Подводная лодка К-429
Подводная лодка атомная 670 проекта с крылатыми ракетами; разработчик — СКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»). 26 января 1971 года заложена на стапеле судостроительного завода «Красное Сормово» им. А.Жданова в г. Горький как Крейсерская подводная лодка. 22 апреля 1972 года спущена на воду.
В мае 1972 года по внутренним водным системам переведена в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний. 15 сентября 1972 года вступила в строй. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. 29 ноября 1972 года включена в состав КСФ, вошла в состав 11-й Дивизии подводных лодок 1-й Флотилии подводных лодок КСФ с базированием на Западную Лицу.
В апреле 1977 года впервые в ВМФ СССР для однореакторной одновальной подводной лодки совершила одиночный подледный трансарктический межфлотский переход из Мотовского залива в бухту Крашенинникова. 30 апреля 1977 года К-429 перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 10-й Дивизии подводных лодок 2-й Флотилии подводных лодок КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова. 25 июля 1977 года была переклассифицирована в АБПЛ.
24 июня 1983 года К-429 была отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборной командой (часть штатной команды находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). Командир К-429 капитан 1 ранга Н.Суворов возражал против выхода в море, но командир дивизии В.Алкаев и начальник штаба флотилии О.Ерофеев, его возражения во внимание не приняли. При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, в котором находились четырнадцать подводников. Подводная лодка легла на грунт на глубине сорок метров. При попытке продуть главный балласт из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ большая часть ВВД ушла за борт. Были также частично затоплены первый, третий и пятый отсеки. На борту оставались сто четыре подводника, однако имелось лишь шестьдесят четыре комплекта индивидуальных спасательных аппаратов ИСП-60, в части из них баллоны с дыхательной смесью были пусты. Двое подводников смогли выйти из лодки через торпедный аппарат и сообщить об аварии.
Часть команды подводной лодки, которая в момент аварии находилась в кормовых отсеках, была выведена на поверхность через кормовой аварийно – спасательный люк без потерь. При самостоятельном выходе личного состава из подводной лодки погибли еще два подводника — один умер от сердечного приступа в торпедном аппарате, другой запутался в буйрепе спасательной вьюшки. Вышедшего последним командира на борту спасательного судна встретил комдив, который уговорил Суворова задним числом расписаться в журнале готовности к выходу в море.
Проявивший мужество при спасении командир подводной лодки капитан I ранга Н.Суворов был осужден на 10 лет лишения свободы, командир БЧ-5 капитан второго ранга Б. Лиховозов — на восемь лет (оба отбыли по три года). В августе 1983 года, силами Аварийно-Спасательной Службы К-429 поднята на поверхность и отбуксирована в бухту Сельдевую на СРЗ-49, где была принята в средний ремонт с модернизацией.
13 сентября 1985 года, при нахождении у стенки судоремонтного завода в бухте Сельдевой из-за неисправности донно-забортной арматуры и разгерметезации прочного корпуса, К-429 затонула на небольшой глубине. 12 октября 1986 года, силами Аварийно-Спасательной Службы подводная лодка К-429 поднята на поверхность и оставлена на заводе для переоборудования в Учебно-Тренировочную Станцию. 5 марта 1987 года переименована в УТС-130 и в бухте Крашенинникова поставлена на прикол.
В 2001-2002гг. атомная подводная лодка К-429 утилизована в ПД-90 на ФГУП «Северо-Восточный Ремонтный Центр» в г.Вилючинск. В 2009 году сформированный трехотсечный реакторный блок хранился на плаву. До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия ОАО «СВРЦ» в специально организованном пункте временного содержания.
Командир АПЛ капитан 1 ранга Суворов
(с сайта http://xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai/podvig-ekipazha-atomnoj-podvodnoj-lodki-apl-k-429-tof/?ysclid=lwk8nr3vq245384655)
П Л А Р К К-429
П Л А Р К К-429
П Л А Р К К-429
Подъем понтонами с грунта подводной лодки К-429.
Подъем понтонами с грунта подводной лодки К-429
Подводная лодка К-429 после подъема.
УТС – 130 (бывшая К-429) на утилизации.
Вечная память погибшим подводникам:
- Капитан-лейтенант КАСПАРОВИЧ Игорь Юрьевич
- Капитан-лейтенант КУРОЧКИН Виктор Моисеевич
- Старший лейтенант ПЕТРОВ Анатолий Ильич
- Лейтенант ТУЛАСОВ Владимир Георгиевич
- Мичман ЖАРИКОВ Инокентий Михайлович
- Мичман КОЛЕСНИКОВ Николай Николаевич
- Мичман КУЗЬМИН Александр Иванович
- Мичман ЛЕЩУК Владимир Александрович
- Мичман ПОРТНОВ Владимир Николаевич
- Мичман ЧЕРЕМУШИН Анатолий Евгеньевич
- Старшина 2 статьи СУЛТАНОВ Флюр Амарзанович
- Старшина 2 статьи ЯШКИН Леонид Иванович
- Старшина 1 статьи КОНРИНСКИЙ Андрей Владимирович
- Матрос ЗАКИРОВ Рафик Малинович
- Матрос СИНЮКОВ Николай Петрович
- Матрос ШВЕДОВ Алексей Дмитриевич