетом. В то же время заместитель командира в/ч 62752 по минно-торпедному вооружению капитан 2 ранга А.Е.Коротков, который по своим функциональным обязанностям должен был производить опрос, при этом не присутствовал.
Тем не менее 3 августа 2000 года по наряду N 59 «толстая» торпеда принята командиром БЧ-3 «Курска» старшим лейтенантом А.А. Ивановым-Павловым. Должность флагманского минера дивизии подводных лодок на данный момент была вакантной. По этой причине приемку и погрузку торпед на «Курск» по приказанию флагманского минера флотилии подводных лодок контролировал капитан 2 ранга А.В.Кондратенко — флагманский минер другой дивизии подводных лодок аналогичного проекта. Он же контролировал подключение практической торпеды N 1336А ПВ к системе контроля окислителя — уже после загрузки ее на автоматизированный стеллаж в первом отсеке «Курска».
Как установлено следствием, при погрузке торпедного боезапаса на подводную лодку «Курск», в том числе изделия N 1336А ПВ, «нештатных ситуаций не возникало, торпеды ударным воздействиям и деформациям не подвергались«. Комплекс торпедо-ракетного вооружения крейсера «Курск», включая системы, предназначенные для обслуживания торпед калибра 650 мм, на момент выхода в море был исправен…
Приведенные только что данные — почти дословная цитата из копии постановления о прекращении уголовного дела, что направлено родственникам погибших на «Курске». В том числе матери старшего лейтенанта Иванова-Павлова Наталье Алексеевне и вдове старшего мичмана Ильдарова Зумрут Мугутдиновне.
А следующий абзац — цитата оттуда же и дословная:
«Предварительное следствие пришло к выводу, что нарушения, допущенные должностными лицами завода «Арсенал» и в/ч 62752 при организации ремонта и приготовления практической торпеды калибра 650 мм N 1336А ПВ, а также воинскими должностными лицами при получении на борт подводного крейсера «Курск» вышеуказанной торпеды, причиной катастрофы не явились, в связи с чем 28 июня 2002 года в отношении них отказано в возбуждении уголовного дела«.
А что же тогда явилось?
- Как обращались с торпедным оружием на самом корабле
Минно-торпедная боевая часть «Курска», делали предварительный вывод эксперты, на момент выхода в море 10 августа 2000 года была полностью укомплектована по штату подводной лодки проекта 949А и в основном подготовлена в соответствии с курсом боевой подготовки.
Однако в ходе проведенного расследования, в том числе по результатам осмотра служебной документации и проведенных экспертиз, отрылись новые обстоятельства.
Старший лейтенант А.А.Иванов-Павлов назначен на должность командира минно-торпедной боевой части (БЧ-3) после отработки кораблем задач Л-1 и Л-2 курса боевой подготовки и ранее являлся командиром боевой части подводной лодки проекта 945. Торпедные аппараты на ней существенно отличаются от аппаратов «Курска» в организации боевого применения торпед калибра 650 мм. Он прошел обучение в учебном центре ВМФ и допущен к самостоятельному управлению БЧ-3, однако в его зачетном листе вопросы эксплуатации торпед калибра 650 мм не отражены. Опыта практического обслуживания таких торпед за исключением тренировок в учебном центре он не имел.
Старшина команды торпедистов старший мичман А.М.Ильдаров с 1981 года проходил службу на подводной лодке проекта 671 РТ, имел опыт эксплуатации торпед калибра 650 мм, которые отличались от торпед на «Курске» в основном «конструкцией системы контроля окислителя». Обучался в учебном центре ВМФ в составе экипажа, где прошел курс теоретической и практической подготовки на тренажере.
Торпедисты из числа матросов по призыву И.Н.Нефедков и М.Н.Боржов в связи с включением в состав экипажа подводной лодки накануне ее выхода в море не прошли в полном объеме курс боевой подготовки по задачам МТ-1 (приготовление БЧ-3 к бою и походу) и МТ-2 (подготовка БЧ-3 к применению оружия); к эксплуатации системы контроля окислителя не допущены.
В качестве исполняющего обязанности флагманского минера дивизии подводных лодок в «составе походного штаба на борту «Курска» вышел в море капитан 3 ранга М.И.Байгарин, который до этого проходил службу командиром БЧ-3 данного экипажа, а ранее служил в аналогичной должности на подводной лодке проекта 671 РТ, где получил опыт эксплуатации торпед калибра 650 мм. М.И.Байгарин также прошел обучение в учебном центре ВМФ в составе экипажа, в том числе курс теоретической и практической подготовки на тренажере«.
В связи с тем, что торпеды калибра 650 мм с момента постройки крейсера и до 20 июня 2000 года на нем не эксплуатировались, личный состав был не в полной мере подготовлен к эксплуатации и боевому применению указанной торпеды.
АПРК «Курск» проходил государственные испытания в 1994 году, однако стрельбы торпедой данного типа на этих испытаниях не производил. В декабре 1999 года представителями ЦНИИ «Гидроприбор» с личным составом БЧ-3 «Курска» проведены теоретические занятия по обучению и допуску личного состава указанной БЧ к эксплуатации системы контроля окислителя, а также перекисно-водородных торпед калибра 650 мм. Такие занятия должны были проводиться флагманским минером и с группой командования подводной лодки (командиром, старшим помощником и помощником командира), однако из-за отсутствия штатного флагманского минера они не проводились.
Красноречивый пример содержит заключение организационно-тактической экспертизы от 1 ноября 2001 года. Перед выходом в море в августе 2000 года АПРК «Курск» проверялся: 20 июля — офицерами Главного штаба ВМФ, 25 — штабом дивизии, 26 — штабом флотилии, 27- штабом Северного флота.
Одновременно с этим на «Курске» с 19 по 27 июля проводился планово-предупредительный осмотр (ППО) и планово-предупредительный ремонт (ППР) материальной части. В этот же период экипаж проводил (по документам): 20 июля — учение по погрузке и выгрузке боезапаса, погрузке двух боевых торпед. На следующий день — отработку по борьбе за живучесть на учебно-тренировочном судне. 22 июля — сборы личного состава БЧ-4 под руководством флагманского специалиста флотилии. Еще через день — тренировка в учебном центре по выходу в торпедную атаку.
Таким образом, заключают эксперты, провести в июле ежемесячный ППО и ППР материальной части в полном объеме экипаж «Курска» не мог из-за различных проверок и мероприятий боевой подготовки. Хотя статья 566 Корабельного устава ВМФ запрещает проведение в такие дни каких-либо мероприятий боевой подготовки.
Приказ командира дивизии от 20 июня 2000 года о допуске АПРК «Курск» к приему и эксплуатации торпед калибра 650 мм подписан врио командира дивизии капитаном 1 ранга А.В.Краснобаевым. В тот момент он являлся лишь заместителем начальника штаба дивизии по оперативной и боевой подготовке, то есть по своему служебному положению, как это предусмотрено ст. 96 Корабельного устава ВМФ, не имел права подписывать документы за командира дивизии. Этот приказ подписан также врио начальника штаба дивизии капитаном 2 ранга В.П.Олейником.
Таким образом, основополагающий документ, касающийся допуска экипажа подводной лодки к боевому применению торпедного оружия, был подписан неправомочными должностными лицами.
Методика подготовки минно-торпедных боевых частей ВМФ, определенная строгими правилами, на «Курске» во многом нарушалась. Личный состав БЧ-3 не отрабатывал практические действия по эксплуатации перекисно-водородных торпед на учебных образцах по причине их отсутствия в гарнизоне Видяево, где базировался экипаж.
Смешанное чувство горечи и недоумения вызывает в этой связи экспертное заключение, подписанное вице-адмиралом В.Д.Рязанцевым 13 мая 2002 года — когда с главной версией катастрофы «наверху» уже определились. Куда же вы раньше смотрели, товарищ вице-адмирал?
Ведь для погибших на «Курске», их товарищей и командиров вы не просто старший по званию — вы давно уже заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил России?! И разве сами не несете ответственности за то, что так красноречиво описываете? Документ стоит того, чтобы привести из него несколько фрагментов.
По отметкам в журнале «Планы тренировок, занятий минно-торпедной боевой части АПРК «Курск» с личным составом БЧ-3 в период с 30 мая по 14 июня 2000 года были проведены занятия и тренировки в объеме годового плана специальной подготовки личного состава БЧ-3, что практически невозможно сделать. План подготовки личного состава БЧ-3 к выходу в море 10 августа 2000 года на комплексную боевую подготовку не утвержден командиром подводной лодки и не согласован с флагманским минером. Экипаж АПРК «Курск», — констатирует высокопоставленный эксперт, — в нарушение требований к экипажам подводных лодок первой линии не выполнял стрельб практическими торпедами с 1988 года, хотя должен был делать это ежегодно. Хотя бы одной торпедой, чтобы подтвердить свое право считаться перволинейным экипажем«.
А не делал потому, насколько можно догадаться, что возможности такой не создало вышестоящее командование. Не покидает ощущение, что вице-адмирал, заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил России, сам того не желая, направил камень к себе в огород.
Но это, возможно, ошибочное ощущение. Что косвенно подтверждается очередным выводом следствия.
«Нарушения, допущенные должностными лицами дивизии и флотилии подводных лодок при организации обучения экипажа АПРК «Курск», причиной катастрофы не явились, в связи с чем 28 июня 2002 года в отношении их отказано в возбуждении уголовного дела«.
Горьеко читать эти строки. ну почему мы живем в мире лжи и псевдооправданий?
Привет всем, кто желает добраться до истины!
Я находился в штабе 1 флотилии откуда вышел Курск. Последнее донесение от командира «Задачи БП выполнены, следую в базу………….
Если бы все было так, как написано в выводах госкомиссии, бред про «толстушку», про полное расп….во при подготовке учений, отсутствие подготовки спасателей, то Моцак с Поповым после увольнения с флота, если бы не посадили, могли бы устроиться максимум учителями труда в школу. Однако они ушли на гражданку с огромным повышением. Один Сенатор, второй заместитель представителя президента по северо-западу, курировавший армию и флот всего северо-запада .Не сходится. Все враньё. Когда же честно скажут, что было. За что с экипажем лодки так поступили .
Значит все же что-то не так в выводах комиссии? Видимо автор статьи командир АПЛ в чем-то прав, что каждая не до конца расследованная или утаенная катастрофа приводит к новой с более тяжелыми последствиями.
Как все до зубной боли знакомо большинству тех, кто служил в ВМФ того времени! Не допущен…, никогда не отрабатывался…, сроки эксплуатации отдельных комплектующих превышены. Горько и обидно читать такие строки, но надо честно признаться, что эксплуатанты флота, в подавляющем большинстве честные и ответственные люди были поставлены вышестоящими начальниками, сверху до низу в такое положение, когда русское «авось» выступает на первый план. План БП и БС вынуждал, как и в случае с «Курском». Короткий пример из своей службы флагманского специалиста. Постоянно выходили из строя одни и те же образцы ВиВТ по совершенно непонятным причинам и приходилось постоянно их восстанавливать. Помню, из-за этого как-то опоздал к обеду в кают-компанию офицеров штаба. Мой сосед по столу меня спросил, мол чего опоздал, а я лишь безнадежно махнул рукой. На следующий день я уже стоял на «ковре» перед начальником политотдела соединения, где он мне задал вопрос: «..Вы что, не верите в силу нашего оружия? Придется ответить по-партийному». А, как оказалось позже, в этом образце ВиВТ «сидела» теоретическая ошибка, заложенная еще на этапе проектирования. Но партийный фитиль уже «висел».
Если бы все было так, как написано в выводах госкомиссии, бред про «толстушку», про полное расп….во при подготовке учений, отсутствие подготовки спасателей, то Моцак с Поповым после увольнения с флота, если бы не посадили, могли бы устроиться максимум учителями труда в школу. Однако они ушли на гражданку с огромным повышением. Один Сенатор, второй заместитель представителя президента по северо-западу, курировавший армию и флот всего северо-запада .Не сходится. Все враньё. Когда же честно скажут, что было. За что с экипажем лодки так поступили .
Старшина команды торпедистов ст. м-н Ильдаров до «Курска» проходил службу на 675 проекте. Это был мой старшина команды до назначения на НФ.