«Крушение парохода «Титаник» — морская катастрофа, произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана. Во время первого рейса самый большой на тот момент океанский лайнер с 2208 людьми на борту столкнулся с айсбергом и получил серьёзные повреждения обшивки корпуса. Спустя 2 часа 40 минут он полностью ушёл под воду. Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек».
Моряки не любят вспоминать истории, связанные с кораблекрушениями и смертью людей. Гибель «Титаника» — это не только цепь непредсказуемых случайностей, но в большей мере, халатного отношения к морской стихии, просчёты кораблестроителей и непрофессионализм экипажа несчастного судна. Однако, и в этой перечне ошибок, не обошлось без нарушения морских традиций и не внимательное отношение к морским суевериям.
1. Само название лайнера — «Титаник» — было выбрано не случайно. По замыслу руководителей судоходной компании, назвать судно в честь героев древнегреческих мифов — титанов, которые вознамерились свергнуть богов-олимпийцев, было хорошей рекламной идеей. Возможно, что они плохо знали морские поверия связанное с наименованием судов. Первое из них — «море не любит, громких, вызывающих корабельных имён и наказывает за это». Тем более, что по легенде эти «титаны», за свою гордыню, были богами низвергнуты и отравлены в Тартар. А Тартар – по древнегреческой мифологии
— глубочайшая бездна, находящаяся где- то на Севере. Как тут не поверить в мистику, когда «Титаник» затонул на севере Атлантики и лежит в на дне океана, на глубине 3750 метров. 2. Второе морское поверье, которое нарушили судовладельце — «нельзя называть новое судно именем уже погибшего корабля». Если бы хозяева судна поинтересовались историей имени «Титаник», то они бы с удивлением узнали, что в 1898 году, за 14 лет до спуска на воду погибшего «Титаника», американским писателем-фантастом Морганом Робертсоном была опубликована повесть «Тщетность». В повести описывается лайнер «Титан», который считался «непотопляемым» и по главным параметрам удивительно точно походил на «Титаник». По сюжету, в плавании, проходившем в апреле (!), «Титан», шедший на предельной скорости (!), около полуночи (!) столкнулся с айсбергом(!), в результате чего получил сильные повреждения правого борта (!) и затонул(!). Большинство людей, находившихся на борту, погибли, а главная причина большого числа жертв — нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна (!). В реальности все так с «Титаником» и случилось 12 апреля 1912 года. Гибель «Титаника» показала всю сверхъестественность сходства между вымышленным сюжетом книги и реальной версией крушения. Как можно было после появления такой книги давать похожее имя судну. Возможно, те 55 человек, которые отказались от рейса и сдали свои билету, читали эту книгу, верили в мистику корабельных имен и поэтому остались живы.
3. Как известно, лайнер «Титаник» был построен достаточно быстро – всего за 26 месяцев. Строительство его не обошлось без крови — за это время погибло 8 рабочих, а 246 человек получили травмы. Первой и, пожалуй, самой известной жертвой строительства «Титаника» стал Сэмюель Скотт, которому было всего 15 лет. Предполагается, что он умер от пролома черепа, в результате падения с корабля. Доподлинно это неизвестно, ведь даже могильную плиту с его именем, на кладбище Белфаста поставили лишь спустя 100 лет. После таких смертоубийственных происшествий ещё до спуска его на воду за «Титаником» потянулась дурная молва. А по морским повериям на таких судах ходить по морям – все равно, что испытывать свою судьбу.
4. Грубейшим нарушение флотских традиций стало то, что на судне вообще не проводился обряда морского крещения при спуске «Титаника» со стапеля, т.е его по-морскому не «крестили». А в начале 20 века этот морской обряд был в моде и практически на всех судах при спуске разбивалась бутылка шампанского, и «крестной мать» давала имя судну. Вряд ли судовладельцы экономили на проведение этого мероприятие «крещения» судна. Просто они не были моряками и не уважали морские традиции.
5. Следующим несоблюдением морских правил было, то что на «Титанике» перевозилась настоящая египетская мумия. В 1880-х годах во время раскопок близ Каира была обнаружена мумия прорицательницы Амен-Оту, жившей во времена правления фараона Аменхотепа IV. Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем перепродана другому, а тот третьему и далее… Причём из-за мумия и у ее хозяев сразу начинались разные проблемы. Все предыдущие владельцы, погибали при самых таинственных обстоятельствах, а те, кто был рядом с ней заболевали какими-то странными болезнями. В 1912 года мумию выкупил из Британского музея, американский коллекционер и решил её отправить в Америку на «Титанике». Столь ценный груз не рискнули перевозить в трюме и разместили в помещениях прямо за капитанским мостиком лайнера. Известно, что у изголовья останков прорицательницы Амен-Оту среди драгоценностей и амулетов, лежала статуэтка бога Осириса украшенная надписью: «Восстань из праха, и взор твой сокрушит всех, кто окажется на твоём пути».
По непроверенной версии капитан «Титаника» Эдвард Смит, из любопытства приоткрыл саркофаг и взглянул в глазницы древней оракулы, чем вызвал её недовольство и … древнее пророчество сбылось, накликав на «Титаник» беду.
6. Капитан «Титаника» Эдвар Смит был опытным моряком. Он прослужил на флоте почти 40 лет и командовал такими крупными кораблями как «Адриатик», «Маджестик», «Коптик» и «Олимпик». Конечно, он имел большой опыт судовождения, но он не был «везучим» капитаном. На многих судах которыми он командовал, случались аварии, пожары посадки на мель, и конечно моряки опасались несчастливой «кармы» такого начальника. Тем более, что этот рейс «Титаника» был его последние плавание перед выходом на пенсию.
7. Первый день отправления в рейс «Титаника» показал, что все предыдущие недобрые знаки начали сбываться. 9 апреля 1912 года, не успело судно отплыть в море, как уже на выходе из порта, из-за ошибки капитана, оно чуть не столкнулся с американским лайнером «Нью-Йорк». Избежать первую катастрофу удалось практически в последнюю минуту — суда разошлись на расстояние полуметра! Такие происшествия при первом выходе в море для опытных моряков – верный знак, что с судном что-то случится в дальнейшем!
8. Возможно, последним символическим предупреждением перед кораблекрушением стало то, что на судне умер пассажир – Эдвар Клаувер. О чем тщательно скрывалось от экипажа и пассажиров. А через несколько часов и самого судна не стало. Смерть пассажира – всегда признак будущих неприятностей для судна.
Интересно, что хозяева судостроительной компании «Уайт Стар Лайн» сделали выводы из трагедии с «Титаником». У «Титаника» был младший брат – лайнер «Гигантик», в 1912 году он еще только строился на вервях. Чтобы с ним подобной трагедии не повторилось, в его конструкцию на ходу вноситься изменения, но главное ему сменили имя. Вспомнив из древнегреческих мифов, что судьба как титанов, так и гигантов была весьма плачевна, хозяева корабля решили сменить названия «Гигантик» — на более патриотичное — «Британник». Что характерно, это лайнеру не помогло и в Первую Мировую войну он был потоплен немецкой субмариной.
Слово «Титаник» стало синонимом обречённых на неудачу авантюр, трусости, потрясений и приключений, но чаще всего — «Титаник» — это печальный символ человеческой непомерной гордыни.