Прядкин С. Мои не придуманные рассказы. Про число 13 и «чёрную пятницу».

Моряки в своей основной массе – народ суеверный. И стали они такими благодаря  мореплаванию — одному  из самых древних и опасных ремесел человеческих.  Ведь сколько связанных с морем леденящих душу историй и легенд известно этому не раз смотревшему смерти в глаза морскому люду!  О бесследном и необъяснимом исчезновении кораблей и о трагических кораблекрушениях; о гигантских морских чудовищах, утаскивающих в морскую пучину целые корабли и о предвестнике беды на море – Летучем голландце; о внезапно возникающих гигантских волнах-убийцах и под стать им гигантских водоворотах, и о других катастрофических природных явлениях  в Мировом океане, которые порой несут тяжелые испытания для мореплавателей. И все это передавалось среди моряков  из поколения в поколение, из века в век, и воспитывало  в них  массу суеверий, и,  порой, совершенно нелепых мифов и предрассудков.

Как вам, к примеру, такие?

Во времена парусного флота в штилевую погоду, чтобы обрести  ветер нужного направления и паруса им  наполнились, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и поскрести  ногтями  мачту,  слегка посвистывая. Или вот, древние мореходы Индонезии представляли противный — так моряки называют встречный ветер в виде разгневанной женщины-бури и лучшее средство избавиться от ее козней, было  раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно оставит их в покое. 

В силу своего суеверия, моряки, как и огромная часть населения Земли,  не любят и считают несчастливым   число 13, хотя точная наука нумерология и история мореплавания ничем его  из других чисел какой-либо чертовщиной не выделяют. И, тем не менее, не любят моряки число 13, приписывая именно ему источник своих неприятностей в море, и все тут!  Причем,    объяснить,  почему так, никто не может, потому что слишком глубоко в историю уходят корни этого суеверия. А вот, если еще и на пятницу приходится это число, называемую в народе «черной пятницей»,  то, тут уж нечистая сила многократно усиливается и порой отрицать это совершенно не возможно.

Памятуя об этом, английские моряки никогда не выходили в море в «черную пятницу», а у голландских рыбаков  такое совпадение дня недели и числа 13 было выходным днем.  А вот, кто таким днем из моряков  пренебрегал.… 

К примеру, известен случай из  истории мореплавания, когда единственное в мире во все времена семимачтовое парусное судно «Томас У.Лоусон»,   названное в честь одноименного  американского писателя и бизнесмена,  являющегося автором  романа «Пятница, 13-е число», было выброшено штормом  на рифы расположенного к юго-западу от побережья Англии крошечного архипелага Силли  именно в пятницу 13 числа  1907 года, и в результате кораблекрушения практически весь  экипаж парусника погиб.

Подтверждением тому служит и удивительное и невероятное событие, как говорится, из наших дней, которое  случилось на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» Северного флота в 1979 году.

Итак, пятница, 13 апреля,  та самая, «черная пятница». Идет штатная и вполне обычная погрузка  зенитных ракет в ракетный погреб кормового ЗРК «Шторм» корабля. И неожиданно, ровно в 13 часов 13 минут, при погрузке 13 по счету зенитной ракеты В-611 с заводским номером, заканчивающимся  числом 13,  произошел  разрыв стального троса грузового  крана и эта ракета, весом около двух тонн  с приличной высоты (уж не с тринадцати ли метров?) грохнулась  в аккурат на крышки ракетного погреба № 13 ЗРК «Оса-М» правого борта. От столь мощного удара, в нем  сорвались со своих креплений, попадали на его палубу и получили  повреждения 13 зенитных ракет 9М33, полностью исключающие возможность их восстановления на технической ракетной базе и дальнейшего боевого применения. Впрочем, как и сама пусковая установка этих ракет, находившаяся  внутри  этого погреба.

Один из свидетелей этого «зрелища», делясь впоследствии со мною  своими впечатлениями, сравнил его  с буреломом из зенитных ракет, раскиданных на палубе среди покореженных элементов  конструкции  самого погреба и пусковой установки. Итак, загибаем пальцы в подсчете и получаем аж семь (а, может,  даже восемь?)  одномоментных совпадений числа 13! Не многовато ли для одного аварийного происшествия с оружием? И продолжим удивляться, когда еще узнаем, что накануне грузоподъемное устройство крана и злосчастный трос прошли полное техническое освидетельствование установленным порядком и соответствовали всем техническим нормам. 

Ну, вот как тут не поверить в нечистую силу  и не стать после этого случая суеверным! Так что не стоило  бы пренебрегать старинной морской традицией и не затевать такую ответственную работу в «черную пятницу», глядишь бы и пронесло!

 Лично мне не довелось быть свидетелем этого аварийного происшествия с оружием, поскольку в то время находился на учебе в Военно-Морской академии в городе Ленинграде. Зато во время последующей службы в Управлении ракетно-артиллерийского управления Северного флота  я неоднократно перечитывал акт его расследования и не переставал удивляться семикратному повторению числа 13 в этой истории.  Этот своего рода уникальный исторический документ долгое время хранился в этом флотском учреждении и,  в конце  календарного года мы оберегали его от уничтожения и аккуратно перешивали из старого дела в новое. В назидание потомкам, так сказать. Сохранился ли он до сих пор, мне не ведомо, ведь столько с той поры воды утекло!  Может быть, и сохранился, а может и прекратил свое существование в топке печи или под ножами шредера. 

Так что, «черная  пятница» — это вам не хухры-мухры, по крайней мере,  на флоте!  Вот такая история, хотите, верьте, а хотите – проверьте. Если сможете, конечно.

Вместо послесловия.

 Возможно, кто-то из читателей скажет, мол, байка все это, моряки на них мастаки, а возможно, кто-то и всерьез задумается. А мое личное дело было лишь рассказать о произошедшем случае.  Не исключаю, что кто-то и задастся вопросом: а могли ли эти ракеты в результате такого удара взорваться? Поспешу успокоить и со всей ответственностью утверждаю, что наши конструкторы предусмотрели этот вариант и конструктивно обезопасили с очень высокой степенью вероятности подобную ситуацию.  Даже, если бы она могла возникнуть  в пятницу 13-го числа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *