Море грохочет и бьётся о борт.
Отряд миноносок уходит в поход.
Флагман ведёт за собой корабли,
И берег родной остался вдали.
Миноносец Сибирской флотилии «Прыткий». forums.wrk.ru
К началу Русско–японской войны 1904 — 1905 годов корабли Сибирской флотилии обеспечивали выполнение задач по морской обороне Владивостока. Владивостокский отряд миноносцев совершал смелые рейды с целью нарушения морских перевозок у берегов Японии. За время с начала войны до Цусимского сражения миноносцы Сибирской флотилии захватили и уничтожили до сорока японских торговых и рыболовецких судов. Эти потери явились весьма ощутимыми для каботажного флота Японии, вызывая раздражение и головную боль у морского министерства.
Ранним туманным утром японская рыболовная шхуна, наконец, достигла родных берегов, проведя двое беспокойных суток в напряжённом рискованном плавании к острову Хоккайдо. Находившиеся на её борту рыбаки всё ещё испытывали нервное потрясение после встречи с неизвестным русским миноносцем, который уже потопил две японские шхуны, экипаж ещё одной – большой «Орангута Мару» был пересажен на пришедшее сейчас в порт Хакодате, отпущенное русскими судно.
Японский унтер – офицер запаса Китахара, разделивший с рыбаками этот печальный рейс, ступив на берег, срочно направился в форт Горикаку крепости Хакодате. Прослуживший в армии не один год, он с присущей японским офицерам дисциплинированностью, спешил исполнить просьбу командира русского миноносца – передать небольшой конверт коменданту крепости генералу Марумацу.
Вот вдали показались мощные укрепления форта в виде пятиконечной звезды, его орудия прикрывали город Хакодате – морские ворота Японии. Город располагался на юго – западной оконечности острова, южнее находился Сангарский залив (Цугару), а на востоке – Тихий океан.
Проведя несколько томительных минут в ожидании коменданта крепости и предполагая, что содержимое передаваемого конверта сулит одни неприятности, Китахара усилием воли подготовил себя к этой встрече.
«Господин Марумацу – доно, мне велено передать вам это», — бывший унтер – офицер преклонил голову и передал генералу конверт.
Марумацу брезгливо взял его и с удивлением посмотрел на Китахару. Уже по форме обращения к нему генерал понял, что этот запасник хочет сообщить плохие новости.
В конверте оказалась только небольшая визитка с вензелями, изготовленная из хорошей плотной бумаги, а на ней – красивой славянской вязью было написано:
<КАПИТАН 2 РАНГА – ВИНОГРАДСКИЙ ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ – КОМАНДИР ОТРЯДА МИНОНОСЦЕВ СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ>
«Что это такое, чёрт побери?! Откуда?» — содрогнулся от ярости генерал Марумацу.
Переждав немного, когда комендант успокоится, Китахара, стараясь говорить спокойно, начал свой рассказ:
«Мы шли без груза из порта Онисика в Сасебо, как вдруг были остановлены внезапно появившимся русским миноносцем. Миноносец буксировал другую большую шхуну, насколько я помню, «Орангута Мару», очевидно захваченную ранее. Нам приказали принять на борт весь её экипаж и следовать дальше. Командир русского эсминца, узнав, что я бывший офицер, вручил мне этот конверт и наказал передать его вам.»
«Это возмутительно! Что делает наш блистательный Императорский флот, позволяя русским свободно совершать рейдерские захваты у наших берегов? Адмирал Камимура наверно забыл о храбрости полководца Кимуры Сигэнари и должен наказать наглых русских!» — снова повысил свой голос комендант.
Несколько ранее, загрузившись углём в бухте Ольга, преодолев морскую непогоду с прибрежными туманами, частыми в этих краях в летнее время, возвратился во Владивосток флагманский миноносец № — 203 под командой капитана 2 ранга И. Виноградского, буксируя захваченный в ходе рейда знатный «приз» — большую шхуну «Орангута Мару». Другие миноносцы № — 205 и № — 206, совершавшие вместе с флагманом 15 июня 1904 года поход к берегам Японии, вернулись благополучно в базу.
Собрав командиров двух других миноносок, капитан 2 ранга И. Виноградский обратился к ним:
«Ну, что, господа! Благодарю вас за успешный поход, принёсший нам ещё и добычу. Помимо рыбьего жира, риса и рыбы у нас сейчас есть хорошая шхуна, которая пойдёт, я уверяю вас, по немалой цене. Как деньги будем делить? А, командиры? Не кажется ли вам, это напоминает далёкие пиратские времена? Наши успешные набеги произвели настоящий переполох у японских каботажников, отрадно, господа! Если дело пойдёт так и дальше, оставим без снабжения всё западное побережье Японии.»
Эти слова, произнесённые командиром отряда миноносцев, не без бравады, действительно отражали сложившуюся ситуацию, хотя основные битвы Русско – японской войны были ещё впереди.
Каждый выход миноносцев, называемых торпильерами (от фр. torpilleur – миноносец), поскольку строились они во Франции ещё в 1886 году по чертежам известного французского кораблестроителя Огюста Нормана и имевшие слабое вооружение – торпедные аппараты и 47 – мм пушка Гочкиса, мог стать роковым в случае встречи с более сильным противником. Матросы, служившие на них, называли эти корабли «собачками». Трудно было справляться «торпильерам» с высокой океанской волной, хотя при спокойной воде они развивали приличную скорость. Одно хорошее свойство у миноносцев всё – таки нашлось – особо прочный корпус: подобно ледоколу могли колоть лёд, а при таране – разрезать пополам вражеское судно – транспорт, либо другое – по соизмеримой величине.
Ходить в море на таких кораблях – дело опасное и рискованное, недаром офицеры «торпильеров» постоянно носили на руке браслеты с надписью:
«МИННЫЙ ОТРЯД. ПОГИБАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ!»
Мужества капитану 2 ранга Илье Александровичу Виноградскому было не занимать. На Дальний Восток его перевели с Балтийского флота в связи со сложной обстановкой перед началом Русско – японской войны. Он успел уже поучаствовать в китайских событиях 1900 – 1901 годов, за что получил золотую саблю «За Храбрость» и медаль. В сентябре 1904 года отличился в Корейском заливе, сражаясь с японцами, награждён орденом св. Георгия 4 — й степени. В 1909 году произведён в капитаны 1 ранга. Однако, жизнь этого мужественного морского офицера оказалась слишком короткой, ещё на службе он тяжело заболел и вскоре умер (1910). Многочисленные награды смельчака, а среди них – орден Почётного легиона кавалерского креста, японский орден Восходящего солнца и другие ордена и медали, возможно, сохранили его бессарабские потомки, но уже навечно именем офицера назван мыс в устье Уссурийского залива.
Примечания: Суффикс – «доно» используется в японском языке при обращении к офицеру, а также при сообщении плохих новостей.
Кимура Сигэнари – военачальник, отличавшийся легендарной храбростью.
У офицеров и команд минных отрядов существовало «Призовое правило» — захваченные японские суда продавались, и большая часть денег распределялась между всеми.
Во Владивостокский отряд входили также миноносцы и другой постройки.
Интересная история и не знал. СПАСИБО!!!!