Прядкин С. Мои не придуманные рассказы. Про число 13 и «чёрную пятницу».

Моряки в своей основной массе – народ суеверный. И стали они такими благодаря  мореплаванию — одному  из самых древних и опасных ремесел человеческих.  Ведь сколько связанных с морем леденящих душу историй и легенд известно этому не раз смотревшему смерти в глаза морскому люду!  О бесследном и необъяснимом исчезновении кораблей и о трагических кораблекрушениях; о гигантских морских чудовищах, утаскивающих в морскую пучину целые корабли и о предвестнике беды на море – Летучем голландце; о внезапно возникающих гигантских волнах-убийцах и под стать им гигантских водоворотах, и о других катастрофических природных явлениях  в Мировом океане, которые порой несут тяжелые испытания для мореплавателей. И все это передавалось среди моряков  из поколения в поколение, из века в век, и воспитывало  в них  массу суеверий, и,  порой, совершенно нелепых мифов и предрассудков.

Как вам, к примеру, такие?

Во времена парусного флота в штилевую погоду, чтобы обрести  ветер нужного направления и паруса им  наполнились, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и поскрести  ногтями  мачту,  слегка посвистывая. Или вот, древние мореходы Индонезии представляли противный — так моряки называют встречный ветер в виде разгневанной женщины-бури и лучшее средство избавиться от ее козней, было  раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно оставит их в покое. 

В силу своего суеверия, моряки, как и огромная часть населения Земли,  не любят и считают несчастливым   число 13, хотя точная наука нумерология и история мореплавания ничем его  из других чисел какой-либо чертовщиной не выделяют. И, тем не менее, не любят моряки число 13, приписывая именно ему источник своих неприятностей в море, и все тут!  Причем,    объяснить,  почему так, никто не может, потому что слишком глубоко в историю уходят корни этого суеверия. А вот, если еще и на пятницу приходится это число, называемую в народе «черной пятницей»,  то, тут уж нечистая сила многократно усиливается и порой отрицать это совершенно не возможно.

Памятуя об этом, английские моряки никогда не выходили в море в «черную пятницу», а у голландских рыбаков  такое совпадение дня недели и числа 13 было выходным днем.  А вот, кто таким днем из моряков  пренебрегал.… 

К примеру, известен случай из  истории мореплавания, когда единственное в мире во все времена семимачтовое парусное судно «Томас У.Лоусон»,   названное в честь одноименного  американского писателя и бизнесмена,  являющегося автором  романа «Пятница, 13-е число», было выброшено штормом  на рифы расположенного к юго-западу от побережья Англии крошечного архипелага Силли  именно в пятницу 13 числа  1907 года, и в результате кораблекрушения практически весь  экипаж парусника погиб.

Подтверждением тому служит и удивительное и невероятное событие, как говорится, из наших дней, которое  случилось на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» Северного флота в 1979 году.

Итак, пятница, 13 апреля,  та самая, «черная пятница». Идет штатная и вполне обычная погрузка  зенитных ракет в ракетный погреб кормового ЗРК «Шторм» корабля. И неожиданно, ровно в 13 часов 13 минут, при погрузке 13 по счету зенитной ракеты В-611 с заводским номером, заканчивающимся  числом 13,  произошел  разрыв стального троса грузового  крана и эта ракета, весом около двух тонн  с приличной высоты (уж не с тринадцати ли метров?) грохнулась  в аккурат на крышки ракетного погреба № 13 ЗРК «Оса-М» правого борта. От столь мощного удара, в нем  сорвались со своих креплений, попадали на его палубу и получили  повреждения 13 зенитных ракет 9М33, полностью исключающие возможность их восстановления на технической ракетной базе и дальнейшего боевого применения. Впрочем, как и сама пусковая установка этих ракет, находившаяся  внутри  этого погреба.

Один из свидетелей этого «зрелища», делясь впоследствии со мною  своими впечатлениями, сравнил его  с буреломом из зенитных ракет, раскиданных на палубе среди покореженных элементов  конструкции  самого погреба и пусковой установки. Итак, загибаем пальцы в подсчете и получаем аж семь (а, может,  даже восемь?)  одномоментных совпадений числа 13! Не многовато ли для одного аварийного происшествия с оружием? И продолжим удивляться, когда еще узнаем, что накануне грузоподъемное устройство крана и злосчастный трос прошли полное техническое освидетельствование установленным порядком и соответствовали всем техническим нормам. 

Ну, вот как тут не поверить в нечистую силу  и не стать после этого случая суеверным! Так что не стоило  бы пренебрегать старинной морской традицией и не затевать такую ответственную работу в «черную пятницу», глядишь бы и пронесло!

 Лично мне не довелось быть свидетелем этого аварийного происшествия с оружием, поскольку в то время находился на учебе в Военно-Морской академии в городе Ленинграде. Зато во время последующей службы в Управлении ракетно-артиллерийского управления Северного флота  я неоднократно перечитывал акт его расследования и не переставал удивляться семикратному повторению числа 13 в этой истории.  Этот своего рода уникальный исторический документ долгое время хранился в этом флотском учреждении и,  в конце  календарного года мы оберегали его от уничтожения и аккуратно перешивали из старого дела в новое. В назидание потомкам, так сказать. Сохранился ли он до сих пор, мне не ведомо, ведь столько с той поры воды утекло!  Может быть, и сохранился, а может и прекратил свое существование в топке печи или под ножами шредера. 

Так что, «черная  пятница» — это вам не хухры-мухры, по крайней мере,  на флоте!  Вот такая история, хотите, верьте, а хотите – проверьте. Если сможете, конечно.

Вместо послесловия.

 Возможно, кто-то из читателей скажет, мол, байка все это, моряки на них мастаки, а возможно, кто-то и всерьез задумается. А мое личное дело было лишь рассказать о произошедшем случае.  Не исключаю, что кто-то и задастся вопросом: а могли ли эти ракеты в результате такого удара взорваться? Поспешу успокоить и со всей ответственностью утверждаю, что наши конструкторы предусмотрели этот вариант и конструктивно обезопасили с очень высокой степенью вероятности подобную ситуацию.  Даже, если бы она могла возникнуть  в пятницу 13-го числа.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Не буди лихо, пока оно тихо! Автор трижды прав!

  2. Севастополь. 13 причал. 13 числа (суббота) ПКР «Ленинград во время большой приборки произвел очередь из АК-725 — советской универсальной спаренной артиллерийской установки калибра 57 мм по заводской территории на противоположной стороне бухты. Были повреждены легковые автомобили: «Москвич»-1, «Жигули -3. и «Ленинская комната», где за десять минут до начала стрельбы, законилось партийное собрание. Народ вовремя покинул здание. Обошлось без человеческих жертв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *