Бойко В.К. Трагедии тихоокеанского подплава.

Подводная лодка К-429

Подводная лодка атомная  670 проекта с крылатыми ракетами; разработчик — СКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»).  26 января 1971 года заложена на стапеле  судостроительного завода «Красное Сормово» им. А.Жданова в г. Горький как Крейсерская подводная лодка. 22 апреля 1972 года спущена на воду.

В мае 1972 года по внутренним водным системам переведена в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 15 сентября 1972 года вступила в строй. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. 29 ноября 1972 года включена в состав КСФ, вошла в состав 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на Западную Лицу.

В апреле 1977 года впервые в ВМФ СССР для однореакторной одновальной подводной лодки совершила одиночный подледный трансарктический межфлотский переход  из Мотовского залива в бухту Крашенинникова.  30 апреля 1977 года К-429 перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 10-й Дивизии подводных лодок 2-й Флотилии подводных лодок  КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова.  25 июля 1977 года была переклассифицирована в АБПЛ.

24 июня 1983 года К-429 была отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборной командой (часть штатной команды находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). Командир К-429 капитан 1 ранга Н.Суворов возражал против выхода в море, но командир дивизии В.Алкаев и начальник штаба флотилии О.Ерофеев, его возражения во внимание не приняли. При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, в котором находились четырнадцать подводников. Подводная лодка легла на грунт на глубине сорок метров. При попытке продуть главный балласт из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ большая часть ВВД ушла за борт. Были также частично затоплены первый, третий и пятый отсеки. На борту оставались сто четыре подводника, однако имелось лишь шестьдесят четыре комплекта индивидуальных спасательных аппаратов ИСП-60, в части из них баллоны с дыхательной смесью были пусты. Двое подводников смогли выйти из лодки через торпедный аппарат и сообщить об аварии.

Часть команды подводной лодки, которая в момент аварии находилась в кормовых отсеках, была выведена на поверхность через кормовой аварийно – спасательный люк без потерь. При самостоятельном выходе личного состава из подводной лодки погибли еще два подводника — один умер от сердечного приступа в торпедном аппарате, другой запутался в буйрепе спасательной вьюшки. Вышедшего последним командира на борту спасательного судна встретил комдив, который уговорил Суворова задним числом расписаться в журнале готовности к выходу в море.

Проявивший мужество при спасении  командир подводной лодки капитан I ранга Н.Суворов был осужден на 10 лет лишения свободы, командир БЧ-5 капитан второго ранга Б. Лиховозов — на восемь лет (оба отбыли по три года).  В августе 1983 года, силами Аварийно-Спасательной Службы К-429 поднята на поверхность и отбуксирована в бухту Сельдевую на СРЗ-49, где была принята в средний ремонт с модернизацией.

13 сентября 1985 года, при нахождении у стенки судоремонтного завода в бухте Сельдевой из-за неисправности донно-забортной арматуры и разгерметезации прочного корпуса, К-429 затонула  на небольшой глубине.  12 октября 1986 года, силами Аварийно-Спасательной Службы подводная лодка К-429 поднята на поверхность и оставлена на заводе для переоборудования в Учебно-Тренировочную Станцию. 5 марта 1987 года переименована в УТС-130 и в бухте Крашенинникова поставлена на прикол.

В 2001-2002гг. атомная подводная лодка К-429 утилизована в ПД-90 на ФГУП «Северо-Восточный Ремонтный Центр» в г.Вилючинск. В 2009 году сформированный трехотсечный реакторный блок хранился на плаву.  До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия ОАО «СВРЦ» в специально организованном пункте временного содержания.

Командир АПЛ капитан 1 ранга Суворов

(с сайта http://xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai/podvig-ekipazha-atomnoj-podvodnoj-lodki-apl-k-429-tof/?ysclid=lwk8nr3vq245384655)

П Л А Р К    К-429

П Л А Р К    К-429

П Л А Р К    К-429

Подъем понтонами с грунта подводной лодки К-429.

Подъем понтонами с грунта подводной лодки К-429

Подводная лодка К-429 после подъема.

УТС – 130 (бывшая К-429) на утилизации.

Вечная память погибшим подводникам:

  • Капитан-лейтенант КАСПАРОВИЧ Игорь Юрьевич
  • Капитан-лейтенант КУРОЧКИН Виктор Моисеевич
  • Старший лейтенант ПЕТРОВ Анатолий Ильич
  • Лейтенант ТУЛАСОВ Владимир Георгиевич
  • Мичман ЖАРИКОВ Инокентий Михайлович
  • Мичман КОЛЕСНИКОВ Николай Николаевич
  • Мичман КУЗЬМИН Александр Иванович
  • Мичман ЛЕЩУК Владимир Александрович
  • Мичман ПОРТНОВ Владимир Николаевич
  • Мичман ЧЕРЕМУШИН Анатолий Евгеньевич
  • Старшина 2 статьи СУЛТАНОВ Флюр Амарзанович
  • Старшина 2 статьи ЯШКИН Леонид Иванович
  • Старшина 1 статьи КОНРИНСКИЙ Андрей Владимирович
  • Матрос ЗАКИРОВ Рафик Малинович
  • Матрос СИНЮКОВ Николай Петрович
  • Матрос ШВЕДОВ Алексей Дмитриевич
Обновлено: 27.05.2024 — 05:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *