Шигин В. Тяжкая судьба «Украины»

news.liga.net

История корабля, носившего на своем борту имя «Украина», не только интересна и поучительна, но и, в определенном смысле, знаковая. Именно в ней сконцентрировался весь псевдоукраинский маразм с его тягой к гигантомании, манией величия и полного непонимания политических, экономических, военно-морских, да и просто житейских реалий.

Вообще-то незалежные украинцы всегда мечтали о великом флоте и об огромных кораблях, который бы наводили страх на причерноморские народы. Именно поэтому и пытались еще в 1918 году приватизировать российский Черноморский флот, повторив этот же маневр в 1992 году. При этом украинские патриоты, по взрослому, давали классам кораблей свои собственные названия (разумеется, не такие, как у москалей!), так линкоры-дредноуты они переименовали в дреднавты, а крейсера – в кружляки. Любопытно, что в 90-х годах украинские матросы на вечерних прогулках пели:

Слава флоту Украины,

Слава смелым морякам!

Наши крейсеры, линкоры

Ходят гордо по морям…

Помню, слыша эту песню, я  всегда думал, почему же при, казалось бы, внешней ее патриотичности, нынешнее поколение укровоенморов отказалось от своих корней. Как бы весело звучало:

Слава флоту Украины,

Слава смелым морякам!

И дреднавты с кружляками

Ходят гордо по морям…

Но ведь не поют! То ли забыли, то ли стесняются…. И зря! Ведь в составе ВМСУ долгие годы числился собственный кружляк, да еще какой — ракетный кружляк «Украина»! О непростой судьбе этого кружляка мы и поговорим.

Вообще-то «Украина», на самом деле это никакая не «Украина». Вначале крейсер именовался «Комсомольцем», но затем, на завершающем этапе «перестройки», корабль переименовали в политически нейтрального «Адмирала флота Лобова». Когда же волею судьбы, «Комсомолец» – «Адмирал флота Лобов» оказался в цепких украинских руках, то почти сразу сменил имя на национально правильную «Галичину». Впрочем, размеры корабля показались киевским вождям столь впечатляющими, что Галичина, при всей своей оуновской востребованности на 12 тысяч тонн водоизмещения не тянула, поэтому крейсер был переименован в четвертый раз. При этом среди обсуждаемых вариантов было сразу несколько «Украин» — «Соборная Украина», и «Незалежная Украина и даже «Державная Украина». Но, в конце концов, остановились на эконом варианте – просто «Украина» — кратко и исчерпывающе. После этого дело оставалось за малым – собственно достроить сам крейсер.

Проект ракетных крейсеров проекта 1164 «Атлант» был разработан Северным конструкторским бюро в Ленинграде. Всего предполагалось, что в советском ВМФ будет 10-12 кораблей этого проекта. Но до развала СССР успели ввести в боевой строй только три. Головным среди них стал флагман Черноморского флота «Москва» (бывшая «Слава»), следом за ним были построены нынешний флагман Тихоокеанского флота «Варяг» и ракетный крейсер Северного флота «Маршал Устинов». Четвертым кораблем этого проекта и должен был стать «Комсомолец».

Ракетные крейсера проекта «Атлант» несли на своем борту 16 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет П-500 «Базальт» с дальностью действия 550 км и возможностью оснащаться ядерной боевой частью (именно поэтому эти корабли часто называли убийцами авианосцев). Кроме этого на них размещалось 64 зенитных ракеты комплекса дальнего радиуса действия «Форт» (аналог сухопутной С-300), два зенитно-ракетных комплекса среднего радиуса действия «Оса-М», 144 ракеты двух комплексов ракетно-бомбового устройства РБУ-6000, торпедное и артиллерийское вооружение (два 5-трубных торпедных аппарата, одна 130-мм пушка и шесть 30-мм пушек АК-630М) и вертолет.

Строительство четвертого «Атланта» началось летом 1984 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 11 августа 1990 года крейсер был спущен на воду. 1 октября 1993 года крейсер был выведен из состава ВМФ РФ и перешел в собственность Украины.

От своих предшественников «Украина» должна была отличаться измененным составом радиоэлектронного оснащения, конструкцией дымовой трубы и расположением грузового и шлюпочного устройств.

Иметь в рядах Военно-Морских сил Украины современный ракетный крейсер — это было верхом мечтаний руководства только родившейся страны, всерьез грезившей в ту пору океанскими перспективами своего будущего флота. Вполне естественно, что и название для долгожданного приобретения было выбрано громче некуда — «Украина». Старые бронзовые буквы с бортов «Адмирала Лобова» тут же спилили, торжественно приварили новые, как символ и гордость новой морской державы. Впрочем, символ и гордость не мог отойти даже от заводской стенки, разве только на буксире. Два газотурбинных двигателя сжигали столько топлива, что им можно было обогреть замерзающий зимой город кораблестроителей Николаев.

Да и самого этого топлива тоже недоставало. К середине 90-х годов завод имени 61 коммунара представлял уже жалкое зрелище – никаких заказов не было, отапливать цеха было нечем, месяцами не получавшие зарплаты рабочие разбегались на российские судостроительные заводы – в Северодвинск, Калининград и Комсомольск-на-Амуре.

При этом с самого начала было уже совершенно понятно, что достроить Украине ракетный крейсер для своего флота не удастся никогда. Во-первых, ракетный крейсер, как таковой, был Украине просто не нужен, ведь ракетные крейсера проекта 1164 создавались исключительно для уничтожения авианосных группировок противника на просторах мирового океана, т.е. для выполнения задач, которые военно-морским силам Украины и во снах не снились. Во-вторых, он был ей совершенно не по карману. В-третьих, у Украины не существовало достаточного количества специалистов, готовых управлять таким кораблем и его эксплуатировать. В-четвертых, для столь серьезного корабля, как ракетный крейсер, на Украине не было причальной инфраструктуры и необходимой группировки кораблей сопровождения – три-четыре фрегата и корвета. И, наконец, в-пятых — практически все вооружение, предназначенное для крейсера, делалось исключительно на российских оборонных предприятиях. Главная ударная сила «Атлантов» – противокорабельный ударный ракетный комплекс «Базальт», под который были установлены ракетные шахты и другое оборудование, стрелял на 550 км. А по международным правилам поставлять за рубеж (Украина после 1991 года стала для нас заграницей) России можно было только ракеты с дальностью полета не больше 300 км. Так что, как говориться, извините! Ну, а без ударного ракетного оружия ракетный крейсер и не ракетный и не крейсер, так, не пойми что.

Тем не менее, в 1994 году на палубу «Украины» вступил первый украинский экипаж. Командиром крейсера «Украина» назначили тоже человека, для нового режима весьма значимого — любимца националистов и одного из первых национальных героев — капитана 1 ранга С.В. Настенко. Это он летом 1992 года в Донузлаве поднял мятеж на тогда уже не советском, а еще неизвестно чьем сторожевом корабле СКР-112, которым С.В. Настенко командовал в чине капитан-лейтенанта. Водрузив на мачте «жовто-блакитный» флаг, командир угнал сторожевой корабль из Донузлава в Одессу. СКР-112 преследовали вышедшие из Севастополя корабли и авиация Черноморского флота. Кровопролития удалось избежать только чудом. Вот этому-то персонажу и доверено было вместе с заводчанами доводить корабль до ума.

Однако почти тут же деньги на достройку «Украины» иссякли. И еще только намечавшаяся достройка крейсера, была прекращена. Через некоторое время расформировали и экипаж, а перебежчика С.В. Настенко изгнали со службы.

Спустя некоторое время экипаж «Украины» был сформирован вторично. Но просуществовал недолго и спустя полтора года так же был расформирован.

Период неопределенности с крейсером продолжался до 1998 года, когда Л.Д. Кучма решил вторично избраться на пост президента. Придворные пиарщики, видимо, подсказали ему сильный ход: надо, во что бы то ни стало достроить «Украину»! В смысле — сначала крейсер, а затем уж и все «самостийное» государство. Л.Д. Кучма горячо взялся за дело. 17 февраля 1998 года, проникнувшись идеей великой морской державы, он принял решение о достройке крейсера. Сразу начали искать деньги. Сформировали новый экипаж. «Украину» по этому случаю даже покрасили.

Мгновенно в бюджете были найдены в необходимые миллионы долларов и на корабле даже засверкали сварочные огни. Разумеется, что снова, по устоявшейся традиции (уже в третий раз!), сформировали экипаж. В СМИ было объявлено, что готовность корабля уже доведена до 95%. И до завершения постройки ракетного крейсера осталось совсем чуть-чуть. По подсчетам Киева, до завершения процесса строительства не хватало всего-то 22 миллионов долларов и доброй воли России, которая производила оборудования и вооружения ракетных крейсеров проекта 1164.

Однако, чтобы реально ввести крейсер в строй, необходимо было приобрести у России вооружение и, в первую очередь, противокорабельный ракетный комплекса П-500 «Базальт» с зенитным ракетным комплексом «Форт». Поэтому из Киева начали усиленно намекать, что были бы не против, если Россия сделала бы щедрый подарок братскому украинскому народу. В ответ в Москве сделали вид, что намека не поняли. В свою очередь, Москва предложила Киеву корабельные ракетные комплексы купить, причем, цену определила по самой нижней планке. При этом, продавая Украине ракетный комплекс «Базальт» Россия шла на нарушение международных соглашений о запрещении продажи комплексов с дальностью стрельбы свыше 300 км, что грозило серьезными политическими неприятностями. Но все равно пошли. Несмотря на это в Киеве надули губы.

Дело в том, что к этому времени Л.Д. Кучма, избравшись в 1999 году на второй президентский срок, уже полностью охладел к идее превращения Украины в великую морскую державу. В украинском Совмине сразу четко сориентировались и объявили: «Деньги на крейсер внезапно кончились!» После этого последовал отказ от всех переговоров с Москвой.

В целях экономии средств, экипаж «Украины» сократили с полутысячи матросов, старшин и офицеров до семи сторожей у опустевшего трапа. Потом разогнали и этих семерых. Вообще на протяжении долгих лет «Украина» была настоящей синекурой для офицеров ВМСУ. Еще бы! Штаты на крейсере были раздуты до неприличия, служебных же обязанностей у офицеров и матросов не было никаких. Утром отметился на службе и «прощевай» до следующего утра. Только наведывайся получить зарплату, да обмыть новое звание. За десять лет через «Украину» прошли сотни офицеров, получивших отметки в личных делах, но не получивших ни малейшего навыка службы на ракетном крейсере. Однако, пришло время и настал час, когда синекура закончилась. Больше кормить дармоедов Киеву было уже не по карману.

После изгнания последних сторожей в бескозырках, «крейсер невезения» на долгие годы повис на шее завода неподъемной гирей. Чтобы обезлюдевший корабль не утонул, его нужно было непрерывно обеспечивать электричеством и паром, следить за исправностью корпуса и электромеханической части. Делали это николаевские работяги, в робкой надежде, что настанет час и «Украину» кто-то купит в ее полуфабрикатном состоянии.

Заводу имени 61-го коммунара это «деятельное ожидание» обходилось примерно по 6 миллионов гривен в месяц (примерно 180 тысяч долларов). К этому времени других дел, кроме охраны «Украины», у заводчан уже не осталось. Заказы на строительство новых кораблей и судов исчезли вместе с советской властью, и отныне завод перебивался производством печек-«буржуек» для, так называемой «АТО». Кстати, вот уже больше десяти лет регулярно не менее двух раз в год рабочие и инженеры завода проводят митинги с требованиями к президенту и правительству Украины погасить стремительно растущие долги на содержание крейсера и превратить их в реальную зарплату. Их никто не слышал, и не слышит. Кстати, на сегодняшний день общая сумма задолженности Минобороны перед наследниками «61-го коммунара» давно превысила 2 миллиона долларов и продолжает увеличиваться.

 «Мы на нашем заводе могли бы выпускать любую боевую технику, в том числе и сухопутную, могли бы делать бытовые приборы, — жаловался РИА Новости председатель профкома предприятия Н. Головченко. — Но это никому не надо, государство, которому мы принадлежим, от нас отвернулось. Нынешняя власть, ориентируясь на ЕС и НАТО, не хочет развивать, вернее, восстанавливать собственную промышленность, поскольку получает списанную боевую технику из Европы. И поэтому «Украина» оказалась им не нужна».

При этом в Киеве умеют порой принимать самые неожиданные решения, и в августе 2004 года оттуда Верховная Рада Украины единогласно проголосовала за то, чтобы превратить недостроенный крейсер в музей и зарабатывать на туристах. Желание заработать на туристах вполне понятно, но что должен был олицетворять недостроенный корабль, ни разу не отходивший от построечной стенки?

Да. В мире немало кораблей-музеев. Так в Лондоне стоит знаменитый корабль адмирала Нельсона «Виктория», на котором он выиграл Трафальгарское сражение и был убит. В США в корабли музеи превращены несколько кораблей участников Второй мировой войны. Немало кораблей-музеев и в России. Например, в Санкт-Петербурге уже много десятков лет стоит крейсер «Аврора». Но у «Авроры» была долгая и героическая судьба. В Новороссийске стоит крейсер-музей «Михаил Кутузов». Но и крейсер «Михаил Кутузов» почти пятьдесят лет находился в боевом строю, совершил десятки дальних походов, участвовал в  локальных конфликтах. На нем есть о чем рассказать туристам. Ну, о чем могли бы рассказать экскурсоводы на борту крейсера «Украина»? О казаках-запорожцах, о мифических дреднавтах с кружляками, или о великой роли Украины в мировом мореплавании? У недостроенного корабля не было никакой истории, как не было внятной морской истории и у самой Украины. Единственно, что реально можно было рассказать, это о том, какой великолепный корабль был почти построен при Советской власти и как нынешняя украинская власть этот великолепный корабль бездарно загубила. Отрадно, что все же нашлись в украинском руководстве адекватные люди, вовремя понявшие, что ничего кроме очередного позора из затеи с крейсером-музеем не выйдет. И от дурацкой затеи, в конце концов, в Киеве все же отказались.

Имелись в Киеве определенные планы переделать недостроенный ракетный крейсер под казино и ресторан, как это сделали китайцы с нашими старыми авианосцами. Но китайцы вложили в свои проекты серьезные деньги, а в Киеве мечтали, чтобы все сделалось само собой. Короче, дальше отвлеченных мечтаний дело так и не пошло. А в украинский СМИ бедолага крейсер стали называть не иначе, как призраком.

***

Но на этом одиссея ракетного крейсера «Украина», разумеется, не закончилась. После того, как провалились план «А» — достройка «Украины» и план «Б» — ее превращение в корабль-музей, киевские мыслители плавно перешли к плану «В» — продажа крейсера за границу. При этом план «В» предполагал сразу два варианта. При первом варианте плана предполагалась продажа ракетного крейсера третьим странам, прежде всего, Китаю или Индии, которые проявляли в то время большой интерес к быстрому усилению своих флотов кораблями океанской зоны. Второй вариант третьего плана предполагал загнать крейсер России, вывернув при этом ей все карманы.

При этом, когда пошли разговоры о возможной продаже, Верховная Рада, постановила, что продавать символ и гордость державы нельзя, т.е. сам крейсер продать можно, но не как «Украину». Поэтому украинские депутаты дружно проголосовали отныне называть «Украину» просто — «проект 1164», а державное название срезать. В принципе, все правильно. Но самое любопытное, что в Киеве, о постановлении Рады почти сразу же забыли… буквы никто так и не срезал (одну, правда, все же украли!), да и об отмене державного названия так же никто больше не вспомнил.

Что касается первого варианта продажи «Украины», то он практически сразу с треском провалился.

В том, что у Киева провалились переговоры с Пекином, украинские СМИ обвинили, конечно же, Москву. Дело в том, что согласно двусторонним обязательствам, Россия и Украина должны совместно решать вопросы передачи вооружения бывшего Черноморского флота СССР третьим странам. При этом российские СМИ, вполне обоснованно, утверждали, что причиной срыва сделки стало то, что Киев отказался закупить в России комплекс «Базальт», а. кроме того давление на Украину со стороны США. Сообщалось, что Вашингтон не был заинтересован ни в достройке, ни в продаже Китаю столь мощного корабля, который мог представлять серьезную военную силу и послужить для китайцев шаблоном для создания целой серии подобных кораблей. Такую же позицию занял Вашингтон и относительно возможности продажи крейсера Индии.

Кроме этого и Пекин, и Дели хорошо понимали, что недостроенный корабль им не оживить без желания и помощи Москвы. А уверенности, что такое желание у Москвы может возникнуть, Пекин и Дели не имели, т.к. Киев делал все возможное, чтобы исключить ее из числа переговорщиков. Логику украинцев в данном случае понять просто невозможно, ведь без Москвы крейсер не мог получить самого главного – ударного ракетного комплекса «Базальт», который создавался в подмосковном Реутове. По мнению первого вице-президента Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» В.И. Лисицкого, Украина не могла оснастить «Украину» его штатным вооружением и из-за подписанных ею определенных международных соглашений. А без ударного ракетного комплекса крейсер никому не был нужен. Перепроектировать и перестраивать корабль под другие ракеты (например, под российско-индийский «БраМос») было так же экономически не выгодно, т.к. дешевле было сразу спроектировать и построить новый корабль. Короче, идея продажи «Украины» китайцам и индусам умерла.

В  последующие годы тема продажи «Украины» третьим странам поднималась еще несколько раз, но все с тем же успехом.

Так в 2015 году в статье «Корабль завзятых мазохистов» (https://fishki.net/anti/1684645-korabl-zavzjatyh-mazohistov.html) отмечалось: «Кому теперь потребуется крейсер, для которого, по словам командующего ВМС Украины вице-адмирала Гайдука, около 80% вооружения, навигационного оборудования и стрелкового вооружения производятся только в России, вопрос открытый. Ни одна западная судостроительная фирма, даже под политическим нажимом собственного правительства, за эту работу не возьмется – затрат куча, а риск невозврата потраченных средств слишком велик».

Из сообщений украинской прессы в январе 2018 года: «Председатель профкома Николаевского судостроительного завода  утверждал, что кораблем интересовались покупатели из Китая и Индии, но украинские власти не разрешили заключать сделку. Головченко полагает, что продаже «Украины» мешают «западные друзья», которые манипулируют руководством страны. Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что «Украина» в нынешнем виде не представляет собой серьёзной силы. Киев не может продать крейсер из-за отсутствия реального интереса к нему со стороны зарубежных государств» (https://russian.rt.com/ussr/article/468179-kreiser-ukraina-prodazha).

***

Но оставался второй вариант – Россия. Действительно, на тот момент, единственным государством, которое могло бы, купив «Украину», довести ее до ума, была Россия. Но в начале нулевых годов лишних денег не было и у нее. Однако шанс продать «Украину» все же появился, когда на переговорах в Москве сообщили, что готовы списать за переданный корабль накопившиеся долги за газ. Казалось бы, ведь это именно то, что надо! Отдаешь то, что тебе в принципе абсолютно не нужно, а получаешь вполне реальную экономическую выгоду. Но в Киеве решили в очередной раз самих себя перехитрить. Рассуждали приблизительно так: за газ мы и так расплачиваться не будем, поплачемся в жилетку и братья-россияне, как всегда, простят. Ну, а крейсер пусть подождет. Правда, мы пока сами не знаем, куда его девать, но все равно, шоб було! И поэтому украинцы потребовали оплачивать недострой только зеленой валютой! Но и этого мало — украинская сторона заявила, что Россия должна дополнительно оплатить и все расходы, которые понес завод 61-го коммунара за два десятка лет, пока крейсер стоял у стенки, на израсходованную ими электроэнергию, тепло и водоснабжение.

Кроме этого на российскую сторону возлагалась еще и постановка крейсера в док, очистка его корпуса и боевых систем от ржавчины, переоборудование под новые ракетные комплексы и системы обеспечения боя. Что так же стоило весьма серьезных денег. Кроме этого, из-за ненадлежащего ухода пришли в негодность гребные валы корабля. А сделать и установить новые — это так же очень большая проблема и огромные затраты. Тем более, что проводить всю ремонт-модернизацию на николаевских верфях никто бы не решился. Во-первых, украинский завод полностью деградировал. А, во-вторых, крейсер, стопроцентно, превратился в заложника, которым Киев бы шантажировал Москву, бесконечно вымогая от нее деньги. В итоге, когда в Москве взвесили все «за» и «против», то сразу стало ясно, что разговаривать сразу стало не о чем. Предлагать высшему руководству удовлетворить непомерную жадность украинских коллег, заплатив огромные деньги за ржавый неликвид, в российском военном ведомстве смелых не нашлось. На том с Киевом и распрощались.

Впрочем, Москва по поводу сорванной сделки не слишком переживала. Дело в том, что в Главном штабе ВМФ тоже не очень хорошо представляли, зачем им этот морально устаревший корабль. К тому же, задачи российского флота, в сравнении с задачами времен СССР, кардинально изменились, и гоняться за американскими авианосцами Россия больше не собиралась. В средствах стратегического сдерживания ставка в России в те годы была сделана на другие виды вооружения и, в первую очередь, на РВСН.

А затем начались годы тягомотных переговоров между Киевом и Москвой, в ходе которых Украина стремилась снова и снова выклянчивать себе какие-то преференции относительно недостроенного крейсера. Возникало ощущение, что украинцы просто хотят взять россиян измором.

Так на встрече президентов Украины и РФ 17 мая 2010 года в Киеве дело вроде бы снова сдвинулось с места. Главы государств В.Ф. Янукович и В.В. Путин предварительно договорились о совместной достройке крейсера с помощью российской стороны. В силу этой договоренности 26 июня 2010 года командование Военно-морского флота России заявило о возможности покупки крейсера для ВМФ России. Затем последовала долгая пауза. В Киеве вопрос продажи «Украины» снова обсуждался в Верховной Раде, и депутаты дружно проголосовали за продажу.

Однако время работало не на Киев. И в марте 2011 года министр обороны РФ А.Э. Сердюков заявил, что ракетный крейсер российская сторона если и возьмет, то даром. И только после этого будут рассматриваться возможные варианты участия украинских компаний в достройке корабля. К 2013 году достигнуто соглашение о продаже с частичным ремонтом на Украине и вооружением в России.

Оскорбленный Киев поджал губы, а напрасно. Даже бесплатная передача недостроенного корабля была для Украины все равно делом коммерчески выгодным. Ведь никогда не отходивший от причала крейсер продолжал ежегодно торпедировать оборонный бюджет Украины на миллионы гривен, а заодно и топить в финансовой пучине Завод имени 61-го коммунара, на котором за хроническую неплатежеспособность отключили электричество и воду. И, умеющий считать деньги А.Э. Сердюков, предложил соседям одним махом прекратить все их страдания. Но отдать «Украину» задаром? Нет, это выше сил нынешнего Киева. Полагаю, что в реальности Россию на прозябающей «Украине» могли заинтересовать только маршевые газотурбинные двигатели М70 и форсажные М90. И то лишь для того, чтобы использовать их, в качестве запчастей, при ремонте трех крейсеров этого проекта.

После снятия с должности А.Э. Сердюкова, в сентябре 2013 года стало известно, что представители военно-промышленной комиссии при правительстве России в который уже раз, вроде бы, договорились с руководством Украины о покупке недостроенного крейсера за миллиард рублей.

В Киев и Николаев в этот период несколько раз приезжали комиссии Главного штаба ВМФ и Минобороны России, вели переговоры, даже, вроде бы, о чем-то договаривались. Но как только подготовленные документы попадали в администрацию президентов (Кравчука, Кучмы, Ющенко – без разницы), там они исчезали. Почему? Может быть, интриговали американцы, боявшиеся усиления российского ВМФ? Что касается меня, то я больше склоняюсь к тому, что все было намного проще – чиновников не устраивали суммы откатов. Разумеется, сработал и старый украинский принцип: «выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой».

Примерно так же повел себя Киев, когда запрещал летчикам Северного флота проводить тренировки на комплексе НИТКА под Севастополем. Комплекс ржавел без дела, китайцы и индусы, которым Украина предлагала воспользоваться им, делать этого не собирались, – построили свой тренировочный комплекс, а Россию в Саки не пускали, несмотря на то, что мы готовы были платить украинцам валютой и платить немало. Но опять не договорились об откатах! Пришлось строить свой тренажер под Ейском. Теперь у нас целых две тренировочные площадки для палубных летчиков.

О том, насколько процентов в реальности была готова «Украина» до сих пор можно только догадываться, т.к. процент готовности в разные годы назывался самым разным. Так, на момент распада СССР, готовность крейсера, якобы, составляла 75%. В 1998 году президент Л.Д. Кучма принял указ о достройке крейсера, в ходе которой, непонятным образом, готовность крейсера выросла до 95%. Затем в СМИ появилась странная цифра 85%, а некоторое время спустя снова 75%. И это притом, что, начиная с 1991 года, на крейсере никаких реальных работ по достройке не велось. Судя по всему, «Украина» достаивалась и снова разукомплектовывалась сама по себе.

Ну, а затем наступил 2014 год и отношения Украины с России сошли на «нет». Теперь ни о какой продаже недостроенного долгостроя россиянам не могло быть и речи.

17 марта 2014 года глава Николаевской облгосадминистрации Н. Романчук неожиданно заявил, что недостроенный ракетный крейсер нужно немедленно продать в какую-нибудь страну, не спрашивая разрешения у России. По его мнению, в настоящее время у Украины нет денег на достройку «Украины», и вряд ли они появятся в ближайшее время. А содержание корабля стоит бюджетy свыше 6 миллионов гривен в месяц. Все вернулась на круги своя. Фактически Н. Романчук снова озвучил провальный первый вариант плана «В», по продаже «Украины» Китаю или Индии.

А затем начались настоящие заклинания. Причем порой возникало ощущение, что ответственные начальники говорят о судьбе «Украины» исключительно для того. Чтобы хоть что-то сказать. Начался какой-то идиотский бег по кругу. В сентябре 2015 года командующий ВМС Украины вице-адмирал С.А. Гайдук торжественно заявил, что крейсер «Украина» будет обязательно продан в самое ближайшее мнение. Он рассказал корреспонденту газеты «Флот Украины», что Киев собирается продать недостроенный ракетный крейсер «Украина», который подпирает причальную стенку Николаевского судостроительного завода имени 61-го коммунара. Адмирал выразился весьма образно: «Крейсер «Україна» – це відламаний від держави кусень, його буде реалізовано, а кошти з реалізації підуть на будівництво нових кораблів і катерів». В переводе на русский это звучит так: «Крейсер «Украина» – это отломленный от государства кусок, он будет продан, а средства от его реализации пойдут на строительство новых кораблей и катеров». Назвать ракетный крейсер «отломленным от государства куском» для адмирала – дорогого стоит. Но не будем придираться к своеобразной лексике зарубежного «морского волка». В конце концов, он говорит, как думает, а думает – как говорит.

Итак, крейсер, в который уже раз, выставили на продажу, причем, опять же, без всякой надежды на успех. Результат этой очередной глупости был очевиден — никто к украинскому недострою ни малейшего интереса не проявил.

Весной 2017 году на тридцать третьем году стояния у стенки судостроительного завода «Украины», президент Украины П.А. Порошенко подписал указ о его демилитаризации (т.е. о демонтаже оборудования) корабля и продаже его на лом. В указе объявлялось, что вооружение с недостроенного крейсера будет продано, а деньги раздадут на зарплаты судостроителям. Об этом, так же заявил первый заместитель председателя Николаевской облгосадминистрации В. Бонь на митинге работников судостроительного завода. «У вас стоит крейсер «Украина», есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, — там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же», — заявил В. Бонь. По словам замглавы Николаевской облгосадминистрации, у крейсера востребованы на международном рынке корпус и турбины. Здесь В. Бонь явно врал. Корпус «Украины» никому и даром был не нужен, ну, а турбины могли заинтересовать лишь Россию, с которой Украина уже никаких дел не имела.

Чуть позднее украинские СМИ сообщили, что согласно с планом демилитаризации все вооружение и оборудование судна будет передано в минобороны Украины, а вооружение, корпус и турбины корабля будут выставлены на продажу. Здесь возникает вопрос, что значит демилитаризация крейсера? Это переделка в зерновоз или в пассажирский лайнер? Или это просто фигура речи П.А. Порошенко, типа его знаменитого «холодного мира».

Ну, а каким образом П. Порошенко рассчитывал выгодно сбыть стоящую на «Украине» зенитно-ракетную систему дальнего рубежа обороны C-300 «Форт», представляющую собой морской вариант сухопутной ЗРС С-300? На берегу корабельная зенитно-ракетная система ни к чему, а корабли с таким вооружением ни одна страна сегодня даже не проектирует. И снова вопрос для потенциального покупателя: а где взять ракеты к «Форту»? Россия ведь может и не продать. И далее в том же духе — по поводу 130-миллиметровой автоматической артиллерийской установки АК-130, двух 5-трубных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Оса-М»…

«Без вооружения «Украина» с ржавеющим корпусом — это просто корыто, которое никому не нужно. Даже до демилитаризации корабля шансы на сделку были невелики, а сейчас они, наверное, равны нулю. Единственная страна, которая могла бы купить крейсер, — это Россия, хотя эта сделка больше напоминала бы подачку Украине», — отметил в беседе с агентством RT известный политический эксперт Р. Ищенко (https://news-front.info/2018/01/08/eto-prosto-koryto-pochemu-kiev-ne-mozhet-prodat-nedostroennyj-sovetskij-raketnyj-krejser-ukraina/).

Разумеется, что объявление президентом демилитаризации невооруженного корабля на практике оказались полным бредом, так как фактическим на ржавой «Украине» демилитаризировать было просто нечего. Такой же профанацией стало и очередное объявление о продаже корабля, но уже по частям. Покупатели так и не появились.

В августе 2017 года председатель профкома Николаевского судостроительного завода Н. Головченко в интервью агентству «РИА Новости Украина» сообщил, что минобороны Украины «открестилось» от крейсера еще в 2015 году. По его словам, военное ведомство перестало финансировать команду механиков, которая поддерживала «Украину» в нормальном техническом состоянии. «В минобороны заявили, что это не их объект… Не нужен крейсер и «Укроборонпрому», бросившему дорогостоящий, миллиардный объект на произвол судьбы. Между тем цена только двух его турбин тянет на 2 млн долларов за каждую. Это нонсенс, что у корабля такого уровня сегодня попросту нет хозяина», — констатировал Н. Головченко. В украинских СМИ высказывание председателя заводского профкома тут же подхватили, целый ряд газет вышел со статьями, озаглавленными весьма символично — «У «Украины» попросту нет хозяина»…

5 декабря 2017 года министерство обороны Украины письмом № 220/8483 сообщило, что отказывается от ракетного крейсера «Украина», который, после спуска на воду, простаивает на стадии готовности 95%. Такая информация содержалась в письме ведомства в адрес концерна «Укроборонпром». Достраивать судно в минобороны Украины сочли окончательно нецелесообразным из-за устаревшего вооружения и, тем самым. Полностью устранились от заскорузлой крейсерской проблемы. Как уточнили в «Укроборонпроме», «этим решением министерство фактически сняло вопрос о необходимости содержания крейсера». В концерн «Укроборонпром» заявили, что окончательное решение о том, нужен ли Украине крейсер или нет, должен, как можно скорее, принять кабинет министров. В «Укроборонпроме» добавили, что готовы достроить корабль, однако для этого нужно будет заложить средства в гособоронзаказе на 2018 год. Возможны и другие решения — продать недострой, выделить средства на его дальнейшее содержание на причале или же правительство может предложить свои варианты.

Чтобы хоть как-то привлечь внимание международной общественности (а вдруг кто-то проявит интерес!) 2 февраля 2018 года замглавы СБУ Кононенко неожиданно огорошил всех на сайте спецслужбы, заявив о попытке спецслужб России… взорвать крейсер «Украина». В диверсии В. Кононенко подозревает некоего россиянина Д. Пономарева и «его сообщников», якобы связанных со спецслужбами. Подрыв, по словам Кононенко, должен был состояться в День конституции Украины в 2015 году, цель – «запугивание местного населения». Кроме того, Кононенко объявил: СБУ удалось сорвать не только эту акцию, но и операцию российских спецслужб по поджогу здания «Общества венгерской культуры» в Ужгороде. Короче, все  свалили в одну кучу.

Из комментария военного эксперта А. Жилина: «Заявление руководства СБУ о попытках российских спецслужб подорвать крейсер «Украина», как и многие ему подобные, традиционно ни на чем не основываются. Они делаются из соображений эскалации напряженности — Киев сейчас рассматривает варианты нанесения удара по Донбассу. Чтобы хоть как-то этот шаг обосновать, приходится придумывать подобные глупости и сказки. Во-первых, если бы российские спецслужбы решили что-то взорвать на Украине в 2015 году, этого объекта уже не существовало бы — это однозначно. При этом не ясно, как на уровне общественной безопасности мог сказаться подрыв законсервированного и брошенного недостроенного корабля. Как такая акция могла кого-то «запугать»? Взорвать этот металлолом больших трудов не составит — другой вопрос, что стоимость взрывчатки бы превысила цену подрываемого хлама. Но смысла в такой акции просто нет, потому в голову она могла прийти наобум и только человеку, ничего не смыслящему в тактике и стратегии. Сегодня все хорошо видят состояние военно-промышленного комплекса Украины, которого почти не осталось, а также упадок экономики страны в целом.

Когда же фальшивка со взрывом «Украины» провалилась, в Киеве придумали новый фортель. Помните слова некогда популярной песни: «О, как намаялась я с тобой, моя попытка номер пять». Думаете, то была песня о несчастной любви? Совершенно с вами не согласен! То была песня об очередной несчастной, пятой по счету, попытке пристроить крейсер «Украина», судьба которого с каждым годом выглядит все абсурднее и абсурднее. О пятой попытке следует рассказать особо. В августе 2018 года украинские СМИ внезапно взорвались радостными воплями, что разнесчастную «Украину», уже фактически продали в… Бразилию.  Перед продажей крейсер, как сообщили украинские СМИ, «будет модернизирован специалистами, в соответствии с требованиями и новым назначением корабля, а так же в соответствии с пожеланиями командования ВМС Бразилии. Однако радость быстро сошла на «нет». Уже через несколько дней выяснилось, что власти страны, где много диких обезьян о киевских планах ничего не слышали и старое пустое корыто им и даром не нужно. Пресса вздохнула и притихла. Так сорвалась пятая попытка всучить кому-нибудь ржавый долгострой.

Но откуда вдруг появилось сообщение о Бразилии? Дело в том, что в 2018 году Украина, в лице госкомпании «Укринмаш», участвовала в тендере на строительство корветов для военно-морских сил Бразилии. Помимо Украины, в тендере участвовали еще девять государств. Понимая, что в реальности победить конкурентов у Украины нет никаких шансов, в Киеве придумали хитрый ход. В случае победы «незалежной» в тендере, украинские специалисты должны были построить на бразильской верфи четыре корвета типа «NAPIP» (проект 58300), за основу которого должен был взят украинский проект 58250. «Фишка» же заключалась в том, что в качестве главного бонуса, Бразилии должны были торжественно всучить недостроенную и демилитаризованную «Украину». Как предполагалось демилитаризованный (т.е. полностью разоруженный) крейсер модернизировать, в Киеве деликатно промолчали. Судя по всему, хотели бразильцев просто «обуть». В качестве дополнительного бонуса киевские мечтатели предложили учредить в Бразилии еще и свой сервисный центр для обслуживания турбин николаевского предприятия «Зоря-Машпроект».

Но, бразильских адмиралов украинская замануха не заинтересовала. Да и кто бы, в трезвом уме и твердой памяти, клюнул на мифический корвет проекта 58250, который Украина не в состоянии построить даже для себя, а не то, что на экспорт. Перед нами не просто попытка заключить международную сделку, а попытка международной аферы, причем на государственном уровне. Впрочем, в этом вся сегодняшняя Украина. Иначе, как можно претендовать на заказ, когда у тебя есть только красивые рисунки, тогда, когда у других претендентов имеются вполне реальные образцы кораблей. Что касается сервисного центра для обслуживания турбин николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», то бразильцы вообще не поняли, о чем идет речь, так как украинских турбин у них нет, а, следовательно, сервис по их обслуживанию им и даром не нужен.

С учетом отсутствия каких-либо перспектив продажи или достройки крейсера на мощностях украинского судпрома, а также с каждым годом все более высокой степени износа материалов и оборудования корабля, в числе экономически целесообразных вариантов специалисты давно признали единственно возможным —  демонтаж еще пригодного для реализации оборудования и утилизацию крейсера на металлолом (https://interfax.com.ua/news/general/462705.html).

Сегодня судьба «Украины» уже окончательно определилась (к гадалке не ходи!) — дальняя дорога в казенные заморские мартены. Рано или поздно, но ее обязательно уволокут на буксире куда-нибудь, в ту же Индию или в Китай. Увы, но первое плавание «Украины» станет для нее и последним. Зададимся вопросом, если «Украину» продать хотя бы на металлолом, много ли за нее выручишь? Тут арифметика простая. Тонна черного металлолома с медными проводами и прочей начинкой на мировом рынке колеблется в широком диапазоне 200-350 долларов за тонну, как сторгуешься. Если перемножить эту сумму на водоизмещение крейсера (11500 тонн), выйдет грубо всего каких-то 3,5 миллиона долларов (при этом цена только двух крейсерских турбин тянула на 2 миллиона долларов!). Вычтем из этой суммы расходы за доставку к месту разделки и за саму разделку. После этого хорошо, если завод хоть что-то «отобьет» за многолетнее содержание корабля. Так что даже на продаже сегодняшней «Украины» никому ничего заработать уже не получится. Слишком поздно…

Впрочем, бесславная судьба «Украины» не явилась чем-то из ряда вон выходящим. Еще более неприглядной оказалось судьба другого знакового украинского судна – «Киева».

Было в СССР уникальное научное судно «Академик Алексей Крылов». Когда-то этим белоснежным красавцем любовались жители и гости Севастополя. Зачем Украине понадобилось это научное судно (когда и сама наука на Украине давно никому не нужна), понять сложно. Скорее всего, хапнули, просто, чтобы хоть что-то хапнуть. И хотя при жизни академик Крылов ничего плохого ни одному украинцу не сделал, имя его все равно было предано анафеме, и судно срочно с помпой переименовано в «Киев». Если вы думаете, что такое гордое имя спасло судно от трагической кончины, то я посмеюсь над вами, потому, как нисколько не спасло. Вскоре «Киев» разграбили так, что он едва не утонул прямо у причала, причем сделали это не какие-то мифические татаро-монголы, а свои же украинские адмиралы. А затем полностью разграбленное судно потащили на буксире на продажу, а так как схема была воровская, то испытать бедному «Киеву» пришлось немало. Из воспоминаний старшего механика судна: «Построили в 1982 году для Ленинградского института. Уникальное научное судно собственной научно-исследовательской подводной лодкой, которая выходит в океан через специальные ворота в борту. Успело пройти семь длительных экспедиций, из них три кругосветки. Уникальное научное судно. После отделения Украины уйти в Россию не дали и «Крылов» был немедленно переименован в «Киев». С тех пор судно стояло на приколе. Были предложения о покупки судна в Канаду или на металлолом в Индию. Потом объявили, что судно продано. Прибыла команда из Одессы для перегона. Меня, так как я занимал должность старшего механика с момента постройки корабля, пригласили помочь. К этому времени семь лет корабль уже простоял, поэтому далось запустить только один дизель. Приказали выйти из бухты при неготовности судна. Но только ночью, чтобы никто не видел. Во время короткого перехода в Средиземном море судно два раза переименовали и два раза сменили порт приписки. Потом прибыл индус и приказал двигаться в Индию. В Суэцком канале на судно для досмотра пришли арабы. Стащили все, что не украли хохлы. Пришли в Индию, чуть севернее Бомбея. Там порта нет, песчаная коса. Мы развили максимальную скорость и выбросились на берег. На следующий день улетели». Вот и все, был «Киев» и не стало «Киева»…

Был и еще один анекдот. Вскоре после государственного переворота в Киеве, тогдашний спикер Верховной Рады А.В. Парубий с детской непосредственностью публично пообещал быстро «вернуть» Крым Украине. На что тогдашний губернатор Севастополя вице-адмирал С.И. Меняйло предложил ему лично забрать ржавеющий на приколе в Севастополе сейнер «Крым», заметив, что Украине никаких иных Крымов уже не видать. А вот ржавый сейнер — пожалуйста! Российские власти пойдут навстречу, т.к. Севастопольские бухты давно пора освобождать от многочисленного украинского металлолома. Но как-то не сложилось…

Когда-то в фашистской Германии был тяжелый крейсер «Дойчланд» («Deutschland» т.е. «Германия»). Сразу же после начала Второй мировой войны, А. Гитлер приказал крейсер переименовать, т.к. в случае гибели «Дойчланда», данный факт был бы негативно воспринят немецким обществом. Поэтому бывший «Дойчланд» стал «Лютцовым». Гитлер, хоть и был отпетой сволочью, но идиотом, в отличие от украинских вождей, не был. Но на Украине таких вещей  просто не понимают. Поэтому ракетный крейсер «Украину» продают на вторсырье, научно-исследовательское судно «Киев» уже продали, ну, а «Крым», за ненадобностью, просто бросили… И после этого еще удивляются, почему у них так все плохо! Неужели на Украине никто не понимает, что имя дается кораблю не просто так! Давно доказано что имена во многом определяют судьбу.

Причем эта судьба впоследствии повторяется  и с другими одноименными объектами. Все повторяется, как в малом, так и в большом. Бросили  ржавый сейнер «Крым» — потеряли Крым настоящий. Продали «Киев» — распродали и свою столицу. Что ж, теперь удивляться, что теперь и сама насквозь проржавевшая и никому не нужная Украина стала вторсырьем…

В ноябре 2017 года подал голос и премьер-министр В.Б. Гройсман, заявив, что при более близком ознакомлении с темой недостроенного крейсера, он склонен усматривать в ней «коррупционную схему». В.Б. Гройсман заявил: «Я считаю, что это коррупционная схема — попытка продать этот крейсер на металлолом. Еще неизвестно, куда его хотят продать, через каких посредников. И где, по каким водам он будет ходить… Я на эти авантюры никогда не поддамся» (https://ukrrudprom.ua/news/Kabmin_prosit_SNBO_reshit_sudbu_nedostroennogo_kreysera_Ukraina.html). В переводе на общепонятный язык премьер В. Гройсман сказал следующее: «Пусть лучше «Украина» сгниет, чем на ней заработает кто-то кроме меня!» Тогда это прозвучало как пророчество…

Месяц спустя государственный концерн «Укроборонпром» сообщил об остановке работы верфи в Николаеве «из-за отсутствия средств на выплату зарплаты работникам».  По утверждению госконцерна, «Укроборонпром» работа завода оказалась заблокированной из-за того, что правительство с февраля 2015 года отказалось возмещать ему средства на содержание недостроенного ракетного крейсера «Украина». По данным «Укроборонпрома», счета завода арестованы, задолженность по зарплате превышает 58 млн гривен (2,1 млн долларов). 

После этого последние рабочие с последними инженерами разбежались.

Затем все стихло еще на полтора года, пока, наконец, 18 июля 2019 года министр обороны Украины С. Полторак осторожно предложил новому президенту страны Владимиру Зеленскому все же начать хотя бы частичный демонтаж ракетного крейсера «Украина».

«Крейсер сейчас находится в таком состоянии, что вооружение и оснащение непригодны к использованию… Задачи, которые возлагались на данный крейсер, – сопровождение авиаударных группировок на большие расстояния. Задач таких в Украине нет, потому его использование в качестве крейсера считаем нецелесообразным и предлагаем рассмотреть возможность его демилитаризировать», – заявил С. Полторак президенту В. Зеленскому после того, как они посетили ржавый корабль. Министр отметил, что некоторое рабочее оборудование с крейсера можно использовать в качестве деталей для кораблей, уже находящихся на вооружении. Он заявил Зеленскому, что нужно выносить на заседание правительства вопрос о демилитаризации крейсера. Тот покивал головой, но ответа так и не дал… (https://flot.com/2019/Украина30/).

Если советская власть могла играючи построить столь мощный ракетный крейсер, то у сегодняшней украинской власти нет сил, чтобы его даже разломать… 
Когда-то философ Ф. Ницше сказал: «Если долго вглядываться в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя». После распродажи «Киева», «Украины» и отказа от «Крыма» бездна уже начала хмуро посматривать в обратном направлении…

Секретарь Союза писателей России, капитан 1 ранга В. Шигин

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Замечательная статья! И очень чётко обозначенные выводы. Всё понятно и ясно. Искренне жаль работников Николаевского судостроительном завода, оставшихся без привычной работы после разваливания Советского Союза нашими «заклятым и друзьями».
    Печально, что такие тяжёлые времена настали в родном городе моей матушки — городе корабелов — Николаеве, где жили и строили корабли наши предки, были их могилы… Спасибо, уважаемый Владимир Виленович, за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.