Прытков В.Ю. Торпильеры И.Виноградского

Море  грохочет  и  бьётся  о  борт.

Отряд  миноносок  уходит  в  поход.

Флагман  ведёт  за  собой  корабли,

И  берег  родной  остался  вдали.

Миноносец Сибирской флотилии «Прыткий». forums.wrk.ru

К началу Русско–японской войны 1904 — 1905 годов  корабли  Сибирской  флотилии  обеспечивали  выполнение  задач  по  морской  обороне  Владивостока. Владивостокский  отряд  миноносцев  совершал  смелые  рейды  с  целью  нарушения  морских  перевозок  у  берегов  Японии. За  время  с  начала  войны  до  Цусимского  сражения  миноносцы  Сибирской  флотилии  захватили  и  уничтожили  до  сорока  японских  торговых  и  рыболовецких  судов. Эти  потери  явились  весьма  ощутимыми  для  каботажного  флота  Японии, вызывая  раздражение  и  головную  боль  у  морского  министерства.

Ранним  туманным  утром  японская  рыболовная  шхуна, наконец, достигла  родных  берегов, проведя  двое  беспокойных  суток  в  напряжённом  рискованном  плавании  к  острову  Хоккайдо. Находившиеся  на  её  борту  рыбаки  всё  ещё  испытывали  нервное  потрясение  после  встречи  с  неизвестным  русским  миноносцем, который  уже  потопил  две  японские  шхуны, экипаж  ещё  одной – большой  «Орангута  Мару»  был  пересажен  на    пришедшее  сейчас  в  порт  Хакодате, отпущенное  русскими  судно.

Японский  унтер – офицер  запаса  Китахара, разделивший  с  рыбаками  этот  печальный  рейс, ступив  на  берег, срочно  направился  в  форт  Горикаку  крепости  Хакодате. Прослуживший  в  армии  не  один  год, он  с  присущей  японским  офицерам  дисциплинированностью, спешил  исполнить  просьбу  командира  русского  миноносца – передать  небольшой  конверт  коменданту  крепости  генералу  Марумацу.

Вот  вдали  показались  мощные  укрепления  форта  в  виде  пятиконечной  звезды, его  орудия  прикрывали  город  Хакодате – морские  ворота  Японии. Город  располагался  на  юго – западной  оконечности  острова, южнее  находился  Сангарский  залив  (Цугару), а  на  востоке – Тихий  океан.

Проведя  несколько  томительных  минут  в  ожидании  коменданта  крепости  и  предполагая, что  содержимое  передаваемого  конверта  сулит  одни  неприятности, Китахара  усилием  воли  подготовил  себя  к  этой  встрече.

«Господин  Марумацу – доно, мне  велено  передать  вам  это», — бывший  унтер – офицер  преклонил  голову  и  передал  генералу  конверт.

Марумацу  брезгливо  взял  его  и  с  удивлением  посмотрел  на  Китахару. Уже  по  форме  обращения  к  нему  генерал  понял, что  этот  запасник  хочет  сообщить  плохие  новости.

В  конверте  оказалась  только  небольшая  визитка  с  вензелями, изготовленная  из  хорошей  плотной  бумаги, а  на  ней – красивой  славянской  вязью  было  написано:

<КАПИТАН 2 РАНГА – ВИНОГРАДСКИЙ ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ – КОМАНДИР ОТРЯДА МИНОНОСЦЕВ СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ>

«Что  это  такое, чёрт  побери?! Откуда?» — содрогнулся  от  ярости  генерал  Марумацу.

Переждав  немного, когда  комендант  успокоится, Китахара, стараясь  говорить  спокойно, начал  свой  рассказ:

«Мы  шли  без  груза  из  порта  Онисика  в  Сасебо, как  вдруг  были  остановлены  внезапно  появившимся  русским  миноносцем. Миноносец  буксировал  другую  большую  шхуну, насколько  я  помню, «Орангута  Мару», очевидно  захваченную  ранее. Нам  приказали  принять  на  борт  весь  её  экипаж  и  следовать  дальше. Командир  русского  эсминца, узнав, что  я  бывший  офицер, вручил  мне  этот  конверт  и  наказал  передать  его  вам.»

«Это  возмутительно! Что  делает  наш  блистательный  Императорский  флот, позволяя  русским  свободно  совершать  рейдерские  захваты  у  наших  берегов? Адмирал  Камимура  наверно  забыл  о  храбрости  полководца  Кимуры  Сигэнари  и  должен  наказать  наглых  русских!» — снова  повысил  свой  голос  комендант.

Несколько  ранее, загрузившись  углём  в  бухте  Ольга, преодолев  морскую  непогоду  с  прибрежными  туманами, частыми  в  этих  краях  в  летнее  время, возвратился  во  Владивосток  флагманский  миноносец  № — 203  под  командой  капитана  2  ранга  И. Виноградского, буксируя  захваченный  в  ходе  рейда  знатный  «приз» — большую  шхуну  «Орангута  Мару». Другие  миноносцы  № — 205  и  № — 206, совершавшие  вместе  с  флагманом  15  июня  1904  года  поход  к  берегам  Японии, вернулись  благополучно  в  базу.

Собрав  командиров  двух  других  миноносок, капитан  2  ранга  И. Виноградский  обратился  к  ним:

«Ну, что, господа! Благодарю  вас  за  успешный  поход, принёсший  нам  ещё  и  добычу. Помимо  рыбьего  жира, риса  и  рыбы  у  нас  сейчас  есть  хорошая  шхуна, которая  пойдёт, я  уверяю  вас, по  немалой  цене. Как  деньги  будем  делить? А, командиры? Не  кажется  ли  вам, это  напоминает  далёкие  пиратские  времена? Наши  успешные  набеги  произвели  настоящий  переполох  у  японских  каботажников, отрадно, господа! Если  дело  пойдёт  так  и  дальше, оставим  без  снабжения  всё  западное  побережье  Японии.»

Эти  слова, произнесённые  командиром  отряда  миноносцев, не  без  бравады, действительно  отражали  сложившуюся  ситуацию, хотя  основные  битвы  Русско – японской  войны  были  ещё  впереди.

Каждый выход миноносцев, называемых торпильерами (от фр. torpilleur – миноносец), поскольку строились они во Франции ещё в 1886 году по чертежам известного французского кораблестроителя Огюста Нормана и имевшие слабое вооружение – торпедные аппараты и 47 – мм пушка Гочкиса, мог стать роковым в случае встречи с более сильным противником. Матросы, служившие  на  них, называли  эти  корабли  «собачками». Трудно  было  справляться  «торпильерам»  с  высокой  океанской  волной, хотя  при  спокойной  воде  они  развивали  приличную  скорость. Одно  хорошее  свойство  у  миноносцев  всё – таки  нашлось – особо  прочный  корпус: подобно  ледоколу  могли  колоть  лёд, а  при  таране – разрезать  пополам  вражеское  судно – транспорт, либо  другое – по  соизмеримой  величине.

Ходить  в  море  на  таких  кораблях – дело  опасное  и  рискованное, недаром  офицеры  «торпильеров»  постоянно  носили  на  руке  браслеты  с  надписью:

«МИННЫЙ  ОТРЯД.  ПОГИБАЮ, НО  НЕ  СДАЮСЬ!»

Мужества  капитану  2  ранга  Илье  Александровичу  Виноградскому  было  не  занимать. На  Дальний  Восток  его  перевели  с  Балтийского  флота  в  связи  со  сложной  обстановкой  перед  началом  Русско – японской  войны. Он  успел  уже  поучаствовать  в  китайских  событиях  1900 – 1901  годов, за  что  получил  золотую  саблю  «За  Храбрость»  и  медаль. В  сентябре  1904  года  отличился  в  Корейском  заливе, сражаясь  с  японцами, награждён  орденом  св. Георгия  4 — й  степени. В  1909  году  произведён  в  капитаны  1  ранга.  Однако, жизнь  этого  мужественного  морского  офицера  оказалась  слишком  короткой, ещё  на  службе  он  тяжело  заболел  и  вскоре  умер  (1910). Многочисленные  награды  смельчака, а  среди  них – орден  Почётного  легиона  кавалерского  креста, японский  орден  Восходящего  солнца  и  другие  ордена  и  медали, возможно, сохранили  его  бессарабские  потомки, но  уже  навечно  именем  офицера  назван  мыс  в  устье  Уссурийского  залива.

Примечания:  Суффикс – «доно»  используется  в  японском  языке  при  обращении  к  офицеру, а  также  при  сообщении  плохих  новостей.

Кимура Сигэнари – военачальник, отличавшийся легендарной храбростью.

У офицеров и команд минных отрядов существовало «Призовое правило» — захваченные японские суда продавались, и большая часть денег распределялась между всеми.

Во Владивостокский отряд входили также миноносцы и другой постройки.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Интересная история и не знал. СПАСИБО!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *