XI. Перемены в управлении Черноморским флотом
Адмирал Лазарев М.П.
1. Реорганизация Управления Черноморским флотом
Необходимость приведения Российского флота в соответствие с требованиями времени и достижениями передовых западно-европейских флотов объективно врывалась в повестку дня.
При А. С. Грейге Черноморский флот формально оставался до 1823 года в подчинении губернатора Тавриды Д. В. Нарышкина, а позже генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии, генерал-адъютанта Михаила Семёновича Воронцова.
Проблемы развития черноморских портов и самого Черноморского флота потребовали прямого подчинения Морскому министерству в Петербурге. В связи с чем, Алексей Самуилович как главный командир ЧФ, привлекался также к совещаниям, где обсуждались предложения о совершенствовании управления Императорским российским флотом с целью повышения его боеготовности, что почти год удерживало Грейга в Петербурге.
В итоге, 16 декабря 1831 г. было утверждено новое образование Черноморского управления, по которому все функции управления сосредотачивались в руках Главного командира, с правами и обязанностями командира отдельного корпуса. В случаях, превышающих его власть, он обязан был обращаться к начальнику Главного штаба Его Императорского Величества или к Морскому министру.
В том же году Черноморский флот был поделён на две дивизии: 4-ю и 5-ю, а каждая из них ‒ на три бригады. 3-я бригада 5-й дивизии комплектовала Дунайскую флотилию.
2. Назначение контр-адмирала М. П. Лазарева начальником штаба ЧФ
17 февраля 1832 г. Высочайшим приказом начальником штаба к Главному командиру ЧФ и Черноморских портов адмиралу А. С. Грейгу был назначен контр-адмирал М. П. Лазарев. И когда он первый раз прибыл в Севастополь с целью обследования местного Адмиралтейства и портового хозяйства, то обнаружил настолько убогое во всём состояние, что вынужден был поделиться своей досадой с близким другом по стажировке в Англии отставным капитан-лейтенантом А.А. Шестаковым: «Адмиралтейство беднейшее, магазины тоже, казармы только две, в которых можно жить» [85].
Ещё безрадостнее обстояло дело во флотских экипажах и на самих суднах: отсутствовали должностные и операционные инструкции.
Но, несмотря на такое плачевное состояние флота (когда корабли не выходили в море по 5-6 лет!), М. П. Лазарев приступает к решению важнейших проблем, связанных с реорганизацией ЧФ и портового хозяйства. Этому в некоторой мере способствовало и то обстоятельство, что после заключения Ункяр-Искелесийского мира 26 июня (8 июля) 1833 г. Турция восстанавливала свой флот, почти полностью утраченный в конфликте с египетским пашой, и в Чёрном море не появлялась.
Черноморский флот также получил возможность беспрепятственно восстанавливать свой состав до штатной численности и его боеготовности в течение почти 10 лет.