Вопрос отношения к вере, прежде всего православной, большевиками с приходом власти в России был решен однозначно. Кто не с нами — тот против нас и подлежит уничтожению. На первом месте у большевиков был рабочий класс — движущая сила революции, на втором — крестьянство. Остальные сословия еще Императорской России были объявлены враждебными рабоче-крестьянской власти — аристокртия, духовенство, купечество, казаки.
Меня всегда удивляли разрушенные православные храмы в России. Без боли я на это смотреть не мог. Хотя не могу приписать себя к полностью верующим, хотя крещеный. Бабушка в детстве покрестила и сказала ничего родителям не говорить. Не сказал, но помнил.
Разрушать то, что было построено людьми с любовью – это выше моего понимания. И разрушила эти храмы не война, а разрушили люди. Целенаправлено разрушили, чтобы убить в русском народе православную веру. Убивали колокольный, так называемый малиновый звон на Руси. Разрушили Храмы — шедевры русской архитектуры, построенные с любовью и на народные деньги. Кто их разрушил? Сами православные? Получается, что да. А кто руководил? В основном люди не имевшие никакого отношени я к православию.
На кладбище Александро-Невской Лавры, увидел доску, что здесь расстреляны 19 монахов за то, что в голодные годы делились продовольствием с людьми. Можно по-разному относиться к монахам, но расстреливать за такое, вместо того, чтобы отблагодарить – странно и на мой взгляд преступно.
Потом прочитал про так называемый СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, куда ссылали священнослужителей. Православных. Не было там, судя по воспоминаниям, ни одного католического или лютеранского пастора, мусульманского муллы.
Кто же их так и за что? Непонятно.
Потом прочитал про воинствующих безбожников и все встало на свои места.
Что такое безбожники понятно, что такое воинствующие безбожники наверно предстоит разобраться. Тем более, что мы жили в такие годы, когда с храмов не сбрасывали кресты и колокола, когда священников за веру и прочие проступки не сажали в СЛОН.
Мне приходилось видеть в своей жизни много разбитых и разрушенных храмов и монастырей. Приходилось видеть в храмах со сбитыми крестами и без колоколов различные склады, библиотеки и даже в Казанском соборе посещать музей религии и атеизма. Атеизм — отвержение веры и существование любого божества или бога.
Существует Бог или нет – на мой взгляд, дело каждого человека лично. Для одних людей Бог существует, для других нет. Правда почему-то даже самые неверующие вспоминают о Боге перед лицом смерти. Да человек существо порой легко уговариваемое и убеждаемое и при осуществлении качественной грамотной пропаганды может поверить в любую чушь. Можно заставить, убедить любого. А кого нельзя убедить силой слова, можно убедить силой принуждения. А для этого надо прежде всего уничтожить храмы, куда ходят люди, облить грязью религиозные книги и учения, уничтожить священников, несущих слово божье к людям. Надо сделать так, чтобы верить было стыдно и презираемо. И по факту считалось, что коммунисты, комсомольцы, пионеры и даже октябрята в Бога не верили.
Помню нас учили в школе учителя – увидел попа подойди и спроси – Гагарин летал, Бога не видел. Так, где же ваш Бог? Детей такому учили.
И еще до окончания победы большевиков в гражданской войне, началось гонение на церковь и священников. Было объявлено, что церковь поддерживает белых, стремящихся восстановить власть царя, капиталистов и помещиков и поэтому ее надо уничтожить.
Я помню изучаемые во всех ВУЗах и школе слова Карла Маркса – Религия – опиум для народа. Ну а раз так сказал верховный сенсей – вождь и почти божество, именем которого стали называть улицы и города, ставить памятники, изучать теоретическое наследие – значит так и должно быть. А постольку, поскольку никто из верующего народа добровольно отказываться от веры не хотел, а на каждом шагу стояли храмы, в которых священники агитировали за веру – значит с этим надо бороться. А лучший способ борьбы был придуман властью – уничтожение храмов и священников.
Официально впервые идеи богоборчества зародились в Воронежской области. Был создан Союз в 1921 году, названный воронежским обществом неверующих атеистов. Сейчас сложно установить кто были инициаторами, но цель общества была объявлена — идейная борьба с религией во всех её проявлениях.
А здесь еще в работе «Социализм и религия» 1905 г. Ленин повторяет представления о религии в марксистском духе:
«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах… Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов… Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
Ленин рассматривает религию как негативный пласт культуры, и считает, что религия работает как средство порабощения в угоду капиталистических элит.
Но в той же работе встречаем следующее:
«Религия должна быть объявлена частным делом… Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью».
Но слова это одно, а действия большевиков были совсем другими. Слова Ленина были мягкими, а вот дела были жесткими.
Из этого отрывка видно, что Ленин официально не хотел вроде запрещать религию, но хотел, чтобы люди сами отказались от веры в Бога.
Заставить отказаться от веры людей старшего поколения очень сложно, а вот молодежь – будущее России можно. И упор был сделан на молодежь.
Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году церковь отделялась от государства, а школа – от церкви. В том же году специально учреждённые органы приступили к ликвидации административно-управленческих структур Русской Православной Церкви.
29 октября 1918 года был создан всесоюзный Союз молодежи. В 19245 году, после смерти Ленина ему было присвоено имя Ленина. И одной из первых задач молодежи стала борьба с религией.
Комсомольцы первыми пришли рушить храмы, сбрасывать кресты и колокола. Стали жаловаться, что им жить мешает колокольный звон. И первым под удар безбожников попала именно православная вера
Но это была борьба не столько наверно с религией, сколько самим русским народом, как государствообразующим народом. И началась борьба через религию.
Фактически борьба с религией началась с первых дней существования Советской власти. И прежде всего сначала большевиками были отброшены в сторону нормы христианской морали – не убий, не укради, не лги, не желай ничего у ближнего своего; воспитание молодежи в духи любви к Богу, ближнему, уважению отца и матери, уважение власти, так как считалось, что любая власть дана Богом. Шла гражданская война и надо было, чтобы армейская молодежь ради счастливого коммунистического будущего и победы над прошлым, нарушала (отбросила) все основные нормы христианской морали.
Экспроприация экспроприаторов – лозунг большевиков. Землю крестьянам, фабрики рабочим! Все можно грабить – все вокруг народное, все вокруг мое. И понеслись поджоги помещичьих усадьб, грабежи и убийства более или менее богатых людей, порой не имеющих никакого отношения к аристократии, помещикам и капиталистам. Но ведь партия сказала свое слово.
Партии большевиков видимо понадобилось, чтобы православие на территории СССР было уничтожено. Вернее, не всей партии, а руководству партии. Почему только православие, а не вкупе с ним другие религии – ислам, иудаизм, буддизм. Это вызывает массу вопросов к тем, кто проводили в жизнь решения партии.
Скажем так, что православная религия – это часть истории русского народа и государства — истории сложной, мученской, подвижнической. И в отличии от западных и мусульманских религий распространение православной религии никогда не носила агрессивный характер и не насаждалась силой оружия. Хотя какие-то приемы насаждения религии использовались. Так на острове Эзель было объявлено, что люди, принявшие православную веру, освобождаются от крепостной зависимости и практически все население острова Эзель стал православным. И коллизия даже нынешнего существования эстонских фамилий и православных имен, там звучит нормально. А силой лишить народ веры – это как бы вытащить из основы существования русского народа стержень, скрепляющий все основы жизни и существования. Все же православная вера на Руси была целое тысячелетие. Хотя из истории мы знаем, что православная религия кое-где прививалась сложно, порой силой, но Русь приняла тогда всеми племенами именно православную религию.
22 мая 1921 года в СССР решением РКСМ (российского коммунистического союза молодежи) создается пионерская организация. Пионерами в США назывались первопроходцы, первооткрыватели. Интересно, что в русской императорской армии были пионерские части, выполняющие инженерные и строительные (строительство мостов для движения армии) задачи. С 1922 до 1924 пионерская организация носила имя Спартака. Пионеры называлась Юными пионерами имени Спартака. Однако после смерти Ленина, 21 января 1924 года, получила его имя и стала называться Детской коммунистической организацией имени В. И. Ленина. Руководство деятельностью пионерской организации осуществляли старшие товарищи из ЦК ВЛКСМ. Организация стала членом Международного комитета детских и юношеских организаций (SIMEA). Скорее всего, что «коммунистическое детское движение (пионеры) было заимствовало организаторами у движения бойскаутов, бывшее в России до революции. Во всяком случае многие положения движения бойскаутов, треугольные галстуки в виде платков на груди были заимствованы у них. И их тоже, фактически детей, решили привлечь к борьбе с религией. Появились Павлик и Морозовы, стучавшие на своих родителей.
В ноябре 1924 года Антирелигиозная комиссия, а декабре — Оргбюро ЦК поддержали проект создания всесоюзного безбожного общества. Была создана специальная комиссия из верных ленинцев и троцкистов, которая занялась подготовкой к съезду безбожников. I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, который постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР. От всех коммунистов, комсомольцев потребовали, чтобы подписались на эту газету. Власти рассчитывали, что создание всероссийской организации поможет перейти от кампанейщины и кустарных атак на религию к системной работе, в которую будут вовлечены партийные, комсомольские, культурно-просветительские структуры, а также более широкие массы населения. В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев, С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов, А. Григорович, Д’Актиль, И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор, М. Поликарпов, М. Праскунин, А. Пришелец, Н. Румянцев, Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит, Н. Шебуев. С СВБ постоянно сотрудничали такие известные члены Коммунистической партии, как Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. А. Красиков, И. И. Скворцов-Степанов, а также Н. И. Бухарин и многие другие.
11—15 июня 1929 года в Москве прошёл II съезд ОДГБ, который собрал 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих социалистов из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами, обличающими православную религию на съезде, выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький, Демьян Бедный, Владимир Маяковский. Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР) из числа пионеров.
Возглавил этот Союз верный ленинец и троцкист, не имевший никогда никакого отношения к православной вере Емельян Михайлович Ярославский он же Миней Израилевич Губельман.
Представляя собой строго централизованную, работающую по единому плану организацию, «Союз воинствующих безбожников» строился по военному признаку, разбиваясь на ячейки, отряды и группы. Был принят устав безбожников, введены единый членский билет СВБ СССР, ежемесячные членские взносы, работники учреждений и предприятий Союза безбожников приравнивались по статусу к государственным служащим.
С 1922 года в СССР появилась газета «Безбожник». А в сентябре 1923 года Антирелигиозная комиссия ЦК ВКП (б) сочла необходимым создание атеистических кружков во всех областях и краях СССР, определены источники финансирования. В августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). Надо отметить, что вся борьба с религией в Советской России, а потом в СССР были подчинены идеологическому руководству государства, а не отдельных лиц, хотя, конечно, нельзя отбрасывать, что на местах была и личная инициатива руководителей.
Объявленная в 1929 году на 2-м съезде Союза воинствующих безбожников 1-я «Безбожная пятилетка», а затем и 2-я безбожная пятилетка (с 1932) имели цель создать многомиллионную антирелигиозную организацию и радикально снизить число верующих. К 1932 г. членами Союза воинствующих безбожников считались 5,5 млн человек (по числу разосланных бланков); количество первичных ячеек, объединённых в советы, составляло 65 тыс. человек. Но даже пятилетки, разгром храмов и священников дали формальные результаты: число верующих больше значительно не сокращалось, в 1935 г. продолжали действовать в стране 10 тысяч религиозных организаций. Провал антирелигиозной пропаганды был объявлен происками внутренних и внешних врагов. Попытки во 2-й половине 1930-х гг. активизировать деятельность Союза воинствующих безбожников были безуспешными. 3-й съезд союза так и не состоялся.
Воинствующие безбожники – комсомольцы проводили в городах и селах красочные карнавалы и шествия, высмеивающие религию и священников.
Антирелигиозная демонстрация cocomera.gallery.ru
В 1929 году юных безбожников насчитывалось в России более 1 миллиона человек.
Безбожники проводили активную работу и непосредственно участвовали в коллективизации. Во многом голод конца 20 – начала 30-х годов возник именно благодаря их деятельности
Головная подводная лодка новой серии «Щ», заложенная в 1932 году на судостроительном заводе в Ленинграде, была названа в угоду безбожникам «Воинствующий безбожник». Но при выходе из завода получила название «Линь Щ-305». 1.3.1942 года недалеко от Аландских островов была потоплена финской ПЛ. Погиб весь экипаж 38 человек.
В Красной армии действовали общества воинствующих безбожников, пользовавшие поддержкой комиссаров. Пытались даже добиться чтобы вся Красная армия была неверующей.
Показательно верить становилось опасным. Верующих за веру снимали с должностей, лишали возможности сделать карьеру, преследовали.
22 июня 1941 года Патриарший местоблюститель митрополит Сергий в своём обращении к православным верующим призвал народ встать на защиту Родины. Тогда же он обратился с призывом начать сбор средств в фонд обороны страны. Только по приблизительным подсчётам верующие собрали не менее 300 миллионов рублей. И с 1941 года, в силу изменения государственной религиозной политики деятельность союза воинствующих безбожников фактически прекратилась. А с началом Великой отечественной войны, когда в церквях начали молиться за победу Красной армии, почти вовсе прекратилось.
4 сентября 1943 года произошло знаменательное историческое событие: встреча И.В. Сталина – главы СССР, с высшими представителями Русской Православной Церкви.
После данной встречи, деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви было направлено на достижение и осуществление взаимодействия между правительством и патриархатом. В 1943 и 1944 годах выходят Постановления об открытии храмов, что приводит если не к резкому возрождению храмовых сооружений, то хотя бы к прекращению их разрушения и началу восстановления. Из ссылок и лагерей начинают возвращаться репрессированные священнослужители.
Кардинального переворота в политике Сталина по отношению к Церкви не произошло, но именно при нём Русская Православная Церковь начала выходить из состояния разрухи.
Официально был распущен постановлением Совета министров СССР в 1947 г., его функции переданы Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний.
Но пришедший на смену «Отцу народов» Н.С. Хрущёв, известный своей «оттепелью», снова ужесточил политику в отношении церкви, оставаясь в этом вопросе гораздо более радикальным и последовательным «безбожником».
И только после распада СССР начала восстанавливаться православная религия и храмы. И фактически перестала преследоваться в стране вера в Бога. Хочешь веришь – хочешь нет стало делом каждого человека.
И надо же. Ещё есть люди, собирающие подобные факты и публикующие их.
Вопрос — для чего?
Это наша история и ее надо помнить и знать, чтобы в дальнейшем не допускать подобного. Каждый храм в России — это деньги верующих людей, кровь, слёзы, радость. Многие храмы — это уникальные творения русской архитектуры — шедевры, как Исакиевский собор, Казанский храм в Дубровицах, Успенский собор Московского Кремля, Новгородская, Полоцкая и Киевская Софии, Александро-Невская Лавра, Святогорская Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Троице-Сергиева Лавара, Псково-Печерский монастырь и многие другие. Во время набегов на Русь первыми звонили о беде коловола Храмов. Люди укрыывались в Храмах от неприятеля, угрожавшего жизни, сжигали себя в храмах, чтобы не достаться врагу. Мой прадед за свой счет ставил Храмы в деревнях у Чудского озера. Их восстановили, несется служба и люди идут туда. Никто силой никого не заставляет верить. Это нельзя делать, ка и не верить. Пусть никто не мешает тем, кто верит в Бога и не приследует их за это — и все.
И где в моем ответе Вы нашли, что я мешаю кому-то верить или не верить. Но не нужно и всю вину за произошедшее валить на всех атеистов. В основном это были представители власти. Мои деды и прадеды были верующими. Но не мне и не им это не давало повода не любить друг друга. И даже спорить по этому поводу.
Александр Владимирович я не в коем случае, написав комментарий, не имел ввиду лично Вас. Сформулировал не точно — это так. Исправлю. Простите. Я имел ввиду, тех, кто разрушали церкви, тех кто отправляли священников в застенки, тех, кто запрещали на Руси колокольный звон, тех, кто создавали эти античеловеческие и антирусские общества «воинствующих» безбожников, разрушавших храмы. Исправлю. Но суть статьи, что боролись не с религией, как таковой, а только с православной верой русского народа. Боролись люди нерусские, неправославные и старались замарать в этой их борьбе прежде всего русскую молодежь — комсомольцев и пионеров, которых отправляли сбрасывать колокола и кресты, жечь иконы, унижать священников. У меня все родители, деды и прадеды и дети крещенные, а жена и внуки нет. Это их выбор. Но настаивать нельзя. Каждый выбирает свой путь сам в этом вопросе. Хотя вера к плохому не призывает. А заповеди Евангелия совпадают во многом с моральным кодексом строителя коммунизма. Меня, когда бабушка покрестила в детстве, то просила об этом никому не говорить, особенно родителям. Сказала, что у папы возможно будут проблемы по службе, если узнают, да и тебе говорит вступать в пионеры и комсомольцы. Без этого нельзя. Молчи и неси веру в себе. Я так и сделал, хотя православные храмы посещал. Редко, но посещал. Такое бывает. А у большинства родных в Нарве, Гдове, Питере висели иконки на вином месте и горели свечи. А за стол без молитвы не садились. С уважением.
Правильно. Это выбор каждого из нас. Но на этот выбор могут влиять и наша власть, и семья и окружающая обстановка. А главное — у всех есть голова, которая помогает во всём разобраться и сделать правильный выбор.
Я тоже посещал храмы, но только с целью полюбоваться их красотой и обстановкой, царившей в них.
В первый раз меня сводила туда и крестила моя прабабушка, когда мне было 3 года. Но позже мама порекомендовала об этом никому не рассказывать.