Ярыгин В. Кадры военного флота России — история

Император Всероссийский Петр Великий (1672-1725 гг)

В 1998 году, 11 декабря Военно-морской флот России отметил  300-годовщину образования Воинского Морского приказа: «Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев» или КАДРОВОГО ОРГАНА военного флота.

Три с лишним столетия на созданном Петром Великим военном флоте, который за это время участвовал в 26 войнах и 87 морских сражениях, служили и продолжают служить военнослужащие, которым доверена главная ценность флота-люди. Они обязаны производить их отбор, представлять к назначению, контролировать служебную деятельность, это «КАДРОВИКИ», так их повседневно называют на флоте.

Кадровиков за время, существования созданной структуры, ни учили работе с военными людьми, об этом никогда не шел, даже разговор, ни изучали они, как и сегодня науку о кадрах «кадрологию», хорошо это или плохо, тема отдельной дискуссии или разговора, но свои обязанности всегда старались делать по совести, сообразуясь с поставленными задачами и сложившейся обстановкой.

По праву считается, что «ПЕРВЫМ КАДРОВИКОМ» России, в армии и на военном флоте был создатель Российской Империи, «Прорубивший окно в Европу», Петр Великий. Молодой царь стал первопроходцем в кадровой политике, его понимание, особенно на начальном этапе создания России как морской державы, военного флота, оказались прогрессивными и успешными. Многое из Петровского периода, проводимой в России политики, по подбору, подготовке и расстановки кадров и сегодня в XXI столетии можно смело использовать.

С некоторых пор, служивших и работающих на флоте кадровиков, стал волновать вопрос, почему у кадровых органов ВМФ России и флотов нет, даты их образования (рождения), а если есть, то в своем большинстве она, не отражают исторической правды.

Благодаря поискам в архиве ВМФ, издан, исторический приказа ГК ВМФ № 294 от 28 августа 1997 года, им дата — 11 декабря 1698 года стала считается Днем образования кадрового органа Военно-морского флота.

За прошедшие столетия, кадровые органы, находясь при военном флоте, участвовали в его строительстве, ведущихся войнах, преобразованиях, в походах и открытиях, решая возникающие проблемы и задачи, прошли большой путь в истории.   

С принятием Приговора (Указа) боярской думой 30 октября 1696 года: «Морским судам быть», национальные интересы России, требовали срочно, решить триединую задачу: построить военный флот, подготовить кадры и   сформировать государственную морскую политику. Но главным сразу стал вопрос подготовки кадров для кораблей флота. По повелению царя Петра, первым возглавил этот важнейший участок деятельности, его соратник и приближенный, генерал и воинский   комиссар Головин Фёдор Алексеевич, первый в России за свои заслуги удостоенный ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Генерал-фельдмаршал Ф.А. Головин (1650-1706 гг)

Кадровая политика, проводимая Петром I, позволила в короткие сроки создать профессиональную армию и военный флот. Она, в первую очередь, базировалась на таланте и стремлении, человека — вне зависимости от занимаемого положения, социального происхождения, быть полезным Отечеству. С момента, создания военного флота Петр Алексеевич династии Романовых это понял и, на протяжении жизни, руководствовался.

В 1714 году Указом Петра было запрещено производство дворян в офицерское звание, если до этого они не прошли службу простыми солдатами, а с 1719 года в русской армии при назначении на вышестоящую должность офицеров, была введена баллотировка, то есть отбор к назначению из 2-3, представленных кандидатов.

В 1720 году своим Указом Петр I, закрепил право старшего офицера на получение дворянского патента и передачи дворянского титула по наследству.  Это означало, что благодаря своему таланту, проявленному в реальных условиях, мужеству и героизму офицер зарабатывал право на переход в иное, более высокое сословие.

Во время царствования Петр Великий настойчиво проводил в жизнь принципы государственной политики при подготовке кадров, проявлял заботу о воспитании будущих офицеров. На этапе отбора кандидатов, для службы на военном флоте, требовал от чиновников, особое внимание обращать: на отбор лучших представителей дворян, разночинцев и крестьян.

Во время обучения воспитывать патриотизм и честность, личное достоинство и гуманное отношению к подчиненным. Использовать при обучении передовой отечественный и мировой опыт, подбирать лучших своих и иностранных специалистов. В процессе обучения, использовать теоретическую подготовку в сочетании с практикой на кораблях и судах.   Отбирать, в корпус морских офицеров, в первую очередь россиян исходя, из государственных интересов и решаемых флотом задачах.

Итоговым документом, в котором были отражены требования, к служившим на флоте, стал «Устав морской» — 1720 года. В принимаемой присяге, служащими на военном флоте, одним из ключевых требований было записано, «…каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а также служить по доброй христианской совести…».    

За время, существования военного флота, ведущихся войн, менялся, состав кадрового органа, требования руководящих документов, но на всех этапах создания парусного, броненосного паросилового и Океанского ракетно-ядерного флота, «КАДРОВИКИ» пунктуально исполняли свои должностные обязанности.

Знак кадровых органов ВМФ

КРАТКО О КАДРОВИКАХ ВОЕННОГО ФЛОТА ЗА ТРИ С ЛИШНИМ СТОЛЕТИЯ

I. КАДРОВЫЕ ОРГАНЫ парусного военного флота

В конце XVI века возникла реальная угроза национальной безопасности России, внутренние ресурсы страны перестали удовлетворять ее потребности, для свободной торговли и поддержки связи с прибрежными государствами, нужен был свободный выход к Балтийскому и Черному морям, чему всячески препятствовали соседние страны.

Вступив на царский престол в 1689 году, 17-летний царь Петр, начал искать пути решения вопроса обеспечения России свободного выхода в моря и торговли, преодоления противодействия государств. Для этого по его оценке, был нужен сильный военный флот, вступив в царствование Петр I, принял как девиз: «Великой России не быть без флота».

7 августа 1693 года, при посещении Архангельска, им было принято решение о закладке, на острове Соломбала, первой государственной судостроительной верфи. Сразу встал вопрос, где для этого взять специалистов? Кто этим должен заниматься?  

Через полтора месяца в сентябре 1693 года царь лично, заложил на верфи первый корабль «Святой апостол Павел», а в следующем 1694 году подрубил опоры и спустил его на воду.

Поисками матросов и офицеров, для службы на строящиеся корабли в России, в большинстве из иностранных специалистов, занимались назначенные люди-кадровики.

Первый военный корабль «Святой апостол Павел»

После неудачной первой попытки взять турецкую крепость Азов в 1695 году, в Воронеже   началось   строительство кораблей  для, Азовского флота. В 1696 году, 2 апреля  была спущена на воду, первая большая галера «Принципиум», 26 апреля многопушечный корабль «Апостол Пётр», начали ускоренно строится гребные суда. В мае, блокировав турецкую крепость с моря кораблями и гребными судами, после бомбардировки артиллерией, Азов был взят.

К весне 1700 года, созданными «Кумпанствами» на Воронежских верфях,  было построено 40-парусных кораблей и 113-гребных судов.

Зададимся вопросом, кто занимался подбором строителей-корабелов, экипажей  на гребные суда и корабли? Ответ специально назначенные для этого люди, кто и сколько их было? По происшествию трех с лишним столетий трудно ответить без изучения материалов архивов, но то, что они были бесспорно.

По настоянию Петра I, Приговором (Указом) Боярской думы от               20 октября 1696 года: «Морским судам быть», это решение думы России стало историческим. Началось строительство военных кораблей. В Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах России, стоящих на реках.

Парусно-гребной фрегат «Апостол Петр»

В состав Азовского флота вошли: 2 — трех мачтовых парусно-гребных фрегата, с пушечным вооружением, «Апостол Петр» и «Апостол Павел»;  4 — брандера,  23 — галеры, 1300 — стругов, морских лодок и плотов.

Комплектованием построенных парусных фрегатов, галер и стругов, занимались специально назначенные люди, отбор в основном производился из иностранных специалистов, но нужны были, в первую очередь свои.

В марте 1697 года, в Голландию и Англию отправляется специальное русское Великое Посольство, с задачей не только отбора, но и подготовки  специалистов, для службы на кораблях военного флота. В составе посольства, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился царь. В середине следующего 1698 года в Архангельск на купленных кораблях, прибыло более 500 иностранных специалистов, в том числе — 350 матросов и 150 человек командного состава.  К концу года на военных кораблях флота России служило более 800 иностранных специалистов.  Среди отобранных для службы на русском флоте был вице-адмирал Корней Иванович  Крюйс, позднее под руководством Петра I он участвовал в написании Устава морского.

Вице-адмирал К.И. Крюйс

Строящиеся военные корабли и суда требовали создания системы отбора, назначения  и подготовки специалистов, для этого 11 декабря 1698 года – приказом по флоту: «Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев», создается   Воинский Морской приказ.  Позднее его функции расширились, он стал заниматься подбором, обучением, распределением, не только иностранных, но и в первую очередь своих русских специалистов для службы на кораблях военного флота.

С этого момента стала писаться история, кадрового органа, создаваемого Петром I военного флота.

Созданный Воинский Морской приказ (кадровый орган) подчинялся  генералу и воинскому   комиссару графу  Федору Алексеевичу Головину. А с 1700 года его, возглавил стольник Апраксин Федор Матвеевич, пожалованный в феврале звания генерал-адмирала.

Генерал-адмирал Ф.М. Апраксин

В России под руководством царя-реформатора началось создание регулярный военный флот в качестве самостоятельного вида вооруженных сил. Подготовка корабельных специалистов велась заграницей, но это не решало в полной мере вопроса комплектования, быстро растущего флота.  После   окончания войны с Турцией на Черном море, и заключением мира, была объявлена война со Швецией за выход в Балтийское море.

Царь России Петр I, Алексеевич: «Под стук топоров, грохот пушек, русское УРААА!!!» начал «Прорубать окно в Европу», для этого был нужен сильный флот.

С объявлением Россией в 1700 году войны Швеции,  предпринят  первый поход русской армии на Нарву, он оказался неудачным, потери армии составили около 10 тыс. человек, в том числе 10 — генералов и 56 — офицеров оказались в плену. Причин поражения было много, но главной стало, отсутствие на основных командных должностях в армии своих русских офицеров (часть иностранных офицеров перешли на сторону шведов еще до начала боевых действий). После этого Петром I, было принято решение сократить набор в армию из иностранцев и начать комплектовать армию и флот русскими специалистами.

Неудачный поход многому научил, показал доблесть и мужество русского солдата, но в сражении армия  по терпела поражение. Только благодаря, проявленному мужеству, стойкости и героизму солдат и офицеров Преображенского и Семеновского полков, удалось отступить организованно, предотвратить панику.

Эта дата 30 ноября 1700 года считается рождением Русской гвардии. За храбрость, стойкость и самоотверженность Преображенский и Семеновский полки стали гвардейскими,  участники были награждены, все  офицеры  были награждены  знаком, надпись на нем гласила:  «1700 ноября 19».  Поражение под Нарвой ускорило комплектование военных кораблей русскими специалистами. Первыми  на  корабли прибыли 504 лучших солдата, отобранных в Преображенском  и Семеновском  полках.

С этого момента, Воинский морской приказ и созданные, в России Адмиралтейский приказ, Владимирский Судный приказ стали заниматься, комплектованием  кораблей, не только наемниками из-за границы, но и своими, отобранными и прошедшими подготовку  специалистами.

Используя материалы «Указа по галерам», написанного К.И. Крюйсом, основываясь на практическом опыте, документах, по указанию Петра I  начала  закладываться  структура  военного флота России.

Парусный флот – в соответствии с общим планом ведения войны и сложившейся обстановкой на море, должен был содействовать сухопутным войскам в занятии побережья, нарушать морское сообщение противника и защищать свои коммуникации. Корабли объединялись в дивизии, три дивизии (авангард, центр и арьергард) образовывали эскадру.

Гребной флот – был многочисленным, состоял из судов различных типов и назначения, на них размещался десантный корпус, численностью около     16 тыс. человек, он делился на 3-и дивизии, несколько полков и отрядов.  Основной тактической составляющей  корпуса, стал полк, в него входило  — 1000 человек и до 10-и приписанных судов. На судах гребного флота имелся свод сигналов для связи с сухопутными войсками при ведении совместных боевых действий. Позднее (1705 год) Указом Петра I, на гребном флоте создан морской полк, положивший начало морской пехоте России.

Подбор, назначение и обучение всех служащих на военном флоте стало  обязанностью кадровиков.  

Учеба за границей волонтеров и стольников, наем иностранных специалистов не могли полностью обеспечить комплектование быстро, растущего, и воюющего флота России. Возникла необходимость создания своего учебного заведения по подготовке специалистов для службы на кораблях.

Указом Петра I от 1701 года: «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белые России Самодержец… указал, именем Своим Великого Государя повелением … быть Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению».

Указ стал первым официальным документом, заложившим основы государственной политики в области военно-морского образования и, положивший начало подготовки кадров для, военного флота. Набор людей на корабли флота шел ускоренными темпами, вместе с иностранцами на корабли  отбирались, вначале солдаты и офицеры Семеновского и Преображенского гвардейских полков, а позднее с введением воинской повинности со всей России. Школ для подготовки матросов для службы на парусных кораблях не существовало, знания и практические навыки передавались старослужащими, молодым матросам в процессе службы. Для подготовки  матроса на корабле, требовалось пять лет  службы. На кораблях военного флота было введено звание «добрый матрос», которое присваивалось после пяти лет хорошей службы.

В 1701 году  Указом Петра Iбыло велено на Новом Пушечном дворе Москвы «…построить деревянные школы, и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной и письменной грамоте и цыфирии и иной инженерной наукам…».    

После обучения выпускники назначались в бомбардиры, барабанщики, пушечные писаря, пушечные ученики и на другие должности. Наиболее способных выпускников школы командировали за границу, а оказавшихся к обучению неспособными переводили в мастеровые.

Кадровые органы, подбирая кадры для воюющего флота, начали заниматься подбором и назначением людей, на новые созданные корабли, набором  детей  дворянских, духовенства, посадских и солдатских, для учебы, что  встречало противодействие и не желание родителей и стало не легкой задачей.  

С победами сухопутной армии и флота,  выходом кораблей  к устью Невы  в 1702 году, началось  строительство на верфях кораблей.

Этот 1702 год для кадровых органов стал напряженным,  они подбирали  и назначали  на строящиеся военные корабли  флота (около 50 единиц) экипажи  для участия в блокаде и штурме шведской крепости Нотебург (захваченной  русской  Орешек).        Вскоре добился успехов, строящийся  военный флот,  в 1703 году, в ночь на  7 (18) мая , к устью Невы подошли два шведских корабля «Астрильд» и «Гедан», обменявшись сигналами с берегом,  встали на якорь. Десантниками судов гребной флотилии Преображенского и Семеновского полков, они были атакованы и в абордажном бою захвачены.  Петровские «потешные» навечно вписали свой героический подвиг в летопись русского  военного флота, а  дата 7 (18) мая 1703 года  стала днем образования Балтийского  флота России, это была первая морская победа на море под руководством Петра I, об этом сегодня напоминает, написанная картина и выпущенная в честь  первой победы  медаль с надписью: «Не бываемое бывает».

Картина захват бота «Гедан» и шнявы «Астрильд»

С успешным ведением войны на сухопутном фронте началось строительство на отвоеванных землях, 18 октября 1703 года Петром I, закладывается город-крепость Кронштадт. На Лодейном Поле реки Свирь, возводиться Олонецкая  судостроительная верфь, здесь во второй половине 1704 года  были, заложены и  спущены на воду первые  парусные военные корабли:   7 – фрегатов,  7 — скампавей и 32 — других гребных  парусных судна. Война на море требовала большого количества кораблей и судов, 5 ноября 1704 года на левом берегу Невы начали возводить  Адмиралтейскую  верфь, было  положено начало центру кораблестроения России на Балтике.

1703 год, стал годом создания кадрового органа Балтийского флота, после завершения работ по комплектованию, построенных крепостей, верфей и  кораблей, с переходом на комплектование экипажей русскими матросами, их подбором и обучением начал, заниматься кадровый орган. Во время Северной войны он занимался  комплектованием  экипаже кораблей, принимающих участие в морских сражениях, длившейся  21 год войны.

В 1705 году, с  3 марта в России был введен регулярный рекрутский набор, русская армия перешла на новую систему комплектования.  (До 1793 года, воинская повинность для населения в России была общинной и пожизненной, с 1794 года — 25 лет, с 1834 года — 20 лет). 

В 1705 году 27 ноября Указом Петра I, вводится на флоте «Полк морских солдат», с этой даты начался отсчет службы Морской пехоты России. За время Северной войны было создана  регулярная армия, военная служба  стала постоянной,  обязаны были служить все люди государства (кроме жителей части национальных окраин). Одновременно создана система комплектования и управления, новой заложенной военной структурой страны, учреждения, ведавшие хозяйством войск, боевой подготовкой солдат и офицеров, обмундированием и снаряжением.

На Балтийском флоте к этому времени служило военнослужащих: 1-вице-адмирал,  2-шаутбенхта, 78 — офицера, 3-штурманов, 14-лекарей,86 -боцманов и боцманматов, из них    120 – иностранных специалистов,  2500 – русских матросов, набранных по рекрутскому набору, и выпуска  «Навигацкой школы», всего — 2836 человек.

В создании и укомплектовании, начинающего писать свою летопись,   Балтийского флота немалая заслуга была людей которые служили и работали в кадровых органах.

В 1706 году,  был определен порядок службы и производства в чины для военнослужащих, а с 1714 года срок выслуги в каждом чине, для повышения в чине, лично Петром I, в 1719 году  была введена баллотировка, такой порядок работы кадровых органов, сохранялся на всем протяжении  XVIII века.   Продолжающейся Северная война со Швецией требовала увеличения набора и улучшения подготовки, служащих на военном флоте.  Для решения этой задачи в 1707 году создано Морское управление, которое возглавил, получивший звание адмирала и должность,  президента Адмиралтейства Федор Михайлович Апраксин, управление  получило название Адмиралтейской канцелярии.

В обязанности Адмиралтейской канцелярии входило комплектование флота, обеспечение обмундированием и денежным довольствием, ведение судопроизводства, контроль исполнения приговоров, заведование медицинской частью. Разработаны и распределены обязанности членов канцелярии, до этого установленной определенной организации и конкретных обязанностей не было.
    

В 1712 году на военном флоте была учреждена «Особливая военная канцелярия» или «Канцелярия  воинского морского флота»,  на которую были  дополнительно возложены обязанности: «ведать флагманами и всеми офицерами». Начальником канцелярии,  назначен  Иван Тормасов, секретарем  Осип Павлов, состав ее вначале ограничивался тремя подьячими. Основы кадровой работы  определял  Петровский «Регламент».       Артикул 56 которого гласил: «Кто послан будет для найма морских служителей,  чтоб принимать добрых. А ежели недостойных примет, то оных, не держав отпустить, а кошт доправить на том, кто нанимал».  С введением в «Регламент» основ мобилизационной подготовки, стало увеличиваться количество дел в «Канцелярии  воинского морского флота»,  Иван  Тормасов пишет ходатайство об увеличении штата еще на четырех подьячих.

Граф, генерал-аншеф Г.П. Чернышев (31-01.1672-10.8.1745 гг)

В 1715 году — внутри Канцелярии организуется Морское управление, возглавил его генерал-майор Георгий Петрович Чернышев.

В состав Морского управления   входило:  три обер — комиссара, 1-й  — заведовал всеми чинами корабельного флота, 2-й  чинами галерной эскадры,  адмиралтейским батальоном, мастерами и мастеровыми, 3-й оружейным и провиантскими магазинами, обмундированием, медицинской частью, каторжниками. Кроме 3-х  обер-комиссаров    входили: один штаб-офицер с двумя офицерами для  «отправления артиллерии и амуниции на суда», аудитор с четырьмя подьячими,  два переводчика и обер-фискал.

В 1719 году Указом Петра I в русской армии была введена баллотировка офицеров при назначении на вышестоящую должность. На военном флоте она была введена 21 января, процедура ее проведения, была разработана лично царем.

Кадровые органы готовили и проводили документы для баллотировки при назначении офицеров на вышестоящие должности, руководствуясь  требованиями  статьи: «Образ баллотировки как во оном поступать надлежит». Созданное Морское управление просуществовало не долго, при проведении очередной реформы органов управления, было упразднено. 1720 год 13 января,   с принятием на военном флоте «Устава морского»  — русского свода морских законов, «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался»,  кадровые органы стали руководствоваться его требованиями.

Обложка книги «Устав Морской» исполнения К.Б. Растрелли

В 1721 году — между Россией и Швецией был заключен Ништадский мир, завершивший 21-летнюю Северную войну.  Россия, «Прорубила окно в Европу», получила свободный выход в Балтийское море, присоединив часть Карелии, Эстляндию, Лифляндию стала Империей, великой европейской и морской державой.  Давая оценку итогам Северной  войны,   К. Маркс в то время писал: «Петр I завладел лишь тем, что было абсолютно необходимо для нормального развития его страны».

В 1722 году в России была создана Адмиралтейств-коллегия, ведавшая  военнослужащими, состоящая из 13-и исполнительных контор, первая из них была Кригс-комиссарская.

Кригс-комиссарскую  контору (флотскую)  — возглавлял генерал-кригс-комиссар из вице-адмиралов.  В ведении конторы находился весь личный состав флота и адмиралтейств, она занималась истреблением и выдачей жалования, обмундирования и провианта, расквартированием  и инспектированием команд.

В 1722 году в соответствии с Указом Императора Всероссийского Петра Великого от  4 ноября 1722 года была основана Каспийская военная флотилия, позднее ставшая флотом, в Астрахани  создан военный порт для базирования.     

Вопросами подбора, назначения, контроль обучения, выдачу жалования и обмундирования, провианта осуществляли кадровые органы.

К 1725 году, за неполные четверть века, в России было создано три флота Балтийский, Азовский и Каспийский. Всего за годы царствования Петра Великого было построено более 1 тыс. кораблей и судов. Для базирования и ремонта, отбора и обучения, назначения и обеспечения экипажей  кораблей и судов,  созданы  необходимая система управления и  инфраструктура,  в составе которых находились кадровые органы.

Балтийский флот — самый мощный и многочисленный, базировался в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Або и Аландских островах. В его состав входило 34 — линейных корабля, фрегатов-9, шняв-6, бомбардирских судов, прам и парусных гребных судов -95 единиц. Корабли и суда строились на 24  верфях в Воронеже, Казани, Переславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.

Азовский флот – базировался в Азове и Таганроге. Его численность — 219 парусных и гребных судов, в том числе линейные корабли, шнявы, бомбардирские и мелкие суда.

Каспийский флот – базировался в Астрахани, в его составе было  47-парусных кораблей и 38-гребных судов.

На флотах, проходили службу более 28 тыс. человек, в том числе   243-офицера из них русских, окончивших Морскую академию — 168 человек, что составляло более 65%. Созданная система обучения, подготовки и отбора позволили укомплектовать большинство командных должностей на кораблях российскими офицерами. Однако в руководстве флотов стояли офицеры-наемники, командирами линейных кораблей, в большинстве были иностранцы.

За годы, создания военного флота Петром Великим, увеличился состав кадровых органов, изменилась структура, расширились обязанности, с 1720 года в своей деятельности стали руководствоваться и требованиями «Устава морского».

В нем были раскрыты принципы организации военно-морского флота, методы образования и практика подготовки будущих кадров, способы ведения военных действий.

Со смертью Петра Великого «отлетела душа флота» и не стало его главного двигателя, вторая рука безопасности государства – флот, продолжал существовать. Характерным стало то обстоятельство, что его состояние, как и  подготовки кадров для флота, во многом зависели  от того кто, находился в управлении государством и его личного отношения к флоту.

С 1730 по 1740 года, во время правления Россией Императрицы Анны Иоанновны, произошли изменения, связанные с флотом и кадровыми органами.

Императрица и Самодержица Всероссийская Анна Иоанновна (7.2.1693-28.10.1740 гг.)

В 1731 году в составе корабельного военного флота Российской Империи,  находилось:  36 — линейных кораблей, 12 — фрегатов и 2 — шнявы.

Дата 21 мая 1731 года стала днем создания Тихоокеанского  флота, считается от Императорского Указа  «Об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске, для защиты морских  территорий и водных  путей сообщения. Корабли порта, стали началом формирования военного флота, названного Тихоокеанским. Формирование созданного флота шло назначенными людьми, отвечающими за подбор, назначение и обучение, ими стали кадровики.

Дата создания Тихоокеанского флота, установлена приказом Главнокомандующего Военно-морским  флотом Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 253. С этой даты надо считать и образование кадрового органа Тихоокеанского флота.

       В 1732 году в результате очередной реформы кадровых органов военного флота, конторы были объединены в четыре учреждения, получивших наименование Экспедиций. Возглавлял экспедиции генерал-кригс-комиссар, его обязанности определялись 5-ой главой, первой части Петровского «Регламента». Непосредственно требования к кадровой работе были в Артикуле I, где членам экспедиции, занимающимися кадровыми вопросами дополнительно   предписывалось.

«Должен иметь книги всем воинским чинам, служащим во флоте, по положенным формам. Из тех книг подавать в коллегию доношения о вакансиях, когда случаться,  тако ж  и о жаловании денежном по третям (года) и хлебном, кому надлежит…».

Дата 1 июня 1733 года,  стало  днем образования  Северного флота, ведет свое начало от момента создания  в Архангельске эскадры, ставшей  первым штатным соединением военных кораблей на русском Севере,  осуществляющее  методом «крейсирования» охрану и защиту морской  акватории театра и его побережья. В зону ответственности  эскадры входили Белое море и побережье Кольского полуострова. Дата образования Северного флота   установлена  приказом  ГК Военно-морским  флотом  России от 25.05.2014 года. На флоте был создан кадровый орган (экспедиция), который занимался подбором,  назначением и обучением специалистов, их обеспечением и расквартированием экипажей  кораблей  при и зимовке. С 1741 года по 1761 год в управление государством вступила  Императрица Елизавета Петровна.

Императрица Всероссийская Елизавета Петровна
(18.12.1709 -25.12.1761 гг.)

Она Указом повелела:  «…все состоявшиеся при Петре Великом указы и регламенты наикрепчайше содержать и по ним неотложно поступать».  Но состояние военного флота было таково, что в 1741 году с началом войны со Швецией, корабли Балтийского флота оказались неспособны выйти из Кронштадта в море.

Какого был состава и чем занимался кадровый орган, в это время можно только догадываться.

С 1761 по 1796 год, в управлении   Империей  была Екатерина II, она продолжила преобразования в стране и на флоте, улучшила систему подготовки морских офицеров.

Императрица Всероссийская Екатерина II
(2.5.1729-17.11.1796 гг)

Морской корпус, при подготовке офицеров под руководством  И.Л.Голенищева — Кутузова, стал больше  времени уделять воспитанию будущих офицеров в духе верности, преданности Отечеству и флоту, соблюдению нравственных устоев. Ускорилось строительство кораблей, улучшилась подготовка экипажей.  Это сказалось на действиях флота, во время Чесменского сражения в 1770 году эскадра адмирала Г.А. Спиридова разгромив турецкую флотилию господствовала в Эгейском море. В следующем 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива, войска подошли к Дунаю. Были сформированы Дунайская и Азовская военные флотилии. В 1773 году, корабли Азовской флотилии  вышли в Чёрное море. В 1778 году был основан порт Херсон, на верфи  которого начали строить корабли.

В подборе кадров для Дунайской и Азовской флотилий, созданного порта в Херсоне, где началось строительство кораблей для Черноморского флота, принимали непосредственное участие выделенные для этого люди-кадровики, сколько их было, где размещались? Это вопросы, с которыми надо еще разбираться.

В 1783 году 13 мая по Указу Екатерины II, в Ахтиарскую  бухту, впервые вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием Героя Чесменского сражения вице-адмирала А.Ф. Клокачева, эта дата считается днем образования Черноморского флота. В этом же 1783 году, был утвержден штат Черноморского флота,  в котором числилось — 13500 человек личного состава.

Для управления флотом, создано Черноморское адмиралтейство,  при котором был кадровый орган. В его обязанности входило отбор, комплектование, контроль  обучения,  специалистов для кораблей флота,  учитывая что шла война это надо было делать профессионально и быстро. К 1791 году в состав Черноморского  флота  входило,  67- линейных кораблей, 40 — фрегатов и более 300 — гребных судов.

Линейный корабль «Граф Орлов»

С увеличением численного состава флота, совершенствуются документы по прохождению службы. Начал вестись послужной список, служащих на военном флоте. Офицерский состав,  делился на категории, к  первой  относились офицеры в основном из дворян, отдельно стояли офицеры морской артиллерии и штурмана. Всеми этими вопросами занимались кадровые органы.

Во второй половине XVIII века военный флот России был усилен из-за более активной внешней политики, ведущихся русско-турецких войн за господство на Чёрном море. В конце XVIII  столетия, он стал третьим в мире после Великобритании и Франции. Состоял из Черноморского и Балтийского флотов,  Азовской, Каспийской и Беломорской  флотилий.

В 1796 году на престол в России вступил Император Павел I, по его велению страна и военный флот готовились встретить 100-летний  юбилей образования  Петром Великим «Школы Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростных наук учения».

В 1798 году Указом Императора были открыты морские училища в Кронштадте — «Штурманское училище балтийских флотов», на Черном море — в Николаеве, «Николаевское штурманское училище» и училища «Корабельной архитектуры» в Петербурге и Николаеве. На флоте введена должности историографа, профессора навигации и астрономии, рисовального мастера, образован особый комитет при Адмиралтейств-Коллегии.    

Специалисты кадровых органов, кроме выполнения своих прямых обязанностей, занимались подбором и назначением людей на новые открывшиеся должности,  в  созданных  учебных заведениях.

Император России Павел I (1.10.1754-24.3.1801 гг)

В 1801 году на престол в России, вступил Император Александр I, по отзывам современников, он был сторонником сухопутной армии и обладал континентальным  мышлением, но занимался преобразованиями и на флоте.  В 1802 году, его Указом   учреждено Министерство военно-морских сил, в 1815 году преобразованное в Морское. Министру подчинялись Адмиралтейств-Коллегия и Адмиралтейский департамент, последний занимался учебными заведениями и кадрами флота. В период   правления Императора Александра I заканчивалась эпоха славного парусного флота ему на смену приходил новый.

Император России Александр I
(23.12.1777-1.12.1825 гг)

Парусный флот, это эпоха создания Русской Империи и «Прорубленное Окно в Европу». Начало славных дел русских военных моряков, флотоводцев, и мореплавателей П.С. Сенявина, Ф.Ф. Беллинсгаузена, Г.И. Невельского, Ф.Ф.Ушакова, И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, М.П. Лазарева, В.М. Головнина и многих других.

Это эпоха, с которой начинались морские победы, прославившие  Россию, в сражениях Гангутском, Чесменском, у Тендры, при Калиакрии, Гогландском, Красногорском, Афонском, Наваринском, Синопском. Это рождение традиций: «Флаг перед неприятелем не спускать…». Это эпоха кругосветных плаваний в русскую Америку, походы в Арктику и открытие Антарктиды

Линейный корабль на рейде

Вместе с эпохой парусного флота уходили в историю линкоры, огромные 3-х, 4-х мачтовые парусные красавцы линкоры, мощные с тремя батарейными палубами, имеющие на вооружении 100 и более пушек и экипажами  500 человек.

Мы  гордимся нашими русскими военными моряками,  традициями, заложенными  создателем военного флота Российской Империи Петром Великим,  в том числе  по подбору и подготовке кадров.  

Техническая революция сделала свое дело, парусный флот  потерял былое могущество и значение, началось создание  броненосного  парового флота.      Техническая революция на военном флоте, предьявила и новые требования к людям, занимающимся подбором и назначением специалистов — КАДРОВИКАМ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.