Службе на 153 бригаде я отдал лучшие годы своей жизни и с гордостью вспоминаю о ней.
В мою бытность бригада имела в боевом составе до 16 подводных лодок, из них порядка 10 в составе сил постоянной готовности.
Она имела полноценную береговую инфраструктуру, способную выполнить задачи всех видов обеспечения подводных лодок (боевого, специально-технического и тылового).
Подводные лодки постоянной готовности несли боевую службу в Черном и Средиземном морях, заступали в боевое дежурство, проводили интенсивную БП.
Хочу отметить подводные лодки: Б-36 (А.Чикин), Б-41 (Ю.Баталин), Б-105 (Ф.Султанов), Б-9 (К.Васильцев), Б-326 (В.Осинцев), Б-380 (И.Панасенко), Б-871 (А.Романов).
Несение боевой службы в Черном и Средиземном морях было одной из главных задач, которую выполняли подводные лодки постоянной готовности 153-й бригады.
Боевая служба в Черном море
Продолжительность боевой службы подводных лодок 641 и 641-Б проектов в Черном море составляла 45 суток. Относительно спокойными и малоинтересными были этапы БС в центральной части Черного моря. Маневренные противолодочные силы и другие объекты наблюдения встречались здесь крайне редко, да и то на значительных расстояниях, но при подходе к северному побережью Турции, где расположены порты Трабзон, Самсун, Зонгулдак, Эрегли, для подводников начиналась горячая пора. Особенно много ценной разведывательной информации мы получали в полигонах боевой подготовки турецких ВМС в районе Трабзон — Самсун – Эрегли. Используя большие возможности гидроакустического комплекса «Рубикон», экипаж подводной лодки «Б-380» под командованием капитана 2 ранга И. Панасенко обнаруживал турецкие подводные лодки в надводном положении на дистанции свыше 250 кабельтовых еще на выходе из базы, сближались с ними, не выходя из назначенной в боевом распоряжении полосы. Фиксировали погружение подводных лодок по данным ГАК и через перископ, фотографируя их, записывали шумы винтов подводных лодок в подводном положении. При этом с высоким профессионализмом действовали помощник командира капитан-лейтенант И. Белогорский, командир БЧ-5 капитан 3 ранга В. Рудь, начальник РТС капитан-лейтенант С. Тарара, командир БЧ-1 старший лейтенант В. Гудков, старшина команды гидроакустиков старший мичман Н. Уренков и другие члены экипажа.
На подводной лодке «Б-326», помимо шумов винтов турецких подводных лодок в подводном положении, нам удалось записать шумы выстрелов торпед из торпедных аппаратов и шумы винтов торпед. Уверенно управлял подводной лодкой в ходе несения БС командир ПЛ «Б-326» капитан 3 ранга В. Осинцев, проявив себя грамотным тактиком и хорошим практиком.
По результатам боевой службы подводные лодки Б-326 и Б-380 получили оценки «отлично».
Боевая служба в Средиземном море
В мою бытность две подводные лодки Б-36 и Б-41 из постоянного состава 153 бригады несли боевую службу в Средиземном море.
Боевая служба в Средиземном море состояла из двух этапов.
Первый этап: переход в надводном положении из Севастополя в Средиземное море, затем боевая служба в Средиземном море и переход в надводном положении в Лиепаю для проведения межпоходового ремонта.
Второй этап – с точностью до наоборот. Продолжительность каждого этапа составляла 4,5 месяца. Я находился старшим на борту ПЛ Б-41 на втором этапе. Первый этап обеспечивал капитан 1 ранга Ф. Погорелов, будучи заместителем командира 14 дивизии подводных лодок.
Из членов экипажа ПЛ Б-41 хотел бы отметить его командира капитана 2 ранга Ю. Баталина, старшего помощника командира капитан-лейтенанта С. Иванова, командира БЧ-5 капитана 3 ранга Ю. Лагуна. Это опытные подводники, прошедшие суровую школу на 4-й эскадре подводных лодок КСФ в Полярном. В море они действовали уверенно и грамотно. По итогам выполнения задач БС в 1988 году 38 человек экипажа Б-41 во главе командиром капитаном 2 ранга Ю. Баталиным награждены орденами и медалями.
Боевую службу в Средиземном море выполняла также, и подводная лодка Б-36, командиром которой был капитан 2 ранга В. Ляшок. Она вышла в море в октябре 1989 г. и закончила его в мае 1990 г.
Экипажи подводных лодок на боевой службе проявляли большое мастерство, героизм и мужество в тяжелейших условиях плавания в Средиземноморье, в условиях сильнейшего постоянного противодействия противолодочных сил. К этому надо добавить сложные межфлотские переходы в надводном положении в Атлантике, через штормовой Бискайский залив, насыщенные судоходством проливы Ла-Манш, балтийские и черноморские проливы. Обе подводные лодки по результатам несения боевой службы получили оценки «хорошо».
Дальние морские походы являлись настоящей школой морской выучки подводников. Это были настоящие моряки – от командира до матроса. Честь им и хвала!
Боевая подготовка
Кроме решения задач боевой службы и боевого дежурства боевая подготовка являлась главной задачей в повседневной деятельности подводных лодок 153 бригады. Это:
— отработка всех, присущих именно подводным лодкам курсовых задач Л-1,2,3, СЛ;
— обеспечение противолодочной подготовки различных соединений флота;
— участие в различных учениях, проверках, инспекциях.
Одним из важных элементов боевой подготовки являлось участие подводных лодок в проведении состязаний на первенство ВМФ по различным видам применения подводных лодок.
По имеемой статистике, ведущейся с 1967 г, подводные лодки 14 дивизии 4 раза завоевывали приз Главнокомандующего ВМФ по ракетной атаке береговой цели; 21 раз за атаку отряда боевых кораблей; трижды по поиску подводных лодок во взаимодействии с противолодочной авиацией.
В мою бытность на 153 бригаде приз Главнокомандующего ВМФ за атаку отряда боевых кораблей дважды завоевывала подводная лодка Б-36 (1984 г., командир — капитан 2 ранга А. Чикин; 1990 г, командир — капитан 2 ранга В. Ляшок), дважды подводная лодка Б-380 (1985 и 1986 гг под командованием капитана 2 ранга И. Панасенко).
Кроме того, бригада выполняла и другие задачи:
— ввод в состав ВМФ новостроящихся подводных лодок 641-Б и 877-го проектов (швартовые, ходовые, государственные испытания, ввод их в состав сил постоянной готовности, перевод на другие флоты либо через боевую службу, либо по внутренним судоходным путям);
— обеспечение испытаний оружия, вооружения и военной техники опытовыми подводными лодками;
— обеспечение ремонта большинства подводных лодок 14 дивизии, проходящих его на судоремонтных заводах в Севастополе.
Говоря о задачах обеспечения испытаний оружия, вооружения и военной техники опытовыми подводными лодками, хочу остановится на испытаниях, которые проводила опытовая подводная лодка-лаборатория БС-555. По замыслу она предназначалась для проведения натурных экспериментальных исследований в море по длительному пребыванию (в течение 30 суток) акванавтов под давлением на глубинах до 300 м.
В соответствии с программой опытной эксплуатации на ЧФ в ноябре 1980 г были проведены пробные погружения на глубину 120 и 150 м, а затем на рабочую глубину (300 м) и на предельную – 375 м. Затем отрабатывались способы подхода подводной лодки-лаборатории к объекту на грунте, постановка на подводные якоря, проводилась отработка длительного пребывания в камерах глубоководного комплекса (ГВК) под давлением, проверялась возможность выполнения водолазных работ на грунте.
За 300-метровый эксперимент по длительному пребыванию (в течение 30 суток) под давлением акванавты капитан-лейтенант Вишневский В.И., старший мичман Бабичев С.В. и командир ПЛ БС-555 капитан 2 ранга Волков Р.В. были награждены орденами Красной Звезды.
За время службы подводная лодка-лаборатория успешно использовалась по прямому предназначению. Так, было проведено учение по оказанию помощи «аварийной» подводной лодке, лежащей на глубине 30 м. БС-555 также легла на грунт рядом с «аварийной» подводной лодкой, после чего акванавты обеспечили выход из нее через торпедный аппарат двух групп подводников, переход их в ГВК ПЛ БС-555. Рискованность учения вознаградилась для подводников ПЛ БС-555 и «аварийной» подводной лодки успехом и возросшей уверенностью в своих силах.
Когда произошла катастрофа с пларк «Курск», многие черноморские подводники с тоской и болью вспоминали о подводной лодке-лаборатории БС-555, как бы она могла пригодиться в той ситуации для спасения 23-х подводников, собравшихся в 9-м отсеке «Курска». Но это было только ностальгическое воспоминание о ПЛ БС-555, так как она к тому времени уже была порезана в Ленинграде.
Исходя из боевого состава, береговой инфраструктуры, задач, решаемых подводными лодками можно сделать вывод, что 153 бригада была основным боевым ядром в составе 14 дивизии подводных лодок.
Наши командиры стали асами не на паркете штабных кабинетов, а на мостиках подводных лодок, пройдя огонь, воду и медные трубы.
Нам с лихвой хватило ГИМО, итоговых и контрольных проверок на всех уровнях под руководством всех прямых начальников до МО включительно. Бригада всегда выполняла поставленные задачи, а мы выполняли свой долг, не роняя при этом своей чести.
Мы отдавали себя, свои силы и энергию нашему общему делу, повышая боевую готовность вверенного соединения подводных лодок, укрепляя при этом дисциплину, поддерживая уставной порядок. И когда отдельные нерадивые подчиненные в кулуарах шептались: «Развели на бригаде Царизм и Поповщину!» (Царев – командир бригады, Попов – начальник штаба) – это являлось косвенной похвалой нашей служебной деятельности.
Хотелось бы также вспомнить тех командиров, которых, к сожалению, уже нет среди нас. Это Геннадий Гвоздев, Иван Панасенко, Владимир Бабенко, Александр Пономарев, Юрий Ничик, Леонид Рогулев и др. – светлая им память!
Свои воспоминания хочу закончить четверостишьем:
Нет выше счастья, чем борьба с врагом
И нет бойцов — подводников смелей
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палуба подводных кораблей.
Командир 153 отдельной бригады подводных лодок в период с 1988 по 1990 годы капитан 1 ранга в отставке В. Попов, г. Севастополь.
Владимир Алексеевич! Большое спасибо за интереснейшее повествование о деятельности подводных лодок Черноморского флота. Очень познавательно и интересно. С уважением капитан 2 ранга Матвеев Александр
Володя, спасибо за интересную информацию о деятельности подводников ЧФ. О себе почти ничего. С нетерпением ждём продолжения. С уважением, твои боевые друзья по училищу выпуска 1971 года.
Если говорить о себе, то в большинстве изложенных в воспоминаниях событиях принимал непосредственное участие. Написано не по рассказам сослуживцев, а из личного опыта. Хотел бы узнать, от кого комментарий.
Герои. Прошли огонь, воду и медные трубы! Это истинные патриоты, любящие свою родину, это наша гордость. Особенно горжусь своим одноклассником Поповым Владимиром Алексеевич ем. Он является непосредственным участником описанных событий.
Герои. Прошли огонь и воду и медные трубы. Всё испытали на себе, все ради того, чтобы на земле был мир. Огромное спасибо Попову Владимиру Алексеевичу. Он, как никто другой, знает, о чем пишет. Переслала статью одноклассницам.