В последнее время на страницах прессы и по электронным средствам массовой информации используются такие понятия, как народ, народность, нация, национальность, этническая группа, национальное меньшинство, национализм и так далее.
Что это такое, как понять и как различить?
Если взять формулировки времен Советской власти, то они не всегда корректны, ибо родоначальники социализма говорили, что деление по национальностям ничего не дает, а надо делить всех людей не вдоль, а поперек — на угнетателей и угнетенных, вне зависимости от национальности.
И тем не менее у нас в свидетельствах о рождении были указаны национальности родителей, а в паспорте указывалась национальность каждого из нас. Плохо это или хорошо знать и помнить свои корни? Знать и помнить своих предков? Сложно сказать, но из всех нас тогда пытались сделать единую общность — советский человек (гомо советикус). Помнить своих предков, порой — просто не рекомендовалось. Особенно сказать, что твои предки из дворян, или купцов, или мещан – это значило поставить крест на дальнейшей карьере.
При Советской власти руководящим классом были рабочие. Их поддерживало беднейшее крестьянство. Интеллигенция, называвшаяся официально служащими – имело определение, как прослойкой.
Задал я как-то вопрос своему преподавателю по марксистко-ленинской философии, — чем является прослойкой интеллигенция? А наши адмиралы, офицеры, политработники тоже прослойка или они считаются рабочими или крестьянами? А между тем, кем мы сами станем (рабочими, как отец, крестьянами как дед или все же прослойкой), и как будут писать о своем социальном происхождении в различных анкетах наши дети? Понятно, что пр царизме интеллигенция была как бы прослойкой между аристократами и крестьянами и рабочими. А сейчас, когда нет аристократов?
Он посмотрел на меня исподлобья и потом сказал, что слишком много хочу я знать, а потом подумав немного добавил, что я являюсь политически незрелым элементом и что комсомольской организации самое время заняться моей гнилой сущностью поподробнее.
Ну да ладно Бог с ней прослойкой. Забыли меня тогда или он меня пожалел. Что возьмешь с интересующегося всем простачка-курсанта 2-ого курса?
А сегодня у нас есть дела поважнее – это выяснить, что такое народ, нация, национальность, этническая группа, этническое меньшинство или большинство.
Стал искать все эти определения в Интернете, потом у Брокгауса и Ефрона, потом у Ожигова, потом в большой Советской энциклопедии. Разброс колоссальный в определении, вплоть до полного противопоставления в различных изданиях одной и той же сущности.
И вот какое понимание из всего прочитанного и изученного я получил.
Народ – население, объединенное принадлежностью к одному государству и состоящее под управлениями одними и теми же законами. То есть понятие россияне – это граждане страны под названием Россия. Есть граждане Украины, есть граждане Беларуси, есть граждане США и т.д.. Понятие народ включает в себя все этнические группы и национальности, проживающие в одной стране.
То есть граждане Украины – все те, кто живет на Украине, так называемые украинцы, что почему-то совпадает до буквы с основной этнической группой, проживающей на Украине. Я почему-то уверен, что гражданам Украины и в паспорта напишут – украинцы. Всем — и евреям, и русским, и гагаузам, и венграм, и румынам, и грекам, и полякам и всем другим.
Но, в данном случае, как мне кажется путается умышленно понятие народа и национальности. Представляю, как бы стали кричать все националисты, либералы и прочие, если в России всем в паспортах написали русский.
Видимо поэтому в нашей стране и стараются, как можно меньше, упоминать понятие русский. Появилось понятие – россияне или русскоязычные. Кто угодно, но только не русские.
Правда русскими мы стали сравнительно недавно, как и украинцы только при Советской власти. До революции наших прадедов называли великороссами, а до Ивана третьего (до объединения северорусских княжеств) мы все были москвичами, тверичами, новгородцами, псковичами, курянами, рязанцами, смолянами, туляками и так далее. А более далеки предки словенами, кривичами, вятичами, северянами и так далее. А были еще казаки, которые не подчинялись Московскому княжеству и жили по своим законам. И у всех были свои языки, которые вышли из древнерусского, но изменились под воздействием влияний различных народов, условий жизни и воздействия других народностей, живших рядом или вливавшихся в состав славянских народов.
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая и культурно-политическая, духовная и историческая общность групп людей, проживающих на одной территории и имеющий общий язык и происхождение.
Нация или национальность. Понятие национальность у всех нас было написано до 1991 года в паспортах. Были украинцы, были русские, были татары и т.д. И мне кажется все гордились своей национальностью, своей культурой, традициями своего народа, своей многовековой историей, своими героями. Ну наверно, кроме одной национальности, которая считала, что ее обижают по национальному признаку – не дают поступать в институты, невозможно устроиться на более квалифицированную работу, невозможно при желании уехать за рубеж и т.д. Слышал такие высказывания. Лично мне кажется, что это чушь, но люди свято верили. Хотя наверняка человек не сдавший экзамены и не набравший проходного балла в ВУЗ всегда будет говорить, что педагоги придрались, из-за его национальности. Не взяли по пятой графе. А как признать, что кто-то сдал лучше его, а он не смог. Это просто оправдание на собственную несостоятельность, из которого развили целую теорию по унижению в СССР по национальному признаку. И к СССР из-за этого даже применяли санкции (пресловутые поправки Джэксона-Вэника).
Поэтому, когда развалили СССР с помощью дяди, то одним из первых действий была отмена графы национальность в свидетельствах о рождении, в паспортах. Правда большинство людей России, так и не поняли – а зачем это надо? Своей национальностью нужно гордиться, если конечно ты не монкурт, то есть не Иван не помнящий родства. А складывается впечатление, что в новой России, прежде всего из русских хотят сделать, именно Иванов не помнящих родства.
Существует два основных подхода к пониманию нации как:
— политической общности граждан определённого государства (это как на Украине – все граждане Украины украинцы, но среди них есть и русские и венгры, и румыны, и греки, и гагаузы и сербы, и чехи, и русины и сами украинцы);
— этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием (это как в России многие мелкие национальности используют основным языком общения русский язык, но от этого они не перестают быть украинцами, белорусами, ижорцами, вепсами, казаками и т.д.).
Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность».
Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация».
Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определённой нации (народу) по признаку гражданства или религии (к примеру Украина и Израиль).
Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой.
Многие полагали, что фенотип (не генотип) является основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры или израильские негры). Но язык абхазский, традиции и культура абхазская и история тоже.
Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.
Нация может быть двух видов: полиэтничной (многонациональной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых уголках мира (например, Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, испанская и вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из европейцев (разных наций), африканцев (тоже разного происхождения из различных районов Африки), креолов (смесь индейцев и негроидов), мулатов (смесь европеидной и африканской расы) и этнических индейцев (тоже разных языковых групп). И вся эта смесь считается порой одной нацией.
В последнее время, вопросами принадлежности к различным национальностям занимаются ученые-генетики, которые методом исследования ДНК различных людей могут построить пути миграции различных национальностей в далекие времена, а по средним показателям установить средний генотип различных народов.
В одном из основных документов Организации Объединенных нацией – всеобщей декларации прав человека, подписанной всеми страна – членами ООН во второй статье сказано, что:
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны, или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В статье седьмой сказано, что:
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
В статье двадцать шесть сказано, что:
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Внутри каждой нации могут быть различные этнические группы. Мы все слышали про северных поморов, сибиряков, различных казаков и многих других. Слышали про северорусские и южнорусские диалекты русского языка. Даже, не имея специальной подготовки, по построению речи, отдельным словам, ударениям, произнесению слов можно сказать откуда человек. Кто-то окает, кто-то акает, кто-то гэкает, кто-то цокает.
Наша власть, зачем-то пытается всех выровнять по одному лекалу – русскоязычные или россияне. Хотя россияне это и татары, и башкиры, и чеченцы, и коми, и зыряне, и ижорцы. И надо отдать всем должное, что большинство из них все же гордиться своей принадлежностью к той или иной национальности, стараются сохранить свои родные языки, обычаи, культуру. В России делается все для сохранения малых народов России, составляются словари, разговорники, собираются сказания, песни, обычаи.
И это правильно. В конституции России установлено, что все национальности России равны между собой. В Конституции России статья 19 пункт 2 четко написано, что:
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
И мне кажется, что не было бы ничего страшного, если бы в паспортах, свидетельствах о рождении была бы написана национальность каждого человека. И пусть не пишут, тому, кто против этого россиянин-значит пусть будет россиянин, русскоязычный – значит – пусть будет русскоязычный. Но каждый человек должен иметь право записываться тем, кем он является по праву появления на этот свет. И тогда не будет вопросов ни у кого. И казаки начнут записываться казаками, сибиряки – сибиряками, поморы – поморами. И тогда начнут разрабатываться словари их диалектов, изучаться их история, появляться начнут национальные герои, начнут собираться данные об их национальной культуре, традициях, обычаях. Пусть в рамках одного государства будет много национальных образований с их особенностями языка, истории и культуры.
Только идя навстречу друг другу мы можем встретиться.
И если говорить про украинский народа, то мы имеем ввиду только всех граждан, проживающих на Украине и имеющих украинское гражданство, а если мы говорим об украинской нации, то говорим обо всех этнических украинцах, проживающих и на Украине и в России и даже в Канаде, Польше и Румынии, и обязательно идентифицирующих себя, как этнические украинцы.
То же самое касается русских и представителей других национальностей. Синегальский негр может принадлежать к францускому народу, если он живет во Франции и имеет французское гражданство, но по национальности все-равно он принадлежит к синегальским неграм. А вот его смеси с французами, могут стать по национальности французами, если захотят считать себя таковыми
Источники:
https://topwar.ru/98598-professor-klesov-korni-russkih-naydeny-solovi-informacionnoy-rusofobskoy-voyny-posramleny.html Профессор Клесов: «Корни русских найдены. Соловьи информационной русофобской войны посрамлены»
https://www.youtube.com/watch?v=Y5ygoCrLQ8E Профессор Клёсов. Русские и украинцы, ДНК-анализ
http://genocid.net/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D1%83-%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%8B-%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%B1%D1%8B/ Профессор Клесов. О лжи в современной науке
https://russian7.ru/post/geneticheskaya-yekspertiza-russkikh/ Генетическая экспертиза русских
На 99% согласен. Одно замечание. Не в полном объеме, но частично, с тем, что написано ниже, тоже согласен. К сожалению, но это не чушь и это было. Хорошо знаю и по судьбам некоторых моих товарищей-офицеров.
«Ну наверно, кроме одной национальности, которая считала, что ее обижают по национальному признаку – не дают поступать в институты, невозможно устроиться на более квалифицированную работу, невозможно при желании уехать за рубеж и т.д. Слышал такие высказывания. Лично мне кажется, что это чушь, но люди свято верили. Хотя наверняка человек не сдавший экзамены и не набравший проходного балла в ВУЗ всегда будет говорить, что педагоги придрались, из-за его национальности. Не взяли по пятой графе. А как признать, что кто-то сдал лучше его, а он не смог. Это просто оправдание на собственную…»
Дискриминация по национальному признаку в СССР не чушь, а, к сожалению, правда. Знаю множество примеров. В западноукраинском областном центре не принимали в университет евреев и многие из них уезжали в Россию и поступали в ВУЗы там, где этих предрассудков не было Или были в минимуме.
Во время ВОВ немцев Поволжья и других городов целиком выселили в Сибирь, большинсво прошли через лагеря с ограничением прав и свобод на лесополвале Из армии убрали большое количество офицеров -немцев, несмотря на то, что русские немцы ничем себя не запятнали в ВОВ, многие просились на фронт, в отличие от других народов Крыма, Северного Кавказа. Реабилитированы в 1956 году. Однако примерно с 1970 года снова начался негласный отбор(во всяком случае в армии и на флоте). После попытки угнать БПК на Балтике замполитом Саблиным. На этот раз пошли под гребенку многие нерус-ские — корейцы, китайцы, евреи, немцы. В противоположность этому, к слову сказать, украинцы имели ПОЛНЫЙ приоритет в служебном росте наравне с русскими. (Это в противопоставление сегодняшней украинской пропаганде, что украинцев 300 лет угнетали) Нелогично. К тому же, если вспомнить всех перебежчиков и предателей из советских спецслужб, то в абсолютном большинстве это русские и украинцы. Дело то оказывается не в национальности, а в личных качествах. Гордиться своей нацио-нальностью? Не знаю, имеет ли это какой то философский смысл, это все равно, что гордиться ушами, ногами, волосами, т.е тем, что от тебя не зависит от слова совсем. Гордиться умом, характером, личными достижениями — да, т.е. тем,, чего ты достиг САМ, а не тем от кого тебя мама родила. В 90-х годах отменили запись в паспорте о национальности. Считаю это правильным, иначе случись какая-нибудь заварушка, снова какая то группа людей только по записи в паспорте пойдет в концлагеря.
Игорь вы немного не правы. Я заканчивал высшее военно-морское училище, а потом военно-морскую академию. И у нас учились и преподавали евреи. Секретов выше крыши. Хочу вам сказать, что некоторые евреи, которые не проходили по конкурсу (не сдали экзамены или сдали с более низкими баллами) потом оперировали свой провал при поступлении тем, что их не приняли именно из-за национальности. Ну как же кто-то может быть умнее их и лучше сдать экзамены. Со мной в училище поступал один еврей и завалил первую же математику письменную. Но что-то там сделал на что-то нажал, возможно и национальное унижение и его допустили к сдаче следующих экзаменов. Второй он тоже заваливает. А после сдачи экзаменов смотрю и вижу его в строю курсантов. Не на наш факультет взяли и слава Богу, а потом после второго курса уже не видел его. В разговоре спросил курсантов, а где Б—р. Мне сказали, что умудрился завалить первую сессию причем все экзамены и его отчислили. Могли ли умышлено завалить? Могли. Но со мной на курсе и старше учились другие евреи, не скрывавшие своей национальности и учились на отлично и потом на флоте я со многими пересекался по службе. Были ли национальные притеснения? Да были и вы сейчас удивитесь. Были, но именно — притеснения русских. Я в конце службы преподавал в Калининградском высшем военно-морском училище (Балтийском военно-морском институте имени Ф.Ф.Ушакова). И неоднократно мне приходилось командовать новым набором. И я видел и знал указания сверху — из Москвы. Не просто указания, а приказания — принять столько то казахов, столько — узбеков, столько — армян, столько-то — литовцев, столько эстонцев, не менее 25% украинцев, не менее 25% белорусов, не менее 10% татар и так далее. И сдавшие хорошо экзамены (на проходной балл) русские не принимались, а отсчитывались проценты коренных национальностей (так их называли в официальных документах). То есть те, кто поступили не принимались, а те кто не добрали проходного балла зачислялись. Потом в 91 году все эти ребята дружно дезертировали, кроме литовцев, которых оставили до окончания училища их власти видимо, чтобы лучше знать секреты СССР и России. И учились и служили со мной немцы и я даже дружил с некоторыми и дружу. И даже в КГБ служили и немцы и евреи. Не надо об этом больше пожалуйста. И во время Великой Отечественной войны воевали до конца многие немцы и даже в разведке. Не надо все мазать грязью!