У каждого из нас в разном возрасте подходит свое время, когда появляется желание и есть возможность остановиться, осмотреться и вспомнить. Вернуться мысленно в прошедшие годы жизни и службы, оставшиеся в прошлом детство, юность, прошедшей молодости и наступившей зрелости, мое время пришло.
Родился я 13 апреля 1942 года, в селе Красносвободном, Тамбовского района, Тамбовской области в крестьянской семье. Отец Чернышов Алексей Семенович потомственный крестьянин родился в этом же селе 1914 году. До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, работал на полях своего родного села трактористом. С началом войны, был призван защищать Родину. Воевал не многим более года, погиб на фронте под Воронежем, 26 сентября 1942 года, захоронен в братской могиле в парке Юных Натуралистов города вместе со своими погибшими однополчанами и товарищами.
Долгие годы нашей семье о месте захоронения отца ничего не было известно. Долго искали информацию через Архив Министерства Обороны Российской Федерации и только в 2009 году пришло подтверждение из Военного комиссариата о месте его захоронения в братской могиле в Парке Юных натуралистов города Воронежа. Мы с сестрой Валентиной Алексеевной, сыном Олегом, дочерью Ларисой поехал на могилу Алексея Семёновича, моего отца и деда детей.
Вместе со старшей сестрой Валентиной, родившейся в 1940 году, нам пришлось пережить годы войны, голод, разруху, но в памяти о том времени почти ничего не осталось, а мама о том тяжелом периоде жизни вспоминала не охотно и редко. В сентябре 1949 года я пошёл в 1-й класс, а в 1959 году окончил 10 классов средней школы в родном селе Красносвободное. Учился охотно, во время учёбы старался помогать маме, летом во время школьных каникул, вместе со сверстниками работал в колхозе. В летнюю страду с большим удовольствием участвовал в уборке урожая. После окончания школы решил продолжить учебу, в 1959 году поступил, а в октябре 1961 года окончил Профессионально-техническое училище №1 в городе Тамбове. Став взрослей продолжал по возможности помогать маме и сестре, перед призывом на военную службу поступил на работу в трест «Химпромстрой» города Тамбова и до июля 1962 года работал.
До сентября 1965 года проходил срочную службу на различных должностях при комендатуре управления авиации Северного флота. В конце года был переведен в 113 комендатуру, где до 1967 года служил заместителем командира автомобильного взвода, управления авиации. В 1966 году, находясь в Краснодарском крае на уборке урожая, познакомился со своей будущей женой Валентиной Владимировной. Осенью этого же года вместе мы переехали в посёлок Сафоново Мурманской области для дальнейшего прохождения службы. С этого времени началась и «служба» моей жены, она везде следовала со мной и помогала в нелегкой службе.
Служба нравилась, находясь на срочной службе, принял решение стать профессиональным военным. Написал рапорт, получил разрешение, и начал готовиться, к сдаче вступительных экзаменов. В 1967 году, экстерном окончил Воронежское ВАТУ и получил воинское звание лейтенант технической службы. Продолжал продвигаться по службе, во второй половине 1967 года, был назначен командиром взвода спецмашин и агрегатов, автомобильно-технического батальона в Североморск-1. В ноябре 1967 года у нас в семье была большая радость, родился сын Олег.
Службу в Североморске-1 проходил до 1972 года на должностях заместителя и командира автотехнической роты АТБ. За это время произошло мое более близкое знакомство со столицей Северного флота городом Североморском, разнообразной природой севера и ее богатствами.
Приезжая был свидетелем, как с середины 60-х годов шло строительство города Североморска, возводились новые дома, больницы, появлялись новые улицы. Позднее прилетая по делам службы с Новой Земли в 90-х годах двадцатого столетия, видел другой город, с современными много этажными домами, ухоженными, прямыми и чистыми улицами.
Неизменными, все это время оставались природа и богатства Заполярья с изобилием грибов, ягод в лесах и парках, морского зверя и рыбы в ее холодных, прозрачных озерах и реках.
Продвижение по службе требовало повышения военных знаний, поэтому в августе 1972 года поступил в старейшую Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина.
Учеба нравилась, особых трудностей не вызывала, проходила быстро, дети Олег и Лариса росли и взрослели. Совсем незаметно прошли годы учебы, в 1976 году состоялся выпуск из Высшего учебного заведения, давшего стране не один десяток Героев Советского Союза и выпустившего много знаменитых, прославивших страну начальников.
На торжественном построении в день выпуска нам были вручены дипломы и знаки об окончании Военно-воздушной академии, получив напутствия от преподавателей и начальников на дальнейшую службу и предписания, разъехались по назначенным местам службы. Был назначен заместителем командира войсковой части 60040 поселок Катунино Архангельской области, нам с семьей пришлось совершить очередной переезд. Но 1976 год был не только окончанием ВВА им. Ю.А. Гагарина капитаном А.А. Чернышовым ВВА, но и наш семейный, десятилетний юбилей свадьбы с Валентиной Владимировной.
Прошло немногим более двух лет, только в полной мере освоил должность, стал привыкать к обязанностям, климату и погоде Архангельского края, ближе знакомиться с родиной легендарного Народного Комиссара ВМФ Героя Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Семья привыкла к жизни в новой служебной квартире, мы обзавелись новыми знакомыми, а дети друзьями. И как всегда последовала команда на перевод к новому месту службы.
Этим очередным новым местом, оказался Южный остров Новой Земли между двух арктических морей, Баренцевым (теплым) и Карским (холодным). В конце 1978 года состоялось мое первое знакомство с Новой Землёй и ядерным полигоном, я был назначен командиром войсковой части 26894 или командиром АТБ Рогачева.
Пришлось все начинать сначала, принимать должность, осваивать обязанности, выстраивать взаимоотношения с подчиненными. Самое главное, надо было учиться побеждать Арктику и осваивать должность с учетом экстремальных климатических условий, проживания на Южном острове Новой Земли. Новые для меня обязанности тыловика Авиационно-технической базы пришлось осваивать в непростых условьях, должность ответственная, о которой много сказано, еще больше было написано и еще много напишут и скажут.
Я славлю тыл, с суворовских времён
Униженный, затурканный, безликий,
Я славлю тыл, в котором нет имён,
Военных гениев и нет имён великих…
В такое подразделение Министерства Обороны Советского Союза был переведен, до прибытия в Рогачево считал, что север знаю со всеми его положительными сторонами и недостатками. Первые шаги в должности на Новой Земле пришлось делать с учетом суровых условий, с низкими температурами, сильными ветрами, снежными зарядами, «Вариантами», полярной ночью и бродячими медведями.
Одним из подчиненных подразделений АТБ была инженерно-аэродромная служба, которая занималась содержанием аэродрома Рогачева. Построенный за полярным кругом аэродром первого класса длиной более двух километров, способный принимать почти все типы военных и гражданских самолетов. На аэродроме, круглосуточно несли боевое дежурство 2-3 самолета СУ-27 полка ПВО 4-ой дивизии, они охраняли мирное небо на севере нашей страны. Для круглосуточного обеспечения их взлёта и посадки, надо было круглосуточно, убирать снег на взлетной полосе аэродрома, особенно трудно было это делать полярной ночью в плохую зимнюю погоду.
Много приходилось слышать разговоров и участвовать в мероприятиях, связанных с обеспеченьем испытаний ядерного оружия. При подготовке к испытаниям прилетало больше самолетов с людьми, техникой и специальным оборудованием. С началом подготовки нового ядерного эксперимента, с аэродрома больше и чаще начинали летать на испытательную станцию вертолеты, заполненные людьми, оборудованием и различными грузами. При проведении, очередного ядерного взрыва мы вместе со всеми мы радовались, что мероприятие, успешно выполнено.
Состоялось мое знакомство с хозяином Новой Земли белым медведем, аэродром хоть и занесен снегом, но запахи хозяина Арктики привлекали, поэтому он периодически появлялся на его территории. Не стал исключением и военный городок Рогачева, в задачу службы входило обнаружить появление медведя, оповестить население и изгнать его за территорию поселка. Первыми всегда обнаруживали появление медведя собаки, оповещая всех своим громким лаем, сопровождали его до полного изгнания с территории. Потом была мною поймана первая очень вкусная рыба и собраны своеобразные все съедобные Новоземельские грибы.
А воспоминания ведут дальше по жизни, вновь поступил приказ, в июне 1982 года пришлось распрощаться с Новой Землей, убыть к новому месту службы в город Джанкой Крымской области. Был назначен на должность командира войсковой части 20353 тыла ВВС Черноморского флота.
Джанкой небольшой город в крымской степи Джанкой впервые город упоминается в летописях в 1855 году, он многолик и самобытен, через него проходят магистрали и воды северо-крымского канала. Как город основан в 1926 году его площадь — 26 кв. км., население около 35 тыс. человек.
Это конечно не Новая Земля и совсем другие условия жизни, к которым все быстро привыкли. Новую должность освоил быстро, но в конце 1986 года, как положено, состоялось новое назначение с юга в среднюю полосу страны командиром войсковой части 49345 авиации Военно-морского флота в поселок Остафьево Московской области. В очередной раз пришлось собирать, и паковать вещи, отправлять часть поездом, часть самолетом к новому месту службы. Это было Подмосковье, которое находилось недалеко от столицы, города Москвы и была возможность ее посетить.
Сын Олег к этому времени окончил среднюю школу и поступил в Краснодарское высшее военное училище. Я был горд – мой сын выбрал карьеру военного.
Пять лет службы, и жизни с семьей на новом месте прошли незаметно, и поступила очередная команда на перевод к новому и последнему месту военной службы. Для меня этот очередной и последний перевод, не стал новым, я прибыл на старое место, но на новую более высокую должность. Смотрели в иллюминатор, становилось не совсем приятно от встречи с холодом, но все равно мы прилетали почти домой.
(продолжение следует)