Офицер Черноморского флот. К 50-летию гибели БПК «Отважный». Капитан 1 ранга в отставке Балашов Виктор Всеволодович

Picture background

primamedia.ru

Лето 1969 года. Торжественное производство в лейтенанты ВМФ, офицерский бал, первый отпуск и… все моря и океаны открыты перед молодыми офицерами. Придёт время и через 25 лет капитан 1 ранга Балашов ещё вернётся в родное училище на должность заместителя начальника, но это будет потом, а пока впереди трудная, важная, ответственная и интересная служба.

Первый корабль, первая должность, первый командир, офицерский коллектив. Но служба на БПК «Комсомолец Украины» была короткой, через год лейтенант В. Балашов назначается командиром группы управления ракетным оружием на строящийся в Николаеве гвардейский БПК «Красный Крым». Три года службы на БПК были успешными, дали большой практический опыт как специалисту-ракетчику и как военному моряку. Лучший вахтенный офицер и дежурный по кораблю. Все практические стрельбы ракетного комплекса прошли успешно и с отличными оценками. Молодого офицера заметили! С БПК «Красный Крым» В. Балашов был на четырёх боевых службах в Средиземном море и в Атлантике. В мае 1971 года БПК «Красный Крым» выполнял ракетные стрельбы в присутствии министра Обороны СССР, главкома ВМФ и высшего командования Арабской Республики Египет. Стрельбы прошли успешно, все цели поражены, и первая боевая награда-медаль «За боевые заслуги», вручённая главкомом ВМФ С.Г. Горшковым.

В 1972 году старший лейтенант В. Балашов назначается помощником флагманского ракетчика соединения. О нём утвердилось мнение, как о лучшем специалисте 30-й дивизии. Он не жалел себя, работал сутками, месяцами находился на кораблях, готовя их к стрельбам. И уверенно шагнул на следующую ступень.

Трагедия

27 апреля 1974 года на БПК «Отважный» был назначен новый старший помощник командира капитан-лейтенант Виктор Всеволодович Балашов. Срок сдачи на допуск к самостоятельному управлению кораблём был установлен – апрель 1975 года. Началась сложная и трудная старпомовская служба на новом корабле. Он всегда помнил, что на флоте говорят: «Хороший корабль – хороший командир, плохой корабль – плохой старпом». Работал сутками, никто не знал, когда он отдыхал: «Отважный» должен оставаться в числе передовых кораблей дивизии. Были успешно выполнены ракетные, артиллерийские, торпедные стрельбы, глубинное бомбометание, сдана задача по борьбе за живучесть. Ничего не предвещало беды, но… наступил трагический день 30 августа.

Экипаж БПК «Отважный» сражался за живучесть родного корабля героически. Старпом, выполняя приказание командира корабля, и по личной инициативе находился в самых опасных местах в корме, и, видя это, матросы и старшины с ожогами и ушибами продолжали борьбу с огнём.

Главком принял решение: экипаж «Отважного» после соответствующей подготовки, доукомплектования и стажировки убыл в Керчь на завод «Залив», где достраивался новый сторожевой корабль «Деятельный». Старпом «железной» рукой наводил порядок на корабле. Он всегда был внешне спокоен, несуетлив и немногословен. Интеллигент в лучшем понимании этого слова, прекрасно образованный, хорошо разбиравшийся в технике, великолепно эрудированный, ценящий спорт, живопись и музыку. Этот культурный багаж не мешал ему поддерживать уставной порядок на корабле. Действовал всегда законно, но чрезвычайно жёстко. Это был самостоятельный офицер, не допускающий возражений и пространных рассуждений.

Родная 30 дивизия встретила новый корабль проверками, многочисленными контрольными выходами в море и приёмом задач боевой подготовки. Через шесть месяцев «Деятельный» ушёл на свою первую боевую службу в Средиземное море.

В 1976 году капитан-лейтенанта В.Балашова направляют учиться на Высшие офицерские классы в Ленинград, а через год по трапу СКР «Разительный» на борт поднялся новый командир капитан-лейтенант В. Балашов. Многие офицеры мечтали об этой должности тогда, когда были ещё курсантами. У Виктора Всеволодовича к ходовому мостику был трудный и сложный путь. Перед экипажем «Разительного» предстал хотя и молодой, но «матёрый волчара», прошедший на корабельной службе и славные дни и минуты тяжелейших испытаний… Да и смерти успел заглянуть в глаза. Об этом матросская молва успела оповестить экипаж.

Сдав все зачёты с отличными оценками, «Разительный» ушёл на свою первую боевую службу в Средиземное море. Забегая вперёд, хочу сказать, что в качестве командира В. Балашов на «Разительном» был на пяти боевых службах.

В 1980 году капитан 3 ранга В. Балашов со своим экипажем 217 суток нёс боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. По возвращении в базу командиру «Разительного» было присвоено звание капитан 2 ранга – досрочно.

Осенью 1980 года В. Балашов был направлен на учёбу в Военно-Морскую Академию им. Н.Г.Кузнецова, которую успешно окончил в 1982 году и был назначен начальником штаба 21 бригады противолодочных кораблей 30 дивизии.

В 1986 году капитан 2 ранга В. Балашов назначается советником командующего ВМФ Народной Республики Мозамбик. Обстановка там была сложная, страна находилась в состоянии партизанской войны. Как всегда ответственно и целеустремлённо уже капитан 1 ранга В. Балашов принялся за дело. Три года службы были направлены на становление ВМФ молодого государства. Молодой флот Мозамбика стал регулярно выполнять задачи боевой подготовки. За активную и успешную деятельность в Республике Мозамбик В. Балашов был награждён орденом «За службу Родине 3 степени». В 1989 году В.Балашов вернулся на Родину заместителем начальника Черноморского Высшего Военно-Морского Училища им. П.С.Нахимова.

От Балашова В. В. информация.

На памятных мероприятиях 30 августа, посвященных 50-летию гибели корабля будут присутствовать

Капитан 1 ранга в отставке Балашов Виктор Всеволодович.

Капитан 1 ранга в отставке Приходько Олег.

Капитан 1 ранга в отставке Евдокимов Олег (командир ЭНГ).

Капитан 3 ранга в отставке Власов Алексей (командир БЧ -1).

Капитан 3 ранга Галунка Михаил (командир машинной группы).

Старший мичман Мухамадиев Равиль (ст. команды РТС).

Старший мичман Медведев Евгений (ст. команды БЧ-3).\

О капитане 1 ранга Балашове Викторе Всеволодовиче хорошо написал на прозе ру офицер Черноморского флота Нудельман Виктор Давыдович

СТАРПОМ  «ОТВАЖНОГО»

Родился Виктор Балашов 27декабря 1945года, в городе Владивостоке, в семье военнослужащего. Время было тяжёлое, послевоенное. На паёк отцу давали красную икру килограммами, а с другими продуктами было очень плохо, но как-то перебивались. Мама, Надежда Фёдоровна, сильная, волевая, крепкая, подвижная, из хозяек, для которой дом и семья в самом лучшем смысле – крепость. Она умела, как говорили, из топора приготовить и вкусно и сытно. По профессии, педагог русского языка и литературы, она в дальнейшем сделала очень много, формируя у сына и дочери собственный твёрдый характер и волю. Весь школьный курс обучения сына и дочери контролировала жёстко и целенаправлено, стараясь привить детям желание учиться и иметь твёрдые фундаментальные знания.

Папа, Всеволод Романович, в 1941году с отличием окончил инженерный факультет Военно-Морской Академии им.Ворошилова, получив редкую по тем временам специальность инженера по радиолокации и электронной техники. Всю войну отец провёл на Северном и Тихоокеанском флоте, вооружая наши корабли радиолокацией и электронным оборудованием, обучая офицеров, мичманов и личный состав, проверяя действие аппаратуры в боевых условиях. В тяжелейших условиях войны молодой офицер получил большой опыт и практические навыки эксплуатации новейшей боевой техники. Таких офицеров в ВМФ было единицы.

Своё раннее детство во Владивостоке Виктор не помнит. Первые воспоминания у него остались, как переезжали в Крым в 1948году. Дело в том, что руководители Государства и Военно-Морского флота, приняли решение о переоснащении ВМФ новейшими образцами и видами оружия и техники. Её надо было где-то испытывать, принимать у учёных и промышленности, выносить оценочный вердикт. Нужен был современный полигон ВМФ с новейшим оборудованием и подготовленными людьми. Место для этого полигона было выбрано в Крыму, рядом с городом Феодосия, сразу после войны ещё в 1946-ом году. Полигон особо секретный. Место его расположения – необжитая территория, засушливая летом и непроходимая зимой.

Было лето 1948-го года, ехали в теплушках. По прибытии в Феодосию разместили в палатках на берегу моря. Для ребятишек раздолье: — море, солнце, тепло. Ни жёны, ни тем более дети не знали, куда рано утром уезжают их мужья и отцы. Возвращался отец всегда поздно ночью. Отец всегда отмалчивался. Строгая секретность не позволяла даже упоминать слово  полигон. А полигон ВМФ строился быстрыми темпами. Через несколько лет началось испытание новых образцов ракетной техники для Советского ВМФ. Отец, Всеволод Романович, оказался одним из первых офицеров полигона, кому было доверено многие годы принимать новейшую ракетную технику для ВМФ от промышленности, и все эти годы он успешно решал эту сложную и очень важную государственную задачу.

Быстро пролетело детство и юность, окончена средняя школа №1 в Феодосии. Пришло время принимать решение, что делать, где учиться дальше? Отец всегда был непререкаемым авторитетом и примером для Виктора, но будущее сына он не определял. Он просто и спокойно сказал: «Становись в строй!» и порекомендовал Черноморское Высшее Военное Морское Училище им.П.С.Нахимова.

Севастополь, престижное училище ВМФ, 11 претендентов на место. Знаний, здоровья и силы хватило преодолеть вступительные экзамены. Началась трудная, но очень интересная курсантская жизнь. Только в училище Виктор до конца понял важность дела, которому посвятил всю жизнь его отец. Училище готовило офицеров ВМФ – инженеров ракетчиков. Курсанты гордились своей учёбой и будущей службой на самых современных кораблях у пультов управления самым современным оружием ВМФ.

Мы, с Виктором, в училище учились в одной роте и в одном учебном классе. Учёба была очень трудная, но интересная. Балашова отличало упорство в учёбе, старание по всем изучаемым предметам получить твёрдые знания и практические навыки. Он запомнился исключительно исполнительным, дисциплинированным и старательным курсантом. Учился только с хорошими и отличными оценками. В учёбе всегда готов был прийти на помощь. В классе у курсантов у всех была хорошая подготовка, но 4-5 человек были отличниками – «секаторами», то есть те, кто особенно твёрдо усваивал материал. К ним относился и Виктор Балашов, поэтому к нему часто обращались за помощью. Никому не отказывал. Ко всему, что касалось учёбы и службы ,относился с каким-то особым старанием и ответственностью. Преподаватели его хвалили и ставили в пример. Уже во время учёбы курсанты строили планы будущей офицерской службы, только Балашов всегда отмалчивался. Я был «цепучий» и «приставучий», пробовал выяснить, кем Балашов хочет быть: — специалистом-ракетчиком или в дальнейшем командиром корабля, соединения кораблей… он всегда отшучивался. Уже на выпускном курсе было ясно, что ответственного и грамотного выпускника училища Виктора Балашова ждёт хорошее офицерское будущее и карьера. Не знали мы, его друзья, какие тяжелейшие, жизненные и служебные испытания ждут нашего товарища через несколько лет офицерской службы.

Время учёбы пролетело быстро. Лето 1969-го года. Торжественное производство в лейтенанты ВМФ, офицерский бал, первый отпуск и …все моря и океаны открыты перед молодыми офицерами. Придёт время и через 25 лет капитан 1ранга Балашов ещё вернётся в родное училище на должность заместителя начальника, но это будет потом, а пока впереди трудная, важная, ответственная и интересная служба морского офицера. Первый офицерский отпуск. Свадьба. Лейтенант В.Балашов женится. Разные семейные судьбы у наших однокашников, не все жёны выдерживали многомесячные разлуки, семьи распадались. Балашову очень повезло. Галина создала крепкий «тыл», практически сама воспитала двух прекрасных дочерей. В семье всегда царил мир, любовь и взаимопонимание. Все её усилия были направлены на помощь мужу, выполнять свои трудные командирские обязанности по служению Отечеству.

Время отпуска прошло очень быстро, пора было приступать к исполнению своих офицерских обязанностей. Первый корабль, первая должность, первый командир, офицерский коллектив. Но служба на БПК «Комсомолец Украины» была короткой, через год лейтенант В.Балашов был назначен командиром группы управления ракетным оружием на строящийся в городе Николаеве Гвардейский БПК «Красный Крым». Молодой офицер как всегда ответственно и старательно приступил к исполнению своих функциональных обязанностей. Три года службы на БПК «Красный Крым» были успешными, дали большой практический опыт как специалисту-ракетчику, и как военному моряку. Лучший вахтенный офицер и дежурный по кораблю. Все практические стрельбы ракетного комплекса прошли успешно и с отличными оценками. Молодого офицера заметили! Особенного командиры и флагманские специалисты отмечали твёрдые и уверенные знания и навыки старшим лейтенантом В.Балашовым своей специальности. С  БПК «Красный Крым» В.Балашов был на четырёх боевых службах в Средиземном море и в Атлантике. В мае 1971-го года БПК «Красный Крым» выполнял ракетные стрельбы в присутствии Министра Обороны СССР, Главкома ВМФ и Высшего Командования Арабской Республики Египет. Стрельбы прошли успешно, все цели были поражены. За успешное выполнение боевой задачи в период несения боевой службы старший лейтенант В.Балашов был награждён первой боевой наградой, медалью «За боевые заслуги». Вручал награду лично Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков. Главком запомнил молодого перспективного офицера, и через много лет напомнит командиру СКР «Разительный» о той первой боевой награде.

В 1972-ом году старший лейтенант В.Балашов назначается помощником Флагманского ракетчика соединения. В течение трёх лет В.Балашов исполнял эту трудную и ответственную должность. Корабли 30-ой дивизии выполняли до 60-ти зачётных стрельб боевой подготовки различными ракетными комплексами. Стрельбы были разными, в том числе и на Приз Главкома ВМФ. Кроме того было много испытательных стрельб по программе контрольно-серийных испытаний. К этим стрельбам Командование относилось так же, как и к стрельбам боевой подготовки, так как они повышали уровень выучки расчётов ракетных комплексов кораблей соединения. Помощник Флагманского ракетчика соединения принимал самое активное участие в подготовке личного состава ракетных комплексов к стрельбам, сам принимал непосредственное участие в стрельбе, а так же контролировал составление отчётной документации после стрельбы. Время на отдых не оставалось, порой суток не хватало на выполнение этих трудных и ответственных функциональных обязанностей. Чувствовались постоянные перегрузки и недосыпания. Но это была отличная школа, которая очень помогла в будущей Командирской службе. За Балашовым твёрдо утвердилось мнение лучшего специалиста по эксплуатации ракетных комплексов соединения. Он не жалел себя, работал сутками, месяцами находился на кораблях, в полигонах боевой подготовки, готовя их к зачётным стрельбам и стрельбам по программе КСИ.

Военно-политическая обстановка в 70-е годы прошлого столетия характеризовалась состоянием «холодной войны», появлением на вооружении НАТО ракетно-ядерного оружия, проникновением флота США в Средиземное море и активностью на Ближнем Востоке. Всё это создавало угрозу юго-западным рубежам СССР, на морских границах которого базировался Черноморский флот. Для защиты своих рубежей СССР вынужден был отвечать строительством современного океанского ВМФ. Мощная кораблестроительная промышленность страны ежегодно выдавала в эксплуатацию ВМФ новые надводные корабли и подводные лодки. Создание современного океанского ВМФ, в СССР проходило на пределе напряжения экономических и духовных возможностей страны. Потребность в формировании экипажей новых кораблей, которые строились в те годы потоком, необходимость прохождения учёбы в академиях, на курсах и т.д. создали на 30-ой дивизии Черноморского флота сложную, напряжённую обстановку с кадрами. Особую напряжённость на дивизии кадровые органы и командование испытывали в подборе и назначении на должность старших помощников кораблей 1 и 2 ранга. И всё же назначали лучших, из лучших. Так 27 апреля 1974года на БПК «Отважный» был назначен с должности помощника Флагманского ракетчика 30-ой дивизии кораблей, новый старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Виктор Всеволодович Балашов, двадцати девяти лет. Срок сдачи на допуск к самостоятельному управлению кораблём был установлен – апрель 1975года. Началась сложная и трудная старпомовская служба на новом корабле. С присущим ему упорством и основательностью приступил капитан-лейтенант В.Балашов к исполнению своих новых обязанностей. Он хорошо всегда помнил, что на флоте говорят: «Хороший корабль – хороший командир, плохой корабль – плохой старпом». Новый старпом работал сутками, никто не знал, когда он отдыхал. Он поставил для себя задачу – «Отважный» должен оставаться в числе передовых кораблей дивизии. В заботах и тревогах время летело быстро. Кропотливая, беспокойная и тяжёлая работа давала хорошие результаты. За короткий период были успешно выполнены ракетные, артиллерийские стрельбы и другие задачи боевой подготовки. «Отважный» успешно выполнил торпедную стрельбу, глубинное бомбометание и сдал задачу по борьбе за живучесть с хорошей оценкой. Ничего не предвещало беды, но… наступил трагический день 30 августа. Утром 30 августа 1974года «Отважный» после окончания ночного учения поисково-ударной группы в составе нескольких кораблей и подводной лодки пошёл в район учений с ракетными катерами 41 бригады ракетных катеров. К десяти часам корабли, принимавшие участие в учении, вместе с «Отважным» прибыли в район ракетных стрельб. 10 часов 01 минута 15 секунд, хлопок, свист и взрыв в кормовом ракетном погребе. На корабле сыграна боевая тревога. Как потом выяснилось, в погребе ЗУР №8 сработал маршевый двигатель одной из ракет. В погребе начался пожар, стремительно нарастала температура и давление. В погребе №8 начали срабатывать стартовые и маршевые двигатели ракет. В ходовой рубке командир корабля капитан 2ранга Винник, объявивший боевую, и сразу же аварийную тревогу спустился на ГКП. Заняв свое место по тревоге, командир приказал старпому прибыть на место взрыва и оценить обстановку. Вспоминает бывший старший помощник командира БПК «Отважный» капитан 1ранга в отставке В.В.Балашов: «Когда сыграли учебную боевую тревогу, я по тревоге спустился вниз на ГКП, принял доклады с командных пунктов. Вдруг ощутил два толчка, услышал по связи доклад, что сильный огонь из кормовой трубы и дым. Командир дал мне команду: — »Выйди, старпом, посмотри! Доложи обстановку!». Я вышел на верхнюю палубу. В корме, из кормовой трубы бушевало пламя, и была большая задымлённость. Металл от высокой температуры скручивался и плавился. В районе кормовой пусковой установки зияла дыра. Возник дифферент на корму, она осела в воду по транец. Появился крен 12-13 градусов на правый борт. Корабль видимо принял 1000-1200 тонн воды. Огонь подбирался к погребам №6 и№7 с противолодочным боезапасом. Ракетная установка свисала на борт. Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) вышел из строя. Видимо в корме все погибли при взрыве, подумал я. У меня на глазах в иллюминатор частично вылез из камбуза матрос Петрухин, он обгорел, кожа слезла, и обнажились кости. Видел как плавится металл…  Обо всём доложил командиру корабля и убыл в корму для организации борьбы за живучесть с кормовой аварийной партией».

Экипаж БПК «Отважный» сражался за живучесть родного корабля героически. Старпом корабля, выполняя приказание командира корабля, и по личной инициативе находился в самых опасных местах в корме корабля, показывая личный пример в борьбе с огнём и поступлением воды внутрь корабля. Видя, как героически сражается  с огнём старпом, многие бойцы кормовой аварийной партии и другие матросы и старшины с ожогами, ушибами и сотрясениями мозга продолжали на боевых постах бороться за живучесть корабля. Многие моряки, получив первую медицинскую помощь, вновь вернулись помогать товарищам. Тем временем огонь подступил к погребу №10 с авиационными бомбами, керосинохранилищу и баллонам ВВД.

Вспоминает опытнейший флагманский механик 11 бригады капитан 2ранга в отставке Глеб Гаврилович Умеренков:»Взрыв был как от атомной бомбы, всё полетело. Загорелся керосин в корме. Я пошёл на мостик и сказал начальнику штаба флота контр-адмиралу В.Саакяну: — »Владимир Христофорович, через тридцать минут корабль потонет, так как три отсека затоплены, увеличился крен на правый борт. Надо спасать команду. Я сказал, что если корабль пойдёт в воду кормой, то никто не спасётся, надо спасать людей».

Бывший командир БПК «Отважный» И.П.Винник рассказывал:» В борьбе за живучесть корабля личный состав действовал самоотверженно и героически, выполняя все приказания командира корабля. Исключительно грамотно действовал старпом капитан-лейтенант В.Балашов, борясь за живучесть корабля. После шестого взрыва положение корабля стало безнадёжным. Из-за большого крена и дифферента на корму остановилась носовая машина, прекратил работать генератор, погас свет. Приказал старпому спасать журнал боевых действий и вахтенный журнал». В 15 часов 05 минут Штаб флота дал команду: — » Экипажу покинуть корабль!» Капитан 1ранга в отставке В.Балашов, в прошлом старший помощник БПК «Отважный» рассказал: — » Командир приказал мне: — » Выходи на палубу, организуй сход личного состава, посмотри обстановку». Личный состав был в носу. Остановились генераторы, и исчез свет. Трансляция не работала. Я доложил командиру и послал посыльных по помещениям выводить личный состав в среднюю часть левого борта. Сам взял вахтенный журнал и журнал боевых действий. Попросил штурмана лейтенанта Евдокимова принести целлофановый пакет. Командир дал команду покинуть корабль. Я скомандовал личному составу прыгать шеренгами и отплывать. На корабле был флагманский механик 11 бригады капитан 2ранга Г.Г.Умеренков. Он сталкивал в воду, боявшихся прыгать. Всего спрыгнуло 220 человек. Вокруг корабля было сильное задымление. К «Отважному» подходили барказы и подбирали людей. Я доложил командиру, что кроме нас двоих на корабле больше нет ни одного человека. Командир спокойным голосом, не поворачивая головы спросил:» Старпом, а ты не забыл корабельную печать?» Дважды этот вопрос повторять не надо было. Быстро спустился в каюту, забрал из сейфа печать, не стал забирать даже небольшую денежную «заначку». Забыл забрать партбилет и обручальное кольцо. Осмотрел в последний раз каюту, фотографии жены и детей. Взгляд «скользнул» по канистре с тридцатью литрами спирта. Быстро поднялся на мостик. Командир приказал прыгать. Прыгнул в воду, немного отплыл и стал ждать, когда прыгнет командир.

Согласно Корабельному уставу командир покидает свой корабль перед его гибелью последним. Гибель корабля и его экипажа – драма, которую невозможно передать и описать словами. О чём думал командир, перед тем как покинуть корабль? О катастрофе, о гибели людей, всё ли сделано для спасения корабля? Сейчас об этом можно только догадываться. Командир прыгал «солдатиком». Сильный удар отбил лёгкие. Казалось, закипела кровь. На мгновение потерял сознание, но всплыл, старпом помог удержаться на воде. Потом в госпитале кровь из лёгких откачали. Людей подбирали спасатели. Подошли катера и подняли командира и старпома на борт. Сразу после трагедии начались проверки. Сколько было всевозможных комиссий, расследований, вспомнить и описать в этой статье невозможно. За потерю обручального кольца жена Галина простила, а вот бдительные и принципиальные члены партийной комиссии за потерю партбилета объявили строгое партийное взыскание. Бог им судья!

Первым итогом проверки экипажа был отказ наградить отличившийся личный состав «Отважного» (списки на награждение были уже подготовлены). За мужество и героизм проявленные в борьбе за живучесть Командир корабля представил старшего помощника капитан-лейтенанта В.Балашова к награждению правительственной наградой. Но… за аварии в те годы не награждали. В результате аварии погибло 19 человек личного состава экипажа и 5 курсантов военно-морских училищ. Ожоги и ранения различной степени получили 26 человек.
Изучая различные документы по расследованию гибели «Отважного», можно сказать, что до настоящего времени специалисты не могут точно сказать о причине взрыва в кормовом погребе №8. Окончательного, точного заключения специалистов нет. Сохраняются различные мнения о причине самопроизвольного срабатывания пиропатрона маршевого двигателя ракеты. Это остаётся одной из загадок до сих пор.

Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков принял мудрое решение. Экипажу БПК «Отважный» после соответствующей подготовки, доукомплектования и стажировки, убыть в город Керчь на завод «Залив», где достраивался новый сторожевой корабль «Деятельный».
Время для старпома «Деятельного» летело быстро. Переселение на корабль, отработка корабельной организации, сдача курсовых задач боевой подготовки, швартовые, заводские и государственные испытания корабля. Старпом «железной» рукой наводил порядок на корабле. Он всегда был внешне спокоен, несуетлив и немногословен. Интеллигент в лучшем понимании этого слова, он был прекрасно образован, хорошо разбирался в технике и радиоэлектронике, был великолепно эрудирован, разбирался в спорте, живописи и музыке. Этот культурный багаж не мешал ему жёстко и свирепо наводить уставной порядок на корабле…иногда с объявлением строгих взысканий подчинённым. Действовал всегда законно, но чрезвычайно жёстко. Это был самостоятельный офицер, не допускающий возражений и пространных рассуждений.
Родная 30 дивизия встретила новый корабль проверками, многочисленными контрольными выходами в море и приёмом всех курсовых задач боевой подготовки. Через шесть месяцев «Деятельный» ушёл на свою первую Боевую службу в Средиземное море, которую успешно завершил и возвратился в базу.

В 1976году капитан-лейтенанта В.Балашова направляют учиться на 6-е Высшие офицерские классы ВМФ в город Ленинград. Во время учёбы был назначен старшим группы обучающихся офицеров.
В 1977 году по трапу СКР «Разительный» на борт поднялся новый командир корабля капитан-лейтенант В.Балашов. Начался новый ответственный этап служебной деятельности офицера. Командир корабля? Многие корабельные офицеры мечтали об этой должности тогда, когда были ещё курсантами. У Виктора Всеволодовича к ходовому мостику корабля был трудный и сложный путь. Перед экипажем «Разительного» предстал хотя и молодой, но «Матёрый волчара», прошедший на корабельной службе и славные дни и минуты тяжелейших испытаний…, да и смерти успел заглянуть в глаза. Об этом матросская молва успела оповестить экипаж. Первый раз, обходя строй, новый командир внимательно вглядывался в лица матросов и старшин, мичманов и офицеров, понимая, что в самое короткое время он должен подготовить корабль успешно вести боевые действия в море. Теперь надо было оправдывать доверие командования. Молодой командир понимал: Не может быть командира корабля без чувства единоличной ответственности за корабль и формировать в себе это качество он начал ещё в бытность старшим помощником.
Корабль с новым командиром, сдав все положенные зачёты, выполнив все курсовые задачи с отличными оценками, ушёл на свою первую боевую службу в Средиземное море. Забегая вперёд, хочу сказать, что в качестве командира В.Балашов на «Разительном» был на пяти боевых службах. И все они оценивались отличными оценками. В 1978году «Разительный» был объявлен «Отличным кораблём», стал одним из лучших кораблей соединения. Командир корабля пользовался непререкаемым авторитетом.

Лётчик дальней гражданской авиации России, шеф-пилот Дмитрий Кошкаров, служил  старшиной на СКР «Разительный», когда командиром был капитан 3ранга В.Балашов. Вот, что он вспоминает на страницах газеты «Флаг Родины»: »…И всё-таки в итоге я оказался на СКР «Разительный». Командир – капитан 3ранга Виктор Всеволодович Балашов. Отличный командир и хороший человек. Культурный, интеллигентный. Его уважали и, пожалуй, даже любили, если такое понятие применимо к отношениям на флотской службе. Во время его командирства на «Разительном» действительно был удивительно сплочённый экипаж».
В командире «Разительного» техническая инженерная грамотность совмещались с высокой морской культурой, его швартовкой корабля к причалу можно было любоваться и восхищаться.

Вспоминается осенний сбор-поход флота под руководством Главкома в 1979году. Именно СКР »Разительный» выбрал Главком ВМФ для проверки морской выучки экипажа. Командир корабля получал различные приказания «Океана» (позывной Главкома), занять такую-то позицию, выйти вперёд быть головным, вернуться и вступить в кильватер колонны кораблей. Так «Разительный» «маршеровал» часа два. И наконец, последняя команда: — « Выйти в голову строя, лечь на обратный курс, развить самый полный ход и пройти в максимально близкой дистанции мимо Флагмана. Такие манёвры часто практиковались на Черноморской Эскадре перед Великой Отечественной Войной и сразу после её окончания. И вот Главком вспомнил… Зрелище было для людей с крепкими нервами. «Разительный» «летел» на встречном курсе как на крыльях, развив максимально возможную скорость 32 узла. Корабли мчались навстречу друг другу, казалось ещё мгновение и произойдёт лобовое столкновение, но в последний момент, повинуясь воле командира «Разительный» чуть отвернул и промчался буквально в нескольких метрах от флагманского корабля ПКР «Москва». В глазах Главкома «читалась» гордость за свой флот и за тех командиров, которых он воспитал.

Перед разбором учений в Доме Офицеров Флота были построены командиры кораблей, участвовавших в сбор-походе. Обходя строй командиров, Главком, остановившись напротив командира «Разительного» долго стоял и молчал. Перед ним был не тот молодой старший лейтенант, которому на крейсере «Грозный» в Средиземном море в 1971году он вручал медаль «За боевые заслуги». Перед ним стоял опытный, грамотный, закалённый командир корабля, готовый со своим экипажем немедленно вступить в бой с вероятным противником. У Главкома была удивительная память, и он напомнил командиру «Разительного» ту первую боевую награду, которую он ему вручил на крейсере «Грозном» в Средиземном море.
В 1980году капитан 3ранга В.Балашов со своим экипажем 217 суток нёс боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. По возвращении в базу командиру «Разительного» было присвоено звание капитан 2ранга – досрочно.

Осенью 1980года капитан 2ранга В.Балашов был направлен на учёбу в Военно-Морскую Академию им. Н.Г.Кузнецова, которую успешно окончил в 1982году. В этом же году капитан 2ранга В.В.Балашов назначается  Начальником штаба (НШ) 21 бригады противолодочных кораблей родной 30 дивизии. Теперь уже он будет учить молодых командиров кораблей, организуя и планируя боевую подготовку крупного соединения надводных кораблей 1 и 2 ранга. Время было «горячее», корабли постоянно несли боевую службу в Средиземном море, Атлантике и Индийском океане. НШ, вместе с офицерами штаба месяцами находились в море, забыв об отдыхе и семье. Интересы безопасности Государства были на первом месте.

Но неожиданно всё круто изменилось. В 1986году капитан 2ранга В.Балашов назначается Советником Командующего ВМФ Народной Республики Мозамбик. Обстановка была сложная страна находилась в состоянии партизанской войны. Как всегда ответственно и целеустремлённо капитан 1ранга В.Балашов принялся за дело. Три года службы были направлены на становление ВМФ молодого государства. Молодой флот Мозамбика стал регулярно выполнять задачи боевой подготовки, а также противостоял поставкам оружия и проникновению диверсантов на территорию государства. За активную и успешную деятельность в Республике Мозамбик капитан 1ранга В.Балашов был награждён орденом «За службу Родине 3степени».

В 1989году капитан 1ранга В.Балашов вернулся на Родину и был назначен на должность заместителя начальника Черноморского Высшего Военно-Морского Училища им.П.С.Нахимова. Родное училище Виктор Всеволодович не узнал, с его курсантских времён здесь многое изменилось. К сожалению не в лучшую сторону… Как всегда со служебным рвением он принялся за дело, но… что-либо изменить было уже не возможно, наступил 1991год. Великая страна прекратила существование. Россия и Украина делили всё: территорию, корабли Черноморского флота. ЧВВМУ им.П.С.Нахимова по договорённости сторон отошло Государству Украина. Оставшись до конца верным присяге, которую дал курсантом этого училища в 1964году, капитан 1ранга В.Балашов уволился в запас.

На гражданке сразу приступил к работе в Гидрографической службе ЧФ. Сейчас работает капитаном водолазного катера в школе водолазов ВМФ России, обеспечивает спуски под воду молодых курсантов, будущих водолазов флота.
Офицерская служба и судьба капитана 1ранга в отставке Виктора Всеволодовича Балашова – образец беззаветного служения своему Отечеству, пример для молодых офицеров, начинающих службу на кораблях ВМФ России.
Судьба как бы «спохватившись», отдавая долги, подарила Виктору Всеволодовичу прекрасную семью, любящую и заботливую жену Галину Петровну, двух дочерей, внука и двух внучек. Особо гордится дедом старший внук Денис. Виктор Всеволодович рассказывает ему о море, кораблях и дальних походах. Они вместе прошли и проехали все героические и исторические места Севастополя и Крыма. Уверен, пройдёт время, и дед скажет взрослому внуку: — «Становись в строй!». Офицерская династия Балашовых обязательно продолжится.

Капитан 2 ранга Нудельман Виктор Давидович

Примечание Главного редактора:

Для нас, офицеров Черноморского флота гибель «Отважного» — одного из лучших кораблей Черноморского флота, недавно вернувшегося с боевой службы, где он имел заход в один из портов Франции, было огромной трагедией и с которым вместе не один раз приходилось выходить в море и решать учебно-боевые задачи на котором служили друзья, однокашники, знакомые.

Сложно было объяснить, что же там произошло. В результатах расследования потом будут выработаны предложения по реализации технических средств избежания подобной трагедии, связанной с гибелью большого количества личного состава и боевого корабляь, названы и наказаны виновные. На флот сразу же приехали многочисленные комиссии из Москвы. Всех офицеров, мичманов, старшин и матросов заставили учить наизусть свои обязаности по Корабельному уставу слово в слово, действиям в различных ситуациях по боевому и повседневному расписаниям, в соотвествии с книгой корабельных расписаний и выписками из него в книжках боевой номер мичманов, старшин и матросов. Каждый корабль флота, дивизии досконально проверялся, чтобы подобное более не могло произойти. Всем кораблям без исключения были назначены пересдачи курсовых задач.

Однако для меня было и остается в голове, что существует какая-то мистика. Если на корабле выходит высшее командование флота с целью. его проверки, то жди беду. С командующим флотом на борту зацепил скалу ПКР «Москва», с командующим флотом на борту погиб линкор «Новороссийск», с командующим флота на борту погиб линкор «Императрица Мария», с наркомом Красной армии Красного флота Ворошиловым, командующим Красным флотом линкор «Марат» потопил подводную лодку «Большевик» (бывшая «Рысь»). И таких случаев много. Хотя больше случаев, когда ничего не случалось. Но … присутстствие большого командования все же вносит на корабле свою нервозность, особено если начинают дергать личный состав. Возможно, что я не прав, но я пережил и видел, как когда мы во время сбор-похода на ПКР «Москва» сели на мель — зацепили гидроакустической станцией скалу при повороте с Лукумского створа на Инкерманский, то на корабле были штабы — флота, дивизии, бригады и штаб ВВС флота. Считал и считаю, что такое количество штабов, когда каждый начальник, каждый флагман, каждый флагманский специалист старается что-то провести, что-то проверить, что-то показать и доказать вышестоящему проверяющему и без перерыва дергают личный состав приборками, покрасками, переселениями, проверками, учениями, тренировками, проведением занятий, и привели к чрезвычайной ситуации.

Возможно, что во всем этом есть какая-то доля правды. Мне пришлось служить со многими командирами и адмиралами, но наиболее запомнились именно те, кто были людьми, не стремились унизить подчиненных, старались научить и передать свои знания. Это командир ПКР «Москва» капитан 1 ранга Романов Борис Сергеевич, командир ТАКР «Минск» контр-адмирал Гокинаев Виктор Александрович, командир 175 бригады контр-адмирал Затула Владимир Петрович, командир ТАКР «Минск» а ранее старпом ТАКР «Киев» капитан 1 ранга Саможенов Вениамин Павлович. Возможно я не прав и мат, оскорбления и унижение тоже своеобразный способ воспитания подчиненных. Только в царском флоте этого не было между офицерами — можно было нарваться на дуэль. История знает и трагический с лучай произошедший с клипером «Пластун», возвращавшимся после трехлетнего похода на Дальний восток, в Кронштадт. До Кронштадта он не дошел нескольких десятков миль, когда старшина был обруганый последними словами  старпомом за обнаруженный беспорядок в крюйт-камере был приговорен уже не первый раз к наказанию линьками, взорвал корабль вместе с экипажем.

Возможно, что я неправ, приведенные случаи не имеют никакого отношения к гибели БПК «Отважный».

Будем помнить погибших на «Отважном», будем помнить экипаж «Отважного» доблестно сражавшийся за живучесть своего корабля.

Погибли на БПК «Отважный»

  1. старшина 1 статьи Аникеев Сергей Алексеевич – курсант 4-ого курса ВВМУ имени Фрунзе (Ленинград)
  2. старшина 2 статьи Ачмиз Адам Хаджимусович — командир отделения артиллеристских электриков ЗАБ-3 БЧ-2, (Адыгейской АО)
  3. матрос Бедаков Петр Алексеевич — старший минер ПЛО БЧ-3, (Краснодарский край)
  4. главный старшина Бедлушко Валерий Флорианович — курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (Белорусская ССР)
  5. старшина 2 статьи Борисов Виктор Александрович курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (Белорусская ССР)
  6. старшина 1 статьи Вершинин Валерий Николаевич — командир отделения электриков кормового ЗРК БЧ-2, (Башкирская АССР)
  7. матрос Ворожбит Ярослав Иванович старший торпедист БЧ-3, (Львовская область)
  8. матрос Володин Иван Иванович старший машинист-газотурбинист БЧ-5, (Житомирская область)
  9. матрос Гончарук Петр Ильич — старший электрик-торпедист БЧ-3, (Хмельницкая область)
  10. старший матрос Даукштэ Эрнест Эрнестович — старший электрик ЗРК БЧ-2, (Латвийская ССР))
  11. матрос Завьялов Александр Викторович — старший дозиметрист химической службы (Московская область)
  12. старший матрос Иджян Акоп Араратович — старший кок (Краснодарский край)
  13. главный старшина Ионов Александр Иванович — курсант 4-го курса Калининградского высшего военно-морского училища, (г. Москве)
  14. старший матрос Ливицкий Сергей Семенович — кок (Ростовская область)
  15. старшина 1 статьи Макштутис Альгирдас Вацевич — командир отделения предстартовой подготовки (Литовская ССР)
  16. старшина 1 статьи Мургу Петр Иванович — кок-инструктор (Молдавская ССР)
  17. старшина 2 статьи Мыслинский Анатолий Леонидович — командир отделения машинистов трюмных (Житомирская область)
  18. матрос Никитин Михаил Анатольевич — старший машинист-газотурбинист, (Ивановская область)
  19. старший матрос Оруджев Галиб Юсиф оглы (Азербайджанская СССР)
  20. матрос Петрухин Сергей Дмитриевич старший хлебопек (Калининградская область)
  21. матрос Прочковский Владимир Сергеевич – боцман (Винницкая область)
  22. курсант Старицын Владимир Викторович — курсант 4-го курса ВВМУ имени М. В. Фрунзе (Свердловская область)
  23. старший матрос Урупа Александр Владимирович — старший комендор артиллерийский (Запорожская область)
  24. матрос Чачоян Меружан Вараздатович – сапожник (Армянская ССР Ереван)
  25. матрос Гавюк Роман Тодорович – водолаз погиб при погружении на БПК «Отважный» в результате отравления углекислым газом 17 июня 1977 года.

Вечная память морякам, погибшим на боевом посту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *