Вспомнилось…
Я — лейтенант, командир ЗРБ-2 скр «Громкий». Командир наш, Владимир Модестович Модестов, избрал в своё время меня жертвой и постоянной и методичной дрессурой довёл до почётной нештатной корабельной должности — «первый вахтенный офицер». Должность эта, в том числе, предполагает несение вахты при наличии на борту старших начальников. Не всё время, естественно, но чаще, чем обычно.
Идём в полигон над островом Кильдин (то бишь — севернее его). Погода весенняя — светло, безоблачно. Корабли 10 бригады — «Громкий», «Бессменный» и примкнувший к ним арагубский «Задорный» (вместо «заболевшего» «Резвого») в составе корабельной поисково-ударной группы следуют в полигон на выполнение зенитных ракетных и артиллерийских стрельб.
Чтобы было понятно всем, включая далёких от военно-морской жизни людей, нарисую картину — идут в определённом районе моря корабли, кругом куча самолётов летает, помехи ставят — дипольные отражатели тоннами выкидывают, экраны радиолокационных станций все в «снегу» (в засветках от помех). А потом вдруг из помеховых облаков на экран РЛС вылезают малюсенькие прыгающие блохи — противокорабельные ракеты и летят прямо на корабли. А наша задача — сбить их, стреляя по ним из всего, что стреляет!
Вот мы в тот раз и готовились к стрельбам во время перехода в полигон.
Идём в строю кильватера, головной — «Задорный», потом наш флагманский «Громкий», за нами — «Бессменный».
Во флагманском, правом, кресле на ходовом мостике «Громкого» сидит наш любимый Комбриг-10 — капитан 1-го ранга Трошнев Николай Нилович, между нами, незрелыми офицерами, его нежно называют Дед Нилыч.
Модестыч временами в своё командирское кресло присаживается, но, в основном, — на ногах.
На всех кораблях жужжат и крутятся антенные посты ракетных комплексов «Оса_М» — проверяют окончательно всё, что можно.
Я — вахтенный офицер. Моя «Оса» — отдыхает, я в ней уверен и старшине команды запретил её включать, по флотской поговорке «Не трожь матчасть и она не подведёт!»
Корма «Задорного» — в пяти кабельтовых перед нами, всё видно, как на ладони. На площадке кормовой пусковой установки появилась фигура в ватнике и шапке, сноровисто присоединила разъём кабеля КСМ к гнезду в кранце внутрибатарейной связи. КСМ — это такая фиговина, совмещающая функции связи с ракетным погребом и кнопки аварийной остановки всего оборудования в погребе, в том числе и пусковой установки.
«Понятно,» — подумал я, — «кормовой комбат «Задорного» решил поднять свою пусковую установку с ракетами, чтобы проверить наличие ответных сигналов ракет на «станции визирования ракеты»».
Проверка, в общем-то, нештатная, но позволяет проверить бортовую аппаратуру ракет.
Я стал рассматривать в бинокль происходящее на «Задорном».
Боец в ватнике поднёс КСМ ко рту и что-то доложил. Через секунду разъехались крышки ракетного погреба и из его глубины стала подниматься двухбалочная пусковая установка с двумя остроносыми зенитными ракетами 9М33 — соплами вверх, носами вниз. ПУ дошла до верхнего положения, застыла, мгновенно сдвинулись, закрывая погреб, крышки. ПУ с ракетами развернулась, балки дёрнулись вверх на угол пуска (сопла ракет практически упёрлись в грудь бойцу с КСМ-ом, он стоял ровненько между ними).
Внезапно на площадке пусковой установки вспыхнул огромный огненный шар, из которого синхронно вылетели две ракеты и параллельно улетели чёрт знает куда!
Когда шар, вместе с ракетами, исчез — бойца на площадке не было!
— Ё….!!! — вырвалось у Модестыча.
Справа раздался грохот — это мирно сидящий Дед Нилыч вскочил в врезался головой в подволок.
Я заорал в микрофон сигнальщикам:
— Сигнальный — ходовой, усилить наблюдение прямо по курсу, возможно — человек за бортом!
-Есть! Есть! — отозвались сигнальцы.
Дед Нилыч схватил трубку УКВ-ЗАС и прокричал в неё:
— «Задорный», раздел, «Вопросительный»?
Есть в нашем военно-морском своде сигналов такой флаг — «Вопросительный».
В переводе с военного на русский это означало — что случилось?
В эфире через пару секунд раздался ответ:
— Сход двух ЗУР во время проверки ответного сигнала, я — «Задорный», приём!
Нилыч схватил стоящий на полочке перед иллюминаторами ходового мостика стакан в подстаканнике и начал глотать чай вхолостую, забыв, что пять минут назад он этот стакан уже опустошил.
На верхней палубе «Задорного» появилось сразу много людей, которые беспорядочно метались в поисках бойца.
И тут свершилось ЧУДО! Из выгородки помехового комплекса ПК-16 вышел тот самый боец, правда, в каком-то клочковатом виде!
Его тут же схватили под белы рученьки и унесли вперёд — к носовой надстройке, откуда через тамбур по трапу можно было спуститься к амбулатории.
Дед поставил стакан и с явным неудовольствием посмотрел на него.
Через пару минут Нилычу доложил командир «Задорного»:
— Курган-10, я Металл-33, электромеханик кормовой ЗРБ при сходе ракет не пострадал, Начмед осмотрел его полностью, травм нет!
Комбриг глубоко вдохнул, выдохнул и ответил, уже спокойно, в трубку УКВ-ЗАС:
— «Задорный», раздел, «Удивительный»!
Флага под названием «Удивительный» на флоте, естественно, нет. Но в обиход нашей 2-ой дивизии противолодочных кораблей «Удивительный», с лёгкой руки нашего комбрига, вошёл прочно.
Если не пришло твоё время уходить — то в любой обстановке выживешь!
Тот матрос был скинут с высоты трёх метров после старта двух ЗУР на стальную палубу, ударился о леера, после чего его закинуло в выгородку. Мне потом рассказывали комбаты «Задорного» за рюмкой чая, что матрос был одет, как положено — зимний тельник, рабочая рубаха (роба), ватник — когда его вытащили из выгородки, у него отсутствовала ровно половина тельника, робы и ватника. Как будто кто-то бритвой одним движением разрезал одежду от правого плеча до левого бока у пояса. Никаких следов воздействия высокой температуры от струй ракетных двигателей не было — даже волосы на груди не обгорели. А шапка как была надета на его голову — так и осталась на ней. Оглох слегка на пару часов, потом слух восстановился.
Как говорится — кому суждено быть повешенным — тот не утонет!
Модестыча и Деда Нилыча с нами уже нет. Как сложилась судьба бойца — не знаю, надеюсь, что у него всё нормально и он с удовольствием рассказывает эту историю своим внукам со всеми подробностями.
Ну а я рассказал так, как сохранила этот невероятный случай моя память.
Замечательная история, можно назвать»в рубашке родился»
Прочитал с удовольствием. Как все рассказы Никиты Александровича, легко и с юмором. Спасибо
Удивительная история! А может этот человек что то великое потом сделал в жизни, кто знает что предназначено.
Прямо как в том фильме, но даже лучше!
«с газом — без газа» (с)
Попали наверное куда то )
Память у этого бойца осталась на века!!!?
Бывают на белом свете чудеса! Некоторые сам видел, но такого видеть не довелось.
А описано всё очень красочно.
Повезло от бойца до командиров, раздел «Удивительный»
Повезло всем от бойца до командиров, раздел «Удивительный «
Так не бывает — чтобы ракета полетела, а человек не сгорел! Или это действительно — правда?
Бывало, волной матроса смывало с борта и волной закидывало обратно.
Ещё как бывает! И вещи более невероятные на флоте происходили и происходят сейчас!
Никита , на «Тимохе» один из комбатов БЧ-2 оказался рядом с РБУ кормовой во время залпа!!!
Дико повезло: ни царапины , ни ожога , но она нижней половине туловища ( ниже пояса) остались дымящиеся трусы и дрожащие от испуга а посиневшие ноги !!!
А в целом — Залп прошёл, замечаний нет , задача выполнена , л/состав жив , здоров!!!!
Всё как на ФЛОТЕ! Обнимаю , мой друг!!!
Да, на флоте порой бывают совершенно невероятные истории! Там был комментарий от Ларисы — она не поверила, что такое может быть! А ведь — бывает!
Никита молодец!!!
А где медаль за спасение (бдительность)!!!
Написано отлично)))
Спасибо!!!
Чудны дела твои, господи, как впрочем всё на флоте. Спасибо, Никита, что я проностальгировал, вспомнил службу на Громком под командованием Моди, царствие ему небесное,отличный был командир и человек. Жму руку.
Никита Саныч, а почему Курган сказал «Удивительный», а рассказ называется «Удивлённый»? Где описЬка?
Это оЧепятка на сайте — напишу редактору, чтобы исправил.
Удивительно…
Как говорится «Не служил бы я на флоте еслиб небыло …»
На флоте, как и в армии бывает всякое,но не каждый очевидец событий сможет это рассказать а тем более написать так грамотно, как повествествуеш об этом Ты. Благодаря тебе с удовольствием вспоминаеш службу, сослуживцев с которыми довелось служить, делить радости и горести не вдоваясь не в какие подробности. И только спустя годы осознаеш какое это было прекрасное время, которое уже не вернуть никогда. И только память об этих днях,к которым ты своими рассказами возвращаеш нас застовляет немного быстрее биться сердце. Пиши, твори, а главное повествуй о тех людях которые посвятили свою жизнь службе на флоте. Для многих это будет повесть,рассказы, а для нас это будет наша жизнь.
Никита, спасибо!
С удовольствием прочитал!
«Задорному» с «Осами» всегда везло…
Великолепно!!! Большое СПАСИБО автору.
Вспомнилось моё самоё яркое социальное приключение с названием «ВМФ СССР».
Удивительная история…Для того, чтобы сформировалась цепь стрельбы( пуска ) необходимы несколько условий. Первое — комплекс 4К33 ( Оса-М) должен взять обнаруженную цель на автоматическое сопровождение. Второе — счетно-решающий прибор (прибор 4 ) должен своей схемой пуска выработать углы наведения пусковой установки ( gпун, fн )в упрежденную точку, а пусковая установка отработать их с погрешностью не более 16 т.д. Третье — пусковая установка должна иметь боковые крышки плотно закрытыми. Далее… Старт 9М33 имеет одну особенность. При нормально работающей стартовой автоматике, даже при залповой автоматической стрельбе, ракеты сходят последовательно( из-за особенности канала радиоуправления и для исключения повреждений от факелов работающих двигателей). Правомерен вопрос : в каком же техническом состоянии находился комплекс, если цепь пуска обошла эти основные условия и запустила две ракеты одновременно?! На «Отважном» ракета ( не 9М33) запустила двигатель в погребе, но это списали на плохое состояние аппаратуры стартовой автоматики. Нам довели, что в клеммном ящике был электропроводящий мусор, что привело к нештатной коммутации цепей управления и при регламентной проверке к включению двигателя. Что произошло на самом деле — неизвестно — корабль утонул. Комплекс 4К33 был весьма строг к качественному обслуживани.
Владимир, в «чемодане» пусковой установки есть два абсолютно одинаковых по внешнему виду блока СК-ПК (один для правой балки, другой, соответственно, для левой). Они отвечают за цепи стрельбы. Если их снимают, то надо обязательно ставить именно на то место, откуда сняли — нельзя их менять местами! Как я уже сказал выше — на них нет маркировки правый или левый, только буквы СК-ПК и номер блока. На ПУ была какая-то неисправность, «чемодан» вскрыли, блоки сняли, неисправность устранили. Электромеханики при сборке перепутали блоки местами, в результате цепи стрельбы оказались в состоянии, когда при развороте ПУ на углы наведения они замыкались — обе цепи стрельбы. Случай этот подробно доводили в «Сборнике аварийных происшествий с ЗРК «Оса-М» (МА). Здесь часто бывает Сергей Стефанович Прядкин, который является лучшим в ВМФ специалистом по «Оса-М» — так вот он не даст мне соврать…
Сергей Стефанович Прядкин — имеет огромный опыт эксплуатации комплекса, в разных должностях, служил военпредом на заводе изготовители, был гражданским начальником сдаточного цеха. Достойный, уважаемый морской офицер. Военно-морская служба не раз могла с ним меня, мичмана, познакомить… Имеем общих знакомых. Сравнительно недавно ушла из жизни его супруга, единственная любовь еще с курсантских лет. С этих пор не могу найти новые его статьи в интернете. Что касается происшествия, рассказанного вами, то,очевидно, что личный состав не выполнял требований инструкции по эксплуатации, где указывалось, что проверка стартовой автоматики должна проводится ежемесячно. Несмотря на то, что инструкция по эксплуатации «Осы» -это несколько бумажных томов, выполнять ее требования надо было скрупулезно.У меня тоже есть несколько случаев нестандартного поведения матчасти. В некоторых я виноват сам, некоторые остались вне моего понимания. Например, при контрольном отстреле, для продления ресурса, ракета после старта уходит свечкой в небо не реагируя на команды. Тщательная проверка комплекса не выявила замечаний по его техническому состоянию, ни по действиям расчета. Вам спасибо за интересный рассказ, за статьи на другие темы! Читаю, перечитываю их — как будто возвращаюсь в давнопрошедшую флотскую молодость…
«Жизнь прекрасна и удивительна», особенно удивительна такими моментами и прекрасна, когда участники выходят из них в добром здравии и с минимальными потерями. Прекрасно рассказанная история, где смешное и страшное превращаются в только смешное. Это хорошо укрепляет веру в жизнь и судьбу. Спасибо Никита за подаренную порцию оптимизма!
напиши мне если прочитаешь)))
Очень понравилась история. Спасибо Никита.
Никита! Замечательный рассказ! Прочитал с удовольствием! Красочно, наглядно, живо и весело! Спасибо! С уважением! Трошкин Н.
Спасибо, Николай! А вообще тебе рекомендую на этот сайт почаще заходить — тут и хорошие морские рассказы можно встретить, и неплохую аналитику. Настоятельно рекомендую!
Никита пишешь хорошо. Видимо пора асширять аудиторию. Флотские рассказы, думаю многих заинтересуют. Много всяких историй с чудесным спасением. Вообще корабль это источник повышенной опасности. И слава Богу если всё хорошо заканчивается. Потому что три кита офицецерской службы личный состав, оружие и секреты. И на первом месте конечно л.с. так мы всех должны были вернуть мамам. А вообще это лучшие годы нашей жизни. Хотя мы это вряд ли понимали. Так что пиши Никита. В наступающем году у нас. Два Юбилея. Если удастся встретиться может подкинем тебе сюжеты.
Большое спасибо Никита за воздушное состояние души , очаровательное и насладительное чтения. Очень лёгкий слог, повествование как чистый ручей. А главное с каким уважением ты пишешь о сослуживцах. Слава богу нет зартетых и полупошлых баек, а есть повествование о морской профессии. У меня долгое время не было возможности почитать. А сегодня испытал наслаждение, немного грусти и ностальгии, гордость и радость от прочтения хорошего произведения. Где-то романтика, даже можно сказать лёгкая эротика при встрече с хорватский Ассоль.
Меня что-то так разбередило душу. Как я уже сказал после прочтения в 1 час носи было ощущение лёгкости, а потом что накатилось от времен сегодняшних. Все мы жили и живём в одной стране России. Учились в одних школах, читали книги и смотрели кино, изучали историю, ходили в одни и те музеи. Но одни из нас стали людьми любящими свой народ,
свою землю, свое государства и защищают его. Создают произведения, призывающие гордится любить и защищать Россию.
Но есть и парралельная категория другой общность людей живущих в это время рядом с нами. Они и их мажорные потомки за эти бурные после 90-х заняли места во всех медиа, кино, телевидении театрах, эстраде. Правда учли опыт Остапа Бендера одновременной игры и пропаганду Новых Васюков за большие деньги. А когда пришло время расплатиться по счетам, убежали за бугор. Так мало — сиди и молчи в тряпочку, заботясь о своей шкуре. И чтобы оправдать свои поступки Иуды, начали обгаживать страну.
Спасибо Никита за настойчивость сохранять веру и слово.
История великолепная,как и сам автор!Читаю уже не первый рассказ написанный Никитой.Проглатывается на одном дыхании,живо,интересно,сюжет всегда захватывает и так легко читается.
Спасибо!Жду ещё рассказов и историй?
Большое спасибо Никита за воздушное состояние души и очаровательное и насладительное чтения. Очень лёгкий слог, повествование как чистый ручей. А главное с каким уважением ты пишешь о сослуживцев. Слава богу нет банк, а есть повествование о морской профессии. Долго не было возможности прочесть. Но я сегодня испытал наслаждение ностальгию гордость и радость от прочтения хорошего произведения
Большое спасибо Никита за воздушное состояние души , очаровательное и насладительное чтения. Очень лёгкий слог, повествование как чистый ручей. А главное с каким уважением ты пишешь о сослуживцах. Слава богу нет зартетых и полупошлых баек, а есть повествование о морской профессии. У меня долгое время не было возможности почитать. А сегодня испытал наслаждение, немного грусти и ностальгии, гордость и радость от прочтения хорошего произведения. Где-то романтика, даже можно сказать лёгкая эротика при встрече с хорватский Ассоль.
Меня что-то так разбередило душу. Как я уже сказал после прочтения в 1 час носи было ощущение лёгкости, а потом что накатилось от времен сегодняшних. Все мы жили и живём в одной стране России. Учились в одних школах, читали книги и смотрели кино, изучали историю, ходили в одни и те музеи. Но одни из нас стали людьми любящими свой народ,
свою землю, свое государства и защищают его. Создают произведения, призывающие гордится любить и защищать Россию.
Но есть и парралельная категория другой общность людей живущих в это время рядом с нами. Они и их мажорные потомки за эти бурные после 90-х заняли места во всех медиа, кино, телевидении театрах, эстраде. Правда учли опыт Остапа Бендера одновременной игры и пропаганду Новых Васюков за большие деньги. А когда пришло время расплатиться по счетам, убежали за бугор. Так мало — сиди и молчи в тряпочку, заботясь о своей шкуре. И чтобы оправдать свои поступки Иуды, начали обгаживать страну.
Спасибо Никита за настойчивость сохранять веру и слово.
Спасибо, Виктор! На этом сайте много авторов, которые, как говорят связисты, на одной волне с нами. Сайт, скажем так — для тех, кто любит море, службу и в память о наших товарищах, как живущих, так и ушедших в вечное плавание.
Рассказ, безусловно, небесполезный, — история заслуживает изложения в процессе обучения соответствующего персонала.
Никакого отношения к флоту не имею, но регулярно сталкиваюсь с опасностью в производстве на суше.
Может быть, это несовершенство конструкции комплекса не гарантирует избежание жертв при эксплуатации? Человек находится в зоне поражения газопламенной струей при запуске двигателей. Не могло быть не предусмотрено что-то!
В докладе автор упоминает известную историю легендарной семёрки, «Сокрушительного», погибшего при трагических обстоятельствах в ВОВ. Не могла пройти мимо, и не рассказать про моего дядю, участника спасения тонущего корабля. Илья Владимиров, заместитель командира БЧ 5 был последним, кто взял на себя командование терпящим бедствие кораблем, организовал эвакуацию 218 матросов и остался вместе с Лекаревым на боевом посту и погибли, вместе с матросами их было 15.. Именем Ильи Владимирова был назван корабль и он ещё долго служил нашей Родине. Сын Владимирова оставил дневники, фоьографииего архив требует оцифровки и публикования
Великолепный рассказ! Однозначно — верю, что всё так и было, как запечатлела память автора! Чудеса случаются и на Флоте. И не так редко, как хотелось бы.
И один из удивительных случаев, я бы сказал — мой четвёртый — День Рождения (1й — когда родила мама, 2й — когда, в детстве, спрыгивая с гаража зимой, подскользнулся и упол, сломав не спину, а только руку, 3й — в поезде, в поездке во время каникул, после изменения движения поезда, при резком торможении поезда полетел с верхней полки. Во сне, ночью, в темноте. Сделал страховку, даже без синяков). И вот, на ЭМ «Спокойном» в каком-то тамбуре после чистки картошки, с товарищем решили задвинуть полит занятия и поспать. Заснул перед квадратным люком. В него и полетел, головой вниз… Проснулся — стою на ногах, сильно болит ухо. Темень. Генка Иванов лезет по трапу вниз, спасать меня. Уже и не помню, что за помещение было, но пролетел несколько метров, ухо порвал немного о мерную линейку для мазута. И всё!..
С тех пор остался лишь шрам на ухе.
Спасибо. Прочел и окунулся в лейтенантские года…