Баку, это город моей курсантской молодости. Пять лет я учился в «системе» как мы называли свое высшее военно-морское училище. Эти годы вместили в себя столько нового и интересного, что всего не пересказать.
Прежде всего, скажу, что туда я попал из маленького степного кубанского городка. Огромный город с его восточным колоритом и национальными особенностями, башнями и минаретами, захватил меня своими цепкими щупальцами сразу и надолго. Как сейчас перед глазами стоит Крепость, Нагорный парк, фуникулер, огромный памятник Кирову над городом, метро с неистребимым нефтяным запахом. Вспоминаю все непременные атрибуты восточного города — чайханы со стаканчиками «армуд», расширяющиеся кверху, уличные чаны с брынзой, дымок с запахом бараньего шашлыка из бакинских двориков, перемежающийся с запахом кинзы и других пряных трав.
В увольнениях мы пили вина «Кимширим», «Акстафу», шемахинский кагор с кучами медалей на этикетках, а потом выходили гулять по набережной бухты Ильича (так она тогда называлась).
Нам было по восемнадцать лет, отчаянно хотелось познакомиться с девушками, но стеснялись их, а вот после пары стаканчиков вина это делать было проще. Тем более красивая военно-морская форма украшала наши заурядные личности.
Вот так гуляли однажды вдоль моря втроем: Саня Тёмкин, Володя Владимиров и я. Перед этим я получил гонорар из флотильской газеты «Каспиец» за какую-то серенькую заметку на патриотическую тему и угощал своих сокурсников. Немного мне заплатили, рублей шесть по старому советскому курсу, но на вино и даже на кутабы, местную разновидность чебуреков, нам хватило. У Сани Тёмкина была секретная карта со схемой города Баку, куда он вносил значками потайные, злачные местечки, куда не заходили военные патрули, вот в одном из них мы и посидели.
По набережной прогуливаются девушки, но все под охраной родителей, либо с мужьями. Баку – город целомудренный, девушки порядочные и до свадьбы берегут свою честь.
— Ребята! — вдруг говорит Саня Тёмкин. — Смотрите!
Мы увидели трёх юных красавиц, миловидных брюнеток, близняшек, медленно идущих нам навстречу. Сестрички, были одни без сопровождающих лиц. Девушки с интересом на нас посматривали, смеялись и что-то говорили друг — дружке.
Черты лица славянские, но черноволосые и симпатичные, как Гюльчатай. Видимо папа или мама у них были русскими.
— Володя, ты подходишь первым, — сказали мы худенькому и пьяненькому однокурснику, — знакомишься с ними, потом по твоему сигналу подгребаем мы.
— А почему, я? – заволновался Володя. – Меня отошьют, увидите, как пить дать, отошьют!
Саня Тёмкин критически оглядел Вову, сдул с него невидимую пушинку и поправил бляху на ремне.
— Потому, что ты у нас самый красивый и обаятельный, — грубо польстил он Вовику , — не бойся, мы пока текст подготовим, о чём говорить.
Володя расправил грудь и четким, почти строевым шагом приблизился к девчонкам. Он, что-то сказал им, они весело рассмеялись. Вова незаметно сделал нам жест рукой из-за спины. Мы подошли, и дальше пошли вшестером. Саня Тёмкин показал девушкам свою знаменитую карту и предложил выбрать местечко для уединения. Я тоже пытался поддержать друзей умными словами. Сёстры переглядывались и загадочно молчали.
Прошли мы так с ними метров тридцать от силы.
Вдруг откуда-то сзади к нам подошла группа щетинистых, восточных парней и преградила путь.
— Ара, нэ нада! Да…а…а! – сказал один из них.
Кто не знает, объясню. «Ара», это вовсе не попугай. Обычно так азербайджанцы обращаются к незнакомым. Слово не обидное, вроде русского «Эй».
— Почему это не надо? – спросил у азербайджанца Вова Владимиров.
— Нэ надо, ара! – снова с угрозой в голосе повторил тот.
Его кореша обступили нас и угрюмо молчали.
Мы оценили обстановку. Их было пятеро, нас всего трое. Овечки уже ушли далеко вперёд. Скорее всего, эти чабаны, братья или женихи, пасли сестёр на природе, и от таких волков, как мы, оберегали.
— Ну нэ надо, так нэ надо! – сказал им Володя, и сделал отряхивающий жест ладонями, — пошли ребята, здесь полный облом.
Этот жест мы долго вспоминали. А Вовина фраза «Ну, нэ надо, так нэ надо» прижилась в нашей «системе» и стала расхожей курсантской прибауткой.
Фото из baku.kataloq.net Девичья Башня г.Баку
Ара, скажи зачем в СССР укрепляли военно-морскую мощь Азербайджана? Биратство народов, да? Вот тут и нормально сказать:
-Ара, совсэм нэ надо, да! А я например ещё и в славные шестидесятые советские годы без длинного ножа на рыбалку на речку Зеленчук не ездил, а учился в 9 классе. Осюда возникает вопрос.
А почему не сделали училище в Астрахани, например? Там девчонки еще лучше, пожалуй! И славянской внешности!
А сейчас по Москве чудо-горцы, чьи папы в последних войнах убивали наших солдат, в папахах, понимешь, по Москве гуляют.
А мы наступаем на одни и те же грабли: нос от исторических ошибок сплющился.
Да, я бы курсантов учил не толерантности, а истории и рукопашному бою!
Демюр! Это было начало 70-х, когда у нас была единая и дружная страна! А укрепляли тогда не военно-морскую мощь Азербайджана, а мощь Советского Союза. Союза братских народов. Это потом пошло всё наперекосяк. Профукали наши вожди великую страну. А училище наше в Баку было многонациональным, даже международным. Учились и арабы, и африканцы, и немцы (ГДР) и болгары. А ещё вьетнамцы. Вот так.
Юра вопрос не в этом. Зачем атомную электростанцию построили в Литве, а не в Калининградской области. Горя бы не знали. Зачем столько высокотехнологичных предприятий создавали на Украине, которые теперь пропали для России. Зачем такие дороги строили в Прибалтике, когда у нас дорог не было. Зачем передавали промышлено-значимые районы с людьми в состав Украины, Кабардино-Балкарии, Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Казахстана (аж 6 промышленных областей из Сибири) и так далее. У нас в России, что все хорошо и дороги и промышленность и сельское хозяйство? Зачем фактически русское Приднестровье передали в состав Молдавии, а Абхазию подарили Грузии, Новороссию и Крым Украине. Сколько проблем породили для людей, которые там живут. Сколько из них беженцами стали в своей стране. Сколько погибли. Вот развивали бы свое национальное на своих землях за свой счет, а не за счет всего СССР. Они нас любят за это? Ненавидят!
Юра я не националист. У меня друзья многих национальностей и всех я уважаю. Но нельзя быть щедрыми за чужой счет, за счет своего народа и людей. Надеюсь ты обратил внимание, что во всех речах и докладах мы теперь не русские, а русскоязычные россияне. Власть боится слова русские Донбасса, русские Украины, русские Казахстана, русские Чечни. Раньше при советской власти боялись слова казак, теперь бояться слова русский. А мы русские и нам есть чем гордиться в том числе такой страной, которую создали наши предки и защитили ее от многочисленных врагов. Этим надо гордиться, а не стыдиться всякую мразь. В европе приравняли СССР к фашистской Германии. Кто? Все те, кто ходили на Русь в составе вермахта, войск кайзеровской Германии, коалиции Великобритании, Франции, Турции и Сардинии, в войсках поляков и литовцев. А наши руководители изо всех сил под различными предлогами стараются исконно русские земли заселить инородцами, разбавить нас, так, чтобы не было и видно и слышно. В магазинах в Москве нерусская речь. В поликлинике случайно посмотрел списки врачей. Только 10% русские фамилии, еще до 20% украинские, а остальные уже мусульманские. В Склифе медсестры ходят уже в хиджабах. Блин где Россия, где земля русского народа? Значительная часть русских уезжает в заграницы, продают дома и уходят в фермеры. Сколько лет надо чтобы русских в России не осталось? Что это? Геноцид русского народа? В революцию устроили расказачивание, теперь устраивают наши же руководители разрусачивание.
Интересно Зеленский кричит везде, что он украинец. А если штаны снять и проверить? Раньше у казаков, в том числе запорожских был обычай при выборе атамана. Казаки после выбора становились в круг вокруг избранного и кричали — покажи. Атаман показывал и тогда оповещали всех, что — не обрезанный. То есть не мусульманин и не иудей и не католик (была в средние века практика обрезания и католиков), которых обрезали при рождении. Атаманом или по украински гетманом мог быть только православный человек и никто другой по рождению. В казаки принимали всех, кто приняли православную веру, а в атаманы только настоящих православных. Бывший иноверец не мог стать атаманом. Атаманами могли стать только его необрезанные дети. Мы все украинцы — кричат на каждом углу Порошенко, Тимошенко. Ляшко, Парубий и прочие. На Украине этнических украинцев при отделении было только около 60%. Остальные были людьми других национальностей. Они стали украинцами — предали традиции, обычаи, историю, культуру своих предков? Или что-то здесь не так. Украинец понятие не наднациональное, а чисто этническое. Не могут и не захотят евреи, венгры, румыны, гагаузы, крымские татары, русские, нагаи, чехи, словаки, руссины быть украинцами, если конечно они не монкурты (иваны не помнящие родства). У меня мать украинка, а отец русский — кричит один из экспертов телевизионного ток-шоу с очень русской фамилией. Вообще по матери национальность определялась и определяется только у евреев, остальные национальности определяют национальность по отцу. Казаки могли жениться и на черкешенках и турчанках, а сыновья все-равно были казаками. Как же по честному называть себя Зеленскому? Если честно, то украинским евреем. Но это только если честно.
Не буду писать про то, что сейчас в России и дискутировать с админом. Скажу только, что земли захватывают у слабых.
Скажу про Баку, где я вырос и оттуда ушел служить в Севастополь.
В Баку не было азербайджанцев, армян, евреев, русских, украинцев, татар, прибалтов и проч…. В Баку жили бакинцы. Послушайте об этом у известных братьев Ю.и М.Гусманов. Вот я так и остался бакинцем хоть и покинул его 47 лет назад. Сейчас бакинцев осталось мало — в основном приехавшие из районов. Об этом мне пишут друзья из Баку.
Баку был одним из самых многонациональных городов СССР. Кстати, если бы не бакинская нефть то неизвестно, насколько бы затянулась до Победы ВОВ.
И автору — кутабы — это никак не разновидность чебуреков — это КУТАБЫ!!!
И то, что с девушками был «конвой» — это да…но не всегда.
И красивых девушек там было никак не меньше, чем в Астрахани. Особенно метиски!!!
Виктор вы дискутируете с автором, учившимся в Баку или со мной администратором сайта? Я верю в то, что в Баку жили бакинцы, а не армяне, азербайджанцы, прибалты и прочие. НО не все так красиво, как вы рисуете. К сожалению. И 90-ые годы это показали. Была и сумгаитская резня и бакинская. Было бегство армян из Баку. И это хорошо описано на нашем сайте в произведении офицера служившего в эти годы в Баку, Александра Сафарова «Чёрный январь». Прочитайте. Мне приходилось общаться с преподавателями Каспийского ВВМУ имени Кирова, значительную часть которых перевели из Баку в Калининград. там были люди разных национальностей и то, что они рассказывали про межнациональный мир в Баку — это было страшно. Ладно 90-ые годы понятно. Но мой отец учился в Каспийском ВВМУ во время войны и тоже рассказывал многие случаи, которые противоречат вашей красивой теории. У меня были друзья и армяне и азербайджанцы, выпускники ВВМУ имени Кирова. Я с ними служил. Это действительно очень хорошие люди и офицеры. Действительно многие из них рассказывали очень хорошие вещи о вашем городе, о дружественной атмосфере в нём. Но это было до определённого момента, пока они не обострились из-за Карабаха и событий в Ереване. Мне очень жаль, что Горбачёв не решил этот вопрос кардинально, когда можно было решить его миром. Тогда бы наверно не было Сумгаита и не было бы событий в Баку из-за которых были вынуждены ввести в Баку войска. К сожалению
Цитата из «Черный январь» —
«Кто сейчас не сядет, тот не азербайджанец! — взывает Панахов, и тысячи людей послушно садятся на асфальт»
И вот это -» Кто не скачет, тот москадь» и «Москаляку на гиляку»..
Заметьте — это братья славяне.
А говорил я не красиво — я говорил правду. И это была не теория.
У меня все.