
Моряки в своей основной массе – народ суеверный. И стали они такими благодаря мореплаванию — одному из самых древних и опасных ремесел человеческих. Ведь сколько связанных с морем леденящих душу историй и легенд известно этому не раз смотревшему смерти в глаза морскому люду! О бесследном и необъяснимом исчезновении кораблей и о трагических кораблекрушениях; о гигантских морских чудовищах, утаскивающих в морскую пучину целые корабли и о предвестнике беды на море – Летучем голландце; о внезапно возникающих гигантских волнах-убийцах и под стать им гигантских водоворотах, и о других катастрофических природных явлениях в Мировом океане, которые порой несут тяжелые испытания для мореплавателей. И все это передавалось среди моряков из поколения в поколение, из века в век, и воспитывало в них массу суеверий, и, порой, совершенно нелепых мифов и предрассудков.
Как вам, к примеру, такие?
Во времена парусного флота в штилевую погоду, чтобы обрести ветер нужного направления и паруса им наполнились, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и поскрести ногтями мачту, слегка посвистывая. Или вот, древние мореходы Индонезии представляли противный — так моряки называют встречный ветер в виде разгневанной женщины-бури и лучшее средство избавиться от ее козней, было раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная «ветреная дама» обязательно оставит их в покое.
В силу своего суеверия, моряки, как и огромная часть населения Земли, не любят и считают несчастливым число 13, хотя точная наука нумерология и история мореплавания ничем его из других чисел какой-либо чертовщиной не выделяют. И, тем не менее, не любят моряки число 13, приписывая именно ему источник своих неприятностей в море, и все тут! Причем, объяснить, почему так, никто не может, потому что слишком глубоко в историю уходят корни этого суеверия. А вот, если еще и на пятницу приходится это число, называемую в народе «черной пятницей», то, тут уж нечистая сила многократно усиливается и порой отрицать это совершенно не возможно.
Памятуя об этом, английские моряки никогда не выходили в море в «черную пятницу», а у голландских рыбаков такое совпадение дня недели и числа 13 было выходным днем. А вот, кто таким днем из моряков пренебрегал.…
К примеру, известен случай из истории мореплавания, когда единственное в мире во все времена семимачтовое парусное судно «Томас У.Лоусон», названное в честь одноименного американского писателя и бизнесмена, являющегося автором романа «Пятница, 13-е число», было выброшено штормом на рифы расположенного к юго-западу от побережья Англии крошечного архипелага Силли именно в пятницу 13 числа 1907 года, и в результате кораблекрушения практически весь экипаж парусника погиб.
Подтверждением тому служит и удивительное и невероятное событие, как говорится, из наших дней, которое случилось на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» Северного флота в 1979 году.
Итак, пятница, 13 апреля, та самая, «черная пятница». Идет штатная и вполне обычная погрузка зенитных ракет в ракетный погреб кормового ЗРК «Шторм» корабля. И неожиданно, ровно в 13 часов 13 минут, при погрузке 13 по счету зенитной ракеты В-611 с заводским номером, заканчивающимся числом 13, произошел разрыв стального троса грузового крана и эта ракета, весом около двух тонн с приличной высоты (уж не с тринадцати ли метров?) грохнулась в аккурат на крышки ракетного погреба № 13 ЗРК «Оса-М» правого борта. От столь мощного удара, в нем сорвались со своих креплений, попадали на его палубу и получили повреждения 13 зенитных ракет 9М33, полностью исключающие возможность их восстановления на технической ракетной базе и дальнейшего боевого применения. Впрочем, как и сама пусковая установка этих ракет, находившаяся внутри этого погреба.
Один из свидетелей этого «зрелища», делясь впоследствии со мною своими впечатлениями, сравнил его с буреломом из зенитных ракет, раскиданных на палубе среди покореженных элементов конструкции самого погреба и пусковой установки. Итак, загибаем пальцы в подсчете и получаем аж семь (а, может, даже восемь?) одномоментных совпадений числа 13! Не многовато ли для одного аварийного происшествия с оружием? И продолжим удивляться, когда еще узнаем, что накануне грузоподъемное устройство крана и злосчастный трос прошли полное техническое освидетельствование установленным порядком и соответствовали всем техническим нормам.
Ну, вот как тут не поверить в нечистую силу и не стать после этого случая суеверным! Так что не стоило бы пренебрегать старинной морской традицией и не затевать такую ответственную работу в «черную пятницу», глядишь бы и пронесло!
Лично мне не довелось быть свидетелем этого аварийного происшествия с оружием, поскольку в то время находился на учебе в Военно-Морской академии в городе Ленинграде. Зато во время последующей службы в Управлении ракетно-артиллерийского управления Северного флота я неоднократно перечитывал акт его расследования и не переставал удивляться семикратному повторению числа 13 в этой истории. Этот своего рода уникальный исторический документ долгое время хранился в этом флотском учреждении и, в конце календарного года мы оберегали его от уничтожения и аккуратно перешивали из старого дела в новое. В назидание потомкам, так сказать. Сохранился ли он до сих пор, мне не ведомо, ведь столько с той поры воды утекло! Может быть, и сохранился, а может и прекратил свое существование в топке печи или под ножами шредера.
Так что, «черная пятница» — это вам не хухры-мухры, по крайней мере, на флоте! Вот такая история, хотите, верьте, а хотите – проверьте. Если сможете, конечно.
Вместо послесловия.
Возможно, кто-то из читателей скажет, мол, байка все это, моряки на них мастаки, а возможно, кто-то и всерьез задумается. А мое личное дело было лишь рассказать о произошедшем случае. Не исключаю, что кто-то и задастся вопросом: а могли ли эти ракеты в результате такого удара взорваться? Поспешу успокоить и со всей ответственностью утверждаю, что наши конструкторы предусмотрели этот вариант и конструктивно обезопасили с очень высокой степенью вероятности подобную ситуацию. Даже, если бы она могла возникнуть в пятницу 13-го числа.
Не буди лихо, пока оно тихо! Автор трижды прав!
Севастополь. 13 причал. 13 числа (суббота) ПКР «Ленинград во время большой приборки произвел очередь из АК-725 — советской универсальной спаренной артиллерийской установки калибра 57 мм по заводской территории на противоположной стороне бухты. Были повреждены легковые автомобили: «Москвич»-1, «Жигули -3. и «Ленинская комната», где за десять минут до начала стрельбы, законилось партийное собрание. Народ вовремя покинул здание. Обошлось без человеческих жертв.