Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года и жил в городе Тихвине Новгородской губернии (напротив Богородично-Успенского монастыря на берегу речки Тихвинки), принадлежал к известной дворянской фамилии Римских-Корсаковых. Отец – Андрей Петрович Римский-Корсаков был Новгородским вице-губернатором, а вот мать Софья Васильевна была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Орловской губернии Скарятина Василия Федоровича. В детстве мать получила очень хорошее воспитание, умела играть на рояле, говорила по-французски. Помещик очень любил свою единственную дочь.
Римские-Корсаковы — дворянский род, происходивший из семьи Корсаковых, получивший право в 1677 году от Царя Федора III Алексеевича – родного брата Софии Алексеевны, принять фамилию Римских-Корсаковых, якобы за происхождение их предка из Рима (так трактует происхождение фамилии Русский биографический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона Е.А.). Первыми Римскими-Корсаковыми стали Яков Никитич Корсаков – копорский комендант и ландрихтер Ингерманландский и его младший брат Василий Никитич Корсаков – белозерский коменданта. Все остальные Римские-Корсаковы произошли от них. Род Римских-Корсаковых внесен родословные книги Калужской, Курской, Московской, Новгородской, Орловской, Смоленской, Тверской, Харьковской, Екатеринославской и Тульской губерний.
Наиболее известными представителями этой фамилии стали:
Александр Михайлович Римский-Корсаков 1753-1840 – генерал от инфантерии, участник 2-ой русско-турецкой войны, персидского похода графа Платона Зубова. Получил известность за командование армией, отправленной в Италию на помощь графу Суворову. Однако наполеоновский маршал Массена нанес ему поражение при Цюрихе (Швейцария) 14 (25) сентября—15 (26) сентября 1799 года, в результате измены австрийцев (не оказания помощи). Французы захватили в плен 3 русских генералов (генерал-лейтенант Остен-Сакен, генерал Лыкошин, генерал Марков), около 4000 солдат, 9 полковых знамен, 26 орудий. Это самое жестокое поражение нашей армии за XVIII столетие. «За кровь, пролитую под Цюрихом, вы ответите перед Богом», — писал Суворов австрийскому эрцгерцогу Карлу, главному виновнику цюрихской катастрофы — результата вероломства австрийцев. Император Павел I отставил генерала Римского-Корсакова от службы и удалил в деревню. Но император Александр снова принял его на службу, назначил командовать резервной армией на западных границах и включил в Государственный Совет.
Иван Николаевич Римский-Корсаков – фаворит Императрицы Екатерины II. Будучи капитаном лейб-гвардии Кирасирского полка, познакомился со светлейшим князем Г. А. Потёмкиным, который искал тогда замену отставленному фавориту императрицы С. Г. Зоричу. Оценив красоту Римского-Корсакова, а также его невежество и отсутствие серьёзных способностей, Потёмкин представил его императрице. Римский-Корсаков понравился и был назначен флигель-адъютантом к императрице, пожалован в действительные камергеры, генерал-майоры, генерал-адъютанты. Екатерина пожаловала фавориту дом на Дворцовой набережной (бывший дом князя Васильчикова), а также большое имение в Могилёвской губернии в 6000 душ крестьян, подарила 200000 рублей на путешествия, множество бриллиантов и жемчуга (на сумму до 400000 руб.) и т. д. Иван Николаевич обладал приятным голосом, хорошо играл на скрипке. Екатерина II была более, чем привязана к нему, скучала без него, называла его своим другом, уверяла в сердечной привязанности, заказала для него копию со своего портрета работы Эриксона. Однако, внезапно императрица застала его в объятиях графини Прасковьи Брюс. Это решило судбу фаворита. В октябре 1779 года он был лишен всех наград и удалён от двора в деревню. Имел внебрачных детей Василия и Варвару якобы от графини Екатерины Петровны Строгановой, получивших во времена Павла I дворянство и фамилию Ладомирские.
Воин Яковлевич Римский-Корсаков — вице-адмирал. Начиная с Воина Яковлевича в роду Римских-Корсаковых 18 человек стали моряками, 15 из них закончили Морской корпус, 9 стали адмиралами.
Воин Андреевич Римский-Корсаков – вице-адмирал, мореплаватель, командир паровой шхуны «Восток» первой из паровых кораблей, пришедших на Дальний Восток, географ, гидрограф, дипломат, писатель, реорганизатор системы военно-морского образования. Старший брат композитора Н. А. Римского-Корсакова Воин Андреевич оказал огромное влияние на воспитание младшего брата, который именно по его стопам пошел в Морской корпус.
Однако не меньшее влияние на воспитание Николая Андреевича оказала мать София Васильевна, которая привила ему любовь к музыке, научила нотной грамоте. В 6 лет он уже играл на пианино. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Удивительно, что Римский-Корсаков стал композитором, не имея профессиональной музыкальный подготовки. Однако в детстве он больше любил книги, чем музыку.
В 12 лет Николай Андреевич по настоянию отца поступил в Морской корпус. Семья Римских-Корсаковых переезжает из Тихвина в Санкт-Петербург.
В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой. В Санкт-Петербурге он познакомился с операми Россини, Доницетти, фон Вебера. Его воображение поразили оперы «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера, произведения Михаила Ивановича Глинки — «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».
— Я был 16-летний ребёнком, — вспоминал Николай Андреевич — страстно любивший музыку и игравший в неё».
В свободное время от занятий в Морском корпусе Николай Андреевич посещал спектакли Мариинской оперы, а карманные деньги откладывал, чтобы покупать ноты. Любимым композитором Римского-Корсакова стал Михаил Глинка. Он вспоминал: «Я, кажется, в первый раз ощутил непосредственную красоту гармонии… В Глинку я был влюблен».
Николай Андреевич чувствовал необходимость получить более серьёзное музыкальное образование. С осени 1859 года помимо морского образования в корпусе Николай начал в свободное время брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Благодаря этому знакомству Николай Андреевич Римский-Корсаков познакомился с композитором Милием Балакиревым и даже стал членом его кружка. В Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев не только руководил работой более молодых коллег, но и подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, помогал с инструментовкой.
Николаем Андреевичем под руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение — Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали в годы его обучения у Канилле, но серьёзная работа развернулась лишь в 1861—1862 годах.
В выписке из личного дела Римского-Корсакова в Морском корпусе отметили: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит».
Весной 1862 года Николай Андреевич с отличием окончил Морской корпус и выпущен корабельным гардемарином на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки. Это был знаменитый поход кораблей Балтийского флота, в результате которого североамериканские Штаты избежали вторжения англо-французских союзников «южан», смогли победить в Гражданской войне и получить независимость от Британии.
Решение царского правительства о поддержке президента Линкольна было продиктовано логикой дружбы «против» Британии, которая активно разжигала беспорядки на территории самой Российской империи. Русский флот был представлен двумя эскадрами – в состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», а также тот самый клипер «Алмаз» на котором служил сначала гардемарином, потом мичманом Н.А. Римский Корсаков. Командующим эскадрой был капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский. Римскому-Корсакову было всего 19 лет, когда корабли отправились к берегам Америки. Плавание было тяжелым, особенно много волнений доставил переход по северным морям в штормовых условиях. Важнейшим условием путешествия было сохранение секретности. Однако русские корабли сумели дойти до Нью-Йорка в целости и сохранности, вызвав настоящий восторг американской публики. США, ожидавшие вторжения британских интервентов, были спасены.
Британия и Франция, поддерживавшие южные мятежные штаты, отменили планировавшиеся военные операции, так как не желали прямого военного столкновения с русскими эскадрами.
Николай Андреевич вспоминал: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке», – вспоминал Николай Андреевич.
Римский-Корсаков и другие члены экипажа с интересом бывали на берегу, путешествовали по Нью-Йорку. Сохранилось оставленное композитором описание Ниагарского водопада – кстати, именно в одной из местных гостиниц состоялось первое выступление композитора перед иностранной публикой. По просьбе командующего эскадрой Степана Степановича Лесовского молодой гардемарин развлекал собравшихся игрой на фортепиано.
Но самое большое впечатление на будущего композитора произвел поход эскадры к берегам Бразилии.
«Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесны тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете», – восторженно писал Римский-Корсаков
В этом походе на своем корабле он посетил ряд стран — Британию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Трудная морская служба на клипере совершенно не оставляла времени для занятий музыкой. Однако впечатления от морской службы впоследствии воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях.
Позднее эти впечатления нашли свое музыкальное отражение в его произведениях, так или иначе связанных с морем.
Вернувшись из дальнего похода, Николай Андреевич снова вливается в общество членов Балакиревского кружка, где он знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным, с новым кумиром кружка А. С. Даргомыжским, с сестрой композитора Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.
В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку.
По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение.
Но перед ним впервые встал ребром вопрос: намерен ли он продолжать флотскую карьеру, или все-таки отдаться музыкальной стихии. Быть в двух мирах у него уже не получалось. «Музыкальная моя жизнь раздваивалась: в одной половине, в кружке Балакирева, меня считали композиторским талантом, плохим пианистом или вовсе не пианистом, милым и недалеким офицериком; в другой половине, между знакомыми и родными семейства Воина Андреевича, я был морской офицер, дилетант, прекрасно играющий на фортепиано и знаток серьезной музыки, между прочим, что-то сочиняющий», – с самоиронией рассказывал о нелегком выборе Николай Андреевич.
Эта партитура Первой симфонии была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного впоследствии исполнителя всех симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.
Уйдя в 1873 году окончательно в отставку, связи с флотом он не разорвал, был назначен инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров). В его обязанности входил контроль над оркестрами и их репертуаром на всех флотах, руководство капельмейстерами, курирование учеников Консерватории – стипендиатов морского ведомства. Этому хлопотному делу он посвятил более 10 лет.
В конце 60-х на одном из музыкальных вечеров у композитора Александра Даргомыжского Николай Андреевич Римский-Корсаков познакомился с пианисткой Надеждой Пургольд. Она изучала теорию музыки, писала небольшие пьесы и увертюры, дружила с участниками «Могучей кучки» и играла их произведения.
Пургольд помогала Римскому-Корсакову в работе над «Псковитянкой». Пианистка разбирала эскизы оперы, обсуждала и редактировала их с композитором. Позже Римский-Корсаков писал: «Увертюра («Псковитянки») от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Пургольд помогала редактировать его произведения. В 1871 году во время совместного чтения повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» Римский-Корсаков сделал Надежде Пургольд предложение. Через год они обвенчались в Паргаловской церкви, а вскоре композитор посвятил ей романс «Ночь». Жене Римский-Корсаков посвятил и свою вторую оперу — «Майская ночь». Ее премьера прошла в 1880 году в Мариинском театре.
Вместе Римский-Корсаков и Пургольд прожили больше 30 лет, в браке у них родилось семеро детей. Их сын Владимир Римский-Корсаков писал, что Николай Андреевич «до конца жизни не переставал восхищаться игрой жены и особенно любил, и поощрял ее занятия фортепианной игрой в летние месяцы на даче, где она располагала для этого более свободным временем, чем в городе».
Сын Михаил (1873—1951), дочь Софья (1875—1943), сын Андрей (1878—1940), сын Владимир (1882—1970), дочь Надежда (1884—1971), дочь Мария (1888—1893) — умерла в возрасте 5 лет, сын Святослав (1889—1890) — умер во младенчестве.
В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Ратклиф», заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость» (1869—1870). Совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым в 1877—1878 годах редактировал партитуру оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1878—1881 годах — партитуру оперы «Иван Сусанин». Долгое время работал над доработкой, оркестровкой и редакцией произведений М. П. Мусоргского: в 1881—1883 годах обрабатывал и редактировал оперу «Хованщина»; в 1886 году доработал фантазию для оркестра «Ночь на Лысой горе»; в 1892—1894 годах работал над редактированием и оркестровкой оперы «Борис Годунов»; в 1906 году редактировал оперу «Женитьба» и работал над оркестровкой трёх вокальных произведений композитора — «Гопак» (из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»), «По грибы» (слова Л. А. Мея) и «Спи, усни, крестьянский сын» (из поэмы А. Н. Островского «Воевода».
В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: в 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он — инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 год — директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.
В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения (кстати, по собственному признанию композитора, он не столько учил студентов сочинению музыки, сколько учился сам).
В 1878 году Римский-Корсаков дирижировал Адмиралтейским военно-морским оркестром. Композитор первым среди моряков организовал сводный оркестр Кронштадского порта, с которым дал три благотворительных (инвалидных) концерта. Для этих концертов он специально написал вариации для гобоя, концерт для тромбона и концерт для кларнета.
В середине 70-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32).
Начиная с 1882 года, Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883—1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллой в чине статского советника. В 1886—1900 годах — постоянный дирижёр «Русских симфонических концертов». Так, 31 октября (12 ноября) 1887 года впервые прозвучало «Испанское каприччио» под управлением Римского-Корсакова, а в 1888 году в Петербургском зале Дворянского собрания композитор дирижировал исполнением «Воскресной увертюры», которую он посвятил памяти Бородина и Мусоргского.
В 1906 году избран членом Шведской королевской музыкальной академии.
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Константин Галкаускас, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Артур Капп, Михаил Кузмин, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Мелнгайлис, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Владимир Сенилов, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Яков Степовой, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Рудольф Тобиас, Николай Черепнин, Михаил Чернов, Максимилиан Штейнберг, Андрей Юрьян. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Литвы (К. М. Галкаускас), Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Степовой, Ф. С. Акименко), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп).
И. Ф. Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда никого не хвалил. Ученик, который ожидал одобрительного похлопывания по плечу, разочаровался бы в Римском-Корсакове. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике».
Центральный оркестр ВМФ России, основанный в 1941 году и входящий в число музыкальных оркестров центрального подчинения, наряду с Первым показным оркестром Министерства обороны и Оркестром почетного караула, носит имя композитора. Его полное название – Центральный концертный образцовый оркестр им. Н. А. Римского-Корсакова ВМФ России.
Скончался Николай Андреевич Римский-Корсаков в усадьбе Любенск 21 (8) июня 1908 года.
Давно нет с нами бывшего морского кадета — гардемарина Н.А.Римского-Корсакова, но его произведения — оперы, симфонические произведения звучат на самых престижных сценах мира.
Кто проиграл флот или мировое искусство, что Николай Андреевич не стал моряком, адмиралом. Ведь мог пойти по стопам родного брата и своих предков. И тем не менее на своем месте он прославил и Россию и ее военно-морской флот, проявив свои таланты в не свойственном морякам деле. Хотя флоту и морской службе был предан до конца жизни.
«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив). Но есть сведения, что именно «Полет шмеля» он написал во время перехода на военном корабле для помощи Североамериканским Соединённым штатам.
Римский-Корсаков написал за свою жизнь 15 опер – больше, чем любой другой отечественный композитор. Его перу принадлежит первая в истории русской музыки симфония. За 37 лет работы в Петербургской консерватории он воспитал более 200 музыкантов.
Оперы: Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895), Майская ночь (1880), Снегурочка (1881), Млада (1892), Ночь перед Рождеством (1895), Садко (1896), Моцарт и Сальери (1898), Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898), Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане (1900), Сервилия (1902), Кащей Бессмертный (1902), Пан воевода (1904), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904), Золотой петушок (1907).
Симфонические произведения: Симфония № 1 (1865; 1884), Сказка (симфоническая пьеса) (1880), Симфониетта на русские темы (1885), Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880), Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891), Симфония № 3 (1873; 1886), Шехеразада (симфоническая сюита) (1888), Испанское каприччио, (1897), Светлый праздник (увертюра), Садко, (1896), Снегурочка (сюита), Ночь перед Рождеством (сюита), Концерт для фортепиано с оркестром.
Вокальные сочинения: 79 романсов, хоры с оркестром и a capella, сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен» (собранных Т. Филипповым) (1882).
Книги: Летопись моей музыкальной жизни (1909), Практический учебник гармонии (1885), Основы оркестровки (1913).
Коллективные сочинения Римского-Корсакова: «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым, Квартет на тему B-la-ef к именинам Митрофана Петровича Беляева: первая часть —Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»), В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд).
Именем Римского-Корсакова названы: Ленинградский областной детский дом музыкального воспитания им. Н.А.Римского-Корсакова, Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова, Средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине,
Литература:
Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Русский биографический словарь 23000. Москва. Эксмо, 2007 года
Статьи из Интернета:
- Римский-Корсаков Н.А.
2. На службе Отечеству. Воин Андреевич Римский-Корсаков https://topwar.ru/43656-na-sluzhbe-otechestvu-voin-andreevich-rimskiy-korsakov.html?ysclid=lfkz1w60ib348542539
3. Ладомирские https://tver-bul.livejournal.com/184760.html?ysclid=lfkyk71m97698557935
4. Римский-Корсаков Николай Андреевич https://www.pravmir.ru/rimskiy-korsakov-nikolay-andreevich/?ysclid=lfl06te5e7304963218
5. Римский-Корсаков Николай Андреевич (1944-1908) https://www.conservatory.ru/esweb/rimskiy-korsakov-nikolay-andreevich-1844-1908
6. Композитор и моряк. Римский-Корсаков служил в Балтфлоте и помогал Линкольну https://spb.aif.ru/culture/kompozitor_i_moryak_rimskiy-korsakov_sluzhil_v_baltflote_i_pomogal_linkolnu?ysclid=lfl0cv6oe8173089815
7. Категория: Учебные заведения, названные в честь Николая Римского-Корсакова https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B2_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0
Имена на карте Ленинградской области Римский-Корсаков Николай Андреевич http://xn——6kcbbfljec5aacglpidjyhbmpcf2anpqi6a.xn--p1ai/ru/personalia/429