Книгу можно приобрести Серия книг «Во славу земли русской» — 18 книг (livelib.ru)
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ
АБОРДАЖ – способ ведения военных действий в парусном и гребном флотах, когда корабли сближаются вплотную для рукопашного боя. В русском парусном флоте на каждом корабле по боевому расписанию выделялись две абордажные партии: первая находилась наверху, когда корабль шел на абордаж; вторая вызывалась на помощь первой во время самой схватки.
АВАНГАД (АВАНГАРДИЯ) – 1) в 1700 г. русский военный флот был разделен на парусный (корабельный) и гребной (галерный); парусный флот в свою очередь был разделен на три генеральные (главные) эскадры: авангард, кордебата-лию и арьергард; каждая из этих эскадр имела свой флаг; 2) передовое соединение кораблей, выдвинутое от главных сил в сторону вероятного появления противника.
АВАНПОРТ – один из двух парных портов, главный из которых расположен на реке на некотором расстоянии от моря, а второй – ближе к морю. Аванпорт обычно имеет большую глубину и меньшую замерзаемость, чем главный порт, и поэтому обслуживает крупные суда. Иногда аванпортом называют внешний рейд, расположенный за пределами огражденной акватории, который используется для отстоя судов на якорях.
АДМИРАЛ – от арабских слов «ами раль» («быхр»), что означает «владыка морей», «повелитель», «начальник»; в современном значении (как «флотоводец») вошло в обиход в Европе в XII в.
АДМИРАЛТЕЙСТВО – район на берегу моря или реки с расположенными там верфями, мастерскими, складами для постройки, ремонта и вооружения кораблей.
АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ – высший орган военно-морского ведомства в России в XIX в.; утверждена указом Петра I от 12 декабря 1718 г.; членами Адмиралтейств-коллегий являлись наиболее опытные и авторитетные флотские офицеры и адмиралы. Возглавлял коллегию президент; первым президентом был Ф. М. Апраксин. Коллегия руководила вооружением и командованием флотов, строительством кораблей, сооружением портов и каналов, подготовкой офицерских кадров и т. п. БАК – носовая часть верхней палубы (впереди фок-мачты).
БАКШТАГ – снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачты.
БАКШТОВ – толстый канат, вытравляемый за корму для привязывания шлюпок во время стоянки корабля.
БАРКАС – 1) небольшое транспортное или рыбацкое парусное судно, распространенное на Черном и Азовском морях; 2) большая корабельная шлюпка.
БАТАРЕЙНАЯ ПАЛУБА (ДЕК) – прочная палуба ниже верхней, внутри корпуса корабля, предназначенная для установки пушек, а также проживания матросов.
БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – все подвижные снасти, служащие для постановки и уборки парусов, подъема и спуска частей рангоута, реев и т. д. БИЗАНЬ-МАЧТА – третья мачта, считая от носа судна.
БОМБАРДИРСКИЕ КОРАБЛИ – в русском флоте появились в 1699 г. при осаде Азова и назывались шихбомбарда-ми; предназначались для бомбардировки крепости и береговых укреплений. Имели усиленную конструкцию корпуса; вооружение: 2 мортиры и 10-12 орудий; мортиры устанавливались на поворачивающихся платформах; в русском флоте просуществовали до 1828 г.
БОМБЫ – артиллерийские снаряды, применяемые для стрельбы навесным огнем из мортир; представляли собой большие пустотелые ядра, наполненные порохом, с воспламенителем – трубкой с фитилем; для производства выстрела бомбу опускали в дуло мортиры за ушки, укрепленные на оболочке, фитиль воспламенялся при выстреле; разновидность бомбы – граната – отличалась отсутствием ушей и была легче (не более 16 кг); в конце XVIII в. бомбы заполнялись наряду с порохом картечью.
БОНЫ – плавучие заграждения из бревен, тросов для защиты входов в порт, на рейд и т. д. от проникновения плавсредств противника; имеют разводную часть для прохода своих судов.
БОСТРОГ – матросская одежда, представляющая собой удлиненный кафтан; заимствован из голландского флота; изготовлялся из грубого сукна голубой или черной расцветки; рабочие бостроги – из полосатого тика с крупными полосами; полосы делались для удобства наблюдения за работающими на реях; бостроги были отменены в 1801 г., но в измененном виде снова введены в 1855 г. и, претерпев еще ряд изменений, дошли до нашего времени в виде бушлатов.
БОТ – общее название небольших (до 150 т) гребных, парусных и моторных судов различного назначения; в XVII-XIX вв.- небольшие одномачтовые суда с косым парусным оснащением, предназначенные для снабжения судов, стоящих на рейде.
БРАМСЕЛЬ – третий снизу четырехугольный парус; в зависимости от принадлежности к той или иной мачте называется: на фок-мачте – фок-брамсель, на грот-мачте – грот-брамсель, на бизань-мачте – крюйс-брамсель; парус, поднимаемый над брамселем, называется бом-брамселем.
БРАНДЕР – судно, груженное горючими и взрывчатыми веществами и предназначенное для сожжения неприятельских судов.
БРАНДСКУГЕЛЬ – зажигательный снаряд (XVI-XIX в.); представлял собой пустотелый шар с отверстиями, наполняемый составом из пороха, селитры, воска, сала и т. д. Отверстия в стенках заполнялись легковоспламеняющимся составом, передававшим огонь основной начинке во время полета; в момент падения зажигательный состав выливался из шара и зажигал близлежащие предметы.
БРЕЙД-ВЫМПЕЛ – широкий и короткий вымпел, обозначающий присутствие на данном корабле начальствующего лица эскадры; присваивался отдельным начальникам отрядов, имевшим ранг ниже контр-адмирала.
БРИГАНТИНА – парусное судно, одна мачта которого имеет прямые паруса, а вторая – косые.
БУШПРИТ – горизонтальный или наклонный брус, выставляемый вперед с носа корабля; служил для вынесения вперед носовых парусов с целью улучшения маневренных качеств корабля. ВАХТА – 1) дежурство на корабле в течение четырех часов, отсюда деление суток на шесть вахт; 2) дежурная часть личного состава корабля.
ВАНТЫ – тросы, которыми удерживаются мачты; поперек вант располагаются выбленки из тонкого троса, служащие ступеньками при подъеме на мачты.
ВЕЛЬБОТ – быстроходная 4-8-весельная мореходная шлюпка с острыми образованиями носа и кормы, изначально вельботы использовались для китобойного промысла.
ВЫМПЕЛ – специальный флаг, обозначающий нахождение корабля в кампании; в русском флоте XVIII в. вымпела имели трехцветные красно-бело-синие полосы. Поднимались вымпела на грот-стеньге. В XVIII в. вымпела имели длину до нескольких десятков метров; чем дольше было судно в кампании, тем большей длины имело вымпел.
ГАКАБОРТ – верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки судна, используется для установки судового (гакабортного) огня. На парусных судах украшался резьбой.
ГАЛЕРА – гребное судно длиной 40-50 метров, шириной 5 метров. По каждому борту размещалось 26-30 банок, на банке – по 2-3 гребца. Имела две мачты с косыми латинскими парусами; по сравнению с остальными, галеры русского флота были более облегченными, так как предназначались для действия на мелководье и в шхерах; средиземноморские галеры также имели ряд своих конструктивных особенностей.
ГАЛИОТ – небольшое парусное остроконечное судно грузоподъемностью до 100 тонн с открытым форштевнем и круглой кормой; имело две мачты и косое парусное вооружение.
ГАТЛАНГЕР (ГОТЛАНГЕР) – буквально «подающий рукой» (гол.), артиллерийский прислужник; звание у рядовых морской артиллерии.
ГАРДЕМАРИН – воинское звание с 1713 по 1717 гг., соответствовало армейским: юнкер, прапорщик; с 1728 по 1752 гг. гардемарины являлись практикантами.
ГРОТ-МАЧТА – вторая от носа корабля и следующие за ней, кроме кормовой, мачты на многомачтовом судне. Средняя мачта на трехмачтовом судне, более высокая – на двухмачтовом. Если на судне только одна мачта, она называется грот-мачтой.
ДЕКИ (ДЕК) – закрытая орудийная палуба на военном парусном судне. Различаются: ловердек – нижняя палуба, квартердек – возвышение верхней палубы в кормовой части, опердек – верхняя закрытая палуба, мидельдек – средняя палуба, орлопдек – кубрик или трюм.
ДРЕЙФ – боковое смещение, снос судна с намеченного курса под воздействием ветра или течения: лечь в дрейф – так расположить паруса, чтобы одни двигали судно вперед, а другие назад, вследствие чего судно оставалось бы приблизительно на одном месте.
ЕДИНОРОГ – гладкоствольное орудие XVIII в., названное по изображенному на стволе мифическому животному – единорогу; изобретено русскими мастерами Мартыновым и Даниловым. Являлись универсальными пушками, стрелявшими всеми видами снарядов, были легкими и простыми по устройству, имели особую коническую камору, обеспечивающую высокую кучность боя. На русском флоте впервые применены в 1761 г. при осаде Кольберга.
ЗАЛФ – команда на русском флоте в XVIII в., по которой происходила стрельба из орудий; позднее получила звучание: «залп».
ЗЫБЬ – длинные и пологие волны, распространяющиеся при полном безветрии и наблюдаемые после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось, или перед ветром, когда он дует в соседнем районе и гонит перед собой волну.
ИНТРЕПЕЛЬ – абордажное оборудование; род топора с обухом в форме четырехгранного заостренного зуба, несколько загнутого назад.
КАБЕЛЬТОВ – 1) морская мера длины, равная 0,1 морской мили (608 футов, или 185 метров); 2) трос большого диаметра, употребляемый для швартовки и буксировки.
КАМБУЗ – корабельная кухня; на судах XVIII в. располагалась на опердеке подле фок-мачты.
КАНОНЕРКА – канонерская лодка (от французского canon – пушка). Артиллерийский корабль, предназначенный для боевых действий в прибрежных районах морей, на озерах, реках. Использовались для борьбы с малыми боевыми кораблями, поддержки десанта.
КАПИТАН-КОМАНДОР – военное звание на флоте с 1707 по 1827 гг. Являлось промежуточным званием между капитаном 1-го ранга и контр-адмиралом. С 1732 по 1751 гг. звания капитан-командор не существовало. С 1764 по 1798 гг. оно заменялось званиями капитана генерал-майорского и бригадирского ранга.
КАПУДАН-ПАША – должность главнокомандующего в турецком флоте.
КАРБАС – парусно-гребное промысловое и транспортное судно северных поморов в XII-XIX вв. При Петре I использовалось и для ведения боевых действий в Балтийском море. Были, как правило, беспалубные, с заостренными носом и кормой, имели парусное вооружение и 3-6 пар весел.
КАРОНАДА – короткая чугунная пушка большого калибра, употреблявшаяся для стрельбы по корпусу корабля с близкого расстояния. Применялась в последней четверти XVIII в., стреляла бомбами и ядрами. Ретирадные каронады устанавливались на корме для обстрела преследующего корабля.
КАРКАЗ – особый зажигательный артиллерийский снаряд, применявшийся для стрельбы из гладкоствольных орудий.
КАРТУЗ – полотняный мешок с порохом или картонный цилиндр, служащий для хранения пороха; картузы хранились в кокорах – цилиндрических сосудах, окрашенных в красный цвет; кокоры расставлялись на стеллажах подле орудий. КАРТУШКА – подвижная часть магнитного компаса. КАЮТ-ЮНГА – ученик-матрос в русском флоте XVIII в.
КЛЮЗ – круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борте, окантованное железом и служащее для пропускания каната.
КОНСТАПЕЛЬ – первый офицерский чин артиллеристов русского флота в XVIII в.
КОНСТАПЕЛЬСКАЯ – кормовая каюта в гондеке на парусном корабле, где хранились артиллерийские припасы.
КОНТР-БИЗАНЬ – нижний косой парус на бизань-мачте, кормовой мачте на парусном судне. Бизань и контр-бизань, будучи расположенными далеко в корме, вместе с носовыми парусами обеспечивают маневренность корабля.
КОТТЕР (КУТТЕР) – парусное грузовое судно, применялось в XVIII-XIX вв. на Балтийском и Северном морях. Имело две мачты, причем носовая была выше кормовой, косые паруса, вертикальный форштевень и почти горизонтальный бушприт с кливером.
КРЕЙСЕР – всякое судно, назначенное в крейсерство с целью нарушения морских перевозок противника, охраны побережья, разведки и т. д.
ЛАГ – инструмент для определения скорости судна и пройденного расстояния; ручной лаг, которым пользовались в парусном флоте, представлял собой деревянный поплавок со свинцовым грузом. Поплавок бросали за борт; по замеру вытравливаемого троса, к которому крепился поплавок, определяли скорость и пройденное расстояние.
ЛАСТОВЫЙ ЭКИПАЖ – морские команды, созданные в русском флоте для обеспечения потребностей в боеприпасах, продовольствии, выполнения лоцманской и маячной служб. По престижности служба в ластовых экипажах стояла значительно ниже, чем во флотских. После Крымской войны были расформированы.
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ – трехмачтовое судно с полным парусным вооружением, имеющее две-три закрытые орудийные палубы, водоизмещением 700-1100 и более тонн, 60-120 орудий и предназначенное для сражения в линии баталии.
ЛОТЛИНЬ – свинцовый груз, опускаемый на веревочном тросе для измерения глубины с борта корабля.
ЛОЦМАН – морской специалист, осуществляющий проводку судов в опасных или трудно проходимых районах, на подходах к портам и т. д. В первой половине XVIII в. в России лоцманы именовались пилотами.
МАРС – первая снизу деревянная площадка на мачте, использовалась как наблюдательный пост, а также для работ по постановке и уборке парусов.
МАРСОВЫЕ – 1) матросы, работающие по корабельному расписанию на уборке и постановке парусов; 2) вахтенный на марсе, наблюдающий перспективу вокруг корабля.
МАТЕЛОТ – соседний корабль в строю; в зависимости от места в строю различают: передний, задний, правый, левый мателоты.
МИЧМАН – офицерский чин в русском флоте с 1701 до 1917 гг. Являлся первым офицерским чином, исключая периоды с 1713 по 1732 гг. и с 1751 по 1758 гг., когда стал унтер-офицерским.
МОНИТОР – класс бронированных низкобортных кораблей с башенной артиллерией и малой осадкой; предназначались для нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам противника и боевых действий в прибрежных районах морей. Первые мониторы появились в 60-х годах XIX в.
ОБСЕРВАЦИЯ – определение места нахождения корабля по наблюдениям объектов с известными географическими координатами.
ОРДЕР – 1) взаимное расположение кораблей в море, определяемое по направлениям и расстояниям; 2) в XVIII в. так именовался приказ.
ОТПОРНИК – древко длиной 1,5-2,5 м с металлическим наконечником, двумя загнутыми рогами; служил для подтягивания или отталкивания шлюпки.
ПАКЕТБОТ – почтово-пассажирское судно, используемое при эскадрах для перевозки донесений, ведения разведки и т. д.
ПЕЛЬ-КОМПАС – компас с визиром или шпилькой, имеющий в центре стрелку для пеленгования береговых объектов, т.е. для взятия азимутов по компасу.
ПИНК – небольшое трехмачтовое судно с прямыми парусами на фок-, грот- и бизань-мачтах; длина его в 5-6 раз превышала ширину, осадка была небольшой. Мог ходить круто к ветру, считался самым работоспособным и экономичным типом судна своего времени.
ПЛАНШИРЬ – верхний закругленный брус, заканчивающий последний ряд обшивки фальшборта и соединяющий верхние концы его стоек.
ПОГОННЫЕ ПУШКИ – орудия на парусных кораблях, установленные для стрельбы прямо на носу.
«ПОПОВКА» – плавучая артиллерийская батарея, корпус которой имел форму круга. Всего было построено два таких корабля, названных по имени конструктора адмирала А. А. Попова. Предназначались для обороны мелководных районов Черноморско-Азовского бассейна. Находились в составе Черноморского флота до 1913 г. ПОРТ – отверстие в борту корабля; были грузовые, орудийные и др. Орудийные порты располагались в шахматном порядке и при необходимости наглухо закрывались крышками.
ПРАМ – плоскодонная плавучая батарея времен парусного флота. Вооружение – 24 пушки большого калибра, назначение – бомбардировка приморских крепостей.
ПРИБОЙНИК – древко с цилиндрическим утолщением на конце. Им уплотняли в канале ствола пушки заряд, пыжи и снаряд.
РАНГОУТ – от голландского «рунге хоут» – «круглое дерево». Все деревянные и металлические части, служащие для постановки, растягивания парусов, подъема тяжести, сигнализации. К рангоуту относятся: мачты, стеньги, реи, бушприт и т. д.
РИФЫ – поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь. При усилении ветра берут рифы (подбирают парус), при ослаблении ветра рифы отдают.
РОСТРЫ – место на корабле, где устанавливаются крупные шлюпки и хранятся запасные части рангоута.
РУМБ – Удг часть горизонта. Счет ведется по четвертям горизонта от точек N и S по направлению к Ost или W. РУМПЕЛЬ – балка, соединяющая руль со штуртросами.
РУСЛЕНИ – площадки по бортам парусного судна, служащие для отвода вант и обтяжки стоячего такелажа.
РЫНДА – 1) особый звон судового колокола, производимый ровно в полдень; 2) судовой колокол.
САЛИНГ – площадка в виде рамы, состоящая из продольных брусьев, служащая для соединения стеньги с продолжающей ее в высоту брам-стеньгой.
СКАМПОВЕЯ – малая галера. Предназначалась для перевозки войск, высадки десанта, абордажного боя, разведки; имела 12-18 пар весел, 1-2 мачты, экипаж до 160 человек.
СНАСТИ – веревки и тросы, служащие на корабле для постановки и уборки парусов, постановки рангоута и др. Отдать снасть – значит отвернуть снасть с кнехта, где она была завернута.
СТАКСЕЛЬ – косой треугольный парус, поднимаемый впереди мачты.
СТЕНЬГА – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте называются: на фок-мачте – фок-стеньга, на грот-мачте – грот-стеньга и т. д.
СЧИСЛЕНИЕ – графическое изображение пути корабля на карте; производится для того, чтобы в каждый данный момент знать место корабля при плавании и ориентироваться по карте в окружающей обстановке.
ТРАВЕРЗ – направление, перпендикулярное курсу корабля.
ФАЛ – снасть, служащая для подъема отдельных деталей рангоута (рей, стеньг), парусов и т. п. В зависимости от назначения имеют дополнительные наименования: стаксель-фал, сигнальный фал и т. д. ФАЛРЕП – трос, заменяющий перила у входных трапов.
ФАЛРЕПНЫЕ – матросы, назначенные для подачи фалрепа при встрече прибывших на корабль лиц. ФАЛЬКОНЕТ – малокалиберное чугунное орудие.
ФАЛЬШБОРТ – ограждение верхней палубы корабля вдоль борта с целью обезопасить перемещение людей; верхний округленный брус, закрепленный поверх фальшборта, именуется планширь.
ФАЛЬШКИЛЬ – брус из твердого дерева или металлическая полоса, прикрепленные к нижней кромке киля либо к днищу судна для предотвращения износа киля или обшивки при касании грунта.
ФАЛЬШФЕЙЕР – бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким белым пламенем.
ФАРОС (устар.) – маяк; служит для подачи ночных сигналов.
ФЛАГ АНДРЕЕВСКИЙ – флаг русского военного флота, учрежденный в 1699 г.; на белом полотнище – косой синий (андреевский) крест; с 1865 г. флаг стал официально именоваться Андреевским.
ФЛАГ-КАПИТАН – старший офицер в штабе флагмана, выполняющий обязанности начальника штаба.
ФЛАГМАН – 1) адмирал, командующий соединением кораблей; 2) корабль, на котором пребывает флагман, также именуется флагманом или флагманским кораблем. ФОК – самый нижний парус на фок-мачте. ФОК-МАЧТА – передняя мачта на судне.
ФОРДЕВИНД – курс по ветру, дующему прямо в корму идущего корабля.
ФОРДУНЫ – снасти стоячего такелажа, удерживающие стеньгу или брам-стеньгу.
ФРЕГАТ – трехмачтовый военный корабль с полным парусным вооружением; от линейного корабля отличался меньшими размерами, лучшими мореходными качествами и большей скоростью; имел до 60 пушек. Основное назначение – крейсерская и разведывательская служба. ФУНТ – мера веса в 0,4095 г. ФУТ – мера длины в 0,3048 метра.
ШЕБЕКА – небольшое парусное судно, имевшее корпус с острыми обводками, три мачты с косыми латинскими парусами.
ШКАНЕЧНЫЙ ЖУРНАЛ – наименование вахтенного журнала русского флота в XVIII в.
ШКАНЦЫ – палуба в кормовой части корабля от грот- до бизань-мачты, откуда осуществлялось управление вахтой, командование судном.
ШКАФУТ – боковые переходные мостики, соединявшие палубу бака с квартердеком. ШКИПЕР – содержатель корабельного имущества.
ШЛЮЗ – гидротехническое сооружение, предназначенное для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
ШНЯВА – небольшое парусное судно, распространенное в XVH-XVIII вв. в скандинавских странах и России. Имело две мачты с прямыми парусами и бушприт, 12-18 мелких пушек, использовалось для разведки и посыльной службы.
ШПАНГОУТ – криволинейная поперечная балка корпуса судна, служащая для крепления наружной обшивки и обеспечивающая прочность и устойчивость бортов и днища. На парусных кораблях шпангоуты изготавливались из древесины.
ШПИРОН – устройство в носовой части корабля, выступавшее за его борт для нанесения таранного удара и переброски на палубу неприятельского судна абордажной партии.
ШПРИНГ – способ постановки на якорь, позволяющий поставить диаметральную плоскость корабля под любым углом к линии ветра или течения.
ШТАГ – снасть стоячего такелажа, поддерживающая с носа мачту и стеньгу.
ШТЕВЕНЬ – общее название форштевня и ахтерштевня. Ахтерштевень – нижняя кормовая часть корабля в виде жесткой балки сложной формы, на которой замыкаются вертикальный киль, бортовая обшивка и набор^корпуса. Форштевень – брус по контуру носового заострения корабля, соединяющий обшивку и набор правого и левого бортов, в нижней части соединяется с килем.
ШТОРМТРАП – наружный трап (веревочная лестница), служил для обеспечения подъема людей при волнении на море.
ШХОТЫ (ШКОТЫ) – бегучий такелаж, служащий для удержания и растягивания паруса в нужном положении. ЭСКАДРА – соединение кораблей. ЮТ – кормовая часть верхней палубы.
ЯДРО – артиллерийский снаряд. Ядра подразделялись на разрезные, состоящие из двух полу ядер, соединенных железной штангой (применялись для повреждения рангоута и такелажа); цепные, соединенные цепью; каленые, накалявшиеся перед выстрелом в печках для поджога неприятельских судов.
ЯКОРЬ СТАНОВОЙ – якорь, служивший для удержания корабля в заданном районе, акватории. В XVIII в. на линейных кораблях имелись следующие становые якоря: плехт – самый большой становой якорь, висел в носовой части по правому борту; даг-ликс – второй по величине, висел в носовой части по левому борту; бухт (якорь надежды) – хранился закрепленным по-походному над вторым крамболом за даглик-сом на левой скуле корабля; шварт (почтенный) – хранился в трюме за грот-мачтой возле грот-люка; той – крепился по-походному на правой скуле позади плехта. Помимо становых, на корабле XVIII в. имелись вспомогательные якоря, наибольшие из которых именовались стоп-анкерами.