Беляев А. Листая флотский альбом

О героях былых времен…

Инспекции МО СССР на ТКР

Нередко мы оставляем без внимания или откладываем на потом тот или иной лишенный каких-либо комментариев, но интересный или в чем-то значимый на деле снимок.

Так могло бы случится и с представленной выше фотографией, скопированной мной недавно с одной из популярных социальных сетей. Скопированной «как есть», то есть без даты события и «расшифровки» персонажей. Правда, огорчаться на этот раз причин у меня не было: и время, и событие, и персонажи были мне знакомы по флотской службе на ТАКР «Киев».

По моей памяти это конец мая 1979 года, день прибытия «Киева» из морского похода с маршалом Москаленко и возглавляемой им Главной инспекцией МО СССР на борту. На полетной палубе слева – командир Атлантической эскадры КСФ контр-адмирал Зуб В.И. Справа – командир крейсера капитан 1 ранга Пыков В.Н. По центру – дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Попков В.И. — член инспекции по авиационной части.

В море, контролируя эпизоды, связанные с полетами корабельной авиации, Виталий Иванович находился на стартовом командном пункте корабля. По отзывам офицеров корабельной группы управления полетами был он в оценках строг, но в отличие от многих других инспекторов, доступен и прост в общении. В их кругу после завершения инспекции часто вспоминали не коллизии минувших проверок, а общение с живой легендой истребительной авиации времен Великой Отечественной.

Общими усилиями выяснили, что В.И. Попков был не только военным консультантом известной киноленты Л. Быкова «В бой идут одни «старики», но и прототипом двух героев этого фильма – «комэска» Титаренко и юного лейтенанта «Кузнечика». Второй – в первые годы войны (1941 – 1942 г.г.), первый – на ее заключительном этапе (1943 – 1945 г.г.).

Но не это, конечно, было главным. Перебирая в памяти мелькавшие в их обсуждениях данные о боевых показателях летчика-истребителя В.И. Попкова в годы войны и после нее, следует отметить следующее.

По уточненным современным данным в личный счет Виталия Ивановича Попкова официально не вошли 187 боевых вылетов и 13 сбитых под Сталинградом самолетов противника. Это было сделано по личному указанию маршала Жукова, в «воспитательных целях» по отношению ко всему летному составу, участвовавшему в боях за Сталинград. Таким образом, если приплюсовать к 47 официально учтенным еще и эти 13 сталинградские победы летчика, получится 60. За первым советским асом Иваном Кожедубом числится 62 сбитых фашистских самолета, за Александром Покрышкинным 59, а за Григорием Речкаловым 56.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики». Слева юный лейтенант «Кузнечик» (актер С. Иванов), по центру командир эскадрильи капитан Титаренко, он же «Маэстро» (актер Л. Быков)

В корейской войне 1950-1953 годов на личный счет Кожедуба записано еще 17 воздушных побед, за Попковым – 4 сбитых американских самолета. По факту получается, что Виталий Иванович советский ас номер два!

***

Военную летную судьбу Виталия Ивановича иначе как удивительной не назвать трудно. Знакомясь с общеизвестными сведениями о нем, трудно удержаться от более глубоких экскурсов в его биографические подробности. Интернет помог разобраться в них и разложить все «по полочкам».

Виталий Иванович Попков родился в 1922 году в Москве. Его отец был рядовым техническим специалистом ОГПУ. Когда родителей отправили в спецкомандировку в Тегеран, мальчонку отправили в правительственный детский дом в Гаграх. Там он познакомился и подружился с Васей Сталиным и его приятелями. Несколько раз Виталик встречал Васиного папу Иосифа Виссарионовича. Ему запомнилось, что старший Сталин сажал деревья и всегда носил в карманах шоколадные конфеты. Ходил по территории дачи и распоряжался: здесь такое дерево посадить, здесь такое, а тебе, мальчик, вот, конфета… А еще проверял у Васи уроки. И этого тот всегда побаивался.

В Гаграх Виталик склеил свою первую авиамодель, и вместе с друзьями там же совершил полет на безмоторном планере. Планеры затаскивали высоко в горы на быках, а потом запускали в небо при помощи резиновой катапульты. В 12 лет (!) Виталик Попков, став летчиком-планеристом, совершал самостоятельные полеты над Черным морем. А в 15 лет (!!) уже летал на У-2, который товарищ Сталин подарил Нестору Аргунии, директору госдачи № 3, а Вася выпросил для детского дома.

Таким образом судьба Виталия была предопределена. Он не мог не стать летчиком, и уже не представлял себя кем-то другим. А когда на экраны страны вышел фильм «Истребители» с Марком Бернесом, желание быть летчиком переросло в убеждение: настоящий летчик может быть только истребителем. В 17 лет Виталий поступил в Чугуевское военное авиационное училище и окончил его в фантастическом выпуске 1941 года среди других 59 будущих Героев Советского Союза.

В декабре 1941 года, после шестого рапорта с просьбой отправить его на фронт, Виталий Попков был зачислен в 5-й гвардейский истребительный авиаполк. В первом же бою он сбил свой первый вражеский самолет — фронтовой бомбардировщик Do-217. Правда, произошло это при весьма курьезных обстоятельствах.

В опустевшей деревеньке под Москвой, покинутой немцами при отступлении, сержант Попков подобрал щенка. Тот оказался не только сообразительным, но и дрессированным. При построении части он непременно занимал место у ноги хозяина и вместе с летчиками выполнял все строевые команды. «Равнение напра-а-аво! Ра-а-авняйсь! Смирно! Шаго-о-ом …арш!» — с уморительной серьезностью щенок следовал командам, расстраивая ряды давящихся смехом бойцов. В результате, как бы за нарушение дисциплины, хозяин песика от полетов был отстранен. Назначение дежурным по кухне по срокам полковой комиссар сформулировал коротко: «Пока не посинеет».

Ранним майским утром 1942 года штрафник, чертыхаясь, чистил, быть может, тысячное ведро картошки. Вдруг над аэродромом объявились четыре фашистских самолета — два «мессера» и два Do-217. Методично и безнаказанно они принялись расстреливать стоящие на взлетных полосах советские истребители. Как был в фартуке, сержант Попков вскочил в ближайший комиссарский истребитель ЛаГГ-3 и, поднявшись в воздух, с первого же захода сбил один из бомбардировщиков. Да так, что у того буквально хвостовое оперение в сторону отлетело. Еще один вражеский самолет поджег поднявшийся следом командир полка. Остальные спешно ретировались.

Когда на земле молодого летчика поздравляли с первой победой, он неожиданно для всех заявил, что завалить немца было нетрудно. «Что ж ты тогда всех не сбил?» — решил поставить на место молодого летчика комполка. Виталий парировал: «Так вы же, товарищ командир, всех немцев своим нижним бельем распугали», — намекая на то, что выскочивший из постели командир был одет «не совсем не по форме».

На этом «штрафбат» Виталия был закончен. Начались боевые вылеты, с самого начала которых сержант Попков проявил себя как рисковый, но удачливый, расчетливый и результативный летчик, мастерски владеющий приемами экстремального пилотирования. Про таких говорят – прирожденный летчик или летчик от бога!

Об этом говорят и присвоенные ему в годы войны и первые послевоенные годы воинские звания и государственные награды:

—     сержант (сентябрь 1941);

—     младший лейтенант (10.03.1943);

—     лейтенант (04.08.1943);

—     старший лейтенант (13.11.1943);

—     капитан (30.06.1944);

—     майор (14.08.1948).

—     Дважды Герой Советского Союза (указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года и от 27 июня 1945 года;

—     ордена Ленина (26.08.1942, 08.09.1943);

—     орден Красного Знамени (30.07.1943);

—     орден Александра Невского (17.08.1944);

—     орден Отечественной войны 1-й степени (23.05.1943);

—     орден Отечественной войны 2-й степени (29.05.1945).

Тяжелейшие для советской авиации воздушные бои развернулись под Сталинградом на начальном этапе битвы во второй половине 1942 года. Так, например, 23 августа немцы бомбили Сталинград. Город превратился в один огромный пожар: перемешанная с нефтью из разбитых хранилищ горела в Волге вода. Совершая по пять-шесть боевых вылетов в сутки, теряя одного за другим лучших летчиков, 7-я воздушная армия была не в состоянии прикрыть город и переправы. Превосходство немцев в воздухе было подавляющим. Истребители 5-го гвардейского авиаполка дрались с отчаянной храбростью, часто в одиночку бросаясь на звенья немецких бомбардировщиков, идущих под прикрытием лучших фашистских асов-истребителей. И гибли в неравных воздушных сражениях.

Попков был одним из самых удачливых, храбрых и везучих летчиков. Сбив к тому времени уже семь машин противника, он чувствовал уверенность в себе. И когда 26 августа его, в числе нескольких других лучших летчиков-истребителей, вызвали в ставку командующего фронтом, не удивился: «Наверное, начальство решило уточнить задачи, накормят и наградят, а потом опять в бой». Но в штабной землянке летчиков ожидала свита многозвездных генералов. Летчиков поставили с краю, а когда вошли генерал армии Жуков и член ГКО Маленков, вытолкнули в первый ряд.

Жестокий разнос и несправедливый вердикт будущего Маршала Победы потрясли двадцатилетнего сержанта Попкова. Но он был не из тех, кто воевал за награды и звания. Он продолжал летать и громить врага.

Уже к 1943 году он стал асом-истребителем, одним из лучших стрелков и пилотажников мира. К концу войны для того чтобы один на один разобраться с «мессером» или «фоккером», ему хватало и трех выстрелов. Как-то в одном бою он сбил подряд четыре вражеских самолета, истратив, как потом подсчитали на земле, всего двенадцать снарядов. По три на каждого!

1944 год. Герой Советского Союза гвардии капитан В.И. Попков

Да, он много сбивал, но и его сбивали. Бывало, и он выбрасывался на парашюте из своих горящих машин. В Румынии, у дунайских переправ, зенитный снаряд разорвался в кабине его истребителя, перебив левую ногу и правую руку. Несколько раз, теряя сознание, Попков, как в песне поется, «на честном слове и на одном крыле» дотянул-таки до родного аэродрома. И посадил разбитый истребитель на брюхо. В память о том бое Попков многие годы «звенел» во всех аэропортах мира двумя застрявшими в голове снарядными осколками.

Были на его боевом пути и другие удивительные спасения. Одно произошло под городом Холм Калининской области. Спасая своего командира гвардии майора Ефремова (19 побед, из них 7 в Финскую войну), Попков подставил свой ЛаГГ-3 под очередь «Мессершмитта». Пули пробили бензобак, и машина вспыхнула как факел. Выбираться из кабины было поздно. Виталий перевернул в воздухе свой самолет и просто вывалился из кабины. Загоревшийся шелк парашюта лишь немного задержал его падение с высоты трех тысяч метров. Он упал в болото, уйдя на несколько метров в глубь его топи и остался жив, выбравшись наверх по запутавшимся в кустах стропам парашюта.

Под Львовом, сбив два «хенкеля», Виталий Иванович попал под кинжальные трассы внезапно появившегося «эксперта», как немцы называли своих асов. Первой очередью разнесло двигатель, уходя от второй, Попков ушел в штопор. Но немец провожал атаку, методично всаживая в падающего противника снаряд за снарядом. Парашютом Попков воспользоваться не смог, а у самой земли его истребитель рухнул на провода обесточенной ЛЭП, спружинившие удар. Как позже вспоминал Виталий Иванович: «Самолет буквально рассыпался, а я так и остался сидеть в кресле на проводах. Все внутренности от удара на пять сантиметров вниз опустились. Из носа, ушей, изо всех отверстий шла кровь. Потом-то все внутренности на место стали, кроме сердца. Оно с тех пор так в горизонтальном положении и лежит, прямо на диафрагме». Однако всего десять дней спустя упакованный в бинты, как египетская мумия, Попков снова вел в бой свою эскадрилью. Ведь если первым взлетает Попков, значит будет в бою удача — считали летчики 5-го авиаполка!

Официальная статистика не особо интересовала Попкова. Второй он или седьмой в первой десятке асов антигитлеровской коалиции — для него было не так уж и важно: «И раньше никому ничего доказывать не собирался, а уж теперь, когда из моих ребят никого в живых не осталось, тем более», — не считал себя обиженным Попков, — «У каждого из нас были сбитые немцы, которых мы не смогли подтвердить. Это у них — сколько назвал, столько и записали. А у нас нужны были объективные доказательства, подтверждения с земли. А откуда их взять при боях над территорией, занятой противником?»

Доказательства попковских побед были разбросаны обломками по лесам и полям от Москвы и до Берлина. Встречались среди них и редчайшие экземпляры.

Под Сталинградом Попкову удалось сбить самого Германа Графа (девятый ас люфтваффе, 221 объявленная победа, в том числе 202 на Восточном фронте), кавалера Рыцарского Креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Это что-то вроде четырежды Героя Советского Союза получается. После войны Граф провел несколько лет в наших лагерях военнопленных. А вернувшись, стал убежденным антифашистом и даже баллотировался в бундестаг от восточных областей ФРГ. Виталий Иванович не раз встречались с ним в Германии. Говорили, конечно, и о войне, и о личных победах. «Я ему как профессионал профессионалу доказал, — рассказывает Попков, — что не смог бы он по-честному за полтора года больше двухсот наших завалить. И он, между прочим, с моими доводами согласился. Неплохой мужик Граф, хоть и правнук самого Бисмарка».

***

Судя по доступным материалам, воевал Виталий Иванович лихо, в чем-то даже весело. Узнавший о «джаз- оркестре» летчиков-истребителей «имени Попкова», организованном Виталием Ивановичем, Леонид Утёсов попросил передать два построенных на его деньги истребителя именно в его эскадрилью.

На фронтах Великой Отечественной войны В.И. Попков с мая 1942 года. Весь боевой путь прошёл в составе 5-го гвардейского истребительного авиационного полка на Калининском, Юго-Западном, 3-м Украинском, 1-м Украинском фронтах. Участник Ржевской и Сталинградской битв, Среднедонской, Ворошиловградской, Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций.

С весны 1943 года В.И. Попков командир звена, с середины 1944 года командир эскадрильи того же авиаполка. Американцы, все и всегда подсчитывающие, включили его в десятку сильнейших асов мира. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве. Шёл в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта.

После войны он продолжал службу в ВВС, командуя эскадрильей того же полка до января 1948 года. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. По ее окончании командовал 925-м истребительным авиаполком в Таврическом военном округе. В августе 1953 года полк был передан в состав ВВС Черноморского флота. Так на последующие 10 лет службы знаменитый ас стал военно-морским лётчиком.

Затем последовала служба в ВВС ДКБФ, завершившаяся в 1962 году в звании генерал-майора авиации и направлением на учебу в академию Генерального штаба (ГШ ВС СССР). Венцом военной службы В.И. Попков стали подразделение ГШ ВС СССР и Главная инспекция МО СССР (1966-1980 годы, генерал-лейтенант авиации).

С февраля 1980 года В.И. Попков работал в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Вёл научно-исследовательскую работу, защитил докторскую диссертацию, стал профессором. В апреле 1989 года уволен в отставку.

Жил в Москве. Активно участвовал в общественной и ветеранской работе. был вице-президентом Союза офицеров запаса России, вице-президентом фонда «Золотая Звезда», Почётным членом Фонда содействия развитию русской православной церкви «Воздвижение», Почётным членом Американской национальной организации лётчиков «Золотые Орлы», Почётным членом Международной ассоциации летчиков-истребителей — участников Второй мировой войны.

Скончался В.И. Попков 6 февраля 2010 года на 88-м году жизни.

***

По отзывам людей, соприкасавшихся с Виталием Ивановичем по жизни ли, по службе ли, — был он не только выдающимся летчиком-истребителем, авиатором и прекрасным офицером, но и просто интересным человеком, замечательным рассказчиком, душой любой дружеской компании. Проще говоря, человеком во всех отношениях светлым и позитивным. Таким он и взошел на постамент своего надгробия на Новодевичьем кладбище Москвы.

В статье использованы материалы публикации П.Каменченко «Гроза и ужас «экспертов» …» о В.И. Попкове, а также справочные данные о нем из интернета. Автор исходного «киевского» фото ветеран ТАКР «Киев» капитан 2 ранга И. Чумин.

FF

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Очень понравилась статья! Благодарю! А название её напоминает название нашего фильма в ютюбе — «Листая школьный альбом» и возможное название моего будущего фильма о службе на ЭМ «Спокойный»… С годами прошлое становится ближе и воспринимается уже не так, как в молодые годы. И вновь вспоминается древнее выражение: «Если бы молодость знала, если бы старость — могла».

    1. А. Беляев

      Спасибо, Андрей! Действительно, всему свое время. И герои былых времен, и наши дни минувшие живы, пока мы их вновь и вновь воскрешаем в памяти. Упорства и успеха вам в создании фильма о вашей флотской молодости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *